Зачем нужна экологическая революция крупнейшим европейским производителямтяжелой автомобильной техники

О. Жарко

Переполнилась чаша терпения европейских производителей тяжелой грузовой техники: правительства требуют от них, чтобы грузовик стал стерильным, как утренняя роса. Нет, они не стали устраивать бунтов и забастовок, просто на время извечные конкуренты DAF Trucks N.V., DaimlerChrysler AG, IVECO S.p.A., Renault Trucks, Volvo Trucks, на долю которых приходится около 80% европейского рынка продаж тяжелой грузовой техники, а также химические и нефтеперерабатывающие компании CEPSA SA, AMI GmbH, OMV AG, BASF AG, Total SA, SKW Piesteritz GmbH, Yara International ASA объединили свои усилия и хотят сообща найти выход из набившей оскомину проблемы экологической безопасности.

Некоторые европейские страны уже стимулируют выполнение требований Euro 4 и Euro 5 с помощью, например, снижения платы за проезд (например, в Германии – 10 центов за километр вместо 12) или применения более выгодных норм амортизации для автомобилей с соответствующим оборудованием (например, в Нидерландах). Появление стимулов к использованию экологически чистых технологий в ближайшем будущем ожидается и в остальных европейских странах. А другие страны применяют серьезные экономические санкции к перевозчикам, которые ездят на далеко не новой или неисправной технике, «орошая» альпийские луга тоннами сажи.

Ведущие европейские производители грузовой техники решили «скинуться», чтобы раз и навсегда отбросить упреки общественности и правительств в загрязнении окружающей среды. Таким образом, на свет появилась разработка так называемой технологии SCR (Selective Catalytic Reduction – избирательная каталитическая нейтрализация), позволяющей снизить токсичность отработавших газов двигателей до уровня, предусмотренного новыми экологическими стандартами Euro 4 и Euro 5.

В чем суть проекта? Оксиды азота (NOx) превращаются в безвредные вещества – азот и воду благодаря применению технологии SCR, при которой строго дозированные количества реагента AdBlue распыляются в потоке отработавших газов, проходящих через каталитический нейтрализатор. AdBlue – это коммерческое название водного раствора мочевины, получаемого синтетическим путем. AdBlue заправляется в отдельный бак в автомобиле и не создает никаких проблем с хранением. Грузовики и тяжелые коммерческие автомобили, оснащенные SCR, соответствуют требованиям экологического стандарта Euro 4, вступающего в действие с 2006 г., а с внедрением усовершенствованной технологии смогут удовлетворять требования Euro 5, который вступит в силу в 2009 г. Кроме того, предполагается, что расход топлива у грузовиков, оснащенных SCR, снизится примерно на 2...5% по сравнению с аналогичными автомобилями, соответствующими нормам Euro 3. Кстати, в последнее время цены на нефть регулярно взлетают выше потолка, и этот фактор играет не последнюю роль в шкале ценностей перевозчика. Согласно данным исследований расходы на эксплуатацию грузовиков на дальних перевозках грузов при введении системы SCR не увеличатся по сравнению с автомобилями, соответствующими Euro 3, а токсичность отработавших газов значительно снизится.

Еще одним достоинством системы SCR является очень высокая надежность и большой запас хода, зависящий только от вместимости бака с AdBlue. Система SCR применима во всех европейских странах независимо от качества местного дизельного топлива, технология SCR не влияет на периодичность замены масла и проведения технического обслуживания автомобилей, не нуждается в обслуживании. Она рассчитана на эксплуатацию в течение всего срока службы автомобиля, позволяет существенно снизить расход топлива.

Поставки реагента AdBlue, соответствующего требованиям стандарта DIN 70070, гарантируются ведущими европейскими производителями мочевины, такими, как AMI Agrolinz Melamin International GmbH, BASF AG, Fertiberia S.A., Grande Paroisse, SKW Stickstoffwerke Piesteritz GmbH и Yara International ASA, имеющими возможность выпускать AdBlue в шести европейских странах. Производители AdBlue намерены развивать свои производственные мощности в соответствии с требованиями рынка. В настоящее время перечисленные производители совместно с партнерами-дистрибьюторами развивают общеевропейскую сеть продажи продукта клиентам.

Две нефтеперерабатывающие компании, австрийская OMV и французская Total, образовавшие компанию European Refining & Marketing (европейская нефтеперерабатывающая и маркетинговая компания), уже разрабатывают собственную стратегию внедрения технологии SCR на коммерческих автомобилях. Они также активно способствуют проведению испытаний новых систем обработки отработавших газов. И многие другие известные фирмы выразили серьезную заинтересованность в развитии проекта, а в настоящее время проводят интенсивные переговоры с представителями руководства химических компаний и производителей коммерческих автомобилей. И нефтеперерабатывающие компании, и производители AdBlue формируют расширенные пакеты продуктов и услуг для владельцев АЗС.

В пакеты предложений входит прежде всего оснащение АЗС оборудованием для заправки систем SCR. Предлагается самое разнообразное оборудование: от комбинированных насосов для дизельного топлива и AdBlue с раздельными счетчиками и выдачей общего чека на оба продукта (такие уже работают на заправочных станциях Берлина, Штуттгарта и Фомпа/Тироль) до небольших заправочных станций, предназначенных для установки на территории транспортных предприятий, и комплектов для оборудования автомобилей (баков и канистр).

Впрочем, у читателя не может не возникнуть простой вопрос: а что дальше? Еurо 10? Еurо 30? Еurо 200?.. Многие европейские эксперты сходятся во мнении, что вся эта «гонка экологического разоружения» грузовиков развязана самими автопроизводителями. Судите сами: дизельный грузовик с точки зрения экологии похож на исчадие ада лишь в том случае, если смотреть на него глазами обывателя, который не видит ничего, кроме облака черного дыма из выхлопной трубы непрогретого дизеля. Но ведь это же всего лишь чистый углерод, который по своему воздействию на человеческий организм не идет ни в какое сравнение с угарным газом и высокотоксичными соединениями азота. Да и разве все химзаводы в России уже оснащены современными очистными сооружениями?

Давайте попробуем поставить себя на место любого европейского производителя грузовиков. Авторитет фирмы требует, чтобы автомобиль был высшего качества и «выхаживал» много-много километров. И вот конструкторы, технологи, производственники добиваются поставленной задачи – автомобиль надежен. Долговечен. Но если все грузовики будут неустанно трудиться по 20...40 лет, то кто же будет обеспечивать работой главные конвейеры (если учесть, что объем роста перевозочной работы далек от 100% в год). Что это значит? Это значит, говоря по-советски, что возникла необходимость создать проблемы, чтобы успешно их решить. А усердие «зеленых» – только кстати.