Копать не строить

Ю. Петров

В свое время Госстрой РФ уже определил для себя пороговое значение объемов производства строительно-дорожных машин, ниже которого не обеспечивается экономическая безопасность России. Для экскаваторов эта цифра составила 5 тысяч машин в год, что в пять раз меньше, чем было выпущено в 1990 году. В основе документа «Стратегии развития строительно-дорожного и коммуникационного машиностроения на период до 2005 года», разработанного Стройдормашем и ВНИИстройдормашем совместно с Минэкономразвития, цифра в 5 тысяч экскаваторов стала отправной при условии благоприятного развития экономики страны.

Лестехком ЛП-19А

В 2004 году машиностроительные заводы перекрыли рубеж в 3000 экскаваторов, (См. «ОС» № 3, 2004 г.) но так и не сумели преодолеть планку пожеланий чиновников из Госстроя. При этом экскаваторы уже более полувека остаются на первом месте в табели производства дорожно-строительной спецтехники. Так, численность отечественного парка экскаваторов, занятых в подрядном строительстве, на сегодняшний день достигает 50 тысяч.

Одноковшовые экскаваторы в России производят 25 предприятий. Треть общего выпуска – это навесные экскаваторы-погрузчики и экскаваторы-бульдозеры, монтируемые на универсальные колесные тракторы. Все они относятся к первой или второй размерной группе. Около 10% общего выпуска приходится на экскаваторы-планировщики на шасси грузовых автомобилей и снегоболотоходов (ЗАО «Транспорт», «Мотовилиха» и др.), остальное – это полноповоротные одноковшовые экскаваторы на гусеничном и колесном ходу. В Казахстане их производит Кентаусский завод (две модели), в Узбекистане – завод в Ургенче («Фарход»), в Белоруссии – Кохановский завод (гусеничный ЭО-3223), на Украине – «АТЕК» (8 моделей).

ЭО-33211К

Треть всего парка экскаваторов составляют полноповоротные одноковшовые машины третьей, четвертой и пятой размерных групп (так называемые строительные экскаваторы). О том, сколь тесен этот сектор, красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что ряд производителей начали применять собственную индексацию вместо отраслевой маркировки (см. таблицу). В конструкции этих экскаваторов принципиальных отличий практически нет: Н-образная рама, на которой установлена колесная, колесно-рельсовая или гусеничная ходовая часть. На раме смонтирован поворотный круг, на который крепится поворотная платформа с кабиной, элементами управления, силовой установкой, гидравлическим или механическим рабочим оборудованием. Привод стрелы и рабочего органа – ковша «прямая лопата» или «обратная лопата» – тросовый или гидравлический. На стрелу с гидроприводом помимо базового рабочего органа можно монтировать харвестерные головки, фрезы, буровые и шарошечные коронки, перфораторы, грейферные захваты, магнитные плиты, валочные пакетировщики, зуб-рыхлитель, гидроножницы и т. д. На экскаваторе с тросовым приводом вместо ковша на стреле можно монтировать грейфер, драглайн, буровое, сваебойное оборудование, шаровой и клиновый рыхлители. К слову сказать, для некоторых предприятий изготовление полноповоротных экскаваторов на базе специализированных машин для лесной отрасли промышленности дало шанс заявить о себе как о производителе экскаваторов (например, ЛП-19А и ЛП-19Б ООО «Лестехком» на базе валочно-пакетирующей машины или экскаватор-установщик опор «Онежец ЭУН-01» на базе трелевочного трактора).

ВЭКС-20К

Колёсные одноковшовые экскаваторы

Все колесные экскаваторы за редким исключением оснащены полноприводной трансмиссией. Самый маленький в группе одноковшовых полноповоротных колесных экскаваторов ЕК-8 Тверского экскаваторного завода оснащен дизелем Perkins 1104С-44. Эта новинка, дебютировавшая в 2004 году, по рабочей массе 8,8 т попадает во вторую типоразмерную группу и фактически не имеет отечественных аналогов. В привычном понимании модель занимает промежуточное положение между бэклодером «Муромец» и экскаваторами-бульдозерами типа ЭО-2621 на базе трактора «Беларус».

Следом за ЕК-8 идет другая модель «ТВЭКСа» – ЕК-12 и ЕК-12-10 многоцелевого назначения класса «Сити»; ее изготавливают и в варианте с моноблочной стрелой, и со стрелой с изменяемой геометрией (модели ЕК-12-20 и ЕК-12-24 с гидравликой Bosch-Rexroth). Все тверские колесные экскаваторы оснащены зачистным отвалом, который выполняет роль аутригеров при экскавационных работах. Более «взрослые» модели третьей группы ЕК-14 и ЕК-18 оснащены дополнительными аутригерами.

Ковровец ЭО-4328

Сложно сказать, насколько востребованы дополнительные аутригеры на легких экскаваторах, и 12,5-тонный АТЕК-851 вряд ли пригодился бы в качестве примера, если бы не то обстоятельство, что его, как и большинство европейских аналогов, оснащают двумя полноценными аутригерами в дополнение к отвалу. В теории это позволяет увеличить опорную площадь экскаватора, сохранив при этом высокий центр тяжести, а на практике позволяет незначительно расширить сферу применения вне города. В машинах третьей размерной группы сейчас недостатка нет. Так, ЭО-3323 Кентаусского завода с успехом применяют в капитальном строительстве. О расширенном экспорте этой модели на тесный рынок России речь не идет, тем более что «ТВЭКС» недавно избавился от аналогичной модели ЭО-3323А.

Отечественные производители при ограниченном спросе на внутреннем рынке заинтересованы в экспансии своей продукции в сопредельные страны. Показателен пример Уралвагонзавода, выпускающего «коммунальный» ЭО-33211К для ремонтно-восстановительных работ инженерных сетей и сооружений коммунального хозяйства, который, сохраняя все преимущества базовой модели ЭО-33211, оснащен дополнительно водоотливной насосной установкой и сварочным агрегатом, позволяющими сократить до минимума объем техники, число исполнителей и время при прокладке, ремонте и замене трубопроводов. Нижнетагильские машиностроители в преддверии введения новых экологических стандартов планируют начать выпуск экскаватора ЭО-33211 с дизелями Deutz, что позволит вывести машину на зарубежные рынки.

АТЕК-782

Воронежский экскаваторный выпускает пока одну модель на пневмоколесном ходу – ЭО-43211 (ВЭКС-20К). Попытки выйти на рынок более легких машин с моделью ВЭКС-16L и ВЭКС-18L не увенчались видимым успехом, а в подкорректированных планах завода остается выпуск ВЭКС-20К с телескопической экскаваторной стрелой (позиционируется как экскаватор-планировщик).

Предложение на рынке полноповоротных колесных экскаваторов замыкает ковровская машина ЭО-4328 четвертой размерной группы. Во многом аналогичный ей по характеристикам ЭО-4326 (выпускают в варианте лесопогрузчика ПЛ-87) так и не пошел в производство.

Гусеничные гидравлические экскаваторы

Среди всех экскаваторов, выпускаемых на просторах бывшего СССР, 3,7-тонный украинский АТЕК-711А на гусеничном ходу первой размерной группы – просто карлик. Малые габаритные размеры позволяют вести строительные и ремонтные работы в закрытых помещениях или стесненных условиях, что актуально для коммунальных и ремонтных городских служб.

ТВЭКС ЕТ-25

Пока это единственное предложение в сверхлегком классе, если не считать навесного экскаваторного оборудования, навешиваемого на мини-погрузчики (например, серия «Бобр» производства ФГУП «Уралвагонзавод»). ЗАТ «АТЕК» (бывший завод «Красный экскаватор») помимо мини-экскаватора выпускает еще шесть моделей. Самую большую модель 782 эксплуатационной массой 35,6 т (пятая размерная группа) оснащают 175-сильным дизелем ЯМЗ-238ГМ и 2,5-кубовым ковшом «прямая лопата», способным копать на глубину 2,94 м (высота выгрузки 6,7 м).

Фактически все отечественные заводы игнорируют вторую типоразмерную группу, поскольку потребителям за глаза хватает существующей функциональности машин на колесном ходу и навесных экскаваторов. Самые легкие экскаваторы на гусеничном ходу и рабочей массой 14 т выпускают в Белоруссии (Кохановский завод, ЭО-3223) и Казахстане (Кентаусский завод, ЭО-3122).

Ковровец ЭО-4228

Единственный из крупных отечественных производителей, упорно избегающий сектора колесных экскаваторов, это «КРАНЭКС» – одно из старейших предприятий отрасли, отметившее в 2002 году свое 70-летие. С 1998 года эта компания перешла на выпуск экскаваторов принципиально новой серии ЕК. Модельный ряд компании представлен четырьмя моделями четвертой и пятой размерных групп: ЕК-220-6, ЕК-270-05, ЕК-300 и ЕК-400-05.

ОАО «ТВЭКС» в последние годы также укрепило свои позиции, выпустив на рынок четыре модели гусеничных экскаваторов, унифицированных между собой: компактный ЕТ-14, ЕТ-16 на уширенно-удлиненном ходу, высокопроизводительный ЕТ-18 с ковшом 1,0 м3 и ЕТ-25 четвертой размерной группы. Изготовлена также модификация ЕТ-25-20 с гидравликой Bosсh Rexroth.

Ковровский экскаваторный завод до запуска в производство новинки ЭО-4228 основное внимание уделял выпуску модели ЭО-4225, которая имеет ряд специфических модификаций: ЭО-4225А-06 с подъемной кабиной, сменными грейферами и магнитной плитой и валочно-пакетирующие МЛ-119А.

УВЗ ЭО-4126

Экскаваторы ЭО-4228 и ЭО-4225 находятся в одинаковой весовой категории, и в дальнейшем семейство ЭО-4228 предполагается расширить за счет выпуска экскаваторов-планировщиков с телескопической стрелой (в том числе на автомобильном шасси), короткобазного крана, ремонтной машины на колесно-рельсовом ходу, копающего погрузчика, лесотехнических машин и другой техники с подъемной кабиной.

Уралвагонзавод из года в год демонстрирует завидное постоянство. В рамках конверсионной программы завод производит две модели гусеничных экскаваторов – ЭО-4126 и ЭО-5126. Первая модель освоена в производстве сравнительно недавно и по кабине унифицирована с колесным экскаватором ЭО-33211. Машину комплектуют тремя ковшами «прямая лопата» и «обратная лопата» вместимостью 10,25; 1,42 и 1,65 м3. Модель ЭО-5126 была разработана совместно с ОАО «ВЭКС», СКБ «Земмаш» и ФГУП «УКБТМ» в рекордно короткий срок – 11 месяцев. Она может быть оборудована шестью различными ковшами вместимостью 0,8...1,8 м3 и может вынимать грунт с глубины 6,25 м и поднимать его на высоту 5,8 м. По выбору заказчика обе машины комплектуют гусеницами шириной 600 или 900 мм.

ВЭКС-6124

Воронежский экскаваторный завод (бывший «Тяжэкс») все силы сосредоточил в классе тяжелых строительных экскаваторов, где он выпускает семь моделей. Самая «компактная» – ВЭКС-30L, самая большая – ЭО-6123А-1, работающая от электросети и оснащаемая ковшами «прямая лопата» и «обратная лопата». Выпускает завод и дизельный вариант ЭО-6124.

Для нужд спасателей и нефтяников Ишимбайский завод транспортного машиностроения производит два вездехода «Витязь» – ДТ-30ПЭ1 и ДТ-30Э. Оба предназначены для землеройных работ и перевозки грузов на грунтах с низкой несущей способностью. Двухзвенный плавающий транспортер ДТ-30ПЭ1 оснащен легкосъемными и откидными бортами кузова второго звена, на котором смонтирована экскаваторная установка. ДТ-30Э представляет собой двухзвенный тягач с полноценной экскаваторной секцией и оборудован тремя гидравлически управляемыми аутригерами. Особенностью конструкции этих экскаваторов является сочетание в одном комплексе производительного гидравлического экскаватора и скоростного двухзвенного шасси высокой проходимости. Кроме того, на первом звене смонтирован закрытый герметичный кузов для перевозки оборудования массой до 12 т. Конструкция шасси позволяет устанавливать в кузове по заказу потребителей дополнительное технологическое оборудование, например сварочный агрегат, дизель-электростанцию, водяной насос, воздушный компрессор, гидроманипулятор и др.

НКМЗ ЭР-7000

К слову, в последнее время значительно расширилось предложение экскаваторов, смонтированных на шасси болотоходов и других транспортных средств, предназначенных для работы на грунтах со слабой несущей способностью.

Для комплекса работ при ремонте трубопроводов, а также выполнения различных земляных работ на грунтах I...IV категорий, включая сезонно-мерзлые, ЗАО СКБ «Газстроймашина» выпускает экскаватор ЭОВ-4221, оснащенный гидравлическим аутригером (опорной плитой), которая воспринимает усилие от копания и снижает нагрузку на ходовую часть и опорную поверхность. Высокая мобильность и проходимость, в том числе по болотам I типа, обеспечивают гидродинамическая трансмиссия, резинометаллические гусеницы шириной 1100 мм и бесступенчатый гидрообъемный механизм поворота. Поворотная платформа и рабочее оборудование «обратная лопата» заимствованы у серийного экскаватора ТВЭКС ЕК-18. Аналогичную машину для нефтегазовой отрасли выпускает ЗАО «Завод «Универсалмаш».

Экско ЭО-4111 – прообраз «Фархода»

Отдельно в армии экскаваторов можно выделить инженерные машины, такие как аэротранспортабельная дорожно-землеройная машина АЗМ производства ОАО «Муромтепловоз». Она изготовлена на базе многоцелевого легкобронированного тягача МТ-ЛБ и предназначена для подготовки колонных путей, очистки дорог от снега, механизации земляных работ, отрывки котлованов для фортификационных сооружений, траншей, для действий в боевых порядках вторых эшелонов мотострелковых, парашютно-десантных, танковых полков и дивизий. Бронированный корпус защищает от огня стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов и минометных мин.

Исключительной по своим свойствам и назначению моделью является шагающий болотоходный 12-тонный экскаватор ЭШ-1 производства ОАО «Тверьстроймаш». Его применяют для выполнения технологических операций на переувлажненных торфоминеральных грунтах и неосушенных болотах с влажностью более 90%, толщиной мерзлого грунта не более 0,05 м для подготовительных работ по выторфовке грунтов, обваловке насыпей, окапывании разливов на заболоченных, непроходимых для гусеничной техники территориях. Помимо 0,4-кубового ковша «обратная лопата» его комплектуют грейфером вместимостью 0,3 м3, крановой подвеской грузоподъемностью 0,6 т и консольной фрезой – рекультиватором.

УЗТМ ЭКГ-5Д

Долгое время для открытых горных работ полноповоротные гусеничные экскаваторы с гидравлическим приводом в России не выпускали. Единственное исключение – модели шестой группы производства Воронежского экскаваторного завода. Перелом наметился в 2001 году, когда на УЗТМ был собран первый полноповоротный горный экскаватор ЭГО-150 с гидроприводом. Сейчас ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», куда входят Уралмаш и Ижорские заводы, выпускает четыре модели рабочей массой от 120 до 350 т. В зависимости от исполнения их оснащают ковшами «прямая лопата» (5,5...18 м3) и «обратная лопата» (4...15 м3), дизельным или электрическим приводом.

Гусеничные тросовые экскаваторы

В связи с переходом на гидрообъемный привод рабочего оборудования экскаваторы с тросовым оборудованием уже полностью вытеснены из коммунального хозяйства и отчасти из строительства. Однако для работы в условиях сильной запыленности экскаваторы с тросовым приводом остаются пока востребованными. Наиболее широко их применяют на угольных складах, в карьерах для добычи щебня, песка, предварительно разрыхленных горных масс и полезных ископаемых.

УЗТМ ЭШ-100.100

Компания «Донэкс» уже 20 лет предлагает на рынке типовой ряд экскаваторов ЭО-4112А также с оборудованием «прямая лопата», «обратная лопата», грейфер и драглайн (ЭОД-1). К достоинствам этой модели относятся хорошая устойчивость, надежность узлов и механизмов, простота в управлении и обслуживании.

Костромской завод (ОАО «ЭКСКО») до сих пор предлагает модель ЭО-5116-1, ведущую свою «родословную» с ЭО-5111Б. ЭО-5119 выпускают с 2002 года, модель отличается от ЭО-5116-1 вариантностью привода экскаватора и гибкой подвеской рабочего органа. Все эти машины комплектуют ковшами, грейфером, драглайном, шаровым или клиновым рыхлителем, сваебойным и копровым оборудованием.

Узбекское ОАЖ «Урганч экскаватор» (Хорезмская обл.), входящее в ассоциацию «Узмашсаноат», недавно возобновило выпуск модернизированных экскаваторов марки ЭО-41-11. Предприятие, созданное более полувека назад, до 1997 года занималось ремонтом экскаваторов, а недавно, учитывая потребности внутреннего рынка, освоило производство экскаваторов марки ЭО-41-11, получивших название «Фарход».

ЭКСКО-5119

Сейчас на предприятии освоен выпуск более 20 различных комплектующих для производства экскаваторов, включая вращающуюся платформу и специальные кондукторы. Техника предназначена для использования в сельском хозяйстве для очистки каналов, коллекторов, траншей, а также в горнодобывающей промышленности. На «Фарходе» стрела длиннее на 3 м, чем на ЭО-4111Г Костромского завода, что позволяет очищать каналы шириной 13...15 м.

Гусеничные экскаваторы для карьеров с тросовым приводом рабочего оборудования выпускают Красноярский завод (четыре модели) и ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (свыше 20 моделей гусеничных экскаваторов для открытых карьерных разработок и еще 20 моделей шагающих экскаваторов с оборудованием драглайн). На Украине для карьеров роторные и шагающие экскаваторы с рабочим оборудованием драглайн производят ЗАТ «Донецкгормаш» и ЗАТ «НКМЗ».


Ю. Петров Основные Средства 04'2005 15 июня 2005

Комментарии (3)

Алексенко Андрей
Компании "Донэкс" не существует - есть ОАО "Донецкий Экскаватор" существующее с 1992 года и ведущее свою историю от Донецкого Экскаваторного Завода, расположенного кстати не в Украине а в Ростовской области.
9 сентября 2005 – 23:19 Ответить
Петр
Не гусеничные тросовые - а экскаваторы с механическим приводом! Привод следовательно не тросовый а механический! Петров - вы понимаете разницу между приводом и элементом передачи силового потока? Читайте классиков! Например - Домбровского Н.Г. или Раннева.<br /> Газстроймашина ничего не выпускает - это проектная организация!<br /> Не ковши обратная и прямая лопата - а рабочее оборудование типа...<br /> и т.д.<br /> <br /> p.s. Статья безобразная, все в кучу свалено, видимо автор не разбирается в экскаваторах, а занимается отписками и рекламой
6 сентября 2005 – 11:27 Ответить
Пензин Александр Васильевич
Не понятно, причём тут Вольво и Бобкэт. Шведы и пиндосы в России их не делают. Или вам там приплачивают хорошо?
28 августа 2005 – 20:31 Ответить