Стандарты Евросоюза по токсичности отработавших газов

Высоконагруженные дизельные двигатели грузовиков и автобусов

С. Подгурский

Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов (ОГ) новых высоконагруженных дизельных двигателей обозначаются Euro I...V. Иногда используются и арабские цифры (Euro 1...5). Мы будем использовать римские цифры для обозначения стандартов по высоконагруженным двигателям и оставим арабские цифры для обозначения стандартов малотоннажных (легких) грузовиков.

Нормы токсичности высоконагруженных двигателей первоначально были введены Директивой 88/77/ЕЕС, которая впоследствии несколько раз переиздавалась в новых редакциях. В 2005 г. нормы были переработаны и сведены в Директиву 05/55/ЕС. Под действие этих норм токсичности подпадают все самоходные транспортные средства с «технически допустимой максимальной полной массой» свыше 3500 кг, оснащенные двигателями с самовоспламенением от сжатия (дизельными) либо двигателями с принудительным воспламенением, работающими на природном или на сжиженном нефтяном газе.

Ниже коротко перечислены основные этапы создания норм токсичности для высоконагруженных двигателей.

Нормы Euro I введены в 1992 г., в 1996-м вступили в действие нормы Euro II. Под действие этих стандартов подпадают двигатели грузовиков и городских автобусов. Однако для городских автобусов эти нормы носили рекомендательный (добровольный) характер.

Директивой 1999/96/ЕС с 2000 г. вводились в действие стандарты Euro III, а с 2005/2008 гг. – Euro IV/V. Этим документом также устанавливались добровольные более жесткие нормы токсичности ОГ для «экологичных транспортных средств» (EEV).

В 2001 г. Еврокомиссия приняла Директиву 2001/27/ЕС, которой запрещалось использование «устройств обработки» ОГ и «нерациональных» систем контроля токсичности ОГ, которые сокращали бы эффективность систем снижения токсичности ОГ во время нормального движения транспортного средства ниже уровня, существовавшего во время испытаний транспортного средства на токсичность ОГ.

Директивой 2005/55/ЕС, принятой Евросоюзом в 2005 г., вводились требования по надежности сохранения уровня токсичности ОГ и диагностике с помощью бортовой (диагностической) системы, а также устанавливались новые значения норм Euro IV и Euro V (впервые установленные в Директиве 1999/96/ЕС). Согласно «раздельному» подходу к установлению норм технические требования, относящиеся к надежности сохранения уровня токсичности ОГ и бортовой диагностике, включая положения по системам снижения токсичности, в которых используются расходные реагенты, были описаны в Директиве 2005/78/ЕС.

Предполагалось, что Комиссия Евросоюза опубликует предложения по нормам токсичности Euro VI в 2006 г. Кроме установления более строгих предельных норм Комиссия должна была проанализировать, надо ли вводить новые стандарты, ограничивающие уровень токсичных составляющих, которые ранее не ограничивались. Эти токсичные вещества могут выделяться при использовании альтернативных видов топлива или при использовании присадок к топливу для снижения токсичности ОГ. Также Комиссия должна была решить, надо ли устанавливать дополнительные ограничения по уровню содержания в ОГ твердых частиц (сажи) и по их размеру.

Методика испытаний двигателей изменена в стандарте Euro III (2000 г.). Ранее использовавшаяся методика испытаний на постоянных режимах ЕСЕ R-49 заменена двумя циклами (методиками): ESC (Европейский цикл постоянных режимов) и ЕТС (Европейский цикл неустановившихся режимов). Дымность ОГ измеряется по методике ELR (Европейская методика соответствия нагрузке). При оформлении одобрений типа для новых транспортных средств по стандарту Euro III (с 2000 г.) проводятся следующие испытания:

• обычные дизельные двигатели испытываются по методике ESC/ELR;

• дизельные двигатели с «усо-вершенствованной системой обработки ОГ» (нейтрализатор NOx или сажевый фильтр) испытываются по всем методикам – ESC/ELR+ETC;

• газовые двигатели испытываются по методике ЕТС.

Для оформления одобрения типа ТР по стандартам Euro IV (2005 г.) и выше, а также для EEV испытания дизельных двигателей всех типов должны проводиться по методикам ЕТС и ESC/ELR.

Надежность сохранения уровня токсичности ОГ. Требование вступило в силу с октября 2005 г. для новых одобрений типа ТР и с октября 2006 г. для всех одобрений типа. Производители должны продемонстрировать способность двигателей сохранять уровень токсичности ОГ на весь период эксплуатации, который зависит от категории транспортного средства (см. таблицу).

С октября 2005 г. для новых одобрений типа ТР и с октября 2006 г. для всех одобрений типа также вступило в силу требование подтверждать адекватную работу устройств контроля токсичности ОГ в течение нормального срока эксплуатации транспортного средства при нормальных условиях эксплуатации («подтверждение при условии правильного обслуживания и использования»).

Досрочный выпуск «чистых» двигателей. Государства Евросоюза имеют право вводить налоговые льготы за досрочный выпуск на рынок транспортных средств, отвечающих более высоким экологическим стандартам. Налоговые льготы должны соответствовать следующим условиям:

• относиться ко всем новым транспортным средствам, поступающим в продажу в данном государстве Евросоюза и досрочно отвечающим новым экологическим нормам, установленным Директивой;

• прекращаться, когда новые нормы вступят в действие;

• для каждого типа транспортных средств не должны превышать дополнительных затрат на обеспечение соответствия новым нормам.

Досрочный выпуск «чистых» двигателей может стимулироваться и таким финансовым инструментом, как снижение дорожных сборов. В Германии льготы по дорожным сборам введены в 2005 г. за досрочный выпуск грузовиков с двигателями Euro V.

 

 

УЗЛЫ, АГРЕГАТЫ, КОМПОНЕНТЫ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ Двигатель Экология
С. Подгурский Основные Средства 02'2008 29 сентября 2008

Комментарии (0)