Гусеничные бульдозеры легкой категории

В. Ковригин, Юрий Петров

Бульдозерно-рыхлительные машины относятся к универсальному землеройному оборудованию, которое используется в самых разных отраслях промышленности, строительстве, сельском и коммунальном хозяйстве. По объемам мирового производства гусеничные бульдозеры с рыхлительным оборудованием занимают третье место, уступая первое и второе гидравлическим одноковшовым экскаваторам и колесным одноковшовым погрузчикам.

Бульдозерный отвал ДЗ-42Д размерами 2 800х950 мм смионтирован на сельскохозяйственном тракторе ДТ-75Р (7,7 т, 80 л.с.)

В отечественной и зарубежной практике сложилось несколько критериев классификации бульдозеров, основными из которых являются мощность двигателя, тяговая мощность, тяговый класс базового трактора (применяется только в России и странах СНГ), масса.

Специалисты разделили все машины на три большие категории: легкая, средняя и тяжелая. Основным критерием для классификации принята мощность двигателя бульдозера. Учитывая, что мощность и масса бульдозера связаны определенными аналитическими зависимостями, такой критерий отбора вполне можно принять за основу классификации. Исходя из этого к легкой категории обычно относят бульдозеры мощностью до 100...130 л.с., рабочей массой до 10...11 т (соответствует тяговому классу 1...4). Легкие бульдозеры допускается использовать также для работы в агрегате с другим дорожно-строительным оборудованием на грунтах I...II категорий, для перемещения грунта, рытья котлованов, расчистки трасс, возведения насыпей, засыпки траншей, планировочных работ, нарезки кюветов и террас на косогорах, зачистных и подготовительных работ в строительном и сельском хозяйстве.

Компоновка легких бульдозеров выполняется по традиционной схеме – с передним расположением силового агрегата и задним расположением кабины, гусеничный обвод – овальной формы. В мировой практике выработаны два основных направления в конструировании легких бульдозеров – изготовление на основе промышленных модификаций сельскохозяйственных пахотно-пропашных тракторов и на базе тракторов промышленного назначения.

Самый маленький в мире парковый бульдозер Magnatrac MD-II тягового класса 0,3

Пахотно-пропашные тракторы

Первое направление конструирования, как самое легкое, позволяет быстро освоить выпуск простейших бульдозеров без больших капитальных вложений. Из недостатков этих машин отметим меньшие тягово-сцепные возможности, заниженные характеристики агрегатирования. К таким машинам относятся бульдозеры, выполненные на базе трактора ДТ-75 заводов павлодарского (ОАО «Казахстантрактор») и волгоградского (ОАО «Волгоградский тракторный завод»), ВТ-100 и ВТ-150 (ОАО «ВгТЗ»), харьковского Т-150 и бульдозеры с навеской ОБГН-4 на тракторах Т-4АП2 и Т-402.01 производства ОАО «Алтайский трактор». По лицензии ДТ-75 в Китае компания YTO International выпускает бульдозеры серий DFH-70, DFH-75, DFH-802 и DFH-1002. На всех этих бульдозерах применяют механическую коробку передач, в том числе и с реверс-редуктором. Для всех этих машин характерна одна деталь – «дифферент на нос», что, учитывая подрессоренную конструкцию опорных катков, влияет на производительность не лучшим образом.

Всего в России бульдозерные отвалы на базе сельскохозяйственных тракторов выпускают восемь предприятий, и число модификаций, возможных при агрегатировании (правда, только лишь за счет мощности устанавливаемого на базовом тракторе дизеля), более тридцати. Стоит отметить, что универсальный снегоочиститель для бульдозеров тягового класса 3 выпускает только ОАО «Казахстантрактор» (бывш. Павлодарский тракторный завод). Самый маленький бульдозер в СССР выпускали в Кишинёве (трактор Т-80С тягового класса 2), а самые маленькие в мире бульдозеры Magnatrac с 1964 года выпускает американская компания С. F. Struck Corporation. Этот садово-огородный бульдозер оснащен 10-сильным бензиновым двигателем и при своих скромных размерах (1,33х1,03х0,69 м) умещается в кузове легкого фургона или пикапа.

В кабине Komatsu D20P-7E (4,06 т, 40 л.с.) количество органов управления сведено к минимуму

Промышленные тракторы

Второе направление конструирования бульдозеров на базе гусеничных тракторов промышленного назначения в последнее время приобретает большую популярность. Сокращение и ограниченность применения ручного труда, удорожание рабочей силы на фоне увеличения объемов выработки на строительных объектах, в портах, карьерах и т. д. в 1960-х годах потребовало создания небольших энергонасыщенных бульдозеров. В первых машинах еще использовались механические КП, но к концу 1970-х большое распространение получили гидромеханические, а позже и гидростатические трансмиссии. Привод бульдозерного отвала также гидрофицировали. К тому же на сельскохозяйственных гусеничных тракторах и мобильных агрегатах начали применять резиновые гусеничные ленты, и «дифферент на нос» еще больше увеличился (яркий пример тому – серия тракторов Caterpillar Challenger). Окончательное разделение с сельскохозяйственными тракторами сформировалось в начале 1990-х, когда толкающий брус с поворотным отвалом начали монтировать не на раме гусеничной тележки, а на раме трактора, место крепления для сельскохозяйственной навески усилили для установки трех- или пятизубого рыхлителя, а подвеска ходовой системы стала полужесткой с поперечной качающейся балкой.

Множество органов управления, магнитола, система обогрева и вентиляции в кабине Caterpillar D3G XL (6,34 т, 70 л.с.) скрасят трудовые будни оператора

Всего в мире промышленные бульдозеры легкого класса выпускают компании Case, Caterpillar, Daewoo, Dressta, FIAT-KOBELCO (ранее FIAT-Hitachi и FIAT-ALLIS), HSW, Hyundai, Hitachi, HSW, John Deere, Komatsu, Shantui, XCMG и Walbon. Разнообразие модельной гаммы весьма большое. Есть модификации с ковшовым скребком для работы по очистке трюмов судов от налипших на их стенки и днище перевозимых насыпных грузов. В горном деле встречаются модификации с поддирочно-погрузочным ковшом и электрическим двигателем. Для работы на грунтах с низкой несущей способностью выпускают модификации LGP (у Komatsu – версии с индексом Р), колея которых увеличена, а увеличенная опорная поверхность гусениц позволяет снизить удельное давление на грунт на 25...50%. В лесном хозяйстве легкие тракторы применяют на прокладке зимников, при обустройстве подъездов или на трелевочных работах (в оснащение вместо бульдозерного отвала входит клино-корчевальное оборудование, вместо рыхлителя ставят канатно-чокерную оснастку или грейфер-пачкоподборщик).

Общие требования, принятые для всех бульдозеров, занятых в промышленности, подразумевают наличие кабины с защитой ROPS и системы микроклимата, хотя в ряде случаев допускается использование моделей без кабины (экстремальные условия работы, где оператор будет подвергаться опасности, находясь в закрытой кабине, – Арктика, тундра, горные районы и т. п.). В лесном хозяйстве и горном деле кабина должна соответствовать защите FOPS.