Гусеничные экскаваторы

Соревнование больших корпораций

Леонид Малютин

Выставка BAUMA 2004 позволила сформулировать некоторые основные тенденции развития отрасли, в том числе сегмента гусеничных экскаваторов.

Прежде всего, под влиянием экологических норм по выбросам и шуму все производители не только освоили двигатели, отвечающие текущим требованиям, но идут с некоторым опережением (например, Liebherr). Внедряются новые технические решения, сокращающие выбросы (пример – Automatic Idling Stop у Kobelco).

Kobelco 135SRLC

Сегодня происходит развитие ранее занятых рыночных сегментов. После грандиозной волны слияний и поглощений 1995–2002 годов компании переваривают свои приобретения, порою отторгая неорганичный бизнес. Так, из состава Volvo CE вышел Mecalac, Caterpillar продала Challenger корпорации AGCO, Atlas Copco приобрела буровой бизнес у Ingersoll-Rand. Компании реструктуризируют бизнес-портфели, адаптируют и модернизируют модельные ряды, расширяют их вверх и вниз, вводят промежуточные модели. Интереса к экспансии в соседние потребительские сегменты пока не наблюдается. Географическая экспансия проводится путем поглощения и объединения с компаниями, уже занимающими твердые позиции в данном регионе (CNH, Terex). Слияния и поглощения в большой степени проводятся в целях оптимизации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственных процессов, логистики и маркетинга, снижения издержек и максимизации эффективности мощностей. Объединенные научно-конструкторские ресурсы способны решать задачи уровня, недоступного компании-одиночке.

Совершенствованию подвергаются все компоненты экскаватора – гусеничные тележки, поворотные платформы, гидросистемы, кабины, системы управления, рабочее оборудование. Каждый производитель стремится привнести изюминку в оснащение своей машины, дистанцироваться от конкурентов. Начав в 1995 году выстраивать диверсифицированную во многих направлениях корпорацию, Terex к сегодняшнему дню поглотила 48 компаний, в том числе Demag (краны), O&K (тяжелые экскаваторы), Unit Rig и Payhauler (карьерные самосвалы), Genie (подъемные рабочие платформы), Atlas (экскаваторы и гидроманипуляторы). 2003 год стал для Terex удачным. В результате реструктуризации немецких компаний Atlas-Terex, Terex-Schaeff, Terex-Fuchs и Terex-Demag корпорация добилась синергетического эффекта в разработке, производственных процессах и маркетинге. Опередив по продажам CNH, она вышла на третье место в международной табели о рангах (по версии журнала International Construction). В сегменте гусеничных экскаваторов Terex представлена серией 04 экскаваторов компании Atlas из северной Германии, вошедшей в состав Terex три года назад. При реструктуризации Atlas-Terex превратилась из компании с большой долей собственного производства комплектующих в сборочную компанию, в результате чего значительно сократился производственный цикл и снизились издержки. Сегодня Atlas занимает 27% рынка экскаваторов Германии – хороший показатель для сильно фрагментированного европейского рынка.

 

Серия 04 – зрелое семейство и включает пять моделей массой 15...36 т. Их комплектуют дизелями Deutz рабочим объемом 3,19...7,15 л с турбонаддувом, гидросистемой AWE4, управляемой компьютером, комфортабельной кабиной Atlas 935. Для каждой модели экскаватора разработано по две рукояти разной длины. Стрелы – базовая моноблочная и сочлененная плюс длинная моноблочная для моделей 1304 и 1504, моноблочная и сочлененная для остальных моделей. В широком спектре навесного оборудования Atlas развилось в целое бизнес-направление производство грейферных ковшей и захватов. На BAUMA 2004 Atlas-Terex показала новую серию колесных экскаваторов 05 с целым рядом усовершенствований – новой кабиной с большой площадью остекления и кондиционером, гидросистемой AWE5, новой электронной системой управления AEM. Ожидается модернизация модельного ряда гусеничных экскаваторов.

Семейная компания Liebherr выпускает обширный модельный ряд экскаваторов различного назначения и исполнения и накопила в этой области колоссальный опыт. Вместе с тем компания фокусируется на конструкциях экскаваторов и перегружателей, ставших традиционными, и не стремится в соседние сегменты. Liebherr не занимается мини-экскаваторами и экскаваторами с малым радиусом поворота платформы. Большая часть компонентов экскаваторов производится на собственных производственных мощностях, что дает компании возможность запускать новые модели в сжатые сроки и полностью контролировать производство и логистику. Свой первый гидравлический экскаватор Liebherr представила в 1954-м – в год первой выставки BAUMA.

Промежуточная модель R 317 Litronic заняла позицию между 15- и 19-тонными моделями. Эта машина – развитие экскаватора А 316 Litronic, выпускаемого на колесном шасси. «С»-поколение экскаваторов R 904 С и R 954 С Litronic получило новые двигатели: первый – низкооборотный дизель Liebherr (Tier 2), второй – новый 6-цилиндровый Liebherr В 936 L, отвечающий требованиям норм Tier 3, которые вступят в силу 01.01.2006! Конструкция экскаваторов радикально переработана с целью снижения массы без ущерба надежности, прозводительности и долговечности машины. Для 50-тонного R 954 С Litronic теперь доступен опционный механизм быстрой смены оборудования Likufix.

Кабина FIAT-Kobelco E385

Созданная в 1999 г. корпорация CNH Global B.V. реализует стратегию специализации, собрав вместе ведущие бренды строительной техники: Case, New Holland, O&K, FIAT-Hitachi, ставший позднее FIAT-Kobelco, а с недавнего времени и Kobelco, которые продолжают развиваться, сохраняя индивидуальность и целевого потребителя, одновременно реализуя преимущества объединения. Сегодня производство строительной техники сосредоточено на 13 заводах, для ее разработки создано 12 научных центров. За последние 4 года корпорация инвестировала в разработки 356 млн. USD и 172 млн. – в производственное оборудование и технологии. По ряду стратегических причин совет директоров корпорации принял решение прекратить партнерство с Hitachi, и в 2001 г. CNH подписала соглашение о партнерстве с Kobelco Construction Machinery, а с середины 2002-го стороны приступили к его реализации. Логичным развитием отношений стало вхождение Kobelco Construction Machinery America, LLC в состав CNH Global, обогатившее предложение корпорации широким модельным рядом экскаваторов мировой торговой марки.

Полноразмерные экскаваторы Kobelco семейства Dynamic Acera представлены шестью моделями массой 16...49 т с дизелями Mitsubishi, одной из самых больших в индустрии кабин, продвинутой системой управления NeuralNet Command System, интеллектуальной системой контроля агрегатов Intelligent Total Control System. Интересная опция предлагается для тяжелого SK480LC: гидравлический подъемник противовеса, что позволяет оператору монтировать противовес в одиночку, не используя грузоподъемные средства. С пульта дистанционного управления оператор управляет этим процессом, находясь вне кабины. В отдельную серию Blade Runner выделены 16- и 20-тонные экскаваторы Kobelco ED150 и ED190 двойного назначения – с функциями и экскаватора, и полноценного бульдозера среднего класса. Для них разработаны специальная Х-образная гусеничная тележка, способная воспринимать нагрузки при экскавационных и бульдозерных работах, высокопрочные катки, гидромоторы большей мощности и размера, башмаки изогнутой формы, позволяющие поворачивать машину на асфальте или бетоне, не повреждая поверхности. Бульдозерным отвалом можно не только канавки засыпать, а перемещать 2...2,5 м3 грунта. Все функции отвала выведены на один джойстик. Поворотная платформа ED150 разработана в соответствии с концепцией малого радиуса поворота (short radius) и выступает при повороте за боковой габарит гусеничной тележки всего на 127 мм.

22-тонный Terex-Atlas 1604

Представляет интерес направление экскаваторов с малым радиусом поворота платформы, которое Kobelco начала развивать с 1998 г. В группу средних экскаваторов входят четыре базовых модели массой 14...28 т и их модификации. На BAUMA 2004 компания представила SR135SRLC и SR235SRNLC, в оснащение которых впервые в индустрии включена система Automatic Idling Stop, отключающая двигатель, если в течение заданного промежутка времени оператор не прикасался к органам управления.

Бренд FIAT-Kobelco сменил завоевавший популярность бренд FIAT-Hitachi, ориентированный на европейский рынок – второй по емкости после Северной Америки рынок строительной техники. За два года существования FIAT-Kobelco достигла впечатляющих результатов: создан новый модельный ряд из 65 базовых моделей, 40 из которых появились уже в 2002 г. Компания продолжает расширять и обновлять модельный ряд. Новое поколение техники носит имя Evolution. На BAUMA 2004 компания показала четыре новых модели гусеничных экскаваторов. На модели Е135 Evolution компактная поворотная платформа (радиус поворота 1 800 мм), удлиненная гусеничная тележка LC, интеллектуальная гидросистема Smart Hydraulic System. У Е265 Evolution, Е305 Evolution и Е385 Evolution на 10% больше масса и на 15% – усилие отрыва ковша, чем у машин предыдущего поколения; усиленные гусеничная тележка и стрела увеличили производительность и надежность. Их оснастили высокопроизводительной интеллектуальной самообучающейся Smart Hydraulic System нового поколения. В тяжелом режиме действует функция самообучения системы. В течение двух рабочих циклов система «приспосабливается» к манере оператора и условиям работы и подбирает оптимальные параметры агрегатов экскаватора.

Альянс с Kobelco серьезно повлиял на разработку 6-й серии гусеничных экскаваторов O&K RH, представленной на BAUMA 2004. Девять моделей массой от 13 до 48 т оснащаются 6-цилиндровыми дизелями CNH с турбонаддувом и интеркулером, отвечающими требованиям Tier 2/ Stage 2. Поворотная платформа и гусеничная тележка усилены, изменено распределение масс и снижен центр тяжести, установлена самообучающаяся интеллектуальная гидросистема. Более мощная гидрообъемная трансмиссия с аксиально-поршневыми насосами в конечной передаче улучшила тяговые свойства и управляемость экскаватора.

20-тонный Liebherr R 904 C со специальным навесным оборудованием

CNH развивает свой второй стратегический альянс – Case-Sumitomo. За пять лет совместной работы для европейского рынка создано 56 базовых моделей, из них 14 – в 2001 г., 21 – в течение 2002...2003 гг., 13 моделей подготовлены к презентации на BAUMA 2004. В июле планируется представить новый ряд из восьми мини-экскаваторов. Ведется работа над новым поколением с двигателями Tier 3/ Stage 3. Модельный ряд гусеничных экскаваторов Case из 11 моделей массой от 12 до 48 т отвечает современным требованиям к производительности, эргономичности и безопасности. Дизели Isuzu с турбонаддувом соответствуют нормам Tier 2/ Stage 2. Новый фильтр Ultra clean в гидросистеме задерживает твердые частицы свыше 1 мкм и воду. Ресурс гидравлической жидкости увеличен до 5 000 ч. Модели CX135SR и CX225SR выполнены в соответствии с концепцией short radius, что позволяет при дорожных работах занимать не более одной полосы. Стандартно экскаваторы комплектуют моноблочными стрелами; для CX135SR, CX160 и CX210 предусмотрены сочлененные стрелы с офсетом, для средних и тяжелых машин – еще и длинные стрелы и рукояти. Функция powerboost на экскаваторах Case включается автоматически. За 8 с усилие на рукояти и ковше увеличивается на 8...10%, что позволяет преодолеть сложный участок.

 

 

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Экскаватор
Леонид Малютин Основные Средства 06'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)