Фронтальные бои

Ю. Петров

Фронтальные погрузчики по объему производства среди строительных машин в России занимают третье место после экскаваторов и автокранов, а вот в доле импорта они занимают вторую позицию. Еще в 2000 году производство универсальных погрузчиков всех типов составляло
2,3 тыс. ед., тогда как импорт не превышал 18% от этого числа. Активное продвижение новых брендов, прежде всего китайских, может привести к тому, что в 2011 году парк погрузчиков зарубежного производства сравняется по количеству с парком отечественных.

Российские производители не в состоянии исправить положение, слепо наращивая производство (для этого надо иметь консигнационные склады и благоприятную конъюнктуру), модернизируя модельные ряды за счет установки импортной гидравлики и увеличивая сеть представительств на местах. Проблема возникла не вчера и имеет под собой давнюю историю.

Блицкриг

Строительство наряду с индустрией по добыче полезных ископаемых является одной из самых машиноемких отраслей. В 1990-е годы строительные подрядчики из-за неплатежеспособности заказчиков едва ли не все заработанные средства направляли на удовлетворение своих текущих потребностей. В первую очередь это было связано с проблемами кредитования, лизинга и аренды техники. Эксплуатанты и субподрядчики первоначально обновляли парк за счет собственных средств, и такое положение не сильно беспокоило аборигенов машиностроения, которых устраивала изначально низкая цена выпускаемого оборудования и ремонтопригодность в условиях недостаточной квалификации слесарей.

Донэкс ЗТМ-216А

На рубеже тысячелетий произошли позитивные изменения – прибыль строительных организаций с каждым годом росла более чем на треть (в переломном 2000 году рост составил 175% к уровню 1999 года). Сейчас в строительном комплексе функционирует более 150 тыс. организаций, а выполненный объем работ по договорам строительного подряда только в этом году может составить 1 трлн руб. По-следний показатель является существенным, если вспомнить, что сейчас с рынка активно выводятся машины, произведенные до 1995 года, потребители согласно целевым бизнес-планам ориентируются на покупку высоко-производительной и ликвидной техники, а дистрибьюторы ограждают потребителей иномарок от страданий по поводу сервисной сети и поставки запчастей.

Практически все ведущие иностранные производители начинали свой путь с Московского региона, где в последние 12 лет наблюдались самые высокие темпы строительства. Структура и спрос рынка запчастей для фронтальных погрузчиков, как и для других строительных машин и механизмов, определяется кроме условий эксплуатации совокупностью таких факторов, как финансовое состояние строительных организаций, удельный вес импортных машин, срок эксплуатации машин. Продавцы техники не испытывают серьезных проблем по продвижению на рынок новых брендов, в которых используются узлы и агрегаты фирм с хорошей репутацией. Отечественные производители видят в этом свою выгоду и готовы комплектовать по-грузчики импортным гидрооборудованием и двигателями.

МоАЗ-40484-025

В России формируется специфичный вид бизнеса, когда представители западных компаний готовы помогать эксплуатантам в реализации оборудования на вторичном рынке. Предлагаемых схем пока немного, почти все они сводятся к покупке техники по остаточной стоимости и предоставлению торговой площадки для перепродажи. Одними из первых это поняли крупнейшие производители бульдозерно-рыхлительных агрегатов – ЧТЗ и «Промтрактор», но побудительные причины к такому шагу спровоцированы посягательствами на бренд со стороны недобросовестных продавцов, спекулирующих в регионах восстановленной техникой под видом новой. В числе первоочередных мер по защите потребителей стали целевые поставки (их практикуют также белорусские производители – БелАЗ и МоАЗ) и система «трейд-ин» – поставка новой техники взамен старой.

Еще одна беда отечественных производителей – порочная система контроля качества на заводах, следствием которой становится ускоренное моральное старение изделия. Нарушение технологий компенсируется низкой ценой и безразличием к дальнейшей эксплуатации, что приводит к раннему выходу из строя, зачастую менее 50% ресурса изделия.

Четра 60

Отрицательно сказываются на дистрибуции отечественных производителей неравномерное насыщение техникой и ареал ее распространения. Больше половины всех строительных машин сосредоточено в 15 субъектах Федерации, прежде всего в Москве, Ленинградской, Свердлов-ской, Кемеровской, Мурманской, Курской областях и Чувашии, тогда как 44 региона имеют менее 1% техники. Дилеры корейских, американских и японских производителей, умело организуя сервисную и дилерскую сети, быстро освоили наиболее перспективные регионы. Сейчас этим же путем идут дилеры китайской спецтехники, а в это время наши производители вынуждены удерживать старые региональные связи, не располагая ни запасом нужных модификаций для специфических условий эксплуатации, ни эффективными бизнес-инструментами, ни оперативностью обратной связи с потребителем.

Среди последних страхов рынка – китайская экспансия. Сами производители из Китая не столь сильно заинтересованы в представлении на тесном российском рынке, как может показаться поначалу. Реально же их техника при сопоставимом качестве и ценовой политике дилеров может вытеснить отечественную продукцию. Фронтальные погрузчики в силу изначальной универсальности удачно сочетают в себе функции целого ряда машин – бульдозера, одноковшового гидравлического экскаватора, скрепера, планировщика, думпера. В итоге выбор в пользу китайских, равно как и других иностранных погрузчиков, будет определяться приверженностью конкретному бренду, удовлетворенностью корпоративным маркетингом и большим модельным рядом компании. Работа с производителем, выпускающим широкий спектр продукции, позволит не распылять силы на контакты с несколькими партнерами, и для владельцев отечественной техники этот аспект остается пока одним из самых весомых.

Тылы

Еще во времена перестройки советские машиностроители прекрасно понимали, что на рынке полно незанятых ниш. Практика показывает, что для развития отрасли в каждом сегменте надо иметь не менее трех конкурирующих образцов, тогда как в СССР, например, телескопические по-грузчики вовсе не выпускали, бэк-лодеры производили только на базе пропашных тракторов, а в карь-ерах использовали, как правило, польские, американские и япон-ские аналоги погрузчиков ТО-27-2А («Амкодор-382»). Сверхмощные погрузчики «Четра», ЧСДМ, МоАЗ, БелАЗ и колесные бульдозеры на их базе появились позже и, что самое интересное, ошибочно начали рассматриваться потребителями как альтернатива погрузчикам на базе тракторов «Кировец» с механической (!) коробкой передач. Сейчас в России, Белоруссии и Украине выпускают примерно 100 моделей погрузчиков II...VII класса (3,5...50,0 т) всех типов, в том числе бюджетные экскаваторы-погрузчики. Отечественным производителям даже при таком изобилии есть где развернуться, и они действительно способны выпускать технику практически всех модификаций и исполнений с одним лишь «но»: на предприятиях мало авторитетов, готовых взять на себя такую ответственность, поскольку все понимают, что судьба новинки будет зависеть исключительно от твердолобости клерков в региональных представительствах. Лучше всего, если в роли гаранта закупки первой партии новой техники выступит государство. Желающих повторить судьбу ПК-301, выпускаемого Муроммашзаводом мизерным тиражом, мало.

Амкодор 371-01

Отечественные предприятия не рискуют выпускать технику с полностью оригинальными комплектующими, поскольку за их жизненный цикл расходы на НИОКР, производство и дистрибуцию не окупятся либо сделают модель недоступной для большинства приобретателей в регионах. Во главу угла до сих пор ставится унификация, которая делает товар доступным и массовым хотя бы для соотечественников. Дизели А-01, Д-260 и ЯМЗ-238 и их модификации, используемые на средне- и полноразмерных по-грузчиках, стали едва ли не основой всего машиностроения. Как показала практика, изготавливать модели с комплектующими зарубежного производства, можно лишь в том случае, если клиент закупает большую партию техники. В любом случае недоступность запчастей при поломке или отсутствие подходящей ремонтной базы потребители воспринимают как критический параметр. Отчасти поэтому только ОАО «Амкодор» рискнуло выпустить телескопические погрузчики. У этой компании широкий модельный ряд, которым можно подстраховать продажи нового «Амкодор 525».

Некоторые дилерские пункты как отечественных, так и ино-странных дистрибьюторов расположены в заброшенных промышленных зонах. Устаревший дизайн погрузчиков, неряшливость подачи информации потребителям (листовки, изготовленные на ксероксе и набранные убористым шрифтом), отсутствие целевой доступной информации о новых моделях – все это в целом подрывает доверие к марке либо не дает представления о производителе как о серьезном партнере.

Четра 60Л

Западные производители спецтехники научили отечественных строителей считать деньги и имеют за плечами информационного покровителя. Единственной российской компанией, которая желает выглядеть не хуже варягов, является «Промтрактор» – распространение информации о продукции не передоверяется дилерам, на Интернет-сайтах представлена практически вся информация и новости, есть корпоративный журнал. Еще одной фирмой, также заинтересованной в качественном предоставлении информации о своих погрузчиках, является «Амкодор».

Главной составляющей в череде объединений отечественных производителей в дивизионы, ассоциации и консорциумы служит желание использовать единую дилерскую сеть для продаж самых разных видов техники. Отечественные синдикаты в отличие от западных компаний, которые, объединяя модельные ряды разных производителей под стяги одной корпорации, добиваются унификации агрегатной базы и создания единого стиля, пока в силу своей молодости обеспечить это не могут.

Второй фронт

За последние десятилетия возросли требования к надежности и долговечности строительной техники. Увеличились межсервисные сроки и наработка на отказ, снизилась трудоемкость обслуживания при одновременном усложнении технологии производства. Существенное влияние на цену, по мнению потребителя, оказывают сервисное обслуживание, характеристики грузоподъемности, высота подъема, длительность рабочего цикла, пригодность навесных органов для выполнения требуемых заказчику работ, комфортабельность кабины и дизайн. Интересно, что стайлинг в последние три года становится едва ли не самой заметной частью изменений на фронтальных погрузчиках.

ЧТЗ PROFFI ПК-46

Покатые пластиковые капоты и крылья призваны снизить металлоемкость изделий, шумоизолированная кабина с круговым остеклением и защитой ROPS/FOPS обеспечивает безопасность оператора, кондиционер, радио и регулируемое сиденье на пневмоподвеске снижают утомляемость и, в теории, повышают производительность труда. Применение оригинального дизайна на погрузчиках «Четра», «Дормаш» и орловского завода «Погрузчик» наглядно доказало, что и отечественная утилитарная машина может быть красивой.

Производители строительных машин и оборудования в условиях растущей конкуренции больше внимания стали уделять развитию модельного ряда. Сейчас практически все отечественные производители погрузчиков предлагают потребителям быстросъемные навесные рабочие органы для леса, металла, сельскохозяйственных грузов, экскавации грунта, подъемно-транспортных операций, в том числе на складах, и т. д. Погрузчики и оборудование для них выпускают более полусотни российских предприятий, столько же представлено зарубежных компаний. Уже сейчас есть основания полагать, что их число увеличится, так как сюда добавляются компании, выпускающие активные рабочие органы – подметальное, дробильно-сортировочное, шнекороторное, фрезерно-роторное и плужно-роторное снегоочистительное оборудование.

Отечественные производители фронтальных погрузчиков заинтересованы в улучшении потребительских качеств продукции, а конкурентная борьба на внутреннем рынке лишь обостряется, и организация экспорта практически для всех производителей пока не является идеей фикс. Еще не исчерпаны все возможности для сохранения статус-кво: защита продукции на внутреннем рынке (лоббирование интересов отечественных предприятий на государственном уровне) потребует кредитования, лизинга, организации сети секонд-хенд.

Действительно сильно развит модельный ряд лишь у компании «Амкодор». Отправной точкой для такого развития послужили в свое время программа импортозамещения, объявленная в Белоруссии, и специализация «Амкодора» на рынке фронтальных погрузчиков, где достаточно тесно, но, как подсказывает интуиция, даже при самом критичном сценарии у производителей есть много неиспользуемых рычагов.