Организация экологического контроля АТС в г. Москве

В. Салыгин

Развитие Московского мегаполиса сопровождается ростом негативных экологических последствий, несмотря на достаточно активные меры, предпринимаемые Правительством города по стабилизации и оздоровлению среды обитания.

К числу негативных факторов, способствующих ухудшению экологической ситуации в Москве, эксперты относят нерациональное использование городских территорий (свыше 30 тыс. гектар заняты промышленно-складскими зонами, 900 гектар – несанкционированными свалками), резкое сокращение зеленых насаждений, слабое развитие индустрии переработки бытовых и промышленных отходов, нарушение границ лесопаркового защитного пояса и другие.

Основной причиной роста уровня валового выброса вредных веществ в городскую атмосферу считается неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств. По различным оценкам, на долю автомобилей приходится от 60 до 80 % всех выбросов от московских заводов, фабрик, различных предприятий и транспорта. Положение усугубляется тем, что значительный ежегодный прирост автопарка столицы (в течение последних 4 – 5 лет –- на 200 – 250 тыс. ежегодно) не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и необходимыми мерами по улучшению организации движения в городе.

В этих условиях становится понятным то внимание, которое уделяет Правительство Москвы организации экологического контроля автотранспортных средств (АТС). Важным шагом в создании полноценной законодательной базы по обеспечению экологизации деятельности автотранспортного комплекса столицы явилось принятие Правительством Москвы постановления от 27 сентября 1994 г. «О комплексной экологической программе в г.Москве». Создание, в соответствии с постановлением, Координационного совета по проблемам окружающей среды повысило эффективность реализации городских экологических программ и мероприятий.

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 1994 г. № 1078 в перечень лицензируемых на территории Москвы отдельных видов деятельности был введен дополнительный вид – «экологическая деятельность». Функции лицензирования экологической деятельности были возложены на Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода). По состоянию на середину 1997 года насчитывалось 125 различных организаций (в том числе автопредприятия, частные фирмы и акционерные общества), получивших лицензию и имеющих право на проведение контрольно-измерительных работ. В общей сложности они могли развернуть, согласно заявочному листу, 204 поста экологического контроля.

Положение о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля АТС с введением экологического сертификата единого образца было утверждено постановлением Правительства Москвы от 18 июня 1996 г. № 517. Согласно этому постановлению, на территории города с 1.07.96 экологический сертификат вводился в действие в качестве обязательного документа для юридических лиц. Что касается физических лиц, то согласно пункту 9 постановления, они могут получать его на контрольно-измерительных постах по своему усмотрению. Автопредприятия, получившие лицензию на проведение контрольно-измерительных работ, должны проводить инструментальный экологический контроль своих автомобилей не реже одного раза в месяц (пункт 13). Юридические лица, не имеющие лицензии на контрольно-регулировочную деятельность, обязаны осуществлять ежемесячный экологический контроль своих автотранспортных средств на договорных началах на любом из лицензированных контрольно-регулировочных постах (пункт 14) также раз в месяц.

Периодичность прохождения экологического контроля для автомобилей физических лиц, пожелавших получить экологический сертификат и таким образом приобрести определенную гарантию в этом отношении, устанавливается раз в три месяца (пункт 15).

Мерой, завершающей создание законодательной базы для организации и проведения экологического контроля, явилось распоряжение мэра Москвы от 27 мая 1997 г. № 412-РМ «О введении обязательного инструментального контроля технического состояния автотранспортных средств». Распоряжением утверждены «Программа поэтапного внедрения в городе системы обязательного инструментального контроля технического состояния АТС» и «Положение о проведении контроля технического состояния АТС и прицепов в рамках обязательного технического осмотра в ГАИ г. Москвы».

Кроме того, распоряжением определены функции созданного ранее (постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 1996 г.) государственного унитарного предприятия «Московская городская служба технического контроля» (ГУП МГСТК). В частности, на него возлагается контроль за порядком эксплуатации пунктов инструментального контроля, а также организация единой службы сервисного обслуживания пунктов и автоматизированной системы управления.

Функционально сложившийся к настоящему времени экологический контроль АТС можно представить следующим образом (см. схему).

Общее руководство по организации и ведению контроля осуществляет Правительство Москвы через Координационный совет, созданный при мэре Москвы. Основные исполнительные функции возложены на правительственные органы: Управление ГАИ г. Москвы (регистрация АТС, проведение технического осмотра, проверка технического состояния, наложение штрафа за нарушения и др.), Москомприрода (лицензирование, надзор), Департамент транспорта и связи (планирование, согласование, экспертные оценки и др.).

Непосредственным выполнением контрольных функций и контрольно-измерительных работ занимаются как правительственные органы (в том числе посты ГАИ, отряды технического осмотра и регистрации – ОТОР ГУВД г. Москвы, подразделения экологической милиции, инспекция по охране атмосферы и воздуха Москомприроды и др.), так и негосударственные организации, которые оборудуют и эксплуатируют пункты инструментального контроля (под надзором ГУП МГСТК), оснащают и устанавливают контрольно-регулировочные посты.

Принятая в мае прошлого года программа поэтапного внедрения в Москве системы обязательного инструментального контроля технического состояния АТС предусматривает :

– организацию на первом этапе обязательного контроля во 2-ом отделе технического осмотра и регистрации (ул. Перерва, 21) вновь приобретаемых АТС физических лиц со сроком эксплуатации более 10 лет, а также автобусов, принадлежащих физическим лицам и транспортных средств с правосторонним расположением руля. Одновременно предполагалось осуществить строительство и оснащение диагностическим оборудованием 42 линий инструментального контроля легкового и малотоннажного и 8 линий грузового автотранспорта на существующих площадках техосмотра ГАИ;

– на втором этапе предполагалось строительство и оснащение оборудованием еще 83 линий инструментального контроля на земельных участках, выделенных ГУП МГСТК;

– на третьем этапе (октябрь 1997 г. – январь 1998 г.) планировалось приобретение 10 передвижных пунктов для инструментальной проверки грузовых автомобилей и автобусов, а также организация обязательного инструментального контроля при регистрации и государственном техническом осмотре АТС как юридических, так и физических лиц, срок эксплуатации которых превышает 5 лет.

Для проведения технического осмотра автобусов с использованием диагностического оборудования будет привлекаться на договорной основе ГК «Мосгортранс», а для осмотра грузовых автомобилей – АО МТК «Мосавтотранс».

Однако ввиду недостаточного финансирования, неудовлетворительной координации работ, затягивания выделения и оформления земельных участков, выполнение ряда намеченных мероприятий было перенесено на более поздние сроки. Вместе с тем, следует ожидать, что текущий год может стать решающим в проведении мер, направленных на улучшение экологической ситуации в столице, поскольку основные подготовительные мероприятия выполнены, система экологического контроля АТС в основном структурно сложилась и дает возможность реально осуществлять широкомасштабный контроль.

Опыт прошлого года позволяет сделать предварительную оценку некоторых технико-экономических показателей складывающейся в Москве системы экологического контроля АТС и ее элементов.

Так, возможности контрольно-измерительного поста складываются из следующих показателей.

С учетом прогрева двигателя контролируемого автомобиля, подготовки газоанализатора к работе, времени измерения выброса токсичных компонентов (концентрации окиси углерода СО, углеводородов СН, дымности) и оформления документов, включая выдачу сертификата с занесением в журнал учета, время, затрачиваемое на обслуживание одного АТС составляет:

с бензиновым двигателем – 10 – 12 мин;

с дизельным двигателем – 20 – 25 мин.

То есть, пропускная способность одного поста составляет 5 – 6 автомобилей в час для АТС с бензиновым двигателем и 2 – 3 автомобиля для АТС с дизельным двигателем. Таким образом в течение дня (8 рабочих часов) один контрольно-измерительный пост может максимально обслужить до 50 автомобилей с бензиновым двигателем и до 25 машин с дизельным.

Опыт работы постов показывает, что реальная пропускная способность постов значительно ниже его максимальной возможности, так как, по имеющейся статистике, свыше 80 % обслуживаемых автомобилей требуют проведения дополнительных регулировочных и ремонтных работ, в том числе замены свечей зажигания, фильтров, продувки жиклеров, установки момента зажигания, тепловых зазоров клапанов и т.д.

По оценке экспертов, для охвата 100 % транспортного потока в границах города необходимо развернуть до 3000 постов.

К настоящему времени отечественная промышленность выпускает достаточное количество контрольно-измерительных приборов, необходимых для оснащения нужного количества постов. Их качество можно считать вполне удовлетворительным: погрешности измерений для газоанализаторов составляют 5 %, дымомеров – 2 %. Рыночная цена приборов в Москве (в конце истекшего года) находилась в пределах 8 – 12 млн. руб. для газоанализаторов (в том числе «Автотест», ГИАМ-29) и 4 – 5 млн. руб. для дымомеров (КИД-2, МЕТА-1). Аппаратура зарубежных фирм на московском рынке стоила значительно дороже. Например, газоанализатор Infralyt CL германской фирмы Junkalor предлагался по цене 25 млн. руб. Наличие у него пульта дистанционного управления с интегрированным принтером дает возможность тут же распечатать протокол о результатах замера.

В течение 1997 года цена выдачи экологического сертификата составляла 40 – 60 тыс. руб. (в ценах 1997 г.). Мелкий текущий ремонт автомобиля (замена свечей, фильтров, проводов высокого напряжения, контактов прерывателя, регулировка двигателя и др.) выполнялся по расценкам от 100 до 300 тыс. руб. за час. Общий объем услуг одного поста в летние месяцы в среднем ежедневно составлял 1 – 2 млн. руб.

Следует отметить, что контрольно-регулировочные работы носят явно выраженный сезонный характер. Особенно большие различия по интенсивности заявок существуют при обслуживании легковых автомобилей. Это обусловлено рядом причин и, в первую очередь, неравномерностью использования автомобилей в течение года, активностью мероприятий ГАИ (технический осмотр, месячники безопасности и т.д.). Максимальными по интенсивности заявок на контрольно-регулировочные работы являются весенние месяцы: март, апрель, май, а также осенние: сентябрь, октябрь. В зимнее время среднее число обращений на контрольно-измерительные пункты сокращается до 3 – 5 машин в день .

Что касается грузового автотранспорта, то работа постов экологического контроля носит более равномерный характер. К тому же крупные автохозяйства, как правило, имеют лицензию и сами осуществляют плановый инструментальный контроль.

Эффективность функционирования складывающейся в Москве системы экологического контроля автотранспортных средств будет во многом зависеть как от настойчивости Правительства города в проведении намеченных мероприятий, так и отношения к проблемам экологии владельцев автомобилей, независимо от того, юридическими или физическими лицами они являются. А отношение владельцев автотранспортных средств, по нашему мнению, медленно, но необратимо меняется: все очевиднее для них становится необходимость оздоровления экологической обстановки в столице.