Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения

Газовая атака на автопром (ч. 2)

Александр Еремцов

(Окончание. Начало см. «ОС» № 9, 2005 г.)

В первой части публикации рассматривались проблемы применения в качестве автомобильного топлива пропана, бутана и метана. Сегодня мы рассмотрим вопросы применения в качестве топлива диметилового эфира.

Автомобиль-фургон рефрижераторный на базе ЗИЛ-5301БО оборудован для работы на диметиловом эфире. Разработчики – ФГУП «НАМИ» и ГУП «Мосавтохолод»

Наибольший интерес у московского правительства вызывает идея использования в качестве топлива для автомобилей диметилового эфира (ДМЭ). Дело в том, что себестоимость производства ДМЭ в России составляет не более трети себестоимости производства дизельного топлива. Модернизация серийных дизельных двигателей для работы на ДМЭ сводится к повышению объемной подачи топливного насоса, герметизации трубопроводов и замене топливных баков на баллоны, аналогичные баллонам для сжиженного нефтяного газа. В качестве топливозаправочной инфраструктуры можно использовать уже имеющуюся сеть заправочных станций.

В России и за рубежом внедрению ДМЭ активно препятствуют производители и продавцы традиционного моторного топлива, а также государственные и муниципальные структуры, регулирующие отношения в этой сфере, тем не менее на автомобильном транспорте уже начинают использовать диметиловый эфир в качестве топлива. Его применение отрабатывается в трех программах, и уже закончился первый этап эксплуатационных испытаний 30 автомобилей модификации ЗИЛ-5301 «Бычок», использующих в качестве моторного топлива ДМЭ. В ходе испытаний установлено значительное снижение выбросов оксидов азота и полное отсутствие сажи. Применение простейшего каталитического нейтрализатора приводит экологические параметры автомобилей в соответствие с требованиями норм Euro 3.

По результатам испытаний и в соответствии с распоряжением от 24.05.2005 № 879-РП в течение 2005–2006 гг. в Москве планируется увеличить число автомобилей, использующих ДМЭ. Диметиловый эфир является серьезным искусственным дополнением к газам пропан-бутанового ряда. В отличие от других видов топлива он является монопродуктом, а это означает, что отладка всех систем автомобиля максимально облегчена.

Автомобиль VW Multivan 7HM оборудован двигателем AXE. Основное топливо – биотопливо RME (смесь рапсового масла и сложного метилового эфира)

Проблемами ДМЭ в настоящее время активно занимаются Научный автомобильно-моторный институт (НАМИ), НИИ двигателей Министерства обороны России и МГТУ им. Баумана. Последний по предложению, сделанному Правительством Москвы, разрабатывает интереснейшие технологии, готовит новые предложения по созданию новых двигателей и систем энергетических установок, использующих диметилэфир. Три исследовательские фирмы по-разному решают эти проблемы, и везде получены хорошие результаты, что создает оптимистичную перспективу для широкого применения диметилового эфира на транспорте.

К достоинствам диметилового эфира отнесем и большое содержание в нем кислорода. Попадая в цилиндры, диметиловый эфир автоматически осуществляет так называемый химический наддув двигателя, т. е. топливовоздушная смесь как бы сама обогащается кислородом.

Переход на диметиловый эфир окажется недешев, и желательно, чтобы цена ДМЭ не превысила 200 USD за тонну – в этом случае перевод автомобильного транспорта на этот вид топлива станет оправдан с точки зрения экологии и экономичности. Чтобы начать производство ДМЭ, надо немало – нужен потребитель. Многие страны уже сделали это направление приоритетным. Конечно, идеальным топливом является водород, но это далекая перспектива, и к водородной энергетике нужно идти через серьезные разработки. Водород, несмотря на его очевидные преимущества, довольно сложно производить и применять на транспорте.

Правительство Москвы совместно с Газпромом разработало ряд мероприятий по внедрению на автомобильном транспорте альтернативных видов топлива. Автокомбинат № 41 полностью работает на газе, а это более 300 автомобилей. Здесь ученые-практики отрабатывают современные технологии на грузовом автотранспорте. Технические модели отрабатываются также в МГУП «Мосавтохолод». На этом предприятии представлены три модификации автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива. Всего 30 автомобилей, а какой колоссальный прорыв вперед!

Рефрижератор на базе шасси ЗИЛ-5301ЕО переоборудован для работы на двух видахтоплива: диметиловом эфире (основное), дизельном топливе (дублирующее). Разработчики – ФГУП «НИИД» и ГУП «Мосавтохолод»

Автомобильный транспорт Москвы удовлетворяет сегодня 80 процентов потребностей населения. В других мировых мегаполисах мы такого соотношения не найдем. Заглядывая вперед в поисках альтернативных источников энергии, не следует забывать о применении на городском общественном транспорте электрической тяги. Использование троллейбусов, скоростных трамваев и монорельсового транспорта может оказать неоценимую услугу в улучшении экологической обстановки столицы. Меры требуются незамедлительные, поскольку экологические параметры наших автомобилей много хуже, чем у автомобилей зарубежного производства. Россия является участницей международных соглашений, в частности Женевского соглашения, по которому мы обязаны соблюдать все правила по безопасности автомобильной техники и экологической безопасности.

Следует также признать, что инвестициональная культура России недостаточно эффективно стимулирует производителей современной техники для внедрения альтернативных видов топлива, а ведь в мировом сообществе действуют интереснейшие механизмы социального и экономического стимулирования экологизации транспорта. Показателен в этом плане опыт Бразилии, Италии, Аргентины, где уже сотни тысяч автомобилей работают на экологически чистых видах топлива. Но об этом мы поговорим в другой раз.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕХНОЛОГИИ РЫНОК (статистика, анализ) ТРАНСПОРТ ГСМ Экология
Александр Еремцов Основные Средства 10'2005 16 января 2006

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com