Газовая атака на автопром (ч. 2)

Александр Еремцов

(Окончание. Начало см. «ОС» № 9, 2005 г.)

В первой части публикации рассматривались проблемы применения в качестве автомобильного топлива пропана, бутана и метана. Сегодня мы рассмотрим вопросы применения в качестве топлива диметилового эфира.

Автомобиль-фургон рефрижераторный на базе ЗИЛ-5301БО оборудован для работы на диметиловом эфире. Разработчики – ФГУП «НАМИ» и ГУП «Мосавтохолод»

Наибольший интерес у московского правительства вызывает идея использования в качестве топлива для автомобилей диметилового эфира (ДМЭ). Дело в том, что себестоимость производства ДМЭ в России составляет не более трети себестоимости производства дизельного топлива. Модернизация серийных дизельных двигателей для работы на ДМЭ сводится к повышению объемной подачи топливного насоса, герметизации трубопроводов и замене топливных баков на баллоны, аналогичные баллонам для сжиженного нефтяного газа. В качестве топливозаправочной инфраструктуры можно использовать уже имеющуюся сеть заправочных станций.

В России и за рубежом внедрению ДМЭ активно препятствуют производители и продавцы традиционного моторного топлива, а также государственные и муниципальные структуры, регулирующие отношения в этой сфере, тем не менее на автомобильном транспорте уже начинают использовать диметиловый эфир в качестве топлива. Его применение отрабатывается в трех программах, и уже закончился первый этап эксплуатационных испытаний 30 автомобилей модификации ЗИЛ-5301 «Бычок», использующих в качестве моторного топлива ДМЭ. В ходе испытаний установлено значительное снижение выбросов оксидов азота и полное отсутствие сажи. Применение простейшего каталитического нейтрализатора приводит экологические параметры автомобилей в соответствие с требованиями норм Euro 3.

По результатам испытаний и в соответствии с распоряжением от 24.05.2005 № 879-РП в течение 2005–2006 гг. в Москве планируется увеличить число автомобилей, использующих ДМЭ. Диметиловый эфир является серьезным искусственным дополнением к газам пропан-бутанового ряда. В отличие от других видов топлива он является монопродуктом, а это означает, что отладка всех систем автомобиля максимально облегчена.

Автомобиль VW Multivan 7HM оборудован двигателем AXE. Основное топливо – биотопливо RME (смесь рапсового масла и сложного метилового эфира)

Проблемами ДМЭ в настоящее время активно занимаются Научный автомобильно-моторный институт (НАМИ), НИИ двигателей Министерства обороны России и МГТУ им. Баумана. Последний по предложению, сделанному Правительством Москвы, разрабатывает интереснейшие технологии, готовит новые предложения по созданию новых двигателей и систем энергетических установок, использующих диметилэфир. Три исследовательские фирмы по-разному решают эти проблемы, и везде получены хорошие результаты, что создает оптимистичную перспективу для широкого применения диметилового эфира на транспорте.

К достоинствам диметилового эфира отнесем и большое содержание в нем кислорода. Попадая в цилиндры, диметиловый эфир автоматически осуществляет так называемый химический наддув двигателя, т. е. топливовоздушная смесь как бы сама обогащается кислородом.

Переход на диметиловый эфир окажется недешев, и желательно, чтобы цена ДМЭ не превысила 200 USD за тонну – в этом случае перевод автомобильного транспорта на этот вид топлива станет оправдан с точки зрения экологии и экономичности. Чтобы начать производство ДМЭ, надо немало – нужен потребитель. Многие страны уже сделали это направление приоритетным. Конечно, идеальным топливом является водород, но это далекая перспектива, и к водородной энергетике нужно идти через серьезные разработки. Водород, несмотря на его очевидные преимущества, довольно сложно производить и применять на транспорте.

Правительство Москвы совместно с Газпромом разработало ряд мероприятий по внедрению на автомобильном транспорте альтернативных видов топлива. Автокомбинат № 41 полностью работает на газе, а это более 300 автомобилей. Здесь ученые-практики отрабатывают современные технологии на грузовом автотранспорте. Технические модели отрабатываются также в МГУП «Мосавтохолод». На этом предприятии представлены три модификации автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива. Всего 30 автомобилей, а какой колоссальный прорыв вперед!

Рефрижератор на базе шасси ЗИЛ-5301ЕО переоборудован для работы на двух видахтоплива: диметиловом эфире (основное), дизельном топливе (дублирующее). Разработчики – ФГУП «НИИД» и ГУП «Мосавтохолод»

Автомобильный транспорт Москвы удовлетворяет сегодня 80 процентов потребностей населения. В других мировых мегаполисах мы такого соотношения не найдем. Заглядывая вперед в поисках альтернативных источников энергии, не следует забывать о применении на городском общественном транспорте электрической тяги. Использование троллейбусов, скоростных трамваев и монорельсового транспорта может оказать неоценимую услугу в улучшении экологической обстановки столицы. Меры требуются незамедлительные, поскольку экологические параметры наших автомобилей много хуже, чем у автомобилей зарубежного производства. Россия является участницей международных соглашений, в частности Женевского соглашения, по которому мы обязаны соблюдать все правила по безопасности автомобильной техники и экологической безопасности.

Следует также признать, что инвестициональная культура России недостаточно эффективно стимулирует производителей современной техники для внедрения альтернативных видов топлива, а ведь в мировом сообществе действуют интереснейшие механизмы социального и экономического стимулирования экологизации транспорта. Показателен в этом плане опыт Бразилии, Италии, Аргентины, где уже сотни тысяч автомобилей работают на экологически чистых видах топлива. Но об этом мы поговорим в другой раз.