Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков

Бульдозер ТС-10 «Добрыня». Некоторые преимущества малого класса

В. Семёнов

Анализ зарубежного рынка дорожной техники показывает, что наиболее массовыми по выпуску и по объемам продаж являются бульдозеры эксплуатационной массой до 18 т и мощностью двигателя до 180 л.с. Ведущие зарубежные тракторостроительные фирмы выпускают, как правило, сразу несколько базовых моделей промышленных тракторов и бульдозеров малого класса. Также выпускаются и многочисленные модификации, например, погрузочная модификация, трубоукладочная, мелиоративная (болотоходная) и т. д. У Caterpillar такими моделями являются D3, D4, D5, D6. У Komatsu – D31, D41, D58, D65. У Liebherr – PR 712, PR 722, PR 732.

Некоторое время на российском рынке малый класс был представлен всего одной моделью бульдозера Т-170М (Т-10) эксплуатационной массой 18,6 т и мощностью двигателя 170...180 л.с. Эта машина и сейчас выпускается на ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Промышленные тракторы и бульдозеры меньших тяговых классов в России вообще не производят, если не считать модификации сельскохозяйственных тракторов Т-4АП2 (АТЗ) и ДТ-75 (ПТЗ, Павлодар, Казахстан) и бульдозеров на их базе: Т-4АП. ОБГН-4м эксплуатационной массой 10,5 т и мощностью двигателя 130 л.с., ДЗ-162-1 эксплуатационной массой 7,16 т и мощностью двигателя 95 л.с.

Именно по этой причине ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ) разработало и начало выпуск промышленных тракторов класса 10, а также бульдозеров, созданных на его базе, с эксплуатационной массой 12...14 т и мощностью двигателя 180 л.с.

Бульдозер ТС-10 «Добрыня» предназначен для использования в дорожном, промышленном и гидротехническом строительстве, в горнодобывающей промышленности, в мелиорации и ирригации и других сферах деятельности. Базовым навесным оборудованием для трактора является бульдозерно-рыхлительное, однако по заявке заказчика трактор может агрегатироваться с погрузочным, трубоукладочным и другим оборудованием.

По техническим параметрам эта модель бульдозера обладает рядом существенных преимуществ. Прежде всего она восполнила пробел в типоразмерном ряду серийно выпускаемых в России промышленных тракторов между Т-4АП2 (промышленная модификация сельскохозяйственного трактора) и Т-170М. ТС-10 оснащен наиболее распространенным двигателем автомобильного типа, используемым в России и странах СНГ, – это ЯМЗ-236М2 номинальной мощностью 180 л.с. Однако в некоторых случаях, например по заказу потребителя, может устанавливаться силовой агрегат фирмы Cummins.

Трансмиссия трактора закрытого типа гидростатическая (ГСТ) с разделением мощности по бортам, отдельной от навесного оборудования гидросистемой с гидромоторами и гидронасосами фирмы Bosch-Rexroth. Такая ГСТ позволяет осуществлять непрерывный подвод мощности к каждой гусенице, в том числе при повороте, что увеличивает тяговое усилие по сцеплению и уменьшает буксование гусеничного движителя. Ограничение максимального тягового усилия на один борт (не более 60%) уменьшает нагрузки на элементы конструкции, повышая тем самым надежность работы узлов и систем бульдозера.

Регулирование максимального тягового усилия и скорости на бульдозере ТС-10 производится переключением рабочего или транспортного диапазона и изменением объемов гидромоторов со 112 до 60 см3. Максимальное тяговое усилие легко ограничивается с помощью настройки предохранительных клапанов.

Регулирование скорости от 0 до 9,2 км/ч, а также направления движения, в том числе разворот на месте вокруг центра тяжести бульдозера за счет вращения гусениц в противоположных направлениях, осуществляется бесступенчато. Для этого применяется пропорциональная механогидравлическая система управления гидронасосами. Предусмотрено снижение максимальных оборотов регулируемых гидромоторов до 3600 мин-1 и снижение максимального давления при тяге по сцепной массе до 360 кг/см2. Конструкция насосной станции и бортовых редукторов позволяет полностью разгрузить выходные валы гидроагрегатов от радиальной нагрузки. Все это повышает надежность гидростатической трансмиссии.

Механическая часть трансмиссии состоит из насосной станции и двух бортовых редукторов (по одному на каждый борт). Бортовые редукторы трехступенчатые со стояночными тормозами, первая ступень – цилиндрическая, вторая и третья – планетарные.

В бульдозере ТС-10 ходовая часть – полужесткого типа с балансирной балкой, жесткой подвеской опорных катков и вынесенной осью прокачки тележек. Проработана кинематическая схема подвески, позволяющая исключить внутренние напряжения в элементах ходовой части и рамы трактора, возникающие при прокачке гусеничных тележек.

В бульдозерно-рыхлительном агрегате применено несколько новых патентоспособных конструкторских решений, в частности кинематически «чистая» конструкция подвески ходовой части к раме трактора.

Кабина и капот ТС-10 – опрокидывающиеся. Такая конструкция улучшает доступ к агрегатам ГСТ, двигателю и его системам. В конструкции кабины применены современные элементы безопасности ROPS-FOPS. Обзорность, уровень шума и другие эргономические показатели на рабочем месте оператора также отвечают современным требованиям. Наличие двухрежимного отопителя кабины позволяет работать в самых суровых зимних условиях.

Система управления машиной максимально упрощена – это расположенные справа и слева джойстики, что значительно снижает утомляемость оператора. Удобное диагностическое табло дает исчерпывающую информацию о режимах работы и состоянии различных узлов и систем машины.


В. Семёнов Основные Средства 09'2004 14 декабря 2004

Комментарии (0)