Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
 2
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Гидравлический молот может работать под водой
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Секреты воздушного фильтра
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости

Ждем перемен

Колесные экскаваторы

Леонид Малютин
ТВЭКС ЕК-14
ТВЭКС ЕА-17К
Экскаватор-планировщик ТВЭКС ТЭП-18
ТВЭКС ЕК-14
«Эксмаш» E160WLC
Полноразмерный Liebherr A904C Litronic с двухзвенной стрелой
Volvo EW180C у завода Volvo в Калуге намекает на будущее производство
Hitachi ZX170W-3
Hyundai R140W-7A
ЭО-33211А Уралвагонзавода
Caterpillar M315D
Liebherr A311 Litronic с двухзвенной стрелой и механизмом поворота на опоре
Komatsu PW160-7
JCB JS145W
Doosan DX160W
New Holland WE150 с сокращенным радиусом поворота платформы
Первый колесный экскаватор Liebherr, 1954 г.

Говорить о том, что наша экономика, несмотря на некоторое оживление в 2010 г., вышла из кризиса, преждевременно. Рынок колесных экскаваторов, как и остальные сегменты экономики, несколько активизировался по сравнению с катастрофическим 2009 г. Экскаваторные заводы возобновили работу, а импортеры – поставки, при этом темпы роста импорта превышают внутреннее производство. Однако никто не стремится к докризисным объемам, а осторожно следует за спросом.

Однако чем ниже объемы, тем сложнее с поставками комплектующих и сохранением рентабельности. Спрос на отечественную продукцию отстает из-за менее привлекательного соотношения цена–качество, коротких модельных рядов российских производителей и практически отсутствия у них комплексного предложения, а также из-за разницы в покупательной способности коммунальных хозяйств, ориентирующихся на отечественную технику, и строительных организаций, предпочитающих качественный импорт.

Кроме того, российским производителям колесных экскаваторов стоит готовиться к следующему удару. Volvo CE заложила производство «колесников» в планы завода в Калуге. Из-за кризиса пуск производства отложили, но этому плану суждено сбыться. Завод Caterpillar в г. Тосно Ленинградской области, заводы Komatsu в Ярославле и Liebherr в Нижнем Новгороде не планировали заниматься колесными экскаваторами, но с ростом рынка их планы могут и поменяться. Колесные экскаваторы – всего лишь небольшая часть продуктовых портфелей этих компаний. Локализация производства колесных экскаваторов даст некоторый выигрыш в цене, сроках поставки, обеспечении запчастями и даст стимул к расширению сервисных сетей.

В кризис «Тверской экскаватор», главный производитель «колесников» на постсоветском пространстве, сократил объемы производства более чем в 5 раз: в 2007 г. завод выпустил 2615 экскаваторов, в 2008-м – 1917, а в 2009-м – всего около 350 ед. В 2010 г. завод вышел на уровень рентабельности 50 экскаваторов в месяц, выпустив за первое полугодие около 300 колесных и гусеничных экскаваторов (их производство в 2009 г. перенесли в Тверь). Ковровский завод прекратил деятельность. Всего за 2010 г. в Твери планируют собрать до 640 машин при полной мощности до 1 тыс. машин в год.

Антикризисная программа включала не только сокращение персонала и реструктуризацию производственных площадей, но диверсификацию продуктового портфеля за счет новых моделей и видов техники – экскаваторов и экскаваторов-планировщиков на автомобильных шасси, а также услуг – ремонта, апгрейда экскаваторов, программы traid-in. В начале 2009 г. по заказу Минобороны страны завод начал производство новой модели войскового экскаватора ЭОВ-3522 на шасси КамАЗ-53501-0001360 с поворотной платформой и рабочим оборудованием от ЕК-12. Для гражданских отраслей, главным образом сырьевых и МЧС, экскаваторную установку ЕА-17К адаптировали к шасси КамАЗ-43118-0001960-15. В ноябре Группа ГАЗ поставила МЧС 10 экскаваторов ЕА-17К на сумму более 51 млн. руб. Представленный в марте 2010  г. одновременно с ЕА-17К экскаватор-планировщик ТЭП-18 на полноприводном шасси КамАЗ-65111 также ориентирован в первую очередь на МЧС и сырьевые отрасли.

Принятая до кризиса концепция многовариантной комплектации экскаватора оказалась удачной и весьма кстати в условиях высокой чувствительности к цене. В одночасье предпочтения покупателей сместились в сторону наиболее доступной по цене комплектации, что потребовало пересмотра компонентной базы. Часть проблем удалось решить, и были найдены более доступные по цене альтернативные варианты, но, например, для компактного ЕК-8, интерес к которому значительно вырос, найти замену дорогой импортной комплектации оказалось затруднительно.

В производственной программе по-прежнему пять базовых моделей – ЕК-8 (масса 8,8 т), ЕК-12 (13 т), ЕК-14 (14 т), ЕК-18 (18 т) и ЕК-20 (20 т). Для моделей ЕК-12, ЕК-14, ЕК-18, ЕК-20 доступна комплектация и отечественными, и импортными агрегатами. На их основе завод выпускает модификации под требования конкретного заказчика. Так, для Узбекистана, крупные заказы которого оказались настоящей палочкой-выручалочкой, на экскаваторы ЕК-18 установили модернизированную кабину с измененной электронной приборной панелью и кондиционером. На ЕК-20 изменили рабочее оборудование – удлиненная рукоять позволила увеличить радиус копания до 11 м и глубину копания до 8 м. В ходовой части машины применены четыре опоры. Этой осенью завод выиграл очередной тендер на поставку 76 колесных и гусеничных экскаваторов. А всего за последние годы в Узбекистан поставили более 200 экскаваторов.

Завод «Эксмаш» (г. Тверь) выпускает две модели колесных экскаваторов – E130W и E160WLC массой 13,1 и 16,1 т, построенных на импортной агрегатной базе. Экскаваторы оснащены двигателями Deutz с жидкостным охлаждением и мощностью 67 и 87 кВт и гидроаппаратурой Bosch Rexroth, агрегатами трансмиссии ZF с маслопогружными дисковыми тормозами, рабочим оборудованием с моноблочной стрелой. Гидропривод выполнен по схеме LUDV фирмы Bosch Rexroth, обеспечивающей неограниченное количество совмещений в рабочем цикле, высокую точность выполнения операций и минимальные потери мощности. Внешне экскаваторы отличаются от отечественных конкурентов низким профилем моторного отсека и округлыми обводами.

Уралвагонзавод больше заинтересован в бронетехнике и железнодорожных вагонах, но с модернизацией модельного ряда экскаваторов у него многие годы как-то «не срастается». Как и в XX веке, завод предлагает основную модель ЭО-33211А массой 18 т с глубиной копания до 5800  мм, оснащенную двигателем ЯМЗ-236 мощностью 110 кВт, и модификацию ЭО-33211АК, предназначенную для ремонтно-восстановительных работ на инженерных сетях и сооружениях коммунального хозяйства. Рабочее оборудование включает основной ковш вместимостью 0,85 м3, в дополнение к которому предлагают увеличенный ковш 1,05 м3, узкий ковш 0,42 м3, зуб-рыхлитель и гидромолот МГ-300-01. Экскаватор ЭО-33211АК дополнительно оснащен насосной и сварочной установками.

Марка Hitachi за последние два года несколько сдала позиции конкурентам, но продолжает лидировать в сегменте импортных экскаваторов. Сегодня компания предлагает линейку колесных экскаваторов Zaxis, выведенных на рынок в 2007 г.: ZX140W-3 (масса 16,5 т; мощность 90 кВт), ZX170W-3 (18,6 т; 107 кВт), ZX190W-3 (20,4 т; 122 кВт) и ZX210W-3 (21,1 т; 122 кВт). Экскаваторы оснащены двигателями Isuzu, соответствующими экологическим нормам U.S EPA Tier 3 и EU Stage IIIA, с двумя распределительными валами, системой впрыска Common Rail и системой рециркуляции отработавших газов EGR с охлаждением. На выставке BAUMA 2007 экскаваторы Zaxis были первыми с кабиной нового дизайна со сплошным правым стеклом без перегородки. Чтобы сохранить жесткость кабины и устойчивость к 2,5-кратным нагрузкам при опрокидывании экскаватора, ее каркас значительно усилили. Отмечаемое операторами отсутствие форточки в правом стекле, по замыслу разработчиков, должна компенсировать система кондиционирования. Сегодня такой подход к дизайну кабины используют все ведущие производители экскаваторов.

Hyundai за два года не теряла, а наоборот, наращивала долю рынка, догоняя Hitachi. Модельный ряд колесных экскаваторов, поставляемых в Россию, включает полноразмерные модели R140W-7A (13,5 т; 89 кВт), R170W-7A (16,2 т; 94 кВт) и R200W-7A (20,5 т; 122 кВт), а также мини-экскаватор R55W-7A массой 5450 кг. Двигатели экскаваторов серии 7А отвечают текущим экологическим требованиям Stage IIIA/ Tier 3. На моделях R140W-7A и R170W-7A установлены двигатели Mitsubishi, на R200W-7A – двигатель Cummins, на R55W-7A – Yanmar 4TNV98 мощностью 42,5 кВт. Связка двигатель – тандемный аксиально-поршневой насос работает «под управлением» фирменной электронной системы САРО с тремя рабочими режимами – тяжелым, стандартным и режимом гидромолота. В базовую комплектацию входит моноблочная стрела, по заказу устанавливают двухзвенную стрелу. На выбор также две рукояти разной длины и ковши разного назначения.

Доля Komatsu меняется год от года, но компания остается в лидерах, занимая второе-третье место. Сегодня на российский рынок компания поставляет экскаваторы 7-й серии, или Dash-7, тогда как в Японии и Северной Америке продают экскаваторы 8-й серии. Обновление модельного ряда начали в Европе. Российское представительство Komatsu проводит взвешенную продуктовую политику и с осторожностью выводит новинки, отдавая предпочтение моделям с менее привередливыми к качеству топлива двигателями, оберегая и потребителей, и себя от проблем с топливной аппаратурой. Тем более, что развитая производственная структура позволяет предлагать каждому рынку отдельный модельный ряд.

В каталоге представительства значатся колесные экскаваторы PW160-7 (14,2...16,6 т; 90 кВт), PW180-7 (16...18,4 т; 109 кВт), PW200-7 (19...22 т; 125 кВт) и PW220-7 (21,7...22,3 т; 118 кВт). В продаже можно встретить и «младшую» модель PW140-7 (12,7…15,2 т; 90 кВт). Масса экскаватора варьирует в зависимости от комплектации, в первую очередь от моноблочной или двухзвенной стрелы и варианта рукояти. Фирменные отличия экскаваторов Komatsu – собственные двигатели и интеллектуальная гидросистема HidrauMind.

Caterpillar входит в четверку лидеров в сегменте импортных экскаваторов. Колесные модели выпускает специализированный завод корпорации в Вакерсдорфе, Германия (гусеничные экскаваторы поставляют с японского завода в г. Акаши). В линейку, выведенную на рынок в 2007 г., входят пять моделей – M313D (13,6...15,8 т; 95 кВт), M315D (15,7...18 т; 101 кВт), M316D (17,2...19,4 т; 118 кВт), M318D (18,1...19,9 т; 124 кВт) и M322D (19,9...22 т; 123 кВт). Все пять моделей корпорация поставляет в Россию. Они оснащены 4- и 6-цилиндровыми двигателями Caterpillar C4.4 и C6.6 с фирменной системой питания ACERT, позволяющей соответствовать современным экологическим стандартам. Машины поставляют с моноблочной или двухзвенной стрелой, на выбор три-четыре варианта рукоятей разной длины и широкий набор навесного оборудования собственного производства, полностью адаптированного к экскаваторам Caterpillar. Возможна установка навесок и других поставщиков.

В активе Volvo CE, открывающей второй эшелон зарубежных поставщиков, пять моделей – EW140C (14,4...15,8 т; 91 кВт), EW160C (16,4...18 т; 106 кВт), EW180C (18...20,1 т; 113 кВт), EW210C (19,9...22,2 т; 120 кВт) и EW230C (23,1...25,6 т; 125 кВт). Три первые модели находятся в каталоге «Вольво Восток». Экскаваторы оснащены дизелями Volvo нового поколения с технологией снижения токсичности V-ACT. Двигатель сочетается с чувствительной к нагрузке гидросистемой. Оператор может назначать приоритет стрелы, рукояти или механизма поворота платформы в зависимости от грунтовых условий и задач. Volvo всегда уделяла большое внимание дизайну машины, особенно кабине, ее удобству и безопасности. Кабины Cab Care для экскаваторов не стали исключением.

Конкурент Volvo по части дизайна британская компания JCB предлагает российским потребителям полную линейку колесных экскаваторов – JS130W (12,7...15 т; 69 кВт), JS145W (12,7...15 т; 72 кВт), JS160W (15,4...17,8 т; 72 кВт), JS175W (15,6...18 кВт; 102 кВт) и JS200W (18,8...21,4 т; 102 кВт). С такой маркировкой поставляют экскаваторы с моноблочной стрелой. В комплектации с двухзвенной стрелой к маркировке прибавляют аббревиатуру «ТАВ».

В Россию JCB поставляет экскаваторы с завода JCB Heavy Products в г. Ютокситер (Uttoxeter, центральная Англия). Слухи об их китайском, индийском или бразильском происхождении не более чем слухи.

В «колесниках» прослеживаются фирменные признаки экскаваторов JCB – двигатели Isuzu, японская гидроаппаратура и электронная система управления ASM. Механическое навесное оборудование производит завод JCB Attachments. Сложные гидромеханические навески JCB получает от специализированных производителей. Так, гидромолоты JCB Hammermaster поставляют Atlas Copco и Rammer (ныне – Sandvik). Подобной практики придерживаются все компании – не может один производитель, даже такой, как Caterpillar, объять необъятное разнообразие навесок.

Корейский конгломерат Doosan, поглотивший в 2005 г. Daewoo, предлагает колесные экскаваторы серии DX нового поколения, сменившего Solar, которая включает модели DX53W (5,55 т; 37,8 кВт), DX55W (5,6...5,9 т; 40,8 кВт), DX140W (13,8...15,6 т; 99 кВт), DX160W (15,9...16,7 т; 99 кВт), DX190W (17,8...19,5 т; 116 кВт) и DX210W (20,4...20,9 т; 121 кВт). Экскаваторы выпускают заводы корпорации в Корее и Бельгии, одну 13-тонную модель выпускает китайский завод.

Компактный экскаватор комплектуют 4-цилиндровым двигателем Yanmar, остальные модели – 6-цилиндровым Doosan DL06 Tier 3/ Stage IIIA с системой впрыска Common Rail. Двигатель и гидросистема работают «под управлением» фирменной электронной системы e-EPOS. Компания предлагает на выбор моноблочные или двухзвенные стрелы и рукояти разной длины.

В ожидании ввода в действие новых норм токсичности Stage IIIВ/ Tier 4 interim западные компании не торопятся с обновлением модельных рядов, за исключением, пожалуй, что только Komatsu и New Holland.

На BAUMA 2010 New Holland представила три новые модели – WE150 (15,0…16,5 т; 90 кВт), WE170 (16,9…18,5 т; 105 кВт) и WE190 (18,4…20,4 т; 118 кВт). На диапазон массы 15...20 т приходится три четверти рынка экскаваторов, потому становятся понятны маркетинговые усилия компании, пытающейся привлечь покупателя новизной, хотя новинкам оставили двигатели Tier 3/ Stage IIIA. На экскаватор WE150 установили 4-цилиндровый двигатель New Holland 445TA объемом 4,5 л, экскаваторы WE170 и WE190 получили 6-цилиндровый New Holland 667TA объемом 6,7 л. Зато новинки берут другим – укороченной поворотной платформой и отдельным регулируемым аксиально-поршневым насосом механизма поворота платформы.

С вводом новых моделей началась смена маркировки экскаваторов, унаследованной еще от O&K. Вместо немецкого МН (Mobile Hydraulikbagger – мобильный гидравлический экскаватор) теперь используют английскую аббревиатуру WE (Wheeled Excavator – колесный экскаватор).

Кроме новых моделей в модельный ряд входят компактные МН2.6 (10 т; 74 кВт), МН3.6 (12,6 т; 84 кВт) и тяжелые МН6.6 (19,7…21,5 т; 129 кВт) и МН8.6 (20,8…22,7 т; 129 кВт). Компактные модели оснащены 4-цилиндровыми двигателями New Holland 445TA, двумя управляемыми осями, двухзвенной стрелой с механизмом поворота на опоре стрелы. Тяжелые модели оснащены 6-цилиндровым двигателем New Holland 667TA, моноблочной или двухзвенной стрелой и на выбор одной из трех рукоятей разной длины.

Несмотря на самый обширный модельный ряд – 12 базовых моделей – и разнообразие комплектаций и навесного оборудования, концерн Liebherr ходит в отстающих по продажам в России. Объяснить это явление можно прежде всего ценой – подлинное немецкое качество дорогого стоит, но не всегда и везде востребовано. В линейку входят модели А309 Litronic (11,3…12,5 т; 65 кВт) и А311 Litronic (12,1…13,5 т; 68 кВт), А312 Litronic (12,9…15,0 т; 81 кВт), А314 Litronic (14,4…16,6 т; 90 кВт), А316 Litronic (16,3…18,3 т; 94 кВт), А900С Litronic (17,4…19,6 т; 95 кВт), А904С Litronic (18,7…21,5 т; 105 кВт), А914С Litronic (20,1…22,9 т; 120 кВт), А924С Litronic (20,9…25,6 т; 135 кВт). На компактные А309 и А311 устанавливают двигатели Deutz, так как Liebherr не выпускает двигатели такой маленькой размерности. На остальных моделях установлены двигатели собственной разработки и производства. Рабочее оборудование включает моноблочные стрелы, двухзвенные стрелы с механизмом смещения на верхнем звене и без него; А309 и А311 комплектуют двухзвенной стрелой с механизмом поворота на опоре стрелы. Перечень навесного оборудования, дополнительных устройств и деталей к ним занимает несколько страниц.

На российском рынке также присутствуют компании Case, Hydromec, Takeuchi, Jonyang, но их вклад в разнообразие российского рынка колесных экскаваторов не столь значителен.

Как видим, у большинства поставщиков модельные ряды не обновлялись с 2007 г. и даже с более ранних времен. В кризис производителям стало не до того. А сегодня торопиться с новинками тоже не стоит ввиду скорого, в январе 2012 г., вступления в силу норм токсичности Stage IIIB/ Tier 4 для двигателей в диапазоне мощности от 56 до 130 кВт, в который попадают колесные экскаваторы. Компании, которые уже представили двигатели этого уровня, свидетельствуют, что доведение двигателей до требуемых норм поглотило не один миллион. Кроме того, надо не только довести двигатели, но и адаптировать системы питания, охлаждения и выпуска самих машин, что тоже непросто. Увеличивающиеся объемы систем необходимо скомпоновать в лучшем случае в прежнем пространстве. И все эти расходы в конечном итоге переложат на покупателя. Очевидно, новые поколения экскаваторов, которые представят в 2011 г., будут дороже всех своих предшественников. А чтобы несколько сгладить эффект, новые поколения получат дополнительные усовершенствования, как полезные, так и сугубо косметические. New Holland и Komatsu уже обозначили некоторые направления – сокращение радиуса поворота платформы и отдельный насос механизма поворота. Разумеется, придется освежить дизайн кабины, внедрить сенсорные AMOLED дисплеи, GPS, Wi Fi и т. д. Примитивные кондиционеры выйдут на новый уровень – систем климат-контроля. По сложности электронной и гидравлической начинки экскаватор приблизится к авиалайнеру.

Отечественным производителям стоит порадоваться, что у нас нет норм токсичности выхлопных газов для внедорожной техники и пока есть фора до 2018 г., когда Россия выйдет на общий с Европой уровень, чтобы подтянуть дизайн, надежность и сервис до конкурентного уровня.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Экскаватор
Леонид Малютин Основные Средства 12'2010 17 декабря 2010

Комментарии (0)