Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Электропривод карьерного экскаватора
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз

Гружу, копаю, самосвал заменяю

Ю. Петров

Увеличение доли рассредоточенных объектов c малыми объемами строительства в 1960-х годах стало причиной интереса машиностроителей к созданию многоцелевых землеройных агрегатов – экскаваторов-погрузчиков (в обиходе – бэклодеров). На строительной площадке и в коммунальном хозяйстве они способны заменить сразу несколько специализированных машин. Их применение заметно повышает эффективность использования базовой машины благодаря сокращению простоев и экономии средств на приобретение и эксплуатацию универсальных землеройно-погрузочных агрегатов.

Экскаватор-погрузчик совмещает функции одновременно двух машин. С помощью погрузочного оборудования ведут погрузочно-разгрузочные работы с сыпучими, мелкокусковыми материалами и разрыхленным грунтом, который добывают из массива экскаваторным оборудованием. Погрузочным оборудованием в свою очередь ведут работы выше уровня стоянки, подбирают и грузят рыхлые материалы, планируют поверхности, засыпают траншеи.

Перемещаемая на продольных направляющих каретка экскаваторного оборудования и шарнирное сочленение рамы значительно расширяют возможности ПК-301

Следует сразу оговориться: экскаваторы-погрузчики по индексу соответствуют 1-й и 2-й группам размерности одноковшовых экскаваторов по ГОСТ 30067–93 (по классификации в 3-ю группу и выше входят только полноповоротные машины). Однако ряд требований этого ГОСТа, предъявляемых к полноповоротным экскаваторам, не распространяется на экскаваторы-погрузчики. Аналогичная ситуация и с ГОСТами, касающимися погрузчиков.

Сейчас экскаваторы-погрузчики широко применяют на линейно-протяженных работах в строительстве, коммунальном и фермерском хозяйствах, поскольку они заменяют сразу три машины – экскаватор, погрузчик и самосвал. В ковше можно перемещать инертные материалы (песок и щебень) и штучные грузы на расстояние до 2 км (трудно представить, но поверим практикам на слово) с прицельной отсыпкой по месту укладки. При транспортировке груза навесное экскаваторное оборудование, исполняющее роль контргруза, препятствует продольному опрокидыванию погрузчика в сторону погрузочного ковша.

Стандартный погрузочный ковш в конструкции большинства машин может быть заменен копающим, челюстным или колосниковым ковшом, поддонными вилами, грейдмастером, грузовой безблочной стрелой, рулонным захватом (пикой для тюков), бункерно-уборочной машиной, скирдоукладчиком, стогометателем, скребковым, ковшовым грейферным, вилочным или челюстным захватом. Экскаваторное оборудование используют для прокладки траншей под коммуникации, разработки небольших котлованов под фундамент зданий, добычи на месте и погрузки в транспортные средства строительных материалов. Разработку материалов ведут ниже опорной поверхности машин, что объясняется спецификой использования «обратной лопаты».

Единственный отечественный бэклодер Сарэкс ЭО-2626MF на шасси трактора зарубежного производства

На некоторых экскаваторах предусмотрена возможность поворота стрелы относительно вертикальной оси и перемещения влево-вправо по двум поперечным направляющим. Помимо ковшей «обратная лопата» экскаваторы-погрузчики оборудуют рыхлителем мерзлоты, перегрузчиками с разными захватами (в том числе электромагнитными), пачковым захватом, грейфером, шнековым буром, гидромолотом, ковшами разного назначения, зубом-рыхлителем, отвалом, ямобуром и подъемником.

Конструкция экскаватора должна обеспечивать использование основного рабочего оборудования и не менее чем двух видов сменного. Основным (расчетным) считается ковш для разработки грунтов категории III. Конкретный перечень оборудования определяется в договоре на поставку. По техническим требованиям вместимость топливных баков должна обеспечивать не менее 9 машино-часов непрерывной работы. При заправке топливом и замене смазочных материалов и рабочих жидкостей на техническом обслуживании (ТО) конструкция экскаватора должна исключать загрязнение окружающей среды. В 1970-е годы в СССР основное внимание уделялось выпуску экскаваторов-бульдозеров, монтируемых на шасси колесных тракторов МТЗ-50, МТЗ-80 и ЮМЗ-6, и перелом в пользу совмещения функции погрузчика и экскаватора наметился только в конце 1980-х годов.

На данный момент в России экскаваторы-погрузчики выпускают десять предприятий: ООО «Златэкс» (бывш. златоустовский завод «Булат»), ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод», ОАО «Липецкий тракторный завод», ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения», московское ЗАО «Дормашкомплект», ПО «Интер-Дон» (Ростовская обл.), ОАО «САРЭКС» из Мордовии, алапаевский ОАО «Завод «Стройдормаш», ОАО «Муроммашзавод» и ЗАО ФПГ «LEX» (на мощностях Луговского завода бульдозерного оборудования, Свердловская обл.).

Новинку 2004 года Донэкс ЭО-2161 на шасси узбекского трактора ТТЗ-80.10 уже можно купить в России

Из бывших республик СССР выпуском аналогичных машин заняты белорусско-американское ПО «Амкодор», «Амкодор-Ударник», СП «Дорэлектромаш» (бывш. Смолевичский опытно-механический завод), ОАО «Кохановский экскаваторный завод» (бывш. «Белэкс»), ОАО «Белдортехника» (все – Беларусь), AS «ET Mo~isakуla» (под маркой Krabi их выпускает бывш. «Таллэкс», Эстония), а также украинские компании ЗАТ «АТЕК» (бывш. киевский завод «Красный экскаватор»), ВАТ «Борэкс» (Бородянский экскаваторный), ВАТ «Донэкс» («Донецкий экскаватор») и ДП «ВО Південний Машинобудівний Завод імені А.М. Макарова» (Южмаш).

Особняком в этом списке находятся погрузчики-экскаваторы (например, ПЭ-Ф-1А и ПЭ-Ф-1Б производства ООО «ПО «Юрмаш»), оборудованные стрелой, на которую можно навешивать как экскаваторный ковш, так и челюстные грейферы и вилочные захваты. Применение таких машин ограничено сельским хозяйством, животноводством (перегрузка кормов и выполнение вспомогательных работ) и хлопководством.

Подавляющее большинство экскаваторов-погрузчиков, производимых в России, изготавливают на базе универсальных колесных тракторов тягового класса 1,4. Основу производственной программы большинства компаний-производителей составляют бэклодеры, выполненные на базе тракторов «Беларус-80», «Беларус-82», ЮМЗ и ЗТМ 6-й серии. Недавно к ним прибавились узбекские тракторы ТТЗ-80, которые начали собирать Ногинский завод топливной аппаратуры и Абаканский экспериментально-механический завод (Хакасия). При схожести технических и эксплуатационных характеристик все перечисленные тракторы класса 1,4 не могут составить друг другу какую-либо серьезную конкуренцию.

Во времена, когда их разрабатывали, понятие «технический консалтинг» было мало распространено даже в Европе. «Разработка под требования заказчика» касалась тогда только стратегических отраслей, но никак не народного хозяйства. Во всем мире делали универсальные тракторы. Но СССР в этом секторе был передовиком. Советские конструкторы спецтехники плясали от «универсальности», что и обусловило низкую себестоимость продукции. Факт: тракторы тягового класса 1,4 на постсоветском пространстве стали основой экскаваторов 2-й размерной группы (рабочей массой до 10 т).

Лет десять назад свежую струю внесли экскаваторы-погрузчики 1-й размерной группы. Сейчас их выпускают на базе тракторов ЛТЗ тягового класса 0,9 и ВТЗ класса 1,0. Совсем уж экзотическими конструкциями кажутся экскаваторы-погрузчики «Борэкса», сработанные на шасси ХТЗ серии 25 (тяговый класс 0,7).

Экскаваторы-погрузчики на базе тракторов выше тягового класса 2,0 в России еще никто не делал. Ни одно из отечественных предприятий не рискнуло также серийно делать навеску для тракторов иностранного производства – дорого и выгода неочевидна. Единственное известное исключение – ОАО «Сарэкс», представившее в 2001 году бэклодер ЭО-2626 MF на шасси Massey-Fergusson MF290. За год до этого та же компания изготовила экскаватор-погрузчик ЭП-2421 на оригинальном шасси собственного производства. Случай уникальный. Почему?

Оригинальный подход конструкторов Кохановского завода: экскаваторное оборудование ПЭП-2640 смонтировано
на прицепе

Многофункциональность серийных тракторов так и осталось фата-морганой. Основное и тщательно оберегаемое производителями достоинство, определившее успех отечественных экскаваторов-погрузчиков в 1990-е годы, – это низкая стоимость эксплуатации плюс доступность запчастей. Тракторы тягового класса 1,4, как в свое время Ford T, великолепно подходят под это определение. Они неприхотливы, недороги в эксплуатации, их конструкция хорошо изучена и отработана, а потому они высоколиквидны. Положение в отрасли пока спасает модернизация тракторов силами самих тракторостроителей.

Тракторный завод делает новый дизайн, меняет силовой агрегат, КП, КОМ, а экскаваторному заводу остается рапортовать о выпуске новой модификации. В конечном итоге о наполнении рынка свидетельствует факт появления таких экзотических конструкций, как погрузчик-экскаватор прицепной ПЭП-2640, выпускаемый с конца 2004 года Кохановским экскаваторным заводом. Однако долго так продолжаться не может. Типаж не терпит пустоты, к тому же заказчиков сейчас все больше волнует производительность в единицу времени и минимизация простоев техники. Эти условия выполнимы, только если трактор (или энергетическое средство) изначально «заточен» для работы в составе с экскаваторным и погрузочным оборудованием. Так делают компании Case, Caterpillar, JCB, Komatsu, Terex и многие другие. В России это направление пока остается перспективным.

Бэклодеры, смонтированные на тракторах нового поколения Владимирского завода

ОАО «Сарэкс» к решению строить машину под конкретное оборудование, а не наоборот подошло весьма близко (пример – полноуправляемый ЭП-2421). Тем же путем пошло и ЗАТ «АТЕК», запустив в производство серию 999. Все эти модели базируются на оригинальном шасси, но сохранили все достоинства и недостатки «тракторной схемы». Особое место в сегменте строительных машин остается за ОАО «Муроммашзавод».

Его экскаватор-погрузчик «Муромец» ПК-301 разработан в содружестве с ОАО «Вниистройдормаш» фактически с чистого листа. Основу при проектировании составил технический консалтинг, позволивший провести детальный анализ задач, стоящих перед эксплуатационниками. В итоге был спроектирован шарнирно-сочлененный бэклодер тягового класса 2,0, который подпадает под 3-ю размерную группу экскаваторов с массой в пределах 10...18 т.

Россия относится к числу стран с развивающейся экономикой. Главным тормозом на пути продвижения на рынок машин нового поколения служит несовершенство финансового сервиса (кредиты, лизинг, страхование) и отсутствие рынка аренды. Без этих бизнес-инструментов любые весомые доказательства ликвидности и выгодности покупки новой техники разобьются об углы зрения потребителей, для которых главными критериями будут оставаться географическая доступность производителя, цена базового трактора и элементарный сервис.





Ю. Петров Основные Средства 03'2005 20 мая 2005

Комментарии (0)