Продолжаем ждать перемен (ч. 2)

Колесные экскаваторы

Леонид Малютин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Окончание, начало см. в «ОС» № 11, 2012 г.)

В прошлом номере в статье о колесных экскаваторах мы уделили внимание таким фирмам-производителям, как «Тверской экскаватор», Caterpillar, Komatsu, Liebherr и Hitachi. В этом номере тему «колесников» продолжат Hyundai, Doosan, Volvo, JCB, Hidromek и Case. Следует отметить, в сегменте импорта квартал на квартал не приходится: то лидируют Caterpillar и Komatsu, то Hyundai и Doosan.

За последние годы Hyundai Heavy Industries значительно укрепилась на российском рынке, заставив подвинуться более именитых конкурентов. Основой успеха стал высокий уровень качества строительной техники Hyundai, практически не уступающий японским и европейским конкурентам при более доступной цене.

Сегодня корпорация Hyundai поставляет на международный рынок 9-ю серию колесных экскаваторов. У российских дилеров предложение включает как машины 9-й серии, так и предыдущей серии 7А.

Девятая серия включает модели R140W-9 (масса – 14,7 т, мощность – 78 кВт), R170W-9 (18,4 т, 87 кВт), R210W-9 (20,7 т, 121 кВт), а также мини-экскаватор R55W-9 (5,5 т, 42,5 кВт), которые являются развитием серии 7А. На них устанавливают двигатели Cummins или Mitsubishi, причем первому отдается предпочтение, на мини-экскаваторе – Yanmar. При сохранении мощности на прежнем уровне экскаваторы прибавили в весе. Основные отличия 9-й серии – в дизайне кабины, гидросистеме, бортовой электронике. Кабина стала крупнее, просторнее, улучшились звукоизоляция и пассивная безопасность. Увеличили площадь остекления – стал лучше обзор. Система кондиционирования и отопления на 20% производительнее прежней. Бортовой компьютер со сверхконтрастным дисплеем выдает более точную и подробную информацию. В гидроприводе основные изменения коснулись мощности насосной установки и объема гидросистемы. Мероприятия по усовершенствованию силовой установки, гидравлики и электроники привели к тому, что 9-я серия на 10% экономичнее предыдущей. Значительно сокращены расходы на техническое обслуживание – первая замена фильтров через 1000 м/ч.

В базовую комплектацию входит моноблочная стрела, по заказу устанавливают двухзвенную. На выбор также две рукояти разной длины и ковши различного назначения. Экскаватор можно оснастить планировочным ковшом, скальным, гидромолотом, гидроножницами, вибротрамбовкой, механизмом быстрой смены навесного оборудования, гидробуром, фрезой, траншеекопателем.

Другой набирающий популярность конгломерат – Doosan Infracore – продолжает поставлять линейку DX. Также доступны экскаваторы предыдущего поколения Solar, унаследованного от Daewoo, с двигателями, отвечающими нормам токсичности выхлопов Stage 2. Текущая линейка колесных экскаваторов включает модели DX140W (13,8–5,6 т, 99  кВт), DX160W (15,9–16,7 т, 99 кВт), DX170W (16,2–18 т, 103 кВт), DX190W (17,8–19,5 т, 116 кВт) и DX210W (20,4–20,9 т, 121 кВт). Doosan оснащает экскаваторы двигателями собственного производства, причем на 14-тонном также стоит мощный 6-цилиндровый двигатель объемом 6 л.

Экскаваторы DX – современные машины, по техническому уровню, по эргономике отвечающие требованиям самого искушенного пользователя. На все модели устанавливают двигатель Doosan DL06 Tier 3/ Stage 3A с системой впрыска Common Rail. Двигатель и гидросистема работают под управлением фирменной электронной системы e-EPOS, которая оптимизирует подачу насосного агрегата и расход топлива. Кабина отвечает требованиям безопасности и эргономики и выполнена в соответствии с современными течениями в промышленном дизайне. По уровню качества южнокорейские производители догоняют своих японских наставников.

Экскаваторы Doosan могут комплектовать моноблочной или двухвенной стрелой, на выбор рукояти различной длины, а также одно- или двускатная ошиновка шасси, бульдозерный отвал, аутригеры.

В то время как в каталоге «Вольво Восток» пребывает в одиночестве EW180C, вероятно готовясь к смене модельного ряда, головное предприятие Volvo CE уже полностью обновило линейку колесных экскаваторов. Обновленный модельный ряд включает EW140D (14,1–15,9 т), EW160D (16,2–18,2 т), EW180D (18,1–20,3 т, 126 кВт), EW210D (20,9–22,8 т, 126 кВт).

Силовая установка – двигатель Volvo D6H (D4H на EW140D), соответствующий текущим европейским экологическим нормам Stage 3B, выполнение которых достигнуто с помощью сажевого фильтра с активной регенерацией (выжиганием). В систему управления к рабочим режимам добавлен экономичный режим Eco. Вне зависимости от выбранного режима через заданный период простоя (3–20 с) система сбросит обороты двигателя до холостых, а при большем простое заглушит двигатель. Гидромотор хода теперь также управляется компьютером, что позволяет безопасно увеличить скорость экскаватора на спуске и при транспортировке тяжелого груза. Обновлен дизайн кабины Care Cab, которая получила регулируемую рулевую колонку узкого профиля для улучшения обзора и климат-контроль.

На выбор покупателя – моноблочная или двухзвенная стрела, рукояти различной длины и исполнения в зависимости от применяемого навесного механического или гидромеханического оборудования. Оператор может внести в память компьютера до 18 настроек подачи и давления с тем, чтобы можно было быстро менять навески, не настраивая каждый раз систему вручную. В качестве опционального оборудования предлагают автоматическую систему смазки, противовес увеличенной массы.

Британская компания JCB обновила линейку колесных экскаваторов: JS145W (14,6 т, 92 кВт), JS160W (17,3 т, 92 кВт), JS175W (17,5 т, 128 кВт) и JS200W (23,2 т, 128 кВт), слегка изменив Isuzu, своему давнему поставщику двигателей для экскаваторов. На «младшие» модели JS145W и JS160W теперь устанавливают собственные 4-цилиндровые двигатели Dieselmax объемом 4,4 л, мощность которых на 20 кВт больше, чем у прежних японских двигателей. На «старшие» модели JS175W и JS200W по-прежнему ставят двигатели Isuzu, но значительно более мощные. Соответствующие изменения внесены в гидросистему, усилены стрела и рукоять. Внедрена система рекуперации энергии в контуры рабочего оборудования для ускорения рабочего цикла и экономии топлива. Кроме того, JCB обновила дизайн кабины и в очередной раз изменила схему окраски экскаваторов.

Потребитель может выбрать между моноблочной и сочлененной стрелой, тремя вариантами рукоятей и различными навесками – ковшами, грейферами, гидромолотами Hammermaster и механизмами для разрушения. Наименование модели без дополнительных обозначений означает, что установлена моноблочная стрела, для двузвенной стрелы добавляют аббревиатуру ТАВ.

Американская компания Case, которая все активнее проявляет себя на российском рынке, через дилеров поставляет нам линейку колесных экскаваторов: компактные WX95 (10 т, 74 кВт) и WX125 (12,6 т, 84 кВт), средние WX145 (15,3 т, 90 кВт), WX165 (18,5 т, 105 кВт) и WX185 (20,5 т, 118 кВт) и тяжелый WX210 (21,5 т, 129 кВт). Компактные экскаваторы оснащены 4-цилиндровым двигателем Case Family III 445TA, на WX145 устанавливают 4-цилиндровый Case Family III 439TA, на остальные модели – 6-цилиндровый Case Family III 667ТА. Гидрооборудование работает от насосного агрегата с тремя регулируемыми аксиально-поршневыми насосами, в том числе с отдельным насосом механизма поворота платформы. В состав рабочего оборудования может быть включена двухзвенная стрела или моноблочная у старших моделей. На выбор рукояти различной длины и навесное оборудование – основные ковши, траншейные, дробильные, грейферы, захваты и т. д.

Турецкая компания Hidromek, намеревающаяся в ближайшем будущем воплотить свои планы по строительству завода в России, предлагает две модели колесных экскаваторов – HMK140W (15,8 т, 92,5 кВт) и HMK200W (21,8 т, 120,7 кВт). Экскаватор HMK140W оснащен двигателем Mitsubishi, HMK200W – двигателем Isuzu. Двигатели норм Stage 3A/ Tier 3 агрегатированы с тандемным аксиально-поршневым насосным агрегатом, который питает все исполнительные механизмы. Моторный отсек накрывается высоким капотом. Экскаваторы HMK140W и HMK200W разработаны инженерами компании Hidromek после тщательного анализа условий работ и пожеланий операторов. Все компоненты машин, включая стрелу, рукоять, ковш, ходовую раму и поворотную платформу, предназначены для тяжелого режима работы. При проектировании кабины разработчики следовали концепции комплексного интерфейса оператора: дверь кабины больших размеров, что позволяет оператору легко открывать ее на достаточную ширину, открывающееся переднее окно обеспечивает оператору превосходный угол обзора (окно открывается путем снятия или смещения вверх). Стандартное регулируемое сиденье оператора имеет 9 различных положений. Кабина установлена на шести вискозно-силиконовых опорах, которые поглощают шум, удары и вибрацию. Приятным моментом является и наличие у машин бортовой компьютерной системы Opera Control System: система управляет работой двигателя и гидросистемы, проводит их диагностику при пуске, поддерживает благоприятный микроклимат в кабине, обеспечивает электробезопасность, автоматически сбрасывает обороты двигателя и глушит его при простое, управляет двухскоростным ходовым гидромотором, а также включает противоугонную систему.

В базовой комплектации экскаватор HMK140W поставляют с двухзвенной стрелой, HMK200W – с моноблочной. Выполненные конструктивно в традиционном ключе, но при этом оснащенные инновационными решениями, упрощающими работу оператора, экскаваторы Hidromek привлекут внимание многих пользователей. Здесь следует отметить и сравнительно низкие затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию.

Общий тренд мирового машиностроения – усложнение конструкции в погоне за экологичностью, экономичностью, высокими потребительскими свойствами. Цена растет соответствующе. Такое, казалось бы, нехитрое устройство, как колесный экскаватор, по насыщенности высокими технологиями приближается к космическому челноку. К ставшим уже привычными технологиям, таким как Common Rail, добавляют новые – каталитическую нейтрализацию отработавших газов, отдельный гидронасос механизма поворота платформы, управляемый компьютером гидромотор хода, систему рекуперации энергии на рабочем оборудовании, развитые пользовательские интерфейсы бортовой компьютерной системы. Дошло и до потребительских технологий. Уже есть пример внедрения Bluetooth для потокового аудио и мобильной связи. Обещанные нами AMOLED-дисплеи, WiFi и прочие «свистелки» еще не появились, но от этого прогноза мы не отказываемся. Возможность транслировать свои восторги и бесценные снимки прямо из кабины экскаватора в Facebook и Twitter нам еще предстоит оценить. Возможно, что-то уже появится на выставке BAUMA 2013 в Мюнхене.

 

По просьбам читателей публикуем подробную таблицу технических данных модельного ряда колесных экскаваторов Liebherr
(описание см. в «ОС» № 11, 2012 г., стр. 51).

Техническая характеристика модельного ряда колесных экскаваторов Liebherr
Модель Вид рабочего инструмента (обратная или прямая лопата, грейфер и т. д.) Емкость ковша, м3 Максимальная глубина копания, м Максимальный радиус копания, м Максимальная высота выгрузки, м Мощность двигателя, кВт/л. с. Транспортная скорость, км/ч Эксплуатационная масса, кг Габаритные размеры, мм
A 900 C
Обратная лопата
0,32–0,95
5,80
9,10
6,40
95/ 129
20,0
17 400–19 600
9600x2550x3150
A 904 C
Обратная лопата
0,55–1,15
6,20
9,65
6,50
105/ 143
20,0
18 700–21 500
9600x2550x3160
A 924 C Plus
Обратная лопата
0,55–1,35
6,45
10,05
6,60
129/ 175
20,0
20 900–25 600
9900x2750x3215
компании по теме статьи
компании по теме статьи