Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
 6
Hardox. Разберемся спокойно
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт

Первооткрыватели Сибири

В. Перелыгин, канд. техн. наук

В 1960-х годах в СССР в связи с необходимостью выхода к энергетическим ресурсам началось активное освоение Севера, что в свою очередь потребовало в срочном порядке решать вопрос о снабжении предприятий мощной и надежной строительной и горной техникой. Машиностроители в то время не были способны оперативно решить задачи выпуска тракторно-бульдозерной техники, трубоукладчиков и строительных экскаваторов для продуктивной эксплуатации в сложных условиях Севера.

Ситуация усугублялась эмбарго на поставки зарубежной техники, объявленного СССР в 1970-х годах. Этот запрет на поставку высокотехнологичного оборудования не поддержала Япония, и именно тогда на Дальнем Востоке, в Якутии и Кузбассе появились бульдозеры, экскаваторы и погрузчики Komatsu. На предприятиях сразу оценили продукцию Komatsu – руководители с боем выбивали себе новые японские машины, сразу бросали технику на самые трудные и ответственные направления: в карьерах мощные японские бульдозеры обеспечивали весь комплекс работ – зачистку, работу в отвал, подготовку трасс и площадок, а бульдозеры, трубоукладчики и гидравлические экскаваторы стали незаменимы при строительстве нефте- и газопроводов, возведении буровых вышек и других объектов. В немалой степени благодаря смелой политике японских компаний в период эмбарго уже на протяжении почти сорока лет техника Komatsu наряду с другими японскими брендами успешно работает в России. Сегодня у компании в России шесть дистрибьюторов, отвечающих каждый за «свои» регионы. На производственной площадке предприятия в Екатеринбурге создан машиноремонтный завод, на его базе действует первый в России центр по восстановлению узлов и агрегатов Komatsu, использующий только оригинальные комплектующие, технологии и стандарты Komatsu.

В настоящее время на рынке присутствуют и другие известные компании, среди которых выделяются, конечно, Caterpillar, Hitachi, Dressta, Liebherr. Конкуренция довольно жесткая, и каждая компания старается предложить свои ноу-хау. Если говорить о бульдозерах, то потребители хорошо знакомы в основном с продукцией Komatsu, Caterpillar и Liebherr.

Фирма Liebherr предлагает полную линейку высокотехнологичных бульдозеров с гидростатической трансмиссией Litronic. Цена машин такого уровня высокая, зато у них повышенные эксплуатационные характеристики. Потребитель зачастую не готов к принятию решения о приобретении таких машин даже с учетом высокой отдачи от их эксплуатации в будущем.

Caterpillar известен своим широким модельным рядом. Это бульдозеры как с гидростатической трансмиссией (серии D3G, D4G, D5G массой до 9,2 т), так и с гидромеханической. Бульдозеры Caterpillar работают повсеместно, хорошо зарекомендовали себя в самых разных климатических зонах, используются на горных работах, хорошо приспособлены для работы на площадках с неровным каменистым рельефом, на скальных грунтах, поскольку ведущие звездочки расположены в верхней части гусеничного хода и не воспринимают реакцию от рельефа. Вся нагрузка приходится на нижние опорные катки, а редукторы привода хода испытывают только тяговые нагрузки.

Komatsu предлагает более узкую номенклатуру бульдозеров, но диапазон вариантов исполнения на основе базовой модели большой. Кроме легких бульдозеров с гидростатической трансмиссией (KomStat) компания производит машины тяжелого и среднего класса с фирменной гидромеханической трансмиссией Torqflow.

Частый выбор потребителя в пользу продукции Komatsu объясняется во многом ее неприхотливостью в тяжелых условиях Севера, ведь там зачастую невозможно провести качественное техническое обслуживание. Если анализировать успешную работу Komatsu в этом регионе, то можно говорить об удачном исполнении именно трансмиссии бульдозеров (ГМТ), ну и, конечно, фирменных дизельных двигателей Komatsu с системой автоматического предпускового подогрева.

В общем случае в ГМТ гидротрансформатор, монтируемый в системе привода сразу после согласующего редуктора двигателя, обеспечивает автоматическое бесступенчатое изменение частоты вращения и крутящего момента на выходном валу в зависимости от внешней нагрузки. Выходной вал гидротрансформатора через кардан соединен с ведущим валом коробки передач. Трансмиссия Komatsu Torqflow состоит из охлаждаемого жидкостью трехэлементного одноступенчатого однофазного гидротрансформатора и гидроприводной планетарной коробки передач с многодисковым сцеплением. Коробка передач смазывается принудительно, чем достигается лучший отвод тепла. Для переключения передач (три передачи переднего и три заднего хода) и поворота машины оператору достаточно воздействовать на джойстик. Существует также возможность блокировки переключения передач. Работающие в масле многодисковые бортовые фрикционы приводятся в зацепление и расцепляются под действием давления гидравлической системы управления. «Мокрые» многодисковые подпружиненные бортовые тормоза с гидравлическим размыканием и педальным управлением не требуют обслуживания. В принципе схема проста, надежна и проверена временем. Надежность достигается помимо прочего высоким качеством исполнения конструктивных элементов агрегатов.

Ходовая часть может быть как обычного исполнения, так и усовершенствованной конструкции на упругой подвеске. В этом случае используются крестообразные каретки с установленными на них опорными катками, каретки имеют возможность качаться вокруг оси крепления к гусеничной тележке. На каретках установлены резиновые амортизаторы. При движении на неровной поверхности каретки демпфируют удары при наезде на неровности. Сбалансированная ходовая часть на упругой подвеске улучшает сцепление гусеничных лент с грунтом, смягчает условия работы узлов и механизмов трактора. Установленные спереди оси качания разгружают бортовые редукторы от воздействия отвала.

В Komatsu давно перешли на производство машин модульных конструкций. Это намного облегчает ремонт в полевых условиях, когда аварийный узел попросту демонтируют с машины и отвозят на ремонтное предприятие, а на его место устанавливают исправный. Для предотвращения серьезных отказов применяется система электронного слежения и самодиагностики работы основных узлов и агрегатов.

Несмотря на традиционное тяготение к технике Komatsu со стороны потребителей от нефтегазовой отрасли, в последнее время к технике Komatsu проявляют интерес и представители гражданского строительства. Конечно, в этом сегменте рынка конкурентов намного больше, предлагается большое количество техники по привлекательным ценам от самых разных производителей. Гражданское строительство не предъявляет таких высоких требований к технике, как в горной и нефтегазовой отраслях, так как условия работы более мягкие. Насколько успешной будет конкурентная борьба таких лидеров, как Komatsu, Caterpillar и Liebherr, на быстро растущем рынке строительной техники в России, покажет ближайшее будущее.

В. Перелыгин, канд. техн. наук Основные Средства 03'2007 28 июня 2007

Комментарии (0)