Трактор D6K. Первый представитель

В. Васильев, фото автора

Значительная часть прибыли Caterpillar приходится на тракторостроительное производство. В начале 2007 г. впервые была представлена модифицированная модель гусеничного трактора D6K, который сменил своего предшественника D5N. Эта модель стала первым представителем нового ряда машин, которые в стандартной комплектации оснащают ходовой частью повышенной прочности SystemOne и гидростатической силовой передачей. До конца года серия К пополнится более легкими моделями D3K, D4K и D5K.

Новая модель трактора своей высокой подвижностью в сложных эксплуатационных условиях обязана рядному шестицилиндровому турбодизелю Caterpillar C6.6 увеличенной до 125 л.с. мощности (это лучший показатель среди аналогов), который выполнен с использованием технологии ACERT. У головки блока цилиндров двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр новая конструкция и оптимизирована форма каналов, что улучшает подачу воздуха и обеспечивает более полное сгорание топлива.

В зону ответственности электронной системы управления впрыском топлива Common Rail и микропроцессора ADEM A4 входят точное дозирование топлива, возможность работы двигателя в условиях перегрузки и соответствие весьма строгим экологическим нормам Stage IIIа для специальной техники, принятым в странах Евросоюза. Надежность в эксплуатации силовой установки повышена за счет использования в базовой комплектации электрического топливоподкачивающего насоса, конструктивно объединенного с топливным фильтром-влагоотделителем. Электронные системы контроля предупреждают оператора о необходимости технического обслуживания воздухоочистителя двигателя и фильтра-влагоотделителя.

Устройства перемещения переднего отвала

Система охлаждения двигателя для оптимального поддержания температуры охлаждающей жидкости и снижения уровня шума оснащена гидравлическим вентилятором с автоматически регулируемой частотой вращения. В режиме постоянной мощности дизеля автоматически отслеживается нагрузка на вентилятор и регулируется мощность для поддержания максимальной производительности гидравлической системы.

Широкий диапазон тяговых усилий и отличная маневренность машины при работе на грунтах разных категорий во многом определяют характеристики трансмиссии: гидростатическая силовая передача с электронным управлением расширяет возможности при движении передним и задним ходом, позволяет оператору выбрать оптимальную скорость в зависимости от условий эксплуатации машины и характеристик рабочего оборудования. За счет этого можно сократить время рабочего цикла и добиться максимальной производительности. Благодаря гидростатическому приводу есть возможность подвести одинаковую мощность к обеим гусеницам и при прямолинейном движении, и в поворотах и обеспечивается бесступенчатое переключение передач, значительно улучшается управляемость и маневренность, более уверенно можно выполнять рабочие операции на склонах, трактору вращаться вокруг оси. Это снижает износ тормозных механизмов при повышении эффективности их действия. Оператор может при этом выбрать режим плавного «поворота под нагрузкой» или режим противовращения гусениц. Плавный набор скорости в диапазоне от 0 до 10 км/ч при движении и передним, и задним ходом дает возможность выбрать режим исходя из особенностей местности и характера работы.

В ходовой части трактора конструкторы применили качающуюся раму, на которой закреплены катки гусениц. Это заметно уменьшает толчки, передаваемые на опорную поверхность от неровностей грунта, повышает устойчивость и плавность хода машины. Подобное конструктивное решение обеспечивает и бльшую площадь сцепления гусениц с грунтом при работе на пересеченной местности, позволяя работать с увеличенной скоростью. Трактор D6K в базовой комплектации для снижения эксплуатационных расходов и увеличения на 35% ресурса ходовой части оснащают системой SystemOne, которая доказала свое превосходство над системами герметичных смазываемых гусениц и движителями для тяжелых условий эксплуатации. Благодаря точному расчету каждого компонента SystemOne при взаимодействии с другими элементами обеспечивается равномерный износ и продляется срок эксплуатации сопряженных деталей. У модификации XL с удлиненной ходовой частью улучшена развесовка по осям, повышены тяговое усилие и устойчивость при выполнении планировочных работ. Модификация LPG с удлиненными рамами гусеничных тележек, увеличенной шириной траков и колеи может работать на грунтах с низкой несущей способностью и в болотистой местности.

Обновленная кабина D6К шестигранной формы отвечает самым строгим требованиям эргономики благодаря улучшенному обзору, увеличенному внутреннему объему, дверям больших размеров, сниженному уровню шума, продуманной планировке и регулируемому сиденью на индивидуальной подвеске. Многофункциональные рукояти-джойстики расположены на подлокотниках сиденья. На левый джойстик с четкой обратной связью возложены функции управления направлением движения и скоростью трактора. Здесь же есть кнопки для программирования и регулирования скоростей переднего и заднего хода. Правый джойстик используют для управления работой отвала. Эффект не заставил себя ждать.

Повысились точность управления поворотом машины вне зависимости от состояния грунта, улучшилась маневренность при значительных нагрузках на отвале, облегчилась работа на склонах, вокруг зданий и других препятствий. С помощью одной педали осуществляется замедление и торможение трактора. Помимо этого оператор может запрограммировать бесступенчатое изменение скорости перемещения движителей или плавное изменение частоты вращения гидрообъемной коробки передач. Совершенная электроника с программным обеспечением Caterpillar информирует оператора о состоянии систем, предупреждает о нештатных ситуациях и помогает в кратчайший срок найти неисправность.

По желанию заказчика D6K оснащают системой лазерной нивелировки грунта AccuGrade, сокращающей время рабочего цикла и оптимизирующей трудоемкость операций, при этом точность работы на 50% превышает возможность обычных нивелирных реек или устройств контроля уровня грунта. В комплект системы входят лазерные приемники, размещенные на бульдозерном отвале. Они получают точную информацию о неровностях грунта от лазерного передатчика, который, вращаясь на 360, создает точку для отсчета уровней по всему пространству рабочей площадки. В свою очередь подъем-опускание отвала автоматически регулируется по мере продвижения машины по площадке.

Электрические механизмы, выполненные в виде подъемных штанг, позволяют регулировать высоту расположения лазерных приемников непосредственно с места оператора. Тем самым обеспечивается высокая производительность на земляных работах, требующих повышенной точности. Жидкокристаллический подсвеченный графический дисплей в кабине предоставляет всю информацию о системе в доступной форме. Информативный светодиодный индикатор грунта показывает положение отвала по отношению к грунту и требования к выемке или засыпке грунта в конкретной точке. Дисплей дает возможность оператору выбрать автоматический или ручной режим управления исходя из условий работы или особенностей строительной площадки.

Система AccuGrade позволяет получать идеально выровненную, спрофилированную поверхность, пригодную для последующей укладки асфальтобетона. Точность работы лазерной автоматики с погрешностью ±6 мм избавляет от необходимости выравнивать поверхность асфальтоукладчиком, что снижает расход асфальтобетона и стоимость строительных работ. Еще более совершенная разновидность лазерной нивелирующей автоматики работает с трехмерными компьютерными моделями возводимого объекта и использует сигналы навигационных спутников GPS.

В. Васильев, фото автора Основные Средства 05'2007 11 декабря 2007

Комментарии (0)