Экскаваторный альянс

В. Васильев, фото автора

Свершилось то, что и должно было свершиться: ООО «Экскаваторный завод «Ковровец» и ОАО «Тверской экскаватор», входящие в состав дивизиона «Спецтехника» Группы ГАЗ, совместными усилиями создали новую землеройную машину. Так в результате творческого альянса родился КиТ-26 (Ковров и Тверь) – гусеничный экскаватор новейшего поколения.

Рабочее оборудование КиТ-26 в действии

У каждого из этих заводов есть солидный опыт и весомый авторитет. «Ковровец» первый механический экскаватор выпустил еще в 1931 г., да и тверчан новичками в землеройном деле не назовешь. Местом презентации КиТ-26 выбрали Ковровский экскаваторный завод, где разворачивается производство машины. Мероприятие прошло при внушительном стечении потребителей, эксплуатационников и журналистов.

Главная идея, которую попытались реализовать специалисты обоих предприятий в совместном экскаваторном проекте, – оптимальное сочетание высокой производительности, улучшенных технических параметров и низких эксплуатационных расходов. КиТ-26 разрабатывали с учетом пожеланий потребителей, которые высказывались в ходе эксплуатации предшествующих данному образцу экскаваторов – ЕТ-25 производства «Тверского экскаватора» и ковровской модели ЭО-4225А-07. Благодаря ряду технических нововведений, по утверждению проектировщиков, удалось значительно улучшить технические характеристики машины.

Универсальный полноповоротный одноковшовый гидравлический экскаватор КиТ-26 на гусеничном ходу предназначен для разработки грунтов I...IV категорий и предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтов V...VI категорий с кусками величиной до 400 мм. Его стихия также разработка карьеров, рытье котлованов, траншей, каналов, погрузка сыпучих материалов, пород и грунтов, разрушение железобетонных и металлических конструкций.

Размещение двигателя и гидронасосов

Дизайн экскаватора по сравнению с образцами предыдущего поколения более адекватен современным тенденциям в сфере промышленной эстетики. Его внешняя архитектура отличается законченностью форм. Доминирующим элементом общей композиции стала кабина. Ее в рамках кооперации предприятий дивизиона «Спецтехника» выпускают на специализированном производстве Тверского завода. Универсальность, технологичность и эргономические показатели унифицированного модуля кабины таковы, что с 2007 г. им оснащают все экскаваторы, изготавливаемые дивизионом. Такой выбор совсем не случаен. Оператор неплохо защищен от шума и вибраций – жесткость подвески подрессоренного, с возможностью продольной и вертикальной регулировки сиденья «Пилот Россия» (Екатеринбург) меняется в зависимости от веса оператора, а также угла наклона спинки. Кабина установлена на виброопорах Simrit (Германия). Обзорность хорошая благодаря круговому остеклению. Летом можно воспользоваться накрышным вентилятором, зимой кабину прогреет высокопроизводительная отопительная установка Zenit 8000 (Германия) с электронным контролем температуры. Если этого кому-то покажется мало, в качестве опций предложат кресло оператора с подголовником и встроенной акустической cистемой, кондиционер и тонированное остекление.

Современная панель приборов оснащена жидкокристаллическим графическим дисплеем и кнопками управления. Ценным помощником оператора является электронный блок контроля и диагностики рабочих параметров экскаватора (БКПЭД), действующий в автоматическом режиме, предупреждающий о предельных отклонениях значений систем машины – дизеля, гидросистемы и электрооборудования. В съемную энергонезависимую память проводится запись показателей о сбоях, отказах и нарушениях в работе для последующего компьютерного анализа, что позволяет специалистам подразделения технического обслуживания свести к минимуму простои машины.

Начало сборки экскаватора начинается с ходовой системы

Рычаги и педали обеспечивают плавное и точное управление рабочими движениями экскаватора и навесного оборудования. Для выполнения основных землеройных операций служит пара джойстиков: один – для управления рукоятью и поворотом платформы, другой эффективно взаимодействует со стрелой и ковшом. Кабина оснащена встроенной системой защиты от падающих предметов (FОРS). Весь комплекс мер должен помочь оператору сосредоточиться на работе, а это в свою очередь будет способствовать безопасности при эксплуатации и повысит производительность.

В целом простая и надежная ходовая часть КиТ-26 заимствована от ЭО-4225А-07. Модернизации подверглись гидромоторы ходовых механизмов благодаря применению встроенных предохранительно-подпиточных клапанов. Гидромоторы и трехступенчатые планетарные редукторы хода с высоким крутящим моментом обеспечивают повышенную надежность при передвижении и необходимое тяговое усилие на подъеме и в поворотах.

Многоопорная конструкция гусеничной ленты с гидравлическим механизмом натяжения и жесткой установкой опорных катков вместе с поддерживающими катками способна выдерживать интенсивные нагрузки и рассчитана на длительный ресурс. Для герметизации узлов ходовой тележки, включая механизмы натяжения, используются высококачественные уплотнения, обеспечивающие надежную работу и мягкость хода вне зависимости от дорожных и климатических условий.

Поворотная платформа с механизмами

В базовом исполнении КиТ-26 комплектуют шестицилиндровым 180-сильным дизелем ЯМЗ-236М2, не требовательным в эксплуатации и удобным в обслуживании. Для его надежного и быстрого запуска при отрицательных температурах установлен предпусковой подогреватель Нуdronic 10. Хорошим подспорьем является многоступенчатая система очистки топлива. Кроме специального устройства забора топлива из бака оно проходит через фильтр грубой очистки с сепарацией воды и загрязнений, через сетчатый фильтр подкачивающего насоса двигателя и фильтр тонкой очистки. Такое техническое решение обеспечивает длительную, безотказную работу ТНВД и форсунок. По желанию заказчика экскаватор комплектуют английским дизелем Perkins или его немецким аналогом Deutz.

Компоновка поворотной платформы такова, что маслоохладитель установлен соосно с двигателем. Это позволяет применить любой из двигателей марок ЯМЗ, Perkins или Deutz, не меняя силовую схему. Надежность всей конструкции повышается благодаря тому, что главная несущая металлоконструкция представляет собой жесткую хребтовую раму, воспринимающую основные нагрузки.

Гидравлическая система с рабочим давлением 28 МПа удобна в эксплуатации и универсальна – допускается использование широкого спектра сменного рабочего оборудования. В ней используются золотники системы управления с электроприводом, высокопрочные трубопроводы и надежные рукава высокого давления, силовые магистрали с минимальным количеством труб. Компоновка гидроагрегатов производства ПСМ (Екатеринбург) отвечает условиям минимального расстояния для потоков жидкости, что значительно повышает эффективность всей гидросистемы. Клиенты оценят возможность комплектации экскаватора гидравлическим оборудованием и отечественного, и зарубежного производства (Bosch Rexroth, Bonfiglioli).

Доступ к гидронасосам КиТ-26

Надежность функционирования рабочего оборудования по сравнению с ЭО-4225А-07 повысили, изменив конструкцию стрелы, рукояти и ковша. Так, стыковые листы заменили цельными, вместо используемой прежде стали 09Г2С применили более прочный сплав 10ХСНД. Улучшена технология сварочных работ, количество сварных швов в рабочем оборудовании сведено к минимуму, усилены катеты сварных швов, введены дополнительные ребра жесткости, укреплена рукоять в месте соединения со стрелой, введена внутренняя сварка ребер переднего кронштейна на оголовке рукояти. На ковше используются литые коронки и адаптеры с нанесением твердосплавных наплавок в места, подвергающиеся наибольшему износу. Свое место в конструкции экскаватора нашли силовые гидроцилиндры с демпфирующими устройствами в крайних точках хода.

В базовой комплектации на КиТ-26 устанавливают ковш «обратная лопата» вместимостью 1,25 м3 по SАЕ, зубья которого изготовлены из низколегированных сталей повышенной прочности. По желанию заказчика возможна оснастка различными рукоятями и видами сменного оборудования: ковшами вместимостью от 0,6 до 1,42 м3, профильными ковшами, удлиненной рукоятью, зубом-рыхлителем, захватом-рыхлителем, копающим грейфером, гидравлическими ножницами и молотом, шнековым буром, устройствами для выполнения мелиоративных работ, погрузочными механизмами с ковшом «прямая лопата» на 1,5 и 2,5 м3.

Проектировщики могут быть довольны результатами своей работы, ведь КиТ-26 по основным показателям заметно превзошел аналоги – ЭО-4225-07 и ЕТ-25. Мощность двигателя и насосной установки увеличена соответственно на 20 и 8%, тяговое усилие – на 27%, усилие на зубе ковша – на 20%.

Установка силового агрегата

КиТ-26 – первая модель нового семейства экскаваторов одноименной марки, которая впоследствии пополнится машинами 5-й размерной группы – КиТ-30 и КиТ-40 эксплуатационной массой 32...50 т. Он же станет базовой машиной для создания индустриального погрузчика и валочно-пакетирующей машины, которые планируют представить уже в этом году.

На презентации новой модели организаторы предоставили возможность ознакомиться с серийно выпускаемой продукцией и с производством. Основной упор до освоения КиТ-26 в серии делается на выпуск универсального гидравлического экскаватора ЭО-4225А-07, его изготавливают с 1999 г. На эту модель приходится львиная доля выпуска. Другой образец – ЭО-4225А-06 был оборудован подъемной кабиной и рабочим оборудованием для погрузки металлолома, бревен и пиломатериалов, выполнения дноуглубительных работ и использования на лесозаготовках.

На пресс-конференции в связи с презентацией КиТ-26 представители Группы ГАЗ поделились дальнейшей стратегией развития дивизиона «Спецтехника». Предполагается, что объем продаж к 2011 г. составит 1,3 млрд. USD, и это позволит дивизиону войти в двадцатку крупнейших мировых компаний в сфере строительно-дорожной отрасли. В области решения вопросов, связанных с эксплуатацией изготавливаемой продукции, намечается предоставление с 2007 г. двухлетнего срока гарантийного обслуживания, с 2009 г. – трехлетнего и организация качественного сервиса и создание выездных бригад по техобслуживанию во всех дилерских центрах.