Главная машина российских строек

К. Шестопалов, канд. техн. наук

(Окончание. Начало см. в «ОС № 7 , 1999 г.»)

DRESSTA – еще одно хорошо знакомое имя в списке иностранных поставщиков российских строителей. Родилось оно в результате симбиоза американской компании DRESSER и польского концерна HUTA STALOWA WOLA. Последнее предприятие в 70-е годы было компаньоном советских заводов дорожного машиностроения, поминавшимся ими не всегда хорошо (хотя и у самих рыльце было в изрядном пушку). Надо сказать, что польские машиностроители сумели в достаточно короткие сроки полностью перестроить производство на современный лад и добиться признания своей продукции на восточно-европейских рынках вообще и в частности – в России. Ярким примером этому служат впечатляющие объемы продаж у нас польского пневмоколесного фронтального погрузчика L-34, оставившего далеко позади всех своих иностранных и отечественных конкурентов.

Бульдозер DRESSTA с полусферическим отвалом и одностоечным рыхлителем

Бульдозеры DRESSTA по своим качествам также отнюдь не последние среди своих именитых соперников. Условные обозначения моделей несут информацию об их характеристиках. TD – индекс, присвоенный гусеничным бульдозерам. Следующее за ним одно- или двухзначное число говорит о тяговом классе машины. Буквы H, C, E и G говорят о принадлежности к семействам, сменяющим друг друга по мере обновления продукции компании. LGP – свидетельство уширенного гусеничного хода, пригодного для работы на слабых и заболоченных грунтах. LT означает, что длина гусеничного хода больше стандартной и, следовательно, машина отличается более равномерным распределением давления под гусеницами, лучшими курсовой устойчивостью и планирующей способностью, а также большими затратами мощности на маневрирование.

Машины DRESSTA комплектуются двигателями KOMATSU и CUMMINS. Они также оборудованы гидромеханической ходовой трансмиссией модульного типа, так что любой из ее агрегатов при необходимости может быть демонтирован и заменен без снятия (и последующей установки) соседних агрегатов и узлов. Шлицевые соединения между устройствами трансмиссии не требуют подгонки и точной установки их относительно друг друга.

Ходовая трансмиссия оборудована трехскоростной коробкой передач и двухскоростными бортовыми редукторами с многодисковыми маслопогруженными фрикционами и тормозами. Благодаря этому оператор может выбирать нужную скорость вперед или назад из шести возможных, что позволяет полнее использовать тяговые и скоростные возможности бульдозера. Конструкция трансмиссии также позволяет передавать на ведущие звездочки полную мощность независимо от их скорости. Это значительно повышает эффективность работы машины и снижает утомляемость оператора, поскольку избавляет его от необходимости одновременно и постоянно корректировать траекторию поворота, скорость движения машины и количество грунта перед отвалом.

Самые легкие бульдозеры ряда DRESSTA оборудованы универсальной (или П-образной) толкающей рамой, брусья которой проходят между гусеницами и корпусом машины, а отвал может поворачиваться в плане. Эти машины оснащаются только шестиоперационным отвалом, тогда как другие типоразмеры могут оборудоваться также и прямыми, поворотными в плане, полусферическими и сферическими отвалами. Начиная с модели TD-12C (масса 13 365 кг, мощность 93 кВт) на бульдозере могут устанавливаться 2 – 3 типа отвалов. В основном это полусферический, поворотный и прямой. У этой и более тяжелых машин бульдозерный отвал (кроме поворотного) крепится к толкающим брусьям, расположенным традиционно снаружи рам гусеничных тележек. Самые тяжелые модели, как правило, оснащаются сферическим или полусферическим отвалами повышенной вместимости.

Двухскоростной бортовой редуктор бульдозера DRESSTA

Особенность гусеничных бульдозеров DRESSTA – смещенная вперед относительно оси ведущих зубчатых колес, а не совпадающая с ней, ось крепления гусеничных тележек к раме трактора. По мнению фирмы, такое решение повышает надежность ходовой трансмиссии и продлевает срок ее службы, так как изолирует трансмиссию от ударных нагрузок, воспринимаемых отвалом. В конструкции ходовой части также реализован модульный принцип, позволяющий демонтировать ведущее колесо или конечную передачу без снятия рамы гусеничной тележки.

Кабины бульдозеров DRESSTA напоминают пяти- или семигранные треугольные усеченные призмы. Вправо и влево обращено по одной грани, вперед одна или три (у самых тяжелых моделей) и назад – две остекленных плоскости. Учитывая растущую популярность такого дизайна, можно предположить, что он обеспечивает наилучший обзор при меньших затратах: изогнутые и клееные двугранные стекла довольно дороги, а их относительная хрупкость делает эту статью расходов весьма ощутимой. Внутренний интерьер кабин, а также их стандартное и дополнительное оборудование, полностью соответствуют общепринятым в международной практике требованиям по комфорту, безопасности и неутомляемости оператора.

Дополнительно бульдозеры могут комплектоваться рыхлительным оборудованием, причем число рыхлящих зубьев колеблется от пяти – у наиболее легких машин, до одного – у TD-40C. Максимальная глубина рыхления составляет без малого 1,7 метра.

Крепление гусеничной тележки к раме расположено перед ведущей звездочкой

Модельный ряд гусеничных бульдозеров фирмы LIEBHERR выглядит более скромным, но каждая из его машин вобрала в себя все самое лучшее из разработок прославленного немецкого концерна. Кроме того, каждая из моделей может поставляться в 7 – 9 вариантах исполнения (разные отвалы, траки, гусеницы и рыхлители), а потому реальное количество вариантов в 7 – 9 раз больше числа моделей.

Сначала немного об условных обозначениях. Буквенный символ PR, с которого начинается индекс, свидетельствует о принадлежности машины к модельному ряду гусеничных бульдозеров LIEBHERR. Трехзначное число, следующее за ним, говорит о тяговом классе машины. Буква, стоящая за числовым индексом (например B), сообщает знатокам о времени запуска машины в серию. За ней могут следовать символы: L – удлиненный гусеничный ход и M – широкие траки для работы на слабых и заболоченных грунтах.

Законная гордость фирмы LIEBHERR – электронно-гидравлическая система Litronic, совмещающая интеллектуальные способности современного компьютера и возможности новейших гидравлических механизмов. Она отвечает за работу ходовой гидромеханической (с гидрообъемным приводом) трансмиссии.

Бульдозеры LIEBHERR комплектуются дизелями собственного производства (с завода в Швейцарии), сконструированными специально для строительных машин. Эти среднескоростные длинноходовые агрегаты с непосредственным впрыском топлива отличаются высокой топливной экономичностью (кстати, LIEBHERR не побоялся публично сравнить топливную экономичность своих и конкурирующих машин), малотоксичным выхлопом и низким уровнем шума.

LIEBHERR PR751 – единство рациональности и мощи

Важный элемент трансмиссии – ее гидрообъемная часть: два независимых контура (по одному на борт), включающих насос переменной производительности и гидромотор с регулируемым расходом. Гидромотор встроен в бортовой двухступенчатый планетарный редуктор, куда также вмонтирован многодисковый стояночный (он же аварийный) тормоз. Этот узел выполнен в виде единого модуля, защищенного рамой гусеничной тележки от возможных повреждений. Для рабочего торможения используется изменение скорости гидромотора. Стояночный тормоз включается автоматически при нейтральном положении рычага управления движением или при нажатии оператором кнопки экстренного торможения. Рычаг безопасности также включает стояночный тормоз одновременно с отключением всех гидроконтуров ходового и рабочего оборудования.

Очень важным свойством гидрообъемной ходовой трансмиссии LIEBHERR является непрерывность потоков мощности, подводимых к обоим бортам, как в прямолинейном движении, так и при поворотах. Это исключает ухудшение управляемости при повороте с заполненным или внецентренно нагруженным отвалом и заметно повышает производительность бульдозера.

Межтраковые шарниры гусеничных цепей, подшипниковые узлы поддерживающих роликов, опорных катков, натяжных и ведущих звездочек заполнены долговременной смазкой и герметизированы, поэтому в обслуживании не нуждаются; натяжение цепи осуществляется «ленивцем» под действием пружин и натяжного гидроцилиндра.

Бульдозерное оборудование может представлять собой прямой, полусферический, сферический или поворотный с изменяемым углом наклона отвал (все тот же «интернациональный» набор). Шаровые цапфы и вкладыши крепления толкающих брусьев или универсальной рамы закалены и отшлифованы, а шарниры заполнены долговременной смазкой и герметизированы.

Гидросистема управления рабочим оборудованием имеет контур обратной связи, позволяющий регулировать рабочее давление в соответствии с преодолеваемой нагрузкой. Гидроцилиндры обеспечивают подъем и перекос отвала, а также его быстрое опускание и плавающее положение. В шарнирах опор гидроцилиндров использована долговременная смазка. В блоке гидрораспределителей предусмотрена возможность установки 4 дополнительных секций. В качестве заднего навесного оборудования может поставляться одно- и трехстоечный рыхлитель, гидравлическая лебедка и тягово-сцепное устройство.

Кабина оператора установлена на упругой подвеске, остеклена небьющимся безопасным стеклом и оборудована регулируемым сиденьем, нагнетательной вентиляцией, обеспечивающей внутри избыточное давление, отопителем и звукоизоляцией. Управление движением и поворотом бульдозера осуществляется левым, а рабочим оборудованием – правым джойстиками. Для обеспечения лучшего доступа к агрегатам при обслуживании кабина может откидываться назад на 40о при помощи специального ручного насоса.

Не всякий кабинет так же удобен, как кабина LIEBHERR

Особое внимание уделено удобству технического обслуживания. Система Litronic обеспечивает автоматический мониторинг состояния агрегатов гидросистемы и при необходимости – их диагностику. Основные точки обслуживания бульдозера и диагностики его агрегатов сгруппированы и расположены в легко доступном месте.

FIAT-HITACHI – еще один постоянный фигурант наших обзоров, посвященных различным типам строительных машин. Правда, бульдозеры в номенклатуре продукции этой фирмы представлены слабо и, насколько известно, не очень часто приобретаются российскими строительными подрядчиками. Но это, пожалуй, свидетельствует о маркетинговой политике компании, а не о качестве ее продукции, пользующейся в России и популярностью и авторитетом.

Внешний вид гусеничных бульдозеров FIAT-HITACHI соответствует традиционным представлениям об этих машинах, но облагорожен современным дизайном, предлагающим кабину в виде пятигранной треугольной усеченной призмы и заменяющим плавные очертания корпуса ярко выраженными гранями на стыках плоских облицовочных элементов кожуха и капотов.

Машины комплектуются дизельными двигателями FIAT с непосредственным впрыском, увеличенным ходом поршня и пониженной частотой вращения коленвала. Фирма отмечает, что машины с этими двигателями могут эффективно работать на высоте до 2 500 м без специального оснащения.

Ходовая трансмиссия бульдозеров FIAT-HITACHI состоит из одноступенчатого гидротрансформатора с вращающимся корпусом, коробки переключения передач под нагрузкой, главной передачи и бортовых редукторов с многодисковыми маслопогруженными фрикционами и ленточными тормозами, работающими в масляной ванне. Фрикционы и рабочие тормоза постоянно замкнуты (заторможены) под действием пружин.

Размыкание (отключение) фрикционов и тормозов производится оператором с помощью гидроусилителей. Конструкция бортового редуктора предусматривает при повороте одновременное размыкание фрикциона и торможение гусеницы, причем оператору не нужно контролировать последовательность этих процессов. При включении трансмиссионного рычага безопасности или остановке двигателя тормоза включаются автоматически, предотвращая самопроизвольное движение машины.

Бульдозеры комплектуются полусферическими, сферическими и поворотными отвалами различной вместимости и одно- или трехстоечными рыхлителями с параллелограммной подвеской, сохраняющей постоянным угол наклона зуба при его подъеме или опускании, а также – гидросистемами управления. Отвал контролируется многофункциональным рычагом-джойстиком, рыхлитель – отдельным гидрораспределителем.

Операторская кабина по уровню комфорта и безопасности соответствует нормам, зафиксированным в документах европейских и североамериканских сертификационных организаций. Регулируемое сиденье с ремнями безопасности, электронно-цифровой монитор со световой индикацией нештатных ситуаций, воздухоочиститель и вентилятор, конструкции безопасности ROPS/FOPS, отопление входят в ее стандартную комплектацию. Опрокидывание кабины специальным гидроподъемником упрощает доступ к агрегатам трансмиссии при обслуживании.

Межтраковые шарниры гусеничных цепей, подшипники роликов, катков и звездочек заправлены долговременной смазкой и герметизированы. Натяжение гусеницы осуществляется передней ведомой звездочкой («ленивцем») под действием пружин и натяжного гидроцилиндра. Катки и звездочки оборудованы специальной защитой от возможных повреждений, а специальные направляющие исключают соскакивание гусеницы при маневрировании.

Разумеется, приведенными данными не исчерпывается список моделей гусеничных и колесных бульдозеров, имеющихся на мировом рынке строительной техники, равно как и список производителей этих очень популярных машин. В наш обзор не попали машины CASE, предлагаемые фирмой только в Северной Америке, не упомянуты и бульдозеры MITSUBISHI и DAEWOO как практически не встречающиеся в России, нет бульдозеров и многих других, достаточно авторитетных фирм. Это диктуется отнюдь не коммерческими или иными соображениями дискриминационного свойства. Просто эти марки пока не представлены в России.

FIAT-HITACHI FD 30C имеет наибольшую энерговооруженность отвала среди машин массой 31 – 40 тонн

Заканчивая обзор моделей импортных гусеничных (ибо колесных оказалось чрезвычайно мало) бульдозеров, попытаемся сравнить их между собой по металлоемкости и энерговооруженности ходового и рабочего оборудования. Металлоемкость может оцениваться объемом отвала, приходящимся на единицу массы машины, и позволяет судить об эффективности ее использования (м3/т). Энерговооруженность ходового оборудования может оцениваться мощностью, приходящейся на единицу массы бульдозера, и позволяет судить о его динамических качествах (кВт/т). И наконец, энерговооруженность рабочего оборудования, которая может оцениваться мощностью, приходящейся на единицу объема отвала, и позволяет судить о длительности его рабочего цикла (кВт/м3). Ограничим шкалу масс бульдозеров, включенных в анализ, величиной 100 т, ибо более тяжелые машины, вероятнее всего, не имеют строго строительного назначения.

Таким образом, продукция всех рассмотренных фирм лидирует в той или иной весовой группе, что свидетельствует о примерно одинаковом конструкторском и технологическом уровне их производств. Следует иметь в виду, что данные приведенного сравнения не могут служить исчерпывающим основанием при выборе машин.