Гусеничные бульдозеры тяжёлой категории

В. Ковригин, Юрий Петров

(Окончание. Начало в «ОС» №5, №7, 2004 г.)

Первые гусеничные бульдозерно-рыхлительные агрегаты тяжелой категории появились лишь в конце 1950-х годов. Этому предшествовали увеличивающиеся нормы выработки в строительстве и горном деле, где требовались высокопроизводительные, тяжелые машины, а обычные бульдозеры уже не справлялись. Механический тросовый привод рабочих органов и механическая коробка передач ограничивали сферу использования бульдозеров. Только после освоения серийного производства надежных и компактных гидроприводов стало возможным выпускать бульдозеры сколь угодно большой мощности и массы.

ЧТЗ Т-800

К бульдозерно-рыхлительным агрегатам (БРА) тяжелой категории относят машины массой свыше 30 т и мощностью свыше 300 л.с. Большая масса и высокая стоимость содержания этих богатырей накладывают ограничения на спектр их применения. Их используют на горных разработках (добыча полезных ископаемых открытым способом), в гидротехническом, мелиоративном и дорожном строительстве, на промышленных полигонах с большим объемом захоронения отходов.

У нас

Приятно осознавать, что в России производят технику столь элитного класса, и здесь следует заметить, что СССР был одним из первых, кто начал выпускать бульдозеры тяжелой категории. Сейчас эти БРА изготавливают на двух предприятиях – «ЧТЗ-Уралтрак» и «Промтрактор». ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» в тяжелой категории сейчас выпускает две модели в тяговом классе 25 – это ДЭТ-250М2 и ДЭТ-320Б1Р2 с электромеханической трансмиссией и один бульдозер тягового класса 75 – Т-800 (Т-75.01). ДЭТ-250М2 производят с 1961-го, и за все годы выпуска он зарекомендовал себя с положительной стороны, однако ресурс двухблочного дизеля В-31М2, рассчитанного для других видов спецтехники, не достигает уровня зарубежных аналогов. ДЭТ-250 комплектуют четырьмя бульдозерными отвалами: двумя производства ЧСДМ (бывш. ЧЗК) и двумя собственного производства.

ЧЗПТ Т-50.01

С 1983 года челябинские тракторостроители выпускали бульдозер ДЭТ-350, в производственной программе в 2002 году его сменил бульдозер ДЭТ-320. В отличие от предшественника ДЭТ-320 оснащен дизелем ЯМЗ-7512.10-04 с большим моторесурсом и меньшим часовым расходом топлива. Для подготовки запуска двигателя при температуре окружающей среды ниже –20 °С наряду с электрофакельным устройством применен жидкостный подогреватель ПЖД-30Е. Ходовая система – с торсионной подвеской с торсионами равной жесткости с заделкой в рамы ходовых тележек вместо рамы трактора. Закрытого типа натяжные колеса выполнены цельнолитыми. Двухместная быстросъемная кабина обеспечивает хороший обзор рабочего оборудования, оснащена отопителем калориферного типа, кондиционером и двойными стеклопакетами. ДЭТ-320 может использоваться и в качестве мини-электростанции для обеспечения электроэнергией небольшого населенного пункта.

Самый большой из выпускаемых на всем континенте тяжелый бульдозер Т-800 (Т-75.01) рабочей массой 106 т, из которых на оборудование приходится 29,5 т, оснащен 820-сильным двигателем 6ДМ-21Т с газотурбинным наддувом и интеркулером. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает четыре передачи переднего хода и две – заднего и состоит из одноступенчатого трехколесного гидротрансформатора, карданной передачи и модуля (планетарная трехвальная коробка передач и поворота, остановочный тормоз и конический редуктор), гидросистем трансмиссии, двухступенчатых бортовых редукторов с парой цилиндрических прямозубых шестерен и планетарным рядом. Дисковые фрикционы КП, механизмов поворота и остановочные тормоза работают в масле и не требуют регулировки. Т-75.01 предназначен для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных грунтов в горнорудной промышленности, для выполнения больших объемов землеройных работ в дорожном строительстве в различных климатических условиях без проведения буровзрывных работ при вскрыше.

Komatsu D575A-2

ОАО «Промтрактор» (ЧЗПТ) сейчас выпускает три базовые модели БРА: Т-25.01, Т-35.01 и Т-50.01 тяговых классов 25, 35 и 50 соответственно. Все машины оснащены планетарной КП, трехточечной полужесткой подвеской с вынесенной осью качания тележек, обеспечивающей высокие тягово-сцепные свойства и снижающей ударные нагрузки на ходовую систему. Первые экземпляры бульдозера Т-25.01 увидели свет в 1985 году. Спустя несколько лет на его базе были изготовлены трубоукладчик ТГ-321 и мелиоративный ТМ-25.01. Серийное производство Т-25.01 началось только в 1995-м. Бульдозер может применяться в промышленном, нефтегазовом, гидротехническом строительстве и горнодобывающей промышленности для выполнения тяжелых землеройных работ, в том числе при разработке мерзлых и скальных грунтов. Трактор оснащают и отечественным дизелем ЯМЗ-8501.10 (405 л.с.), и американским Cummins КТA19-C420 (380 л.с.). Центральную позицию в линейке бульдозеров ОАО «Промтрактор» занимает Т-35.01. На выбор его оснащают 520-сильным дизелем ЯМЗ-850.10 или 480-сильным Cummins КТТА 19-С520. В 2001 году на базе трактора Т-35.01 для аварийно-восстановительных работ изготовлен тягач Т-35.01ЯБЛ-3 с обуженным в железнодорожный габарит бульдозерным отвалом (ширина по режущей кромке 3680 мм) и лебедкой – тяговым агрегатом с усилием на канате 50 тс. Вершина модельного ряда – 93,5-тонный бульдозер Т-50.01К впервые увидел свет в 1989-м и заменил модель Т-500. Его оснащают только дизелем Cummins КТ38-С820 мощностью 750 л.с. (ранее была предусмотрена версия Т-50.01М с 743-сильным дизелем MTU 12V396ТС4).

 

У них

За рубежом БРА тяжелой категории выпускают компании Caterpillar, Dressta (HSW), FIAT-KOBELCO, Hindustan, John-Deere, Komatsu, Liebherr, Shantui и Scope International.

Сегодня компания Caterpillar в тяжелой категории выпускает восемь моделей четырех семейств – D8R, D9R, D10R и D11R второй итерации в диапазоне мощности от 305 до 850 л.с. Для этой категории тракторов Caterpillar характерно применение ставшего уже «лицом фирмы» треугольного гусеничного обвода и упругой подвески ходовой системы, у которой опорные катки попарно объединены в каретки. Поддерживающие катки имеются только у бульдозера D8R. К базовым моделям Caterpillar поставляет широкую гамму бульдозерных отвалов и собственного производства, и сторонних фирм. Рыхлительное оборудование выпускают двух типов: в одно- и трехзубом исполнении. Версии D8R и D8R series-II для работ на грунтах с низкой несущей способностью имеют дополнительную приставку LGP, а модели D8R, D9R и D10R, предназначенные для работы на санитарных свалках и полигонах по захоронению ТБО и промышленных отходов, – индекс WHA. Выпускаемый с 1998 года 113-тонный мастодонт D11R CD оснащают уникальным отвалом 11D (объем призмы волочения 43,8 м3) с двойным перекосом. При этом все машины серии D11R оснащены системой ускоренной заправки дизельным топливом (вместимость бака 1471 л).

Shantui TY320C

Модельный ряд Dressta, известный также в Европе под маркой Huta Stalowa Wola, представлен двумя базовыми моделями TD25H и TD40C мощностью 320 и 520 л.с. Dressta стала первой тракторостроительной фирмой, применившей в трансмиссии своих БРА двухдиапазонный бесступенчатый механизм поворота. Для бульдозеров предусмотрено три типа отвала – поворотный, полусферический и сферический, а также три типа рыхлителей: трехзубый, однозубый и однозубый для глубокого рыхления (заглубление 1,7 и 1,67 м для TD25H и TD40C соответственно).

Модель FD30C компании FIAT-KOBELCO Construction Machinery на нефтегазопромыслах России знают еще с тех пор, когда ее выпускали под маркой FIAT-Allis. В 1990-х эту модель продавали под маркой FIAT-Hitachi. Как и прежде, FD30C оснащают 349-сильным турбодизелем FIAT 8285TA, отвалами трех типов – прямым, сферическим и полусферическим, одно- и трехзубыми рыхлителями. В зависимости от оснащения БРА весит от 36,2 до 43,4 т.

Компания Liebherr выпускает две модели бульдозеров тяжелой категории, отличительной чертой которых является применение гидростатической трансмиссии Litronic. Помимо сферического и полусферического отвалов эти БРА комплектуют поворотным отвалом. Выпускаемый с 1989 года 45-тонный Liebherr PR 751 Mining специально разработан с учетом работы в карьерах, а более легкий Liebherr PR 752 (в США продают под маркой John Deere 1050С) в первую очередь предназначен для строительных работ. PR 752 и John Deere 1050С также выпускают в модификации WH для работы с ТБО на полигонах, основные отличия которой от общепромышленной версии заключаются в установке более мощного генератора, отвала увеличенных размеров и защиты на наиболее подверженных механическим повреждениям корпусных деталях и уязвимой при работе с отходами части приводов.

Liebherr PR7S1 Mining

Японская корпорация Komatsu в тяжелой категории машин освоила производство 11 моделей, из которых только шесть являются базовыми и на основе которых создано пять модификаций. Для этих БРА характерно применение гидромеханической трансмиссии с планетарной КП с переключением под нагрузкой, полужесткой и упругой эластичной подвеской опорных катков. По заказу машины оснащают бесступенчатым механизмом поворота. Komatsu выпускает пять видов бульдозерного оборудования – поворотный, прямой неповоротный, полусферический, сферический и угольный отвал. Рыхлительное оборудование трехзубое с регулируемым и постоянным углом рыхления и однозубое. Абсолютный рекордсмен среди всех бульдозеров – карьерный Komatsu D575A-2 рабочей массой 133 т, укомплектованный 46-литровым турбодизелем SA12V170 мощностью 1050 л.с. Этот БРА комплектуют одностоечным рыхлителем с заглублением 2,06 м и могучими отвалами с 34- или 45-кубовым объемом призмы волочения.

Бульдозеры Komatsu D155А 1960-х годов по лицензии выпускают в Китае (Shantui TY320С). Komatsu D355A, известный еще со времен строительства БАМа, в настоящее время собирают в Индии под маркой Scope 320, где он конкурирует с аналогичным по массогабаритным показателям 34,5-тонным 325-сильным бульдозером Hindustan 3033, используемым в дорожном и гидротехническом строительстве.

Для большинства БРА тяжелой категории характерно применение:

 

– гидромеханической трансмиссии, как правило, с планетарной, реже – с вальной, КП с переключением под нагрузкой (кроме ЧТЗ ДЭТ, Liebherr и John Deere), с многодисковыми тормозами поворота и тормозами, работающими в масле и не требующими регулировок;

– бесступенчатого механизма поворота, позволяющего вести земляные работы на криволинейных рабочих участках и трассах;

– упругих и полужестких подвесок ходовой системы (причем для первых характерно свойство приспособления (облегания) гусениц к микронеровностям рабочей поверхности и снижение динамических нагрузок на несущие рамные конструкции);

– овальных обводов гусеничных цепей как наиболее отработанных конструкций (кроме Caterpillar);

– гусениц с уплотненными, со смазкой шарнирами, с замыкающим разъемным звеном, опорными поддерживающими катками, заправленными на весь срок их службы;

 

– автоматизированных систем контроля технического состояния основных узлов машин и систем оповещения оператора о критическом износе или возможности выхода узлов и агрегатов из строя;

– закрытых шумовиброизолированных кабин с защитой ROPS и возможностью установки кондиционера;

– переднемоторной компоновки с задним расположением кабины;

– отвалов и рыхлительного оборудования различного назначения.

 



компании по теме статьи
компании по теме статьи