Готовь пылесос зимой

Тест-драйв ПУМ-5021

Леонид Малютин
Осенняя пора… очей очарованье… самое время подумать о субкомпактной вакуумной подметально-уборочной машине ПУМ-5021. Облик ПУМ-5021 сразу же наталкивает на мысль о том, что машинка явно не первого поколения, настолько она ладная, аккуратная и соразмерная. Это тут же и подтвердилось, ибо собрана она не «с чистого листа», а из готовых компонентов японского и китайского происхождения компанией «БЭСТТМ» на территории Великолукского ремонтно-механического завода.
 
За левой дверцей: топливный бак, АКБ, расширительный бачок
За правой дверцей: радиатор, гидробак
Кабина обеспечивает прекрасный обзор
Рабочее оборудование: щетки с водяными форсунками и приемник
Пылевой фильтр
Органы управления справа от сиденья: регулировка оборотов двигателя, регулировка оборотов щеток, отопитель кабины
Управление подъемом и опусканием контейнера
Установка и снятие 240-литрового контейнера не потребуют усилий
Рукав для ручной уборки
Рулевая колонка, окно в полу
ПУМ-5021: вид спереди

Прелесть предназначенной для уборки тротуаров и дорожек машинки в том, что смет собирается в стандартный 240-литровый евроконтейнер. В контейнер можно заправить пластиковый мешок, а чтобы куски мусора его не рвали – вставить специальный отбойник. Важно этот продукт высоких технологий потом в мешке не забыть. Если рассчитать маршрут, расстановку и вывоз контейнеров или мешков со сметом, устранив холостые пробеги к месту разгрузки, то можно получить ощутимый выигрыш во времени и топливе. Плюс более интересная цена машины в сравнении с предложениями импортной техники.

Сметаемый щетками мусор попадает под раструб приемника и за счет разрежения, создаваемого вентилятором, по воздуховоду подается в контейнер, а воздух, пройдя через фильтр, очищенным от пыли выбрасывается в атмосферу. Для уборки вручную предусмотрен 3-метровый выносной рукав, снабженный рукояткой.

Машина с шарнирным сочленением передней и задней полурам – распространенное для компактной техники решение, одно из преимуществ которого в движении задних колес след в след с передними, что в сочетании с радиусом поворота 2,6 м упрощает уборку на поворотах, особенно уборку узких и извилистых парковых дорожек.

Передняя полурама несет кабину и рабочее оборудование машины. Практически полностью остекленная кабина дает панорамный обзор вперед и в стороны, а также вниз на приемник и щетки через окошко в полу. Регулировка наклона рулевой колонки плюс регулировки сиденья в двух плоскостях позволяют оптимально настроить и обзор, и посадку.

Кабина добротно сконструирована и собрана, двери легко и плотно открываются и закрываются. Кондиционер и отопитель обеспечат комфорт в неблагоприятных погодных условиях. Радиатор системы кондиционирования установлен на тыльной стороне кабины, не занимая полезного места. Воздуховоды систем вентиляции, отопления и кондиционирования выведены под потолок кабины и под сиденье. Под потолком также переключатели световых приборов. Помимо световых приборов украшением машины служит стеклоочиститель, вставленный по центру лобового стекла. В соответствии с отечественными нормативами на машину установлены два проблесковых маячка.

Контрольная аппаратура представлена комбинацией приборов на рулевой колонке. Комбинация включает цифровой счетчик машино-часов и аналоговые указатели оборотов двигателя, его температуры и уровня топлива. Также на рулевой колонке установлен блок переключателей: щеток, компрессора, водяного насоса и проблесковых маячков.

Трансмиссия машины гидростатическая, и притом одноступенчатая, с приводом на передние колеса. Управление трансмиссией выведено на две педали: правая – переднего и левая – заднего хода, при этом максимальная скорость хода назад – до 7 км/ч, вперед – до 16 км/ч. Гидростатическая трансмиссия выполняет и функцию рабочих тормозов, при отпускании педали машина остановится. Для надежности предусмотрен механический стояночный тормоз. Обороты двигателя выставляются рычагом справа от сиденья, как на тракторе.

Рабочее оборудование включает пару лотковых щеток с водяными форсунками. Щетки и приемник поднимаются и опускаются гидравлически, дополнительно рычагом слева от сиденья регулируется положение ограничительной пластины перед каналом всасывания, а частота вращения щеток поворотным регулятором справа от сиденья. Ширина убираемой полосы регулируется вручную с помощью механизма подвески щеток. Высота приемника также регулируется настройкой кронштейнов подвески приемника и положением опорных колес. Вода для орошения щеток хранится в емкости за кабиной, водитель может контролировать уровень прямо из кабины по датчику, установленному рядом с заливной горловиной. Если открыть краны на щетках, вода пойдет самотеком, для подачи воды под давлением предусмотрен насос с поворотным регулятором напора слева от сиденья. Щетками различного назначения обеспечивает поставщик машины – компания «БЭСТТМ».

Техническая характеристика cубкомпактной вакуумной подметально-уборочной машины ПУМ-5021
Параметр Значение
Ширина захвата щеток, мм
1800
Вместимость мусорного бака, л
240
Рабочая скорость, км/ч
1–10
Производительность, м2
18 000
Транспортная скорость, км/ч
16
Диапазон рабочих температур, °С
0–50
Радиус поворота, мм
2200
Угол въезда, %
20
Двигатель
Kubota D1105
Мощность, кВт
18 при 2800 мин-1
Рабочий объем, см3
1123
Габаритные размеры, мм
3250х1130х2130
Колесная база, мм
1200
Дорожный просвет, мм
120
Собственная масса, кг
1400
Полная масса, кг
1800

На задней полураме смонтированы двигатель Kubota, оборудование систем питания, охлаждения и выпуска двигателя, насос гидросистемы, компрессор, воздуховод, фильтр, держатель контейнера. О репутации двигателей Kubota распространяться излишне, лучшего варианта, пожалуй, не найти, тем более, что двигатели японской сборки. С двигателем сочетается гидросистема, построенная на аппаратуре американской фирмы White Hidraulics, система всасывания и трубопроводы немецкого производства. В общем, основные, самые ответственные компоненты взяты самого лучшего качества.

Интересно решен держатель контейнера. Контейнер закатывается на площадку, которая опускается и поднимается гидроцилиндрами, так что никаких усилий прилагать не приходится. Достигнув верхнего положения, контейнер плотно прижимается к раструбу воздуховода благодаря толстой прокладке из пористой резины. Механизм подъема-опускания контейнера управляется тремя кнопками, необходимо нажимать одновременно две кнопки: среднюю и соответственно верхнюю или нижнюю. Таким образом предотвращается случайное или злонамеренное срабатывание механизма.

Широкие и высокие распашные двери открывают полный доступ к топливному баку и баку гидросистемы, АКБ, расширительному бачку, блоку предохранителей. Изнутри двери оклеены звукоизоляционным материалом.

Таким образом, субкомпактная машина ПУМ-5021 представляет собой интересный для городских хозяйств вариант, сочетающий отработанную конструкцию, качественные комплектующие, сборку и оригинальные решения, упрощающие и существенно удешевляющие содержание территорий.