Продолжаем ждать перемен (ч. 1)

Колесные экскаваторы

Леонид Малютин
Liebherr A900 Compact Litronic
Liebherr А311 Litronic
Liebherr A924C Plus Litronic
ТВЭКС ЕК-14-20
 
Caterpillar M315D
HIDROMEK HMK 140W
Hitachi ZX210W-3
Сборочный цех Тверского экскаваторного завода
HIDROMEK HMK 200W
ТВЭКС ЕК-14-90
Case
HIDROMEK HMK 140W
Komatsu PW160-7
HIDROMEK HMK 140W

Колесные экскаваторы – активный сегмент рынка экскаваторов. Исторически сложилось, что «колесники» выпускали сразу несколько заводов большими тиражами, что определило их широкое распространение и прочное внедрение в технологические цепочки.

Завод «Тверской Экскаватор» (входит в состав компании «РМ-Терекс» – совместное предприятие российской корпорации «Русские Машины» и многоотраслевого мирового производителя Terex Corporation) – один из крупнейших отечественных производителей колесных и гусеничных экскаваторов.

Компания «RM-Terex» создана в мае 2012 года, цель данного бизнес-проекта – производство строительно-дорожной техники на высоком технологическом уровне и по доступной цене, расширение географического присутствия и продуктового предложения для клиентов. В планах компании кроме локализации производства техники Terex, глубокая модернизация текущего модельного ряда ТВЭКС, создание принципиально новых образцов техники.

Модельный ряд колесных экскаваторов «Тверского экскаватора» включает следующие модели: ЕК-12 (13 т), ЕК 14 (14 т), ЕК 18 (18 т) и ЕК 20 (20 т) и их модификации. Производство колесного экскаватора ЕК-8 осуществляется только по запросам рынка.

Конкурентное ценовое предложение, улучшенные условия гарантийного обслуживания, наличие финансовых инструментов дают технике ТВЭКС хорошие преимущества перед конкурентами и предоставляют возможность предлагать клиентам наиболее выгодные условия приобретения техники.

Из последних новинок завода – модификация 14-тонного экскаватора ЕК 14-90. Ее основные отличия от базовой модели – гидросистема Bosch-Rexroth, измененная конструкция рабочего оборудования, более мощный двигатель. Применена полнокомплектная гидросистема Bosch-Rexroth на основе гидрораспределителя М8, который обеспечивает совмещение 3–4 операций, при этом движения плавные и точные. С увеличением давления в гидросистеме от 28 до 32 МПа увеличились усилия, создаваемые при копании рабочими органами. Новое гидрооборудование не требует дополнительных настроек, что облегчило использование техники. Изменили принцип управления ходом экскаватора – управление перенесено с рук на ноги. Рабочее место оборудовано хорошо читаемой приборной панелью, регулируемой рулевой колонкой AMA (Италия). Благодаря новой узкой рулевой колонке кабина стала более просторной, улучшилась обзорность. Сиденье машиниста подрессорено и может регулироваться по росту и массе оператора, предусмотрены места для установки радиоприемника и колонок. Обогрев кабины поручили отопителю Zenith (Германия). Экскаватор ЕК-14-90 получил удлиненную до 2200 мм рукоять, что позволило довести глубину копания до 5,5 м, а высоту разгрузки – до 5,7 м. Вместимость штатного ковша 0,8 м3. Эксплуатирующие организации отмечают, что экскаватор стал эффективнее в разработке твердых грунтов, т. к. усилие копания увеличилось на 15%, до 9,5 кН. Для обеспечения устойчивости масса цельного противовеса увеличена на 400 кг. Благодаря измененной капотной системе экскаватор стал удобнее в обслуживании. Межсервисный интервал увеличен с 125 до 250 ч. Фильтры гидросистемы необходимо менять через 500 ч.

Что касается сегмента импортной техники, то здесь выбор чрезвычайно широк – Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr, JCB, Volvo, Hyundai, Doosan, New Holland, Case. Остальные марки менее заметны.

По характеристикам, дизайну, комфортабельности, удобству в управлении и обслуживании все они примерно равны. Колесный экскаватор – мобильная машина, предназначенная в большей степени для оперативного решения проблем на удаленных друг от друга участках. И способности работать в две смены в течение длительного периода, как у гусеничных экскаваторов, от них не требуется. Поэтому по таким показателям, как надежность, устойчивость к перегрузкам, экскаваторы всех марок нивелируются, и при выборе на первый план выступают цена, комплектация, предпочтения покупателя и задачи, которые перед ним стоят. Кого-то устраивает Hitachi, кто-то в восторге от дизайнерских изысков JCB, кому-то подавай только Caterpillar. Большое, а порой и решающее значение приобретают стоимость нормо-часа у фирменной сервис-службы, ее квалификация и оперативность, возможность быстрой поставки и стоимость оригинальных запчастей, доступность неоригинальных запчастей.

Caterpillar поставляет колесные экскаваторы со своего завода в Вакерсдорфе (Германия) – немецкое качество в американской упаковке. C 2007 г. модельный ряд не изменился и состоит из 5 моделей – M313D (8–13,6 т, 95 кВт), M315D (15,7–18 т, 101 кВт), M316D (17,2–19,4 т, 118 кВт), M318D (18,1–19,9 т, 124 кВт) и M322D (19,9–22 т, 123 кВт). Отличительные технические особенности Caterpillar – 4 и 6-цилиндровые двигатели Cat C4.4 и C6.6 с фирменной системой питания Acert и собственная электронная система диагностики и управления. В течение десятилетий силовые агрегаты Caterpillar пользуются уважением в самых различных отраслях. Экскаваторы поставляют с моноблочной или двухзвенной стрелой, на выбор 3–4 варианта рукоятей различной длины и широкий набор навесного оборудования собственного производства, полностью адаптированного к экскаваторам Caterpillar. Возможна установка навесок и других поставщиков.

К преимуществам также можно отнести сильную дилерскую и сервисную сеть, крупный склад запасных частей в Подмосковье, мировую организацию поставок фирменных запасных частей и эксплуатационных жидкостей, сервисные программы, такие как отбор и анализ проб масел и жидкостей (лаборатория московского дилера «Цеппелин Русланд» в Химках), программы капитального ремонта, трейд-ин, финансовые услуги. Кто еще из поставщиков может предложить такой спектр услуг?

Корпорация Komatsu поставляет в Россию колесные экскаваторы современной 7-й серии – PW160-7 (14,2–16,6 т, 90 кВт), PW180-7 (16–18,4 т, 109 кВт), PW200-7 (19–22 т, 125 кВт) и PW220-7 (21,7–22,3  т, 118 кВт). Масса экскаватора варьируется в зависимости от комплектации, в первую очередь от моноблочной или двухзвенной стрелы и варианта рукояти. Фирменные черты экскаваторов Komatsu – собственные двигатели и интеллектуальная гидросистема HidrauMind.

Начатое в 2010 г. обновление модельного ряда на 8-ю серию выводом на европейский рынок моделей PW148-8 и PW160-8 пока не завершено. Возможно, корпорация просто ждет крупной выставки для яркой премьеры новых моделей.

Экскаваторы Liebherr – техника премиум-класса, поэтому ее продают сравнительно немного – число ценителей невелико. У Liebherr самая длинная линейка колесных экскаваторов в отрасли  – порядка 15 базовых моделей. Есть от чего глазам разбежаться.

В текущую линейку входят модели А309 Litronic (11,3–12,5 т, 65 кВт) и А311 Litronic (12,1–13,5 т, 68 кВт), А314 Litronic (14,4–16,6 т, 90 кВт), A914 Compact Litronic (15,1–17,1 т, 105 кВт), A914 Litronic (15,2–17,5 т, 100 кВт), A900C ZW Litronic (19,6–22 т, 105 кВт), А904С Litronic (18,7–21,5 т, 105 кВт), A916 Litronic (16,8–18,8 т, 110 кВт), A918 Compact Litronic (17,5–19,5 т, 110 кВт), A918  Litronic (17,7–19,9 т, 120  кВт), A920 Litronic (18,9–21,7 т, 120 кВт), А914С Litronic (20,1–22,9 т, 120 кВт), А924С Litronic (20,9–25,6 т, 135 кВт), A924C Plus Litronic (26,6–27,3 т, 135 кВт).

Надо сказать, что Liebherr не стояла на месте. С 2010 г. в этом списке произошли значительные изменения. Он стал длиннее, рад моделей удалены, появилось много новых. Обратим ваше внимание на новые модели с приставкой Compact – A914 Compact Litronic и A918 Compact Litronic с уменьшенным радиусом поворота поворотной платформы и двухзвенной стрелой, предназначенные для работы в стесненных городских условиях. Из мира мини и миди гусеничных экскаваторов укороченная поворотная платформа приходит в мир колесных экскаваторов.

Сильной стороной Liebherr является также чрезвычайно широкий шлейф механического и гидромеханического навесного оборудования на все случаи жизни. То есть с помощью экскаватора Liebherr можно решить любую задачу, требуется только экскаваторщик-виртуоз.

Hitachi стабильна в отношении колесных экскаваторов и предлагает линейку экскаваторов серии Zaxis-3, выведенную на рынок в 2007 г., – ZX140W-3 (масса 16,5 т, мощность 90 кВт), ZX170W-3 (18,6 т, 107 кВт), ZX190W-3 (20,4 т, 122 кВт) и ZX210W-3 (21,1 т, 122 кВт). В том же 2007 г. Zaxis-3 задала направление в экскаваторной моде – кабина со сплошным правым стеклом без перегородки, которому последовали все остальные производители экскаваторов. Чтобы сохранить жесткость кабины и устойчивость к 2,5-кратным нагрузкам при опрокидывании экскаватора, ее каркас значительно усилили. Для пользователей в развитых странах кондиционер – штатное устройство, и ликвидации форточки на правом окне они даже не заметили. А вот российским операторам не понравилось одновременное отсутствие форточки и кондиционера.

Экскаваторы Hitachi оснащены двигателями Isuzu, которые считаются одними из лучших двигателей для этого вида техники. К особенностям колесных экскаваторов Zaxis-3 также можно отнести интеллектуальную гидросистему Hios II, увеличенный угол качания переднего моста, что способствует лучшей устойчивости при движении по неровностям, кабину Cres II, которая обеспечивает безопасность оператора за счет прочного силового каркаса, а также хороший обзор и высокий уровень комфорта.

Особенность экскаваторов Case серии WX – новая двухступенчатая коробка переключения передач Power-Shift, позволяющая переключаться без остановки. Максимальная скорость передвижения увеличена до 30 км/ч, что сокращает время передвижения.

Характерные для Case ступенчато регулируемые обороты двигателя и замедленный режим обеспечивают точность и безопасность при перемещении и грузоподъемных работах.

Рама с модульной конструкцией позволяет подобрать вариант согласно требованиям покупателя. Опоры, независимо от того, крепятся они к раме болтами или приварены, обеспечивают высочайшую жесткость конструкции. Управление опорами и отвалом (впереди/ сзади и справа/ слева) осуществляется отдельно с помощью переключателя и джойстика. Опоры с большей опорной поверхностью можно по очереди блокировать. Они придают машине наилучшую динамическую устойчивость при работе и на рыхлой, и на твердой почве.

Опоры City с многочисленными вариантами установки предлагают самые разнообразные решения для достижения отличной устойчивости при наличии ограниченного рабочего пространства, при ведении работ на асфальтовом покрытии. В стандартной комплектации имеется вместительный ящик для инструментов под левой подножкой.

Широко представлены колесные экскаваторы Case от 9 до 24 т в различном исполнении и с широким выбором навесного оборудования. Это модели WX95, WX125, WX145, WX165, WX185 и WX210.

Турецкая компания Hidromek, известная на российском рынке по экскаваторам-погрузчикам HMK, имеет в своем арсенале шесть моделей экскаваторов, из них две на колесном ходу: HMK 140W (масса 15 400 кг, мощность 124 л.с.), HMK 200W (22 800 кг, 162 л.с.) и четыре на гусеничном ходу: HMK 140LC (14 300 кг, 124 л.с.), HMK 220LC (22 300 кг, 162 л.с.), HMK 300LC (30 800 кг, 202 л.с.) и HMK 370LC (38 350 кг, 271 л.с.). Мод. HMK 140W и HMK 140LC оснащены 4-цилиндровым двигателем Mitsubishi, остальные – 4- и 6-цилиндровыми двигателями Isuzu. Обе модели двигателей имеют водяное охлаждение и прямой впрыск топлива, что уменьшает потребление топлива и повышает крутящий момент. Двигатели отвечают требованиям экологических стандартов Tier 3/ Stage 3A. Несмотря на разную мощность и габариты, все модели обладают высокой производительностью при любых рабочих условиях, а широчайшая линейка навесного оборудования позволяет получать от машин максимальную эффективность. Все компоненты – стрела, рукоять, ковш, ходовая часть, ходовая рама и поворотная платформа – рассчитаны на высокие нагрузки. Ходовая часть колесных моделей оснащена бульдозерным отвалом на передней стороне и выносными опорами на задней стороне. Задний мост колесных экскаваторов имеет жесткое крепление к ходовой раме, а передний прикреплен к раме c помощью шарниров с пальцами, обеспечивающими качание, и фиксируется в рабочем положении блокировочными гидроцилиндрами. Максимальная сила тяги, длительный срок службы и прочие высокие эксплуатационные характеристики достигаются благодаря высокотехнологичным трансмиссии, мостам и гидромоторам привода хода, выпускаемым известными в мире производителями. В гидромоторах предусмотрена система защиты, исключающая выход из-под контроля машины при движении вниз по склону. Гидромоторы защищены крышкой из листового металла.

Применение двух регулируемых аксиально-поршневых гидронасосов Kawasaki позволило увеличить производительность рабочего гидрооборудования экскаваторов Hidromek и срок службы насосов. Производительность гидросистемы регулируется по потребности. Вследствие согласования мощности, развиваемой двигателем, и мощности, потребляемой насосами при увеличении нагрузки, исключается возможность перегрузки двигателя. Оператор может сосредоточить внимание только на выполняемой работе, поскольку приоритет движений рукояти, стрелы и механизма вращения надстройки автоматически обеспечивается гидрораспределителем.

Важной особенностью является возможность опускания рабочего оборудования в аварийных случаях (например, отказа двигателя или основного гидронасоса) с помощью гидроаккумулятора. Система амортизации в гидроцилиндрах обеспечивает работу без ударов и вибрации.

Кабина экскаваторов Hidromek разработана с таким расчетом, чтобы обеспечить комфортную работу оператора даже в самых тяжелых условиях эксплуатации: широкий угол обзора благодаря переднему открывающемуся окну, эргономичное регулируемое в девяти различных положениях сиденье. Кабина установлена на шести вискозно-силиконовых опорах, которые поглощают удары и вибрацию. В стандартное оборудование входит кондиционер. Новое поколение экскаваторов Hidromek впервые в своем классе оборудовано интерфейсом Opera, который включает в себя все устройства управления, цветной экран TFT и электронный блок управления на эстетичном пульте управления. Система Opera оснащена функцией регистрации кодов неисправности, постоянно контролирует важные параметры машины (расход топлива – средний или мгновенный, давление в гидросистеме, температуру охлаждающей жидкости в двигателе и температуру гидравлической жидкости, давление турбонаддува, давление топлива и проч.) и предупреждает оператора о неисправности. Система Opera позволяет устанавливать 4 режима мощности и 4 рабочих режима. В зависимости от нагрузки она выводит экскаватор на наиболее подходящий рабочий режим с высокой производительностью и экономичностью благодаря согласованной работе дизельного двигателя и гидронасоса. Система оснащена функцией предотвращения перегрева без прекращения работы, автоматического прогрева, выключения электропитания, а также защитой от хищения с персональным кодом. По специальному заказу система может быть оборудована спутниковой системой слежения GPRS, видеокамерами заднего вида и видеокамерой на рукояти.

(Окончание следует)

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Экскаватор
Леонид Малютин Основные Средства 11'2012 16 ноября 2012

Комментарии (0)