4
Выбираем тахограф
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
 1
Российские сорта дизельного топлива
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений

Гусеничные бульдозеры средней категории

В. Ковригин, Юрий Петров

(Продолжение. Начало в ОС № 5, 2004 г.)

В отличие от бульдозеров легкой категории, бульдозеры средней категории, как правило, выпускают на базе гусеничных тракторов промышленного назначения. Базовые тракторы в зависимости от назначения оснащают различными бульдозерными отвалами для выполнения землеройных и планировочных работ, для перемещения угля на складах, проведения рекультивационных работ, а также для работы на грунтах с пониженной несущей способностью и на местах захоронения промышленных и строительных отходов.

Caterpillar D6M LGP (140 л. с., 19 т) для работы на тропиках и вязких грунтах. Его оснащают отвалом VPAT и GPS-приёмникам

К средней категории отнесены бульдозерно-рыхлительные агрегаты рабочей массой от 10 до 30 т и мощностью в диапазоне 100...300 л.с., и эта группа тракторов остается самой востребованной. Средние бульдозеры предназначены для выполнения широкого комплекса земляных работ на грунтах I...IV категорий, в том числе на грунтах сезонного промерзания, трещиноватых и скальных породах, в промышленном, гидротехническом, дорожном строительстве, в мелиорации и горнодобывающей отрасли.

Производители

В отечественном тракторостроении основными производителями промышленных бульдозеров средней категории являются ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» и ОАО «Промтрактор». Их машины при различной комплектации рассчитаны на эксплуатацию в условиях холодного, умеренного и тропического климата.

ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» в средней категории бульдозеров выпускает две базовые модели классов 10 и 15. В последнее время челябинские машиностроители провели модернизацию и изменили кодировку машин. Сейчас бульдозеры ЧТЗ остаются самыми популярными на рынке СНГ благодаря не только своей многофункциональности и универсальности, но и числу модификаций (болотоходные тракторы, для лесной промышленности, погрузчики, трубоукладчики). На базе тракторов выпускают бульдозеры Очерский (ДЗ-182.1), Октябрьский (ДЗ-182, ДЗ-182.2) и Уральский заводы (УРБ-170). До недавнего времени навесное оборудование ДЗ-171.1 выпускал ЧЗК (ныне ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины»). На тракторах ЧТЗ применяют дизели Д-160 и Д-180, агрегатированные с механической или гидромеханической КП. На втором месте по популярности в России стоит чебоксарское ОАО «Промтрактор» (бывший ЧЗПТ), которое выпускает бульдозеры тяговых классов 11, 15 и 20 и стремится вывести на рынок серию машин нового поколения под маркой «Четра». ЗАО «ЧСДМ» помимо бульдозерного оборудования для ЧТЗ выпускало бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЗ-240 тягового класса 10. Недавно появился совершенно новый агрегат ТС-10, который, как и предшественник, оснащен 180-сильным дизелем ЯМЗ-236М2-4 (по заказу монтируют дизель Cummins).

Модификатор продукции ОАО «ЧТЗ-Уралтрак»

 

1 – Тип машины: «Т» – трактор без оборудования; «Б» – трактор c бульдозерным и рыхлительным оборудованием.

2 – Тяговый класс трактора: «10» или «15».

3 – Служебный префикс: «М» – модернизированный; «Б» – для работы на грунтах с пониженной несущей способностью.

4 – Мощность двигателя: «0» – 180 л.с.; «1» – 170 л.с.; «2» – 140 л.с.

5 – Тип трансмиссии: «0» – гидромеханическая, «1» – механическая КП; «2» – гидромеханическая с механизмом поворота, работающим в масляной ванне; «3» – механическая с механизмом поворота, работающим в масляной ванне.

6 – Тип ходовой системы: «0» – с шестью катками, «1» – с пятью катками; «2» – с семью катками; «3» – облегченная с пятью катками; «4» – облегченная с шестью катками.

7 – Исполнение машины: «0» – запуск двигателя электростартером, «1» – запуск пусковым двигателем П-23У; «2» – северное исполнение; «3» – предпусковой подогреватель двигателя.

8 – Агрегатирование трактора: «0» – без прицепного устройства, «1» – с жестким прицепным устройством; «2» – с маятниковым прицепным устройством; «5» – базовый трактор для трубоукладчика; «6» – двойного назначения для сельскохозяйственного производства с задней с.-х. навесной системой; «7» – двойного назначения для с.-х. производства с подъемно-прицепным устройством; «8» – двойного назначения для с.-х. производства с маятниковым прицепным устройством; «9» – база под погрузчик; «10» – база под траншейный цепной экскаватор с бульдозерным оборудованием; «11» – с маятниковым прицепным устройством без бульдозерного оборудования с 6-ступенчатой КП; «12» – с жестким прицепным устройством и валом для привода вала отбора мощности; «13» – база под траншейный цепной экскаватор без бульдозерного оборудования; «14» – база под подъемный кран КП-25; «15» – с тяговой лебедкой ЛТ-16.

Подъемная кабина агрегата ТС-10 (180 л. с., 12 т) обеспечивает удобное обслуживание трансмиссии

9 – Тип бульдозерного оборудования: «Е» – полусферический отвал с механизмом гидроперекоса; «В» – косой неповоротный отвал с механизмом гидроперекоса; «В1» – прямой неповоротный отвал без механизма гидроперекоса; «В4» – прямой неповоротный отвал без механизма гидроперекоса для тракторов с пониженным удельным давлением на опорную поверхность; «Д» – поворотный отвал; «К» – сферический отвал для угля.

10 – Тип рыхлительного оборудования: «Р» – трехзубый параллелограммный рыхлитель; «Н» – однозубый параллелограммный рыхлитель; «Н2» – однозубый рыхлитель радиального типа.

 

Все перечисленные модели выполнены по традиционной схеме: двигатель спереди, кабина сзади, а модели ОАО «Промтрактор» и ЗАО «ЧСДМ» оснащены гидростатической трансмиссией. Ходовая часть – полужесткого типа с вынесенной осью качания тележек.

Меньше всего продается «узкопрофессиональных» лесохозяйственных и трелевочных тракторов Алттрак ТТ-4М, «Онежец» серий ТДТ, ЛХТ и ТЛТ, оборудуемых бульдозерным отвалом, с помощью которого возможны разработка, перемещение и планировка грунтов I...II категорий, обустройство волоков, погрузочных площадок, подъездных путей, стоянок, расчистка дорог, прокладка зимников.

Учитывая, что тракторы «Онежец» и Алттрак создавались как лесопромышленные (и в первую очередь для трелёвки леса), компоновка оставалась прежней (переднее расположение кабины, а в задней части смонтирован погрузочный щит, кузов, гидроманипулятор и другое оборудование).

Промышленный бульдозерно-рыхлительный агрегат Komatsu D65E-12 (190 л. с., 15,8 т), предлагаемый в России

За рубежом бульдозеры средней категории выпускают более 20 производителей. Бессменные лидеры на этом рынке – широко известные в России Caterpillar и Komatsu, которые имеют свои заводы в Японии, Индии, США, Южной Америке и Европе. Помимо этих производителей на рынке СНГ представлены бульдозеры Case, Liebherr и Dressta (в том числе в лице Huta Stalowa Wola). По лицензии Liebherr бульдозеры выпускают компании Bell и John Deere. Примечательно, что техника всех названных производителей предназначается практически на все случаи жизни: для работы на болотах (тип LGP или PX) и угольных складах, для дорожно-строительных работ, захоронения промышленных отходов и ТБО (WHA). Большинство производителей выпускают машины с увеличенной шириной колеи или увеличенной базой. К характерным особенностям некоторых моделей Caterpillar и Hindustan следует отнести применение треугольного гусеничного обвода с высоко поднятым ведущим колесом, расположенным между передним и задним натяжными колесами. Такое техническое решение предотвращает повышенный износ венцов ведущих колес и исключает непосредственный контакт с абразивными материалами и влажной средой. До недавнего времени бульдозерно-рыхлительные агрегаты Т-330 с задним расположением двигателя с 1975 года производил завод ЧЗПТ. Ныне машины такой компоновки выпускает Харьковский завод им. В.А. Малышева (инженерная машина БГ-1).

Кабина бульдозера Caterpillar D7R (230 л. с., 24,8 т)

Обозначения отвалов в таблице: S – прямой (тяжелые материалы); U – универсальный с большими уширительными косынками (с перекосом, что улучшает способность к рытью траншей и вскрышным работам, может также быть использован для рекультивации земель); SU – полууниверсальный с короткими боковыми косынками (при наличии буферной плиты эффективен для толкания скреперов на погрузке); A – поворотный, идентичный по форме S-отвалам (для скальных и тяжелых работ); P – с изменяемым под нагрузкой углом перекоса, VP (VPAT-отвал) – с регулируемыми высотой подъема, опускания, углом поворота и перекоса; RC – рекультивационный универсальный; WC – для угольной щепы; CL – угольный; HU – мощный универсальный; LF – мусорный для захоронения отходов, с увеличенным объемом «чаши»; TW – отвал для работы в двух направлениях – толкание/ волочение (очистка трюмов судов); CU – буферный с амортизацией для толкания скреперов (для профилирования толкания скреперов на погрузке); CPB – толкающий блок с амортизацией для толкания скреперов (для профилирования толкания скреперов на погрузке); CB – угольный бульдозерный; VR – с изменяемым радиусом. Кроме этого применяют отвалы: СD – нагружаемый отвал с «ковшовой» формой (липкие материалы); VR – с изменяемым радиусом (рекультивационные и планировочные работы); V – вальщик деревьев, корчеватель пней;
K/G – кусторез для расчистки территорий; «грабли» – для расчистки территории.

 

Оборудование

Поскольку гусеничные бульдозеры средней категории занимают основную долю рынка всех гусеничных тракторов, выбор устанавливаемого оборудования тоже крайне широк. Всего в мире бульдозерное и рыхлительное оборудование для гусеничных тракторов выпускают около 100 компаний. Например, Caterpillar помимо собственных использует бульдозерные отвалы Balderson, Bateman Mfg, Rimco, Rome, Weldco-Beales. Схожая ситуация наблюдается у других производителей. К числу продуцентов оснастки также можно отнести и независимых производителей, выпускающих оборудование для моделей, снятых с производства.

Бульдозерные отвалы имеют свои ограничения по типу применения и, как правило, связаны с возможностями трактора. Для наглядности мы приводим таблицы применяемости к некоторым тракторам.

 

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Бульдозер
Юрий Петров, В. Ковригин Основные Средства 07'2004 10 декабря 2004

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru