Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
О выборе гидромолота
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов

Першероны ударных строек

Л. Малютин

В предыдущей публикации (см. «ОС» № 2, 2006 г.) мы рассматривали основные технические особенности современных фронтальных погрузчиков. Сегодня предлагаем читателям ознакомиться с модельными рядами ведущих зарубежных машиностроительных компаний. Эта публикация посвящена рассказу о фронтальных погрузчиках Caterpillar, Doosan Infracore, Hitachi, JCB, поставляемых на российский рынок.

Новинка 2005 года – Caterpillar 962Н

Погрузчики Caterpillar поступают на российский рынок из Бельгии, с завода в Гослисе. Корпорация оснащает свою технику двигателями и агрегатами преимущественно собственного производства. В настоящее время проводится модернизация модельного ряда, заключающаяся прежде всего в оснащении погрузчиков двигателями с технологией ACERT, отвечающими требованиям стандарта токсичности выхлопа EU Stage IIIA. Осенью 2005 г. запущена в производство новая серия погрузчиков Н с такими двигателями. Первыми в серии стали модели 950Н, 962Н, 966Н и 972Н. Помимо соответствия стандарту токсичности корпорация декларирует снижение шума на 9% и повышение экономичности на 5% по сравнению с погрузчиками серии G-II благодаря сочетанию двигателя ACERT и гидросистемы с автоматическим регулированием подачи в зависимости от нагрузки. Межсервисный интервал сохранен на уровне 500 машино-ч. Дополнительные меры облегчают длительную работу оператора: это снижение вибрационного воздействия, подрессоренное кресло с шестью регулировками и поддержкой поясницы, широкие подлокотники и подставки под запястья. Благодаря скошенному капоту улучшен обзор.

Погрузчики комплектуют стандартной или удлиненной стрелой с Z-образным механизмом запрокидывания ковша. На выбор – несколько вариантов основных ковшей новой серии Universal Plus для материалов плотностью 1,1...1,8 т/м3, ковшей серии Excavation для материалов плотностью 1,5...2,1 т/м3 и один или два скальных ковша для погрузки материалов плотностью до 2,4 т/м3. Ковши исполняют с проушинами для подсоединения непосредственно к оконечности стрелы либо со специальными петлями для механизма быстрой смены. Система стабилизации (Ride Control) входит в список опций.

Caterpillar 924G со стрелой VersaLink

Рабочим оборудованием управляют тремя «пальчиковыми» рычагами. На предыдущих моделях эту систему устанавливали под заказ, а стандартной была пара рычагов, рассчитанных для работы кистью руки. Точки смазки рулевого управления, трансмиссии (опция), гидросистемы, тормозов сгруппированы и выведены на правый борт рядом с узлом сочленения.

Как у предыдущих серий, у погрузчиков серии Н – маслопогружные дисковые рабочие тормоза, полуавтоматические четырехдиапазонные планетарные коробки передач (КП) с электронным управлением и переключением под нагрузкой. Дифференциалы повышенного трения – под заказ. Характерная особенность погрузчиков Caterpillar – двухпедальная система управления рабочими тормозами. Если правую педаль используют для торможения как обычно, то левая в зависимости от прилагаемого к ней усилия выполняет несколько функций: торможение, понижение передачи КП и переключение ее в нейтральное положение. Износ дисков контролируют датчики, передавая информацию на дисплей, что позволяет оператору планировать ремонт тормозов.

На моделях 950H...980G-II блок радиаторов изолирован от двигателя щитом. Вентилятор с гидроприводом втягивает холодный воздух через радиаторную решетку, горячий воздух выбрасывается через боковые и верхнее обрешеченные окна в капоте. По утверждению компании, это способствует лучшему охлаждению радиаторов и снижает шумовую нагрузку на оператора.

Caterpillar IT28-G на уборке дороги

Caterpillar предлагает интересную альтернативу рулевому колесу – «командную систему управления поворотом». Вместо рулевого колеса устанавливают штурвал с рукояткой под левую руку, и оператор одной рукой управляет поворотом и трансмиссией, включая переднюю, нейтральную и заднюю передачи трехпозиционным кулисным переключателем на рукоятке. Повышение-понижение передач производят вручную нажатием большого пальца руки на двухпозиционный кулисный переключатель. Для полного поворота штурвал поворачивают на 70° вправо-влево. Для моделей 950Н...972Н командная система – по заказу, а у 980G-II входит в стандартную комплектацию.

Десятитонный погрузчик 924G комплектуют как стандартным рабочим оборудованием с Z-образным механизмом запрокидывания, так и моноблочной стрелой VersaLink с параллелограммным механизмом. VersaLink исполняют и в стандартном варианте, и в удлиненном с непосредственным подсоединением навесного оборудования к оконечности стрелы либо через механизм быстрой смены.

Погрузчики с двухбалочной стрелой и параллелограммным механизмом запрокидывания ковша корпорация выделяет в отдельную группу Integrated Toolcarrier, куда входят модели IT14G, IT28G, IT38G-II, IT62G-II. У этих машин механизм быстрой смены – часть конструкции стрелы. Кроме того, их сразу комплектуют дополнительным гидравлическим контуром для подключения гидрофицированного навесного оборудования. Перечень оборудования, выпускаемого как самой корпорацией, так и сторонними поставщиками, насчитывает примерно 200 позиций.

Погрузчик Hitachi с открытыми дверцами моторного отсека

Погрузчики IT14G и IT28G, а также IT38G-II и IT62G-II унифицированы по навесному оборудованию. «Младшая» модель IT14G отличается гидрообъемной трансмиссией и поперечным расположением двигателя. В базовой версии погрузчика (скорость до 20 км/ч) рабочая жидкость от регулируемого гидронасоса поступает на один регулируемый гидромотор, установленный на редукторе заднего моста. На передний мост крутящий момент передается карданной передачей. В «скоростной» версии (до 32 км/ч) на редукторе установлены два регулируемых гидромотора. Гидрообъемная трансмиссия дает возможность оператору, выжимая педали «газа» и тормоза одновременно, сочетать низкую скорость движения, вплоть до остановки, и полную передачу мощности двигателя на рабочее оборудование (inching function).

Внешнюю эстетику и удобство обслуживания погрузчиков обеспечивают цельные пластиковые капоты. Капот поднимает электропривод, открывая полный доступ к двигателю. Щуп системы смазки двигателя, заливная горловина и индикатор засоренности воздушного фильтра расположены за боковой дверцей в капоте, и при ежедневной проверке состояния машины поднимать капот необязательно.

Компания Doosan Infracore – так теперь называется Daewoo Heavy Industries – продолжает поставку на рынок погрузчиков MEGA пятой серии, включающей пять базовых моделей массой от 8,5 до 30 т, оснащаемых рабочим оборудованием с традиционной Z-образной геометрией механизма запрокидывания. Две «младших» модели M160-V и M200-V также могут комплектовать двухбалочной стрелой с параллелограммным механизмом запрокидывания, а также с механизмом быстрой смены.

Daewoo MEGA 160TC с механизмом быстрой смены

В перечень навесного оборудования входят основные, «экскавационные», ковши для легких материалов, оснащенные режущей кромкой или зубьями. Для «старших» M400-V и M500-V выбор расширен скальными ковшами. По заказу устанавливают систему стабилизации с азотно-масляными аккумуляторами.

Компания оснащает свои погрузчики двигателями собственного производства, за исключением модели M500-V, на которой установлен Cummins. Уже cейчас разработана новая серия дизелей с характеристиками, упреждающими будущие нормы токсичности выхлопа и шума. Компания использует четырехдиапазонные полуавтоматические КП ZF Ergo-power с электронным управлением, переключением под нагрузкой и встроенным стояночным тормозом. КП имеют функцию разрыва потока мощности. При нажатии на левую педаль тормоза трансмиссия отключается, и мощность двигателя утилизирует рабочая гидросистема. Для предотвращения поломки стартера предусмотрена блокировка пуска при включенной передаче.

В базовую комплектацию погрузчиков MEGA входят мосты ZF с дифференциалом повышенного трения (для M160-V и M200-V – под заказ) и ступичными многодисковыми саморегулирующимися маслоохлаждаемыми тормозами. Тормозные механизмы вынесены за бортовой редуктор, диски вращаются с той же угловой скоростью, что и колесо, и при торможении менее подвержены нагреву. Дополнительно предусмотрена возможность монтажа маслоохладителя. Рабочая жидкость подводится к цилиндрам тормозов по проточкам в корпусе моста, что несравнимо надежней подводки наружными трубопроводами. У переднего и заднего мостов раздельные гидравлические контуры тормозов.

14-тонный Daewoo MEGA 250-V c Z-образным механизмом запрокидывания

Агрегаты и системы погрузчика находятся под контролем электронной системы e-Epos. Перед запуском двигателя она тестирует машину, ведет постоянный мониторинг работы и сохраняет данные, чтобы впоследствии их можно было через специальный интерфейс передать на мобильный компьютер для детального изучения.

Просторные ROPS/FOPS кабины с большой площадью остекления оборудованы креслом на пневмоподвеске с подлокотниками, регулируемой по наклону и высоте рулевой колонкой, компактной комбинацией с легко читаемыми аналоговыми приборами. В систему электрогидравлического рулевого управления включен аварийный насос с электроприводом. Рабочим оборудованием управляют многофункциональным джойстиком, двухрычажное управление устанавливают под заказ. Система кондиционирования создает комфортные условия, как в легковом автомобиле.

На погрузчиках MEGA доступ к двигателю обеспечен через большие боковые распашные дверцы. Радиаторная решетка и вентилятор также поворачиваются на петлях, открывая радиаторы. Точки смазки сгруппированы и выведены в удобные для обслуживания места.

В конце 2005 г. корпорация представила новое поколение погрузчиков серии DL с двигателями Common Rail собственной разработки. Поставки новых моделей начались в 2006 г. прежде всего на «домашний» рынок, в США и Европу, где действуют жесткие нормативы токсичности выхлопа и шума. В остальные регионы пока продолжат поставлять пятую серию.

Корпорация Hitachi выпускает обширную гамму погрузчиков. В этот обзор включены семь базовых моделей серии 7 массой от 10 до 30 т, используемых в строительстве. Их компания комплектует двигателями не собственного производства, а агрегатами других японских гигантов – Isuzu и Mitsubishi. Трансмиссии всех моделей включают гидротрансформаторы, четырехдиапазонные полуавтоматические КП и мосты с простыми дифференциалами.

Органы управления погрузчика Daewoo

Управление КП, тормозами и рабочим оборудованием имеет ряд особенностей (кроме «младшей» модели LX110-7). Стрела и ковш управляются двумя рычагами, на которые выведено понижение и повышение передач. Таким образом, оператор может управлять КП, не снимая руки с рулевого колеса и не касаясь основного подрулевого переключателя КП. С помощью трехпозиционного тумблера на панели управления он может выбрать режим работы трансмиссии и рабочей гидросистемы из трех вариантов: приоритет трансмиссии, приоритет рабочего оборудования и примерно равное распределение мощности двигателя между трансмиссией и рабочим оборудованием. Там же на панели находится переключатель автоматического и ручного режимов работы КП и переключатель режимов работы тормозов: в транспортном режиме левая педаль тормоза работает как обычно, в рабочем режиме при нажатии на педаль трансмиссия отсоединяется от двигателя, и мощность двигателя передается на рабочее оборудование. Контуры рабочих тормозов раздельные на передний и задний мост. При выходе из строя одного контура второй остается работоспособен.

Погрузчик LX110-7 чуть проще. Рабочее оборудование управляется одним рычагом, с помощью которого можно одновременно понижать передачи, и нет дополнительных режимов работы КП и тормозов. Большое внимание уделено безопасной эксплуатации. Справа у сиденья есть рычаг, блокирующий органы управления. Воспользовавшись им, можно входить и выходить из кабины без опасения задеть и привести в действие какой-либо рычаг или рулевое колесо. Вдобавок подрулевой переключатель КП оснащен собственной блокировкой.

Самая популярная модель погрузчика JCB в России – 456ZX

Предусмотрена защита от вандалов. Одним ключом запирают не только двери кабины и моторного отсека, но и заливные горловины топливного, бака гидросистемы и трансмиссии, аккумуляторный отсек. В зависимости от назначения погрузчик комплектуют стандартной или удлиненной стрелой с Z-образным механизмом запрокидывания. Шарниры стрелы полой конструкции заполнены маслом и не нуждаются в периодической смазке. Замену масла в них проводят каждые 2000 машино-ч. Чтобы предотвратить ударные нагрузки при останове стрелы, в рабочую гидросистему включен дроссель. Система стабилизации с азотно-масляными аккумуляторами входит в дополнительное оборудование. Набор основных, скальных и ковшей для легких материалов дополняют механизм быстрой смены, грузовые вилы, челюстные захваты.

Компания JCB поставляет в Россию погрузчики, как и остальную технику, со своих заводов в Великобритании. В модельном ряду погрузчиков массой от 8 до 20 т шесть базовых моделей: 411, 416, 426, 436, 446 и 456, скомпонованных в традиционной манере – с продольным расположением двигателя маховиком к кабине и радиаторным блоком на корме. Для «легких» моделей 411 и 416 компания использует четырехцилиндровые двигатели Perkins рабочим объемом 4,4 л. Компания не объявляла о планах по замене двигателей Perkins на агрегаты собственного производства, как на телескопических и экскаваторах-погрузчиках. На более тяжелые модели устанавливают шестицилиндровые рядные двигатели Cummins. На модели 426 и 436 – объемом 5,9 л, на модели 446 и 456 – в 8,3 л. Двигатели агрегатированы с гидротрансформаторами и полуавтоматическими четырехдиапазонными КП ZF Ergopower.

JCB 416HT с механизмом быстрой смены

Использованы мосты International Transmissions (модели 411 и 416) и Graziano Trasmissioni (модели 426...456) с простыми дифференциалами и маслопогружными дисковыми тормозами. Дифференциалы повышенного трения поставляют в заказных комплектациях, как и гидроцилиндры стрелы с азотно-масляными аккумуляторами.

К цифровому обозначению модели компания добавляет индекс ZX в случае, когда погрузчик оснащен рабочим оборудованием с Z-образным механизмом запрокидывания, или НТ – с параллелограммным механизмом. Погрузчики 411 и 416 поставляют в версии НТ со стандартной или удлиненной стрелой, модель 426 – в версиях ZX и НТ со стандартными стрелами. Также эту модель выпускают в специальном исполнении для вооруженных сил, причем не только Великобритании. Всего за время своего существования компания JCB поставила более 3000 ед. техники 45 военным организациям по всему миру. Погрузчик 436 поступает на рынок в версии НТ со стандартной или удлиненной стрелой и в версии ZX со стандартной стрелой, а также в исполнении Wastemaster для работы на переработке отходов, модель 446 – только в версии ZX со стандартной или удлиненной стрелой. Наиболее широкие возможности комплектации у флагмана модельного ряда – погрузчика 456: для него предусмотрено два варианта стрел – стандартная и удлиненная с Z-образной или параллелограммной геометрией, а также исполнение Wastemaster с удлиненной стрелой НТ.

Главный инструмент погрузчиков версий ZX – основные ковши разной вместимости с режущими кромками или зубьями, исполненные либо для непосредственного крепления на оконечность стрелы, либо для навески на механизм быстрой смены. Для версий НТ выбор значительно шире, недаром на стрелу нанесена надпись «Tool carrier». Помимо основных ковшей имеются двухчелюстные ковши для легких материалов, для мусора – с решетчатым козырьком или вилочным захватом, ковши высокой разгрузки, грузовые вилы, бревнозахваты и др.

17-тонный Hitachi LX160-7

Кабины погрузчиков традиционно для компании JCB выполнены элегантно, в сдержанных серо-черных тонах, с тщательно подогнанными панелями. Виброизолирующая подвеска кабины, комфортное регулируемое кресло с подголов-ником, но без подлокот-ников, регулируемая по высоте подставка под запястье правой руки, развитая система внутренних и внешних зеркал (внешние зеркала и заднее стекло – с электроподогревом) призваны обеспечить производительную и безопасную работу. В поле зрения находятся дисплей со стандартной информацией и световые индикаторы под ним. Панели управления убраны вправо за джойстик и вверх под козырек кабины. Кондиционер и магнитолу устанавливают за дополнительную плату. Основной орган управления КП – подрулевой переключатель, индикация передачи КП выведена в центр дисплея.

На погрузчиках JCB одна педаль тормоза, при нажатии на нее срабатывают тормоза и отсоединяется трансмиссия. На джойстике управления рабочим оборудованием есть переключатель направления движения, и оператор может работать, не снимая рук с руля. Основной насос системы рулевого управления продублирован аварийным насосом с электроприводом. Альтернативного органа рулевого управления подобно штурвалу Caterpillar или джойстику Volvo компания JCB не предусматривает.

(Продолжение следует)

Л. Малютин Основные Средства 03'2006 21 июля 2006

Комментарии (0)