Liebherr R926

Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов

Если строитель хочет приобрести, например, 7-тонный гусеничный экскаватор, стоит ли ему ограничивать поиск разделом «компактного оборудования»? Не факт, поскольку разные производители по-разному подразделяют гусеничные экскаваторы на классы по массе. Некоторые относят к классу «мини» машины до 6 т, другие определяют границу «мини-техники» выше этого уровня. Поэтому 7-тонный гусеничный экскаватор может находиться и в разделе «компактной техники», и в разделе обычных «стандартных» машин либо именоваться с приставкой «миди».

Япония славится своими экскаваторами. И действительно, их там используют шире, чем где-либо. Кажется, японец и в своем огороде не станет копать лопатой даже небольшую яму – он использует для этого крошечный экскаватор, больше похожий на детскую игрушку.

Компания Hitachi придерживается стандарта,  согласно которому до 6 т – это мини-экскаваторы, 6…18 т – малый средний класс, 18…40 т – средний класс, свыше 40 т – большой класс.

Hitachi Zaxis 330 Hitachi Zaxis 180LCN

Довольно похожее деление ассортимента гусеничных экскаваторов и у другого японского производителя – Komatsu. К «мини» компания относит машины до 6 т, к средним – от 13 до 40 т и свыше 40 т – тяжелый класс. Линейка у Komatsu очень большая, но далеко не все модели могут поставляться на российский рынок, поэтому в таблице указаны модели, актуальные именно для России. Линейка колесных экскаваторов Komatsu состоит из пяти моделей, но на российский рынок поставляют только три из них, относящиеся к среднему классу.

33-тонный Komatsu PC360 относится к среднему классу

Пока еще не столь известная в России японская компания Takeuchi специализируется на мини-технике. И не удивительно, что лишь один ее экскаватор относится к классу средних: это модель ТВ 1140 массой около 14 т. Остальные девять моделей, в числе которых и одна колесная машина, компания относит к классу «мини» (до 8 т).

Несмотря на то, что первый в мире экскаватор появился в Соединенных Штатах, сегодня большинство «американских» экскаваторов производят в Японии на заводах Sumitomo, Kobelco, Mitsubishi. Это и Case-New Holland, и Caterpillar, и др. Тем не менее деление на классы у американских компаний несколько отличается от японских.

Takeuchi TB 1140 относится к среднему классу, но «привычки» у него, как у «мини»! Уникальная гидравлика экскаваторов Takeuchi обеспечивает большую глубину копания

Caterpillar делит свои экскаваторы на четыре класса: «мини» (до 12 т), малые (12…20 т), средние (20…35 т) и большие (свыше 35 т). Однако деление это исключительно внутреннее, что связано с особенностями производства: сложно представить 5-тонный экскаватор на одной сборочной линии с 50-тонным. Покупателям экскаваторы Caterpillar представляются без какого-либо деления, поскольку специалисты компании справедливо считают, что потребителю важны конкретные эксплуатационные характеристики машины, а не ее весьма условная принадлежность к какому-либо классу.

Самый большой из мини-экскаваторов Caterpillar 308D
Caterpillar 345CL

Подобным образом и Case относит машины массой до 12 т к классу «мини» или «компактным», от 12 до 18 т – к «малым», 18…40 т – к «средним», свыше 40 т – к «большим».

New Holland входит в одну корпорацию с Case, однако она классифицирует свои машины иначе: масса до 5 т – это «мини», 5…12 т – «миди», т. е. средние, и свыше 12 т – «тяжелые» экскаваторы (heavy line).

Компания Terex подобно New Holland позиционирует свои гусеничные экскаваторы массой до 5 т как «мини», 5…13 т – средний класс и класс свыше 13 т не имеет наименования, т. е. относится к «стандартным», или «полноразмерным».

Case CX800 Case CX350B
Terex TW170

Gehl производит линейку из 12 экскаваторов массой от 1,7 до 11,5 т, которые все отнесены к классу «компактных». Экскаваторы Gehl пока не поставляют в Россию, но еще в 2009 г., возможно, появятся первые модели, и тогда нашим потребителям предстоит вплотную вникнуть в их «классовую принадлежность».

У американской Ассоциации производителей оборудования (АЕМ) разработана классификация, по которой экскаваторы массой до 6 относятся к классу «мини», от 6 до 11 т – к «среднему», а свыше 11 т – к классу «стандартных», но, как мы видим, многие компании придерживаются собственной классификации, а то и вовсе используют деление на классы лишь для «внутреннего пользования».

Gehl 1202 скоро поступит на российский рынок Gehl 1202

Экскаваторы-«корейцы» тоже ведут происхождение из Японии, однако «классовое» деление у них не является копией классификации какой-либо японской компании.

Hyundai подразделяет свои экскаваторы по двум параметрам – по массе машины и вместимости ковша. Таким образом, существуют классы «мини» – до 8  т и до 0,4 куб.м, «средний» – 11…50 т и 0,4…4 м3, «большой» – свыше 50  т и от 4 м3. Следует заметить, что и некоторые другие компании наряду с массой обязательно указывают вместимость ковша при обозначении класса экскаватора, например, Komatsu.

Hyundai R360LC-7A среднего класса, 36,1 т

Корейский производитель Doosan отчетливо делит свои гусеничные экскаваторы лишь на «мини» – до 6 т и стандартные – от 8 до 50 т, не выделяя «средних» и «тяжелых».

И конечно, рассмотрим наиболее близких нам европейских производителей. Обширный ассортимент экскаваторов компании JCB подразделяется на компактные массой от 800 кг до 8 т и стандартные массой от 7 (!) до 46 т. Компактные в свою очередь подразделяются на «микро», «мини» и «миди».

JCB JS160

Иная градация у компании Volvo Construction Equipment: малые (0…9 т), средние (9…30 т) и большие (30…70 т).

Liebherr тоже делит свои экскаваторы своеобразно: к малому классу относятся машины до 19 т, к стандартному – 20...40 т, далее идет большой класс 40...90 т и остальные, от 90 до 800 т – «майнинг» (горнодобывающие или карьерные).

Как известно, в нашей стране разработан ГОСТ 30067–93 (с исправлениями от 01.01.1996 г.), в соответствии с которым строительные экскаваторы массой до 71 т делятся на 6 классов. Это деление отличается от всех иностранных классификаций.

Volvo EC180B LC
Liebherr R944
Doosan DX225 NLC

Один из лидеров отечественного экскаваторостроения ОАО «Тверской экскаватор» выпускает 8 различных колесных и гусеничных машин, которые согласно ГОСТ 30067–93 можно отнести к 3-му (10…18 т) и 4-му (18…32 т) классам по эксплуатационной массе.

Из таблицы видно, что свои экскаваторы массой примерно до 5,5 т все компании именуют «мини» и «компактный», особой путаницы здесь нет. А вот дальше, массой от 5,5 до 20 т вперемешку встречаются и «мини», и «компактный», и «малый средний», и «средний» со «стандартным». Например, некоторые «компактные» модели Gehl оказываются тяжелее, чем, скажем, «средние» экскаваторы Terex или New Holland, а высшая модель класса «мини» у Takeuchi оказывается потяжелее иных «средних» и «малых средних» моделей других фирм.

ТВЭКС ЕТ-14

В градации массой от 20 до 35 т относительное единообразие «средних» и «стандартных» моделей.

Примерно с 35 до 50 т также вперемешку идут наименования «средний», «стандартный», «большой» и «тяжелый». Компактная (миди) модель JCB 8080 оказывается тяжелее «стандартной» JCB JS70, а «стандартная» модель JCB JS460 оказывается в компании «больших» и «тяжелых» моделей других производителей, тогда как некоторые «тяжелые» модели New Holland оказываются легче «малых» Caterpillar или Case.

Только по моделям массой после 50 т наступает почти полное «единодушие» в классификации – все экскаваторы «большие» и «стандартные».

New Holland Е385В

Выводы. «Хоть горшком назови, только в печку не ставь» – гласит русская пословица. Иначе говоря, важно не название, а то, как вещь используют. В отношении экскаваторов это совершенно справедливо.

Практически все ведущие производители по-разному классифицируют свои экскаваторы. У кого-то классификация построена исключительно на эксплуатационной массе машин, у других она сложнее – учитываются особенности конструкции. Многие указывают вместе с массой и вместимость ковша. Всегда выделяются модели «с уменьшенным радиусом вылета противовеса» или «заднего свеса», с узкой ходовой частью и с удлиненной стрелой, с резиновыми гусеницами и т. д.

А вот специалисты Liebherr, например, обязательно учитывают грузоподъемность экскаватора, причем оценивают ее по двум точкам: при вылете 3 м и высоте 6 м и наоборот – при вылете 6 м и высоте 3 м. Они считают, что этот универсальный параметр отражает и вместимость ковша, и мощность гидросистемы машины.

Terex TC35

Деление на классы часто производится исходя из технологии  производства – экскаваторы разных типоразмеров собирают разные заводы или цехи. Разумеется, при таком «внутреннем» использовании наличие конструктивных особенностей наподобие укороченного свеса или удлиненной стрелы не учитывается. Порой деление на классы производится исходя из налоговых или иных законодательных ограничений либо для того, чтобы «обойти» патенты.

Более того, данные о делении экскаваторов на классы у многих компаний очень противоречивы – дилеры называют одно, на сайте указывается другое и т. д. Очевидно, что многие компании не придают этому вопросу большого значения, что, в общем, справедливо – не так важно, к какому классу относится экскаватор. Важнее то, какие у него возможности. Поэтому с точки зрения потребителя надо выбирать машину по конкретным эксплуатационным характеристикам, но это тема совсем другой статьи!

JCB JS290
Цена и стоимость владения гусеничных экскаваторов массой 8…19 т (США, январь 2009 г.)
Типоразмер, т Цена (средняя) по прейскуранту, USD Стоимость владения в час*, USD
8,1…11,0 99 259 41,66
11,1…12,0 124 942 50,01
12,1…14,0 144 206 57,45
14,1…16,0 145 201 61,12
16,1…19,0 161 438 67,89

*Стоимость владения за месяц, поделенная на 176, плюс текущие эксплуатационные расходы.
Источник: EquipmentWatch.com.

Некоторые специалисты считают, что при классификации надо учитывать и транспортабельность экскаваторов. Мини-экскаваторы можно попросту разместить  на небольшом прицепе, который буксирует автомобиль-пикап или 1…2-тонный грузовик. Чтобы перевезти экскаватор малого класса, потребуется самое малое трехосный седельный тягач с 20-тонным удлиненным полуприцепом или 35-тонный низкорамный прицеп, однако специального разрешения на перевозку оформлять не придется. Для транспортировки экскаваторов среднего класса потребуются как минимум 50-тонный «низкорамник» и специальное разрешение, но не надо будет разбирать машину на части. Зато экскаватор, относящийся к большому классу, прежде чем перевозить, надо будет разобрать на части и даже на перевозку отдельных частей, возможно, придется оформлять разрешение.

Так что же это такое – средний экскаватор?!

Liebherr R916
Технические характеристики некоторых экскаваторов
Модель Эксплуатационная масса, кг Глубина копания, мм Высота выгрузки, мм Мощность двигателя, кВт Класс
Takeuchi TB 108 830 1680 2030 7,1 Мини
JCB Micro 8008 950 1690 1980 9,2 Компактный (микро)
Gehl 153 1705 2380 2545 17,3 Компактный
New Holland E50 2SR 4730…4870 3590…3900 3680…4290 32 Мини
Komatsu PC50MR-2 4765…5255 3800…3900 4230…4495 29,4 Мини
Terex TC50 5000 3700 3594…3718 29 Мини
Hitachi ZX50U-2 5100 3860 4150…4380 30,5 Мини
Doosan Solar 55-V 5500 3796 н. д. 38 Мини
Terex TC60 5650 3800 3875…4010 37,9 Средний
Gehl 603 5700 4140 3995 42,5 Компактный
Komatsu PC60-7 6300 4100…4690 5015…5420 40 Мини
Hitachi ZX70LC 6400…6700 4170…4670 5060…5500 41 Малый средний
New Holland E70 SR 6700…7050 4100…4520 5120…5430 41 Средний
JCB JS70 7300…8000 4140…4570 4735…5603 44 Стандартный
Hyundai R80-7A 7800 4150 7260 44,4 Мини
Takeuchi TB 175W 7905…8130 4080 6355 50 Мини
Doosan Solar 75-V 8000 4020 н. д. 39 Стандартный
New Holland E80 MSR 8010…8300 4380…4660 4780…5270 41 Средний
JCB 8080 8250 4230 4560 43 Компактный (миди)
Case CX80 8300 4200…4610 4370…4580 39,1 Мини
Volvo ECR88 Plus 8400…8600 4870 5120 43,8 Малый
Caterpillar 308C SR 8430 4140…4370 5090…5670 40,5 Мини
Hyundai R110-7A 11 200 5090 8070 66,3 Средний
Gehl 1202 11 520 4480 5893 74 Компактный
New Holland E115 SR 11 800…12 200 3550…4350 5570…6100 60 Тяжелый
Caterpillar 311C U 11 980 5040…5590 5450…5770 59 Малый
Case CX130 12 100…12 600 5160…6100 6500…7060 69 Малый
Terex TC125 12 500 4330…4870 5240…5820 69 Средний
Komatsu PC130-7 12 600 5115…6015 5905…6535 66 Средний
Volvo EC140B 13 400…15 200 5880 6470 73 Средний
Terex TW140 13 800…15 900 4600…5700 5200…5700 77…83 Стандартный
Takeuchi TB 1140 14 230 4990…5492 5855 62,2 Средний
ТВЭКС ЕТ-14 14 800 5200 5420 90,5 3
New Holland E135 SRL 16 000…16 200 5500…6010 7430…7660 63 Тяжелый
Case 988CK Plus 17 605…18 510 4750…6650 н. д. 92,5 Малый
Hitachi ZX180LCN-3 17 900 6580-6950 н. д. 91,6 Малый средний
Case CX180B 17 900 6040 6400…6710 89,4 Малый
ТВЭКС ЕТ-18 18 500 6000 6000 90,5 4
Liebherr R900C 18 500...21 100 5500...6300 6100...6400 88 Малый
Hitachi ZX200-3LC 19 800…20 400 6700…8200 6390…7410 124 Средний
Komatsu PC200-7 19 200…19 810 5380…6620 6630…7110 107 Средний
Caterpillar 319C LN 20 080 5490…6840 5930…6900 93 Малый
Caterpillar 320D 20 300 5710…7580 5830…7020 103 Средний
Liebherr R906 21 200...24 400 5950...6450 5800...6000 105 Стандартный
Case CX210B 21 500 6650 6840 117 Средний
Terex TC210LC 21 000…22 200 5430…7580 6690…7550 104 Cтандартный
Case CX240B 25 000 7420 9820…10 790 132 Cредний
Terex TC260LC 26 600 6130…7690 6500…8430 125 Ccтандартный
ТВЭКС ЕТ-26i 27 500 3720 10 300 132 4
Volvo EC290B LC 28 200…29 900 6830…8280 6690…7470 143 Cредний
Komatsu PC360-7 33 000 6355…8180 6595…7490 180 Cредний
Hitachi ZX350H-3LC 33 700…34 200 7400 7240 205 Cредний
Case CX350B 34 200 8140 11 900 205 Cредний
Caterpillar 328D LCR 34 700 6370…7283 6908…7820 152 Cредний
Caterpillar 330D L 35 370…36 150 6170…8090 6410…7640 200 Большой
Volvo EC360B 36 500…38 400 6720…8200 6830…7520 184 Большой
Hitachi ZX400LCH-3 39 000 7300 н. д. 205 Средний
Liebherr R944C 39 000...41 500 6500...8500 7000...7850 190 Стандартный
Komatsu PC400-7 41 400…42 250 6845…8445 7070…7715 259 Тяжелый
Volvo EC460B 44 300…46 300 6570…9150 6980…7870 228 Большой
JCB JS 460 45 100…46 800 6870…9000 7550…8460 228 Стандартный
Case CX460 46 600…48 100 6870…7570 7420…7890 270 Большой
Hitachi ZX450LC-3 46 700 7900 7030…9220 260 Большой
Hyundai R500LC-7A 48 800 7610 7755 263 Средний
Liebherr R954C 49 000...56 800 7100...8550 7100...7750 240 Большой
Doosan Solar 500LC-V 49 900 6280 н. д. 232 Стандартный
Hyundai R800LC-7A 82 320 8420 8240 385 Большой
Caterpillar 385C 84 130…86 550 7620…11 550 8060…11 200 390 Большой
Hitachi ZX870LCH ВЕ-3 84 600 7140 8130…8180 397 Большой
ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО
Станислав Протасов Основные Средства 05'2009 31 марта 2016

Комментарии (0)