Малая техника с большими перспективами

Малые многофункциональные коммунальные уборочные машины

Николай Протасов
Рынок машин для коммунального хозяйства в последние годы является одним из самых динамичных в нашей стране. И отечественные работники коммунальных служб, решая вопрос о приобретении малой коммунальной техники, не могут сказать, что вынуждены прибегать к импорту из-за отсутствия отечественного ассортимента. Несмотря на значительное давление со стороны зарубежных поставщиков, в России сформировался круг перспективных предприятий, выпускающих малые коммунальные машины, в значительной степени удовлетворяющих запросы наших потребителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значительная часть малых коммунальных машин для поддержания улиц, дорог и тротуаров в чистоте представляет собой соединение базового шасси и специализированного оборудования. В качестве базы чаще всего применяют шасси грузовых автомобилей, тракторов, реже можно встретить использование самоходных шасси и мотоблоков.

Надо, однако, отметить, что использование в качестве базового шасси МТЗ-82, которое чаще других применяется в коммунальной технике, не позволяет применять машины для очистки тротуаров. Во-первых, велики габариты, а главное, из-за собственной массы 4 т, причем без учета массы навесных агрегатов, машина может разрушить тротуарное покрытие. Ведь при монтаже на шасси трактора задней щетки для устойчивости машины необходимым условием является установка во фронтальной части плужного отвала. Таким образом, масса машины «в сборе» значительно превысит номинальные 4 т.

Для малых коммунальных машин используются, как правило, шасси более легких тракторов. Также очень распространено использование шасси грузовиков малой грузоподъемности (г/п) 0,75–2 т. Причем ввиду круглогодичной эксплуатации коммунальных машин используются, как правило, модели повышенной проходимости.

Серийная модель УАЗ-3303 и ее модификации производства Ульяновского автомобильного завода с приводом 4х4, высоким клиренсом в 220 мм при полной массе машины 2,65 т и отличной проходимости является привлекательной для создания малых коммунальных машин.

Липецкий завод малых коммунальных машин сегодня располагает самым широким ассортиментом модификаций многофункциональных машин на базе шасси УАЗ среди отечественных производителей. ЛЗМКМ разработал модели пожарных машин, многоцелевые комбинированные 3-осные машины-вездеходы с возможностью установки опрыскивателей и разбрасывателей удобрений для сельского хозяйства, которые, кстати, могут комплектоваться гусеничными движителями, а также машины, снабженные буровыми установками, моечными комплексами с возможностью помывки разделительных полос, орошения зеленых насаждений и удаления грунтовых наносов, пескоразбрасывающим и подметальным агрегатами. Предприятие производит самосвалы на базе УАЗ с объемом кузова 2–4 м3, г/п 2,0 т и даже льдозаливочные машины для обслуживания катков и хоккейных площадок.

Для круглогодичного использования при уборке городских внутриквартальных территорий, проезжей части и парковых зон летом от мусора и пыли, а зимой от снега предприятие производит уже заслужившие доверие мод. МКМ-1903, МКМ-1904 под торговым названием «Чистик». К выпускаемым коммунальным машинам завод производит почти два десятка видов навесного оборудования.

Для облегчения управления и повышения общего уровня комфорта на рабочем месте ЛЗМКМ предлагает модель МКМ-1904 с установленной гидрообъемной трансмиссией (ГОТ) компании Danfoss, используемой в приводе ведущих колес заднего и переднего мостов. ГОТ состоит из регулируемого насоса и нерегулируемого гидромотора Sauer-Danfoss. Насос управляется джойстиком через электрогидравлический привод.

Для повышения эффективности торможения в конструкции сохранена традиционная для УАЗа система колесных рабочих тормозов. Если она включается, то отключается аксиально-поршневой насос ГОТ. Такая тормозная система дает возможность задавать максимальное фиксированное значение рабочей скорости. Если, например, расчищая снег, необходимо установить низкую скорость движения, требуемая скорость задается водителем с помощью рукоятки аксиально-поршневого насоса. При необходимости машину можно остановить нажатием педали тормоза, при этом двигатель не заглохнет, а после отпускания тормоза МКМ-1904 снова наберет заданную скорость.

В итоге машина движется плавно, равномерно и устойчиво, т. к. скорость регулируется бесступенчато. Данный привод также обеспечивает максимальное тяговое усилие машины без опасения, что мотор «заглохнет». Кроме этого машина приобретает жесткую скоростную характеристику под нагрузкой при возможности некоторого демпфирования, возможность неограниченное время работать на минимальной рабочей скорости 0,77 км/ч с возможностью быстрого реверса, в то время как минимальная скорость обычной МКМ-1904 – 5 км/ч.

Владимирский тракторный завод (ВТЗ), являющийся частью Концерна «Тракторные заводы», еще недавно выпускавший большое количество различных модификаций коммунальных машин на базе собственных шасси, сегодня сосредоточил усилия на выпуске качественных самоходных шасси. Так, Агромаш-30ТК является модернизированной моделью трактора Т30-69. Улучшены технико-экономические и потребительские свойства. Используя шасси Агромаш-30ТК, различные отечественные предприятия производят коммунальные машины, комплектуя их плужно-щеточным, бульдозерным, снегоуборочным или иным оборудованием.

Из прежнего «коммунального» ассортимента ВТЗ сегодня выпускает две модели самозагрузчиков. Это машины Агромаш-30СШ (ВТЗ-30СШ) с 2-цилиндровым двигателем Д120, мощностью 22,1 кВт и несколько более мощная модель Агромаш-50СШ (ВТЗ-50СШ) с двигателем Д130 мощностью 33,1 кВт. Самозагружающиеся шасси, г/п 1,0 и 1,5 т соответственно, предназначены для автономной погрузки, перевозки и разгрузки мусора или снега. Универсальные серийно выпускаемые машины рамной конструкции нашли широкое применение в качестве транспортных средств на строительных объектах, складах и базах. Конструкция удобна тем, что дизельный двигатель и силовая передача размещены сзади, а передняя часть самоходного шасси является открытой рамой, на которую, собственно, и монтируется грузовая платформа либо необходимые навесные агрегаты. Данная компоновка позволяет водителю видеть рабочую площадку и полностью контролировать ход работ.

Одной из последних интересных разработок ВТЗ является вакуумная тротуароуборочная машина ВТЗ-30СШ-КО, собранная на базе самоходного шасси Агромаш-30СШ. Модель предназначена для тщательной очистки городских территорий от скошенной травы, опавших листьев, мелкого мусора с газонов и дорог путем всасывания в бункер машины вакуумными соплами. Имеется система пылеподавления, трубчатые приемники для сбора мусора в самых недоступных местах. Емкость саморазгружающегося бункера – 650 л.

Арзамасский завод «Коммаш» – одно из тех предприятий, которые используют владимирские шасси. Серия тротуароуборочных машин мод. КО-718, в которую входят 18 модификаций, базируется на шасси Агромаш-30ТК, ВТЗ-32048А или 60ТК122Д. Для зимней эксплуатации «Коммаш» устанавливает на шасси ВТЗ разбрасывающую установку и бункер объемом 0,15 м3 для запаса твердых посыпочных материалов. Ширина разброса материала составляет 1,2–1,4 м.

На КО-718 устанавливается также плужный отвал, который снимает слой снежного покрова высотой до 100 мм на ширине 1,7 м. Затем навесная роторная установка убирает снег высотой до 300 мм, а щеточное оборудование окончательно зачищает поверхность шириной 1,3 м/проход. Для уборочных работ в теплое время года предусмотрена установка системы увлажнения смета с баком для жидкости объемом 0,2 м3.

Аналогичный подход при выборе шасси для своих малых коммунальных машин продемонстрировали и специалисты Михневского ремонтно-механического завода. Созданная ими тротуароуборочная машина на базе трактора Т30-69, ныне замененного ВТЗ на модель Агромаш 30ТК 122, с эксплуатационной массой 2,02 т, не нанесет ущерба покрытию городских дорог и тротуаров, а диапазон скоростей 1,52–23,86 км/ч позволяет производить очистку тротуаров безопасно как для пешеходов, так и для движущегося транспорта. Роторное оборудование собирает снег, мусор и песчаные наносы не только с дорог и тротуаров, но и успешно применяется в тесноте стройплощадок, а разбрасывающая установка с бункером вместимостью 0,25 куб.м покроет песко-соляной смесью значительную территорию за короткое время.

ПО «Минский тракторный завод», используя шасси собственной разработки МТЗ-321/320 тягового класса 0,6, создал целую серию малых коммунальных машин. Здесь и традиционная плужно-щеточная компоновка в мод. МТЗ-320 МК, и модель уборочно-погрузочная Беларус-320МУП, которая предназначена для разгрузочно-погрузочных и уборочных работ, а также для планировочных операций на небольших площадях. Кроме погрузочного ковша в данной модели имеется щеточное оборудование, установленное на тыльной стороне шасси. Модель МТЗ ПО4, в которой предусмотрена установка различных навесных орудий и фиксация их с помощью спецпальцев, в основном используется в качестве фронтального погрузчика с вместимостью ковша 0,25 м3 и г/п 0,4 т.

ОАО «Курганмашзавод» выпускает многоцелевую коммунально-строительную машину МКСМ-800. Компактная конструкция и отличная маневренность мини-машины позволяют работать ей там, где большинство коммунальных машин не смогут развернуться и пройти в проемы высотой 2,1 и шириной 1,8 м. При этом дорожный просвет машины составляет не менее 206 мм, а эксплуатационная масса находится в пределах 2,87 т. МКСМ-800 эффективна как при уходе за аллеями, так и при очистке тротуаров и городских скверов, как при прокладке коммуникаций, так и при обслуживании дорог. Малые размеры и масса МКСМ-800 позволяют легко транспортировать машину в кузове грузового автомобиля или прицепе.

За счет бесступенчатого независимого изменения скоростей вращения бортовых передач объемным гидроприводом МКСМ-800 может плавно менять скорость, направление движения и легко разворачиваться на месте.

Курганмашзавод предлагает около полутора десятков видов навесного оборудования, которое способно решить большинство задач в коммунальном хозяйстве, начиная от зимней и летней уборки городских территорий от снега и мусора и заканчивая бурильными работами с диаметром бура 200–400 мм, на глубину 1,5–2,0 м. Предлагаемые навесные агрегаты позволяют прокладывать траншеи глубиной до 1,0 м и шириной не менее 160 мм, месить бетонный раствор в бетоносмесителе объемом до 155 л, рыхлить тяжелые и плотные грунты при ширине рыхлителя до 1131 мм и глубине до 240 мм и многое другое.

Еще одно предприятие – ОАО «Кургандормаш» – в дополнение к имеющимся функциям, выполняемым МКСМ с помощью навесного оборудования производителя машины, разработало оригинальную вакуумную установку МК-8, которая монтируется на МКСМ и осуществляет механизированную летнюю уборку территорий: подметание мусора, сбор его в бункер, а затем механическую выгрузку, например, в кузов грузовика. Производительность установки 6000 м2/ч, ширина очищаемой полосы за один проход – 2 м. Для смачивания пыли в состав вакуумного оборудования входят электронасос и бак для воды объемом 200 л.

Надо заметить, что малая коммунальная техника стала объектом производства наших предприятий не очень давно, и отечественный рынок еще очень далек от насыщения продукцией в этой области. Зато конкуренция между европейскими, японскими, американскими компаниями, наоборот, существует, и очень активная. Если наши предприятия не будут интенсивно отстаивать свои позиции на отечественном рынке, их могут запросто вытеснить иностранные поставщики малых коммунальных машин, у них для этого мощностей вполне хватит.

Доказательством этого является компактная вакуумная подметально-уборочная машина швейцарского производства Bucher CityCat 2020 XL, которую на российском рынке представляет ХК «Меркатор». Машина оснащена хорошо зарекомендовавшим себя итальянским дизельным двигателем VM мощностью 84 л.с. при 2300 об/мин с непосредственным впрыском топлива насосом ротационного типа. Она имеет двухкубовый бункер для накопления смета, а также оборудование для мойки дорожной поверхности в виде фронтальной рейки с форсунками, систему мойки высокого давления в комплекте с водяным насосом, моечным пистолетом, шлангом и барабаном, систему подсветки щеток при работе в темное время суток и многое другое. Особо хочется обратить внимание на возможность использования дополнительного гибкого гофрированного шланга для удаленного вакуумного сбора мусора длиной 4 м и диаметром 120 мм, который крепится сзади машины.

Максимальное удобство работы гарантирует и эргономичное подрессоренное водительское сиденье в сочетании с отличной обзорностью. Опционально обеспечиваются комфортные условия введением в комплектацию кондиционера, обогреваемых зеркал заднего вида и дополнительных верхних фар на крыше кабины.

«Городская кошка», как образно называют этот щеточно-вакуумный подметальщик российские коммунальщики, сконструирована специально для использования в стесненных условиях жилой застройки. Благодаря шарнирному сочленению в конструкции рамы машины техника максимально маневренна. В сочетании с высочайшей производительностью она имеет низкий уровень шума.

Технологическое совершенство исполнения при наличии комплекса компьютерных систем контроля режима работы, с одной стороны, и легкость в управлении, с другой, разительно отличают ее от аналогичных машин в классе среднеобъемных уборочных самоходных агрегатов, представленных на мировом и российском рынках.

Шарнирно-сочлененная рама дает возможность двигаться машине по принципу «колея-в-колею», минимизируя неубранную территорию после своего проезда. Кроме того, такая конструкция резко уменьшает радиус разворота машины. При этом всасывающее сопло всегда расположено по направлению движения, а расположение шахты за передними колесами предотвращает удары при наезде на препятствие. Машина оснащена 300-литровым водяным баком, системой рециркуляции воды с дополнительным баком емкостью 150 л. Это позволяет резко увеличить длительность автономной работы в режиме мойки поверхности дороги и увлажнения щеток с целью пылеподавления в процессе щеточной очистки территории.

Третья (манипуляторная) щетка обеспечивает уборку в труднодоступных местах, а также увеличивает требуемую ширину подметания, помогая избежать возникновения так называемых «мертвых зон» при повороте машины. При оснащении «тарелки» третьей щетки специальной «агрессивной» щетиной машину можно использовать для удаления плотной грязевой массы в виде наледи, а также для подрезания травы и мелкого кустарника в стыках между элементами плиточного и брусчатого покрытия.

Накопительный бункер машины изготовлен из легкой, прочной нержавеющей стали. Высота разгрузки бункера достигает 1350 мм, что позволяет выгружать грязевой смет в стандартные мусорные контейнеры класса «лодочка».

Есть возможность применения комплекса «зимнего» навесного оборудования, такого как цилиндрическая щетка, плуг-отвал и распределитель противогололедных материалов. Опциональность в комплектации позволяет эксплуатировать машину практически круглый год. В ряде случаев данный фактор имеет решающее значение при выборе типа и марки машины дорожно-коммунальными службами, которые стараются минимизировать непродуктивный межсезонный простой имеющегося парка спецтехники.

В 2012 г. машина получила рестайлинговое обновление: улучшились общий дизайн, удобство управления, обзорность в кабине и эргономичность в целом.

Машина с успехом применяется в коммунальном хозяйстве Москвы и других городов России.