С ковшом и лопатой наперевес

Ю. Петров

Сейчас в это трудно поверить, но в градостроении 1930-х годов механизация в сервисном обслуживании подземных коммуникаций не применялась вообще. На регламентных восстановительных и аварийных работах в городах использовался только ручной труд. Идея проводить капитальный ремонт микрорайонов (когда всех жильцов выселяют и кварталы перестраивают заново) силами строительной механизации была слишком затратной. Жилой фонд и системы жизнеобеспечения в городах изнашиваются неравномерно и одновременная замена всего и вся неэффективна.

Эту проблему долго не удавалось решить, даже передавая жилой фонд ведомствам и предприятиям, располагавшим парком строительных машин, – доля ручного труда на ремонтных работах до 1960-х годов была не меньше 98%, к тому же крупногабаритная (другой пока не было) строительная техника в центре города оказывалась зачастую лишней. К этому надо добавить расходы на транспортировку крупной техники, что проще осуществлять в рамках единой строительной программы, но никак не на аккордных ремонтных работах. Урбанизация, усложнение инженерных коммуникаций требовали применения совершенно иного подхода к организации ремонтно-регламентных работ и абсолютно новых видов техники. Худо-бедно проблемы решали с помощью автокранов, гусеничных бульдозеров и шанцевого инструмента. Реально положительные сдвиги наступили лишь в конце 1960-х годов, когда начался выпуск энергонасыщенных колесных тракторов.

Фактически с этого периода начинается расцвет навесных экскаваторов с бульдозерным отвалом на шасси тракторов «Беларусь», за характерный внешний вид получивших прозвище «петушок». Некоторое время в производстве экскаваторов лидировали Саранский и Галичский экскаваторный заводы (ныне – автокрановый).

Новые строительные машины оказались незаменимыми в коммунальном хозяйстве с небольшими объемами работ на рассредоточенных объектах: их широко начали использовать для рытья траншей, небольших котлованов, погрузки грунта, щебня и других материалов в транспортные средства, засыпки траншей, сгребания мусора, планировочных работ и т. п. Экскаваторы-бульдозеры также активно начали применять в капитальном и дорожном строительстве, на зимней расчистке дорог от снега, прокладке коммуникаций, обустройстве промышленных территорий и др.

Симптоматично, что и современные требования СНиП 12-03-99 «Земляные работы» в части девятой фактически не оставляют шанса крупным землеройным экскаваторам на стройках с малыми объемами производства (пункт 9.6: «Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки»). Удобство применения экскаваторов-бульдозеров, способных выполнять самую разнообразную работу на строительной площадке, трудно было недооценить – небольшие габариты (7000х2500х3800 мм), угол поворота экскаваторной колонны на 170...180°, невысокая рабочая масса.

Сокращению рынка экскаваторов-бульдозеров способствовало появление бэклодеров со сменным бульдозерным отвалом на грузоподъемной стреле

Почти одновременно в сельском хозяйстве и легкой промышленности в 1970-х годах началось активное использование погрузчиков, в том числе копновозов и стогометателей, с параллелограммным механизмом опрокидывания ковша на шасси колесных тракторов ЮМЗ и МТЗ класса 1,4. Рост мощности двигателей и разработка компактных гидроагрегатов в 1980-х позволили создать симбиоз этих двух машин – экскаватор-погрузчик, именуемый также бэклодер. Несмотря на бо’льшую эффективность в строительстве и коммунальном хозяйстве, навесные экскаваторы с бульдозерным оборудованием традиционно оставались более популярными, знаменуя тем самым технологическое отставание отрасли. В мире такая техника относится к узкоспециальной и представляет лишь ограниченный интерес для пользователей.

Согласно ГОСТ 30067–93 экскаваторы подразделяются на шесть размерных групп. В 1-ю и 2-ю группы машин (массой до 10 т) входят экскаваторы малой мощности с навесным оборудованием, смонтированным на тракторах на пневмоколесном ходу. Формально ГОСТ на них не распространяется, поскольку по компоновке они не являются полноповоротными, но в отношении конструкции, гидропривода и систем управления для навесных экскаваторов требования стандарта все же являются руководящими.

Сейчас в России выпуском навесных экскаваторов с бульдозерным оборудованием занимаются 16 предприятий. В других странах экс-СССР их производство сохранилось в ОАО «Амкодор», «Мозырмелиормаш», ВАТ «Коломиясiльмаш», ВАТ «Борэкс», КентЭЗ (Кентаусский экскаваторный завод) и AS «ET Moisakula» (бывш. Таллиннский экскаваторный) под маркой Krabi. Всего в производственных программах заводов за последние два года было заявлено 65 моделей «полнокомплектных» экскаваторов с бульдозерной навеской. Все современные экскаваторы-бульдозеры оборудованы поворотной экскаваторной колонной и ковшом «обратная лопата», хотя 30 лет назад также выпускали экскаваторы с оборудованием «прямая лопата» и даже трехсекционной стрелой.

Кроме этого ряд предприятий (Павлоградский механический завод, Дорэлектромаш, Белдортехника, Южмаш) на Украине и в Белоруссии выпускает монтируемую экскаваторную оснастку, которую также можно комбинировать на тракторе с навесным бульдозерным оборудованием, выпускаемым в Оренбургской области на Адамовском, Октябрьском и Южном РТП, Слободском машзаводе (БП-2,2), на предприятиях «Живмаш», «Тюменьремдормаш», «Орёлстроймаш» (ПЩО-1,8), в бердянском ПО «Юждормаш» и «Жовтнева Кузня» (ВАТ «Коростенський завод шляхових машин»), белорусских предприятиях «Сальсксельмаш» (ПКУ-0,8.19.000), «Дорэлектромаш» (ДЭМ-114), «Белдортехника» (НО-76, НО-79), «Минский ПКТИ» (ОР-258), Сморгонский агрегатный и Мозырьский машиностроительный заводы. Если сюда включить бульдозерные отвалы, монтируемые на грузоподъемную стрелу большинства экскаваторов-погрузчиков (а это еще порядка 30 моделей), а также специальные поворотные бульдозерные, жесткие бульдозерные и плужные отвалы для легких строительных и дорожных работ (32 производителя), то вариантов оснащения окажется превеликое множество. В пору будет издавать журнал только для бульдозеристов.

Грейферный погрузчик-экскаватор ПЭ-Ф-1Б с бульдозерной навеской ОЖ

В попытке объять необъятное остановимся только на комплектных моделях навесных экскаваторов-бульдозеров стран СНГ и Балтии, на которых в обязательный комплект поставки входят экскаваторное и бульдозерное оборудование.

Сразу обращаю внимание читателей на то, что «Донецкий Экскаватор» и алапаевский «Стройдормаш» свои машины поставляли также с погрузочным оборудованием, а погрузчики-экскаваторы «Мозырмелиормаш», «Карпатець» (Коломиясiльмаш) и ПЭ-Ф-1Б, выпускаемые с 1994 года Юргинским машзаводом, комплектуют как грейферным погрузчиком, так и экскаваторным ковшом и адресованы в первую очередь потребителям из агропромышленного комплекса. На вторичном рынке строительной техники встречаются экземпляры с измененной в процессе эксплуатации или ремонта комплектацией, т. е. вместо бульдозерного отвала может быть установлен грейдмастер, корчеватель, плужный снегоочиститель, зачистной ковш, адаптер для сменного гидрофицированного оборудования или стрела с погрузочным оборудованием. В процессе эксплуатации стандартная оснастка для экскавации может быть заменена другим оборудованием: вилами, гидромолотом, грейфером, кирковщиком (зубом-рыхлителем), когтями, монтажным крюком или захватом, а также ковшами другой вместимости.

Навесные экскаваторы-бульдозеры 1-й размерной группы, предназначенные для работы на грунтах I…III категории, сейчас практически не выпускают, хотя они еще встречаются на вторичном рынке. Более того, «Донецкий Экскаватор» убрал позицию ЭО-1624А не только из прайсов, но даже с сайта (учитывая природную лень модераторов и системных администраторов, это уже говорит о многом). Пока еще оставляют надежду компании «Интер-Дон» и «Борэкс», готовые сделать экскаватор на шасси 27-сильных владимирских тракторов. В производственной программе «Борэкса» имеется аналогичная модель на шасси ХТЗ-25Ф, но шансов на коммерческий успех у нее с каждым годом все меньше.

Падение интереса к экскаваторам-бульдозерам 1-й размерной группы связано с растущей популярностью мини-погрузчиков – силовых модулей с бортовым поворотом. Одним из главных рекламируемых достоинств тракторов называется возможность монтировать едва ли не любое оборудование, однако смотря с чем сравнивать. Все дело в цене и производительности – экскаваторная установка, смонтированная на мини-погрузчике, более компактна, стоит чуть дешевле и сравнима по производительности. Более того, весь спектр оборудования для мини-погрузчика можно найти у одного дилера. А тот же шлейф оборудования, но уже для трактора придется заказывать в разных местах, и не все оно на поверку является быстросъемным. К тому же в коммунальном хозяйстве и строительстве доля сверхмалых земляных работ очень ограничена, а при рытье траншей в конечном итоге арендованная баровая машина (она также оснащена бульдозерным отвалом) или более мощная машина на базе трактора «Беларус», оснащенная узким ковшом, сделает работу быстрей.

«Карпатець» – специализированный экскаватор-бульдозер

При высокой стоимости нормо-часа покупка навесного экскаватора-бульдозера 1-й размерной группы экономически бессмысленна.

Тем не менее в ряду самых маленьких экскаваторов просматривается один артефакт. Великолукский завод «Лесхозмаш», долгое время выпускавший экскаваторную навеску ОЭН-1 для тракторов «Беларус», на этот раз представил новую итерацию под индексом ЭО-1621. Малая масса и более скромные геометрические характеристики, нежели у экскаваторов 2-й группы, фактически делают ее самой большой в своей 1-й группе. Судя по обилию объявлений в Интернете, завод не собирается бросать ЭО-1621 на произвол судьбы. В связи с появлением новых машин в программе Владимирского и Липецкого тракторных заводов и вхождением этих заводов в концерн «Тракторные заводы» ситуация может измениться еще не раз – и все зависит не только от производителей спецоборудования.

За последние пять лет появилось много новых марок и моделей. Другое дело, что не все их реально производят, некоторые уже стали фантомами, намеренно существуя виртуальной жизнью в ожидании призрачного клиента. В России лидеры рынка навесных экскаваторов – ОАО «Сарэкс» и ООО «ПО «Интер-Дон» в первом полугодии выпустили примерно одинаковое число экскаваторов – 230 и 227 соответственно. Отчасти расширению модельного ряда всех компаний способствовала экспансия минских тракторостроителей на российский рынок, включая организацию производства в Елабуге, где только за два квартала 2005 года выпущена пятая часть всех российских тракторов1. В активе техники МТЗ – высокая ликвидность, надежность, отработанность узлов и агрегатов, а также широкая сервисная сеть. Наряду с этим усиливаются позиции узбекских тракторов ТТЗ-80.10, собираемых в Ногинске, хотя навесные экскаваторы, выпускаемые на их шасси «Борэксом», все равно остаются штучным продуктом.

На рынке присутствуют два производителя экскаваторов-бульдозеров, предлагающих технику под схожими марками: это завод «ЛЭКС» (Луговской завод навесного оборудования) и ООО «А Лэкс технолоджис» (производственная база «Амкодор-Пинск» и Орловского машзавода). Интересно, что у обеих марок (ЛЭКС и A LEX соответственно) – один родитель: конструктор М.И. Ефанов, но машины несколько различаются. Первыми появились на рынке луговские ЛЭКСы на шасси МТЗ и ЮМЗ/ЗТМ, а экскаваторы-бульдозеры A LEX с улучшенными характеристиками копания являются их дальнейшим развитием. ООО «А Лэкс технолоджис» сейчас изготавливает свои машины на базе ЛТЗ и МТЗ и оснащает их итальянской гидравликой.

Самый маленький экскаватор-бульдозер в СНГ – Борэкс-1103

Уровень продаж экскаваторов ЛТЗ-60, ЮМЗ 6-й серии и ЗТМ-60, -62 пока остается стабильно низким, что неудивительно. Следствие вялой активности заводского менеджмента, не заинтересованного в результатах своего труда, и неопределенность маркетинговой политики грозили остановкой производства на тракторных заводах в Липецке, Днепропетровске и Омске.

Экскаваторам-бульдозерам еще есть куда развиваться, поскольку уровень исполнения и моральный дух остаются на уровне 25-летней давности. Очень мало моделей, конструкция которых позволяет быстро навешивать или снимать экскаватор или отвал без применения специального оборудования. Ограничивает использование экскаваторов-бульдозеров зависимость гидросистемы оборудования от гидросистемы трактора, но самый главный их недостаток – это то, что базовое шасси, разработанное под пахотный трактор, уже не удовлетворяет потребности одного из самых быстрорастущих секторов экономики – строительного рынка. Ограниченность производственных возможностей, приостановка программ НИОКР, отсутствие внятной сервисной и маркетинговой политики вкупе с сиюминутной ориентацией на разрозненные муниципальные коммунхозы и сельских потребителей лишь увеличивают это отставание. Союз ковш–лопата нуждается в модернизации.