Зачем мусоровозу кран? (ч.3)

Мусоровозы для вывоза лома и строительных отходов

И. Варывдин
Какой бы ни была инфраструктура сбора мусора: устаревшей советского типа или современной европейского, ТБО можно худо-бедно вывозить хоть мусоровозами с краном, хоть без крана. А вот если отходы банально свалены в кучу прямо на земле, без автомобиля с вместительным кузовом и КМУ с грейферным захватом не обойтись, единственная альтернатива – погрузка мусора в самосвал вручную. Известные как «ломовозы», эти машины не случайно появились в России намного раньше других мусоровозов с КМУ, и работы им по-прежнему хватает – свалок-то меньше не становится!
 
 
 
 
 
 
 
Ломовоз на вездеходном шасси огорчает перевозчика высокими эксплуатационными расходами
 
Ковшовый захват неважно справляется с мусором (ломовоз в Великобритании)
Ломовоз «Велмаш» с самосвальным кузовом и КМУ ОМТ-97М для работы с крупногабаритным ломом
Ломовоз в США
Ломовоз на бескапотном шасси КрАЗ с КМУ и крюк-лифтом
 

(Продолжение, начало см. в  «ОС» № 5, 7, 2013 г.)

Наверняка когда-нибудь художник запечатлеет портрет ломовоза в литературе, по достоинству оценив его в некотором смысле уникальность. Как грифы над полем боя, кружат по дорогам исчезнувшей страны ломовозы – примета смутного времени, собирают разбросанные остатки былого величия, цветные и черные. Их исцарапанные кузова, будто в шрамах, полученных в битве за металл, каждой вмятиной хранят немое свидетельство обо всех исторических зданиях, что они вывезли под простым и емким кодом: «лом». Эти кузова, с бортами до неба, с висящим сзади «кулаком» грейферной навес­ки, на шасси изношенного непомерной работой «шестьдесят пять сто пятнадцатого камаза», ноша которому явно не по плечу, – неотъемлемая часть современного российского пейзажа и непременный атрибут особой экономики, с постоянным дежурством в должности ликвидатора стихийных свалок.

Производство ломовозов, или, как их еще часто называют, «металловозов», довольно быстро освоили отечественные предприятия, и связано это не только с востребованностью рынком такой спецтехники, но и с тем, что ломовозам пригодились технические решения для лесной индустрии. В конструкции манипуляторов для сортиментовозов и металловозов много общего, принципиальное отличие лишь в навес­ке. Практика показала, что для сбора мусора – не важно, бытовых или строительных отходов – лучше всего подходит лепестковый грейфер, состоящий обычно из пяти челюстей. Такая «лапа» может смыкаться в сплошной ковш, если применяются широкие лепестки, или в «решето», если лепестки узкие. Первым можно хоть песок на речке черпать, он хорошо подходит для мелкого бытового мусора, пакетов, для бетонного и кирпичного боя. Второй лучше для досок, пластика, арматуры, иначе говоря, для крупногабаритного мусора, ну и собственно металлолома. Здесь Западу учить нас нечему, лепестковый грейфер там ставят разве что на стационарный перегружатель лома на основе экскаватора. И не потому, что там другая культура и иное отношение к ресурсам. Стихийные свалки образуются везде, где люди не хотят платить за вывоз мусора, независимо от страны. Но судите сами: ломовоз, конечно, автомобиль хороший, но его экономическая эффективность даже у нас под большим вопросом, а в Европе, где отходы вывозят по строгим логистическим цепочкам, и подавно! Для начала сравним объем грейферной навески и кузова, сколько времени потребуется оператору, чтобы загрузить полный кузов? Восьмичасовой смены явно не хватает, на оплате труда можно разориться. Понятно, что никто и не будет так поступать – большой кузов, он ведь так, про запас. Вот нашли что-нибудь «ценное», приехали, 20–30 «махов» сделали, забрали, увезли. Потом нашли что-нибудь еще, добавили, и так далее, а как кузовок заполнился – поехали, сдали в приемку или на полигон. А вообще, как договоришься с местной администрацией, она ведь у нас везде выступает в качестве заказчиков от имени народа и является главным в стране двигателем прогресса российской экономики. Поэтому могут платить и за поездки с полупустым кузовом, тогда расходы на топливо считать никто не будет. И стихийные свалки тут ни при чем, когда у нас все организованные площадки под ТБО как свалки выглядят. Ну ладно, с отходами от ведения домашнего хозяйства вопрос практически везде решен. Но у нас «мусорка» – это и диваны, и рамы-двери-кирпичи, и «пункт обмена» одежды, книг и старинной мебели. Некоторые коммунальные предприятия сегодня стали использовать ломовозы для обслуживания жилых районов для вывоза крупногабаритного мусора. Это лучше, чем грузить КГМ вручную в мусоровоз с прессующим оборудованием или вовсе в самосвал. Только проблему перегонов полупустых кузовов это все равно не решает, ведь 30 кубометров того, что вытаскивают, надрываясь, из квартир в зеленых мешках, потянет тонн на 40, не меньше, да опять время на погрузку КГМ. Очевидно ведь, что ее надо, как и с ТБО, переложить на жителей, выставлять на площадках отдельные для КГМ контейнеры: «лодочки» или для «мультилифта», только небольшие, чтобы было удобно грузить туда шкафы и унитазы, и чтобы не перегрузить. Тут, кстати, сразу и спрос на среднетоннажники с крюковым оборудованием по­явится, и вторичная переработка бетона, древесины, стекла и полимеров станет рентабельна, не надо возить строительные отходы далеко на полигон, сортировку и переработку их можно проводить в пределах населенного пункта. И порядка на площадках во дворах станет больше. То же касается и строек. Как сегодня осуществляется работа по капитальному ремонту, перепланировкам и сносу зданий? Весь бой летит на землю по кратчайшему пути, потом, рискуя порезать шины, в это месиво врывается ломовоз, и давай грузить все подряд своим грейфером в самосвальный кузов – какая тут эффективность? Ясно, что выгодней, да и просто культурней поставить на стройплощадку загодя сменный бункер для крюкового погрузчика, потом приехать второй раз, привезти пустой на смену, забрать заполненный, а грейферная навеска так, на всякий случай, если что не влезло, например. Вот случаются ситуации, связанные с выходом техники из строя, допустим, портальный мусоровоз, перевозящий контейнеры-«лодочки», не вышел в рейс, тогда выхода нет, отправляем ломовоз перегружать их содержимое себе в кузов. Но то, что хорошо в экстренной ситуации, странно видеть на постоянной основе, да еще когда за такое «удовольствие» расплачиваются жители.

С выбором шасси для ломовоза тоже не все просто. Ну, понятно, поддержка отечественного производителя, пусть хоть это табуретка на колесах образца девятьсот какого-то года. Опять же у «наших» цена ниже, а муниципалитеты более всего на свете боятся растраты госсредств, «длинный рубль» же, как правило, никто не считает. Вот простой пример. Приобретается прицельно для ликвидации стихийных свалок ломовоз на вездеходном шасси «Урал». Почему вездеходном? Так ведь свалки в лесу. Как туда попадает мусор? На «ГАЗелях» и японских среднетоннажниках. Так зачем все-таки вездеход? Видимо, чтобы свалки можно было ликвидировать в любое время года, особенно в весеннюю распутицу. А все остальное время муниципалитет будет переплачивать за более высокий расход топлива и более дорогое обслуживание внедорожника. Не пора ли начать строить ломовозы на шасси «ГАЗелей», ну или хотя бы Mitsubishi Fuso Canter? Пока же у нас популярны шасси тяжелые, особенно ценятся трехосники с технически допустимой полной массой до 38 т. В условиях, когда контролирующие органы смотрят на перегруз сквозь пальцы, ломовозы, груженные до этой самой цифры, на обычных дорогах не редкость. К слову, за рубежом похожие на наши ломовозы автомобили есть, на аналогичных тяжелых двух- и трехосных шасси. Основные различия – в кузове и навеске манипулятора. Самосвальный кузов найти не удастся, кузова там сменные для тросового или крюкового погрузчика. А основная навеска – ковшовый грейфер, что выдает основное предназначение машины – самопогрузку и перевозку сыпучих грузов: песка, торфа, чернозема. Время от времени они могут использоваться и для сбора мусора. Например, собрать с обочин срезанные ветки или вывезти те же пакеты с бытовыми отходами, которые тамошние недобросовестные жители складывают около контейнеров для селективного сбора стекла, пластика и бумаги. И хотя ковшовая навеска не очень хороша для сбора мусора, она позволяет сделать машину более универсальной, найти ей более широкое применение. Но еще больше возможностей предоставляет челюстная навеска со сплошными захватами. Если простым лесным захватом можно поднять только бревно или трубу, то есть что-либо цилиндрическое, то здесь кроме хлыстов можно и песок черпать, и мусор подбирать различный. Если пользоваться не самосвальным кузовом, а сменным оборудованием для крюк-лифта, вместо контейнера для сыпучих грузов и мусора можно устанавливать платформу с кониками, так получится объединить и самосвал, и ломовоз, и сортиментовоз в одной машине. Другой способ унификации транспортных средств более радикальный. В этом случае надо всего лишь приобрести автомобиль с крюковой системой быстрой погрузки. А сменное оборудование к нему – контейнер и КМУ, собранные вместе на одних санках. Поставив их на шасси, получаем ломовоз, меняем на что-нибудь другое – самосвал, пескоразбрасыватель, поливомоечную машину, что угодно, в зависимости от выбранного сменного оборудования. При этом автомобиль не будет терять в грузоподъемности из-за перевозки ненужного в этих случаях манипулятора.

Управляют погрузкой на ломовозах, как и на сортиментовозах, с колонны, оператору необходимо видеть, куда он разгружает содержимое навески. Существует два основных варианта: сидя в кресле, расположенном выше уровня кузова, и стоя рядом с колонной, тогда оператор в зависимости от собственного роста более-менее может заглянуть за борт. Какой вариант удобней, зависит от личных предпочтений, для лесовоза управление с высоко расположенного кресла – элемент безопасности, а у ломовоза это позволяет не только загружать, но и разгружать кузов с помощью КМУ. Например, когда сверху лежит что-нибудь такое, что не надо вываливать в одну кучу. Если же ковшовый грейфер установлен на среднетоннажное шасси, тогда управление осуществляется с земли.

Но грейферы не единственный тип навески манипулятора для того, чтобы построить мусоровоз с краном, причем как раз и ломовоз. В Европе широко применяются автомобили с КМУ со специальной навеской для наземных контейнеров селективного сбора. Например, для стеклобутылок. Поскольку сбор стекла в данном случае не оборот стеклотары, битое стекло тоже идет в зачет. Чем не лом и чем не ломовоз?! Так что когда у нас закончится металл или когда станет так же культурно, как в Европе, металловозы без работы не останутся, навеску ведь сменить недолго. В Штатах, кроме контейнерных мусоровозов с КМУ с захватом ковшового типа, распространение получают автомобили со сменным кузовом для трос-лифта и вполне обычным манипулятором для сбора крупногабаритных строительных отходов, предварительно собранных в большие пластиковые сумки-мешки. Конечно, страшно представить, какая драка за обладание такой сумкой развернется между дачниками, появись американские «багстеры», как их называют, в наших дворах. Но на охраняемых строительных площадках почему нет? Сумка эта вмещает не меньше 5 кубометров, а места занимает в зависимости от заполнения. Мусоровоз с КМУ объезжает стройки, собирает наполненные сумки, и не надо никаких оборотных сменных контейнеров, рабочие просто развернут другую сумку. Конечно, пластиковые «контейнеры» по сравнению со стальными долго не прослужат – до первой доски с гвоздями, как говорится. Но экономия места на стройплощадке и минимальное время, затрачиваемое на погрузку, равно как и довольно простые требования к автомобилю (это может быть хоть бортовой грузовик, хоть седельный тягач с КМУ), все это есть не что иное, как снижение затрат – главный законный способ сделать свой бизнес эффективным и конкурентоспособным.

компании по теме статьи
компании по теме статьи