Ручная работа

Мусоровозы с задней загрузкой кузова

И. Варывдин
В советское время тяжелый ручной труд был избитой страшилкой о загнивающем западном капитализме – том самом, который теперь распространился и к нам на Восток. А раз так, то, как говорится, просим любить и жаловать: ведь где-где, а в области сбора и вывоза отходов ручного труда хоть отбавляй.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как раз проблему ручного труда и должны были решить квадратные контейнеры и мусоровозы с боковой загрузкой, но еще многие помнят отечественные мусоровозы с задней загрузкой, на шасси ГАЗ-52-53, с гидроцилиндром в заднем свесе, позади загрузочного лючка. Чтобы выбросить мусор, людям не только надо было приходить по расписанию, но и ждать, пока оператор запрессует этим цилиндром очередную партию «ароматных» отходов к передней стенке кузова. Самообслуживание перевели на контейнерную площадку, исключив тем самым опасность получить травму ведром спешащего соседа. Однако людям кажется, что в то время места сбора мусора были чище. Это не совсем верно, просто на те места, куда приезжал мусоровоз самообслуживания, не стаскивали диваны, рамы и унитазы, водитель все это не принимал, а еще мог и отчитать по-русски. По­этому волокли это все на стихийные свалки, потом свалками стали контейнерные площадки, а потом обязали муниципалитеты все это убирать. Но не все уголки нашей необъятной страны осчастливили «кубической» системой. В небольших населенных пунктах повод собраться вечерком да посудачить, пока ждешь «мусорку», сохранился назло всем переименованиям.

Арзамасский завод «Коммаш» для таких мест производит модель КО-440 на шасси ГАЗ-3307-09. По идее, это мусоровоз с боковой загрузкой, только вместо бокового манипулятора здесь ковш на двух ножках, откидываемый назад. Погрузку быстрой не назовешь – так же, как и в старом добром прошлом, приходится ждать, пока заполненный ковш выгрузится в кузов, зато нет риска повредить мусором гидравлику, да и жидкость из мусорных ведер из ковша не вытечет. В провинции эти машины по-прежнему популярны, берут их не по одной, а сразу по две-три – работают-то они в основном в пиковое время, а когда жильцы уходят на промысел, занять такие мусоровозы уже нечем – узкая специализация. Не случайно на смену им постепенно приходят новые автомобили, более современные и универсальные, которым можно найти работу в утренние и дневные часы. При этом совсем не обязательно это будут мусоровозы на шасси малогабаритных «японцев» или «европейцев».

Наш сосед на другом берегу Северного Ледовитого океана – североамериканская компания McNeilus, входящая в Oshkosh Corporation, – на машинах для ручной погрузки мусора, что называется, собаку съела, и ее небольшие мусоровозы, например модели М5 на шасси Freightliner или International, один в один с нашими «зилками» и «газонами». Все-таки общие корни, только что заокеанские «братья» выглядят несколько нарядней, что ли. Но и на российских шасси эти мусоровозы востребованы. Стоит обратить внимание на то, какую низкую погрузочную высоту они предлагают, сохраняя при этом неплохие показатели дорожного просвета и углов въезда-съезда. И не нужны никакие кантователи для ручной погрузки. И жильцам не надо ждать, пока разгрузится в кузов очередной объем отходов, в «нормальный» мусоровоз ведь можно бросать все, что хочешь, независимо от работы пресс-плиты. А как такому мусоровозу обеспечить полную занятость? Очень просто: тросовая лебедка и контейнеры-«утюжки», популярные как в Европе, так и в Штатах. Мы, как всегда, отстаем: сколько на самом деле можно собирать бытовые отходы в 8-кубовые «лодочки» открытого типа и навешивать для этого на мусоровоз портальный погрузчик, который есть не что иное, как ненужная балластная масса? Полюбим лебедку только когда цена на топливо будет как в Европе?

Впрочем, в защиту портального погрузчика можно сказать несколько слов, не зря же так много западных и российских компаний, например FAUN на модели Powerpress, «Коминвест-АКМТ» на ряд моделей Farid и Ряжского АРЗ, устанавливают их на свои мусоровозы, не только же это из-за нашей далеко не передовой инфраструктуры сбора мусора. Дело в том, что 8-кубовые открытые «лодочки» хороши там, где идет сбор промышленных отходов или осуществляется сортировка ТБО, то есть где работает транспортерная лента. Далее контейнеры с грузом, не подлежащим уплотнению, перевозятся портальными мусоровозами, а материалы с низкой плотностью загружаются в мусоровозы с задней загрузкой. Да и при сборе ТБО от населения все больше пользуются полуоткрытыми «лодочками», и попадание осадков в них сведено до минимума. Так что это еще один вариант, чем занять мусоровоз в «свободное» время. Но держать большой мусоровоз на трех-четырехосном шасси для поездок по дворам по расписанию для ручной загрузки без организации мест предварительного накопления ТБО, конечно, не имеет смысла.

Поэтому, если это и будет крупнотоннажник, как КамАЗ, например, то только двухосный. Вот как раз предприятие «Москоммаш» в сотрудничестве с известной маркой гидравлического оборудования HYVA предлагает такой небольшой мусоровоз с задней загрузкой на шасси МАЗ 4х2. А вообще в малых населенных пунктах эффективна эксплуатация мусоровозов на шасси среднетоннажников, с кузовами объемом до 8–10 куб.м. И в провинции это всё больше понимают. И не только приобретают для ручной работы мусоровозы классической компоновки, как, например, ТКМ-480 на шасси Isuzu от компании «Тверькоммаш», но и перегружаемые мусоровозы, как Zoeller Mini и Farid Minipac. И хотя последние не могут похвастать низкой погрузочной высотой, их используют именно для ручной погрузки, а евроконтейнеры от 1200 л до 1,1 куб.м там просто отсутствуют.

Но не только там, где сохранилось самообслуживание, требуется ручная погрузка мусора. Вот хороший пример. Организации, занятые благоустройством, не вывозят бытовые отходы, но собирают мусор с обочин дорог и улиц. Как это обычно происходит? Сначала рабочие все это собирают в пакеты, потом мимо проезжает автомобиль, чаще самосвал, в который, опять же вручную, эти пакеты забрасываются. Правда, кое-где начали использовать и мусоровозы с задней загрузкой, но обычно это встречается там, где фирма попутно осуществляет и вывоз отходов. Почему в нашей стране ни на одном предприятии, выпускающем коммунальную технику, до сих пор не задумались о том, что у нас огромная потребность в мусоровозах с задней загрузкой без каких-либо кантователей-манипуляторов? Просто для ручной погрузки, с низкой погрузочной высотой, с подножками, не для того, чтобы кататься на них, а чтобы удобней забрасывать пакет... Почему в США у одной только компании McNeilus таких моделей пруд пруди?

Мало этого примера – есть другой. Достаточно в стране организаций, например школ, детских садов, где персонал может паковать отходы в пластиковые пакеты, хранить их в специально отведенном помещении (пищевые отходы там утилизируются отдельно). А рабочие компании-перевозчика на мусоровозе для удобной ручной погрузки выносят их и культурно грузят в автомобиль с нарисованными «розочками или фиалками» на бортах. Почему вместо этого одетые в полосатые халаты смуглолицые люди выволакивают из подъезда с мусоропроводом огромный, пропитанный нечистотами баул, тащат его по асфальту, где гуляют дети, а потом заталкивают в промтоварный «Бычок» и увозят в неизвестном направлении. Может быть, это и дешевле, но дешевле только тогда, когда жильцов не волнует то, за что они платят. Не пора ли, между прочим, вернуть процедуру лицензирования деятельности, связанной со сбором отходов у населения, и четко там прописать не только стандарты применяемой техники, но и список разрешенных к применению конкретных моделей мусоровозов?

Далее коснемся вопросов гигиены. Кто будет спорить с тем, что плотно завязанный большой пакет из толстого черного пластика пахнет меньше любого мусорного контейнера, хоть подземного, хоть наземного? Да, в местах с низким уровнем культуры и высокой степенью бедности все это порвут в клочья или садоводы унесут на клубничные грядки. Но в стране нет охраняемых территорий, что ли? Да вся страна уже сплошь в шлагбаумах и будках, не проще ли иметь здесь пакеты для мусора, складировать их где-нибудь под навесом (как раз у будки), вместо того, чтобы заставлять выкупать дорогущий бункер, мыть его потом и проч. Ну и опять же дорогое в любом городе свободное место: пакеты-то закидал, увез – и пусто, а контейнеры разгрузил, мусор увез, а они остались и место занимают...

И если уж перенимать опыт, так перенимать его целиком, а не урывками, ведь КГМ, то есть «крупногабаритный мусор» во всем мире это и есть большие пластиковые пакеты, которые рабочие вдвоем грузят в мусоровоз, а не строительные отходы, как у нас. И просто необходимо выделить автомобиль, который явно обделен вниманием, потому что, если вывоз мусора для вас бизнес, а не «кормушка», нельзя проходить мимо такой машины. Это мусоровоз от компании BFE с уникальной пресс-плитой, позволяющей грузить в равной степени как ТБО, так и КГМ! Подъемник для евроконтейнеров входит в базовую комплектацию, кроме того, для работы с большими контейнерами-«утюжками» на крыше кузова может быть установлена лебедка, для бункеров – портальный подъемник, а для выгрузки контейнеров заглубленного типа – краноманипуляторная установка. Преимущества пресс-камеры, сравнимой по размеру с пастью кашалота, очевидны не только при ручной загрузке отходов. На сегодняшний день это единственный мусоровоз с задней загрузкой, в который и «чулок», и «утюжок», и «бункер» разгружаются за раз. Оператора при этом не засыпает мусором с головой, а времени на погрузку тратится очень мало. И эта машина – отличный пример того, как мусоровоз строится под конкретные условия работы, а не наспех приспосабливается к ним. Ну а тот, кто приобретет такой мусоровоз, не будет приспосабливаться к существующим архаичным способам сбора отходов, а начнет внедрять свои, подбирая оптимальный вариант для разных клиентов индивидуально.

Одним из самых технологичных, надежных, проверенных временем на мировом рынке является мусоровоз Olympus производства испанской компании Ros Roca S.A. Создавая эту машину, Ros Roca применяла все самые последние достижения, используя более чем 60-летний опыт работы.

В России мусоровозы Ros Roca представляет компания ISP Group.

Cовременный мусоровоз – это прежде всего функциональность или универсальность, надежность и долговечность, простота обслуживания и ремонта, прочность и при этом легкость конструкции (для большего объема загружаемого мусора), экологичность и экономичность.

Современные новые материалы и конструкции позволяют достичь меньшего веса конструкции и при этом обеспечить более высокие прочностные показатели и улучшенный современный дизайн кузова.

Одним из новшеств в наши дня является то, что гидравлическая система проектируется так, что разгрузка насоса происходит через специальный клапан, минуя распределительный блок, что в конечном итоге не нагревает гидравлическую жидкость и уменьшает потери в гидросистеме.

Другой современной разработкой является использование насоса переменной производительности, адаптированного под внешнюю нагрузку (LS-управление). Это позволяет организовать на одном насосе оптимальное потребление мощности от двигателя шасси, которое приводит к снижению расходов топлива до 20% и в конечном счете снижаются выбросы СО2 в атмосферу. Такие насосы устанавливаются на линейку мусоровозов Ecolympus. Благодаря такому решению у мусоровозов подъемник и уплотняющая плита могут работать при более низких оборотах двигателя, что делает машину менее шумной.

Время и технологии не стоят на месте, и сегодняшний мусоровоз это уже современная технологичная машина, отвечающая всем требованиям безопасности и экологии, надежная, более прочная, более емкая при меньшем весе, удобная, комфортная, более эффективная, позволяющая перевозить больший объем отходов за меньшее время, с современным дизайном и широким набором опций, которые не только упрощают работу, но и повышают безопасность эксплуатации.

компании по теме статьи
компании по теме статьи