Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
 1
О зимнем дизельном топливе
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка

Мы будем жить теперь по-новому!

Что мешает переходу на современные способы сбора ТБО глазами предприятий коммунального хозяйства

И. Варывдин
Все заметили, как с приходом в нашу страну рыночных отношений преобразились магазины. И следа не осталось от угрюмых и пустых советских прилавков, с которыми так гармонировали в конце 80-х советские площадки для сбора ТБО. Однако
площадки-то, похоже, не знают о произошедших в стране радикальных переменах и, несмотря на то, что жители исправно платят за все этапы обращения с отходами, продолжают «радовать» их своим неэстетичным видом, мало напоминающим блеск роскошных супермаркетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Независимо от того, платят жители за услуги сбора и вывоза произведенных ими отходов или нет, подавляющее их большинство понятия не имеет о том, кто эти услуги им предоставляет. И положа руку на сердце стоит признать, что упоминавшиеся в подзаголовке «рыночные отношения» в коммунальную сферу России проникают слабо. Ведь там, где нет прямых договорных отношений между жителями и перевозчиком, где сборы стекаются в общие муниципальные фонды, а затем распределяются между подрядчиками малопонятным образом, любой сервис будет «а-ля Совок». И сегодня в России, как и в советский период ее истории, большая часть бытовых отходов вывозится муниципальными предприятиями благоустройства, к которым, как и к любой на 100% государственной структуре, мало подходят такие понятия, как современный менеджмент и передовой маркетинг. Зато безынициативности и инертности, неприятия всего нового в таких конторах хоть отбавляй. И неважно, сколько развивающих семинаров посетят руководящие ими чиновники, привыкшие жить по разнарядке, они не изменятся от какого-либо постановления. Да и наивно ждать от муниципалитетов стремления внедрять передовые технологии, особенно в депрессивных регионах, там, где никогда не будет Олимпиады, а единственная VIP-персона – сам начальник ЖКХ. Вот как сегодня муниципальные предприятия благоустройства собирают мусор. Отслужившие квадратные контейнеры объемом 0,75 м3 заменили на 8-кубовые «лодочки», а мусоровозы с боковой загрузкой  – на машины с задней, с портальным погрузчиком. Как говорится, дешево и сердито, но тем не менее современные мусоровозы с задней загрузкой получили рынок сбыта, да и от нудного катания баков на колесиках рабочие избавлены. Что же до запаха, до потрошения отходов обездоленными людьми и животными, до разбрасывания мусора ветром – по этим пунктам ситуация на площадках не меняется. Так же как и картина с крупногабаритным мусором, который у нас не большой мешок из черного пластика, как в голливудских фильмах, а отходы строительных материалов, отслужившая свое мебель, санитарная и бытовая техника и, кроме того, картонная упаковка и прочие отходы ближайших к мусорной площадке аптек и магазинов. Но наказанием нерадивых предпринимателей, пользующихся внаглую бытовыми площадками, пусть занимаются соответствующие органы, нам более интересен тот мусор, который непосредственно производится самими жителями. Ведь, как это ни парадоксально, именно они и являются у нас главным тормозом прогресса в коммунальной сфере. Любой муниципальный закон по обращению с отходами гласит, что ответственность за мусор полностью лежит на лице, его производящем. Поэтому, когда лицо вываливает на асфальт из своих штанов фантики от конфет или бросает бычок мимо урны, его мусор не переходит автоматически к дворнику, в обязанности которого входит собирать листву, песок и опустошать урны. То же и с бытовым мусором. Ну, конечно, редкий элемент у нас бросает пустые бутылки прямо себе под окна, большинство пытается найти ближайшую площадку для сбора отходов. И что же они туда в итоге выносят? Старые рамы, деревянный и бетонный лом от снесенных перегородок и далее: макулатуру, старую одежду и прочие вещи, которые могли бы служить отличным вторсырьем, если бы не сбрасывались попросту рядом с баками. Стоит ли вспоминать, что ртутные лампы и батарейки без зазрения совести отправляются туда же, на площадку для бытовых ТБО, которую иначе, как «свалка», и не называют. И как вам аргумент: мы ведь не виноваты в том, что опасные отходы некуда сдать отдельно, что вторсырье никто не принимает, а строительно-ремонтные фирмы вообще могут сбросить отходы у подъезда? «Назло вам мы будем травить себя!» Незначительные активисты, требующие от администраций организовать должный сбор разного вида отходов, не в счет. Им там могут сказать, к примеру, что большинство людей сильно задолжало не то что за вывоз мусора, а за воду и отопление и денег на все не хватает. Или нагнать по дешевке толпу бесправных дворников-гастарбайтеров, чтобы только сильнее замкнуть порочный круг: от увеличения урн мусора на улицах меньше не становится, а чем лучше подметают, тем наглее становятся «неошарики», еще больше бросая все где попало. Ну, вот как, например, собирают КГМ те же муниципальные предприятия благоустройства. Все эти доски, двери, диваны, кирпичи, телевизоры, унитазы рабочие вручную закидывают в самосвал. Больше везет тем, у кого для этих целей приспособлен старый мусоровоз с задней загрузкой со снятыми плитами. Заднюю стенку поднимают гидроцилиндрами и закидывают КГМ в кузов, погрузочная высота тут ниже. Казалось бы, что сложного – установить в специально оборудованных местах несколько контейнеров-«лодочек» или бункеров покрупнее для тросового или крюкового «мультилифта». В один собирать бетонный бой, в другой древесину, в третий упаковку: картон и пластик, простая утилизация, которая в итоге обернется выгодой тем же жителям. Сделайте так, и вы увидите, как во всех контейнерах появятся арбузные корки, а строительный мусор будет валяться вперемешку на земле. А в коробке из-под плоского «зомби-ящика» с эффектом присутствия будут лежать окурки, бутылки, использованная туалетная бумага и все, чем еще его «обмывали». Ощутите эффект присутствия! О каком раздельном сборе бытовых отходов после этого говорить – у каждого бака казака с нагайкой ставить? А вот еще один камень преткновения на пути к цивилизованной площадке сбора ТБО. Смет и обрезь веток в городах сжигать запрещено, а предприятия, занимающиеся ТБО, не обязаны их вывозить, по крайней мере, должен быть дополнительный тариф. Что делать жителям? Вариантов два: нанимать для уборки дворов специализированные компании или брать в аренду (приобретать) установки-крашеры, а полученный опил и листву утилизировать естественным путем на собственных клумбах. Что на деле? Едва удалось урезонить старушек, чтобы те забыли про Ленина, субботники и удушливые костры, как ветки тащат на площадки для ТБО. Что тут удивляться, что частники неохотно берутся за вывоз отходов, вовсе нет у муниципалитетов желания держать монополию на мусор. Только в нашей, как иногда говорят, стране Пушкина и Достоевского, перевозчику придется не просто «переворачивать баки», а решать много сложных проблем, терпеть убытки по вывозу КГМ и веток. Ведь если не собирать и не вывозить, то валить будут где попало, хоть под окнами, и все равно придется вам же убирать. Так что сегодня тот, кто думает, что можно взять хороший современный мусоровоз и открыть свое дело, быстро поймет, что еще ему нужен будет и самосвал, и трактор МТЗ или погрузчик, и ряд навесок к ним, и постоянный дворник на каждую площадку, и…

Эти же типично российские особенности в смысле ответственности за собственный мусор сдерживают и крупных операторов сбора и вывоза отходов. Отсутствие переработки еще полбеды, компании могут вывозить и несортированные ТБО на полигон или на мусоросжигательный завод, но только ТБО. У них дело поставлено серьезно, и там никто не позволит себе такой роскоши, как перевозка непрессованного мусора, по причине того, что полкузова занял старый рояль. А по большому счету то, как в стране поставлено обращение с отходами, говорит о многом, можно оценить не только интеллект и уровень культуры ее населения, но и многое понять о ее истории. В нашем недавнем прошлом людей срывали с веками насиженных мест, сгоняли в города, отправляли на нелепые стройки, целенаправленно уничтожали в них чувство хозяина. И вот вам поколения временщиков, ведущих себя на своей земле как совершающие грабительский набег варвары. Упущенную выгоду от отказа от переработки ТБО мы считать не умеем, а чтобы сберечь пару гривенников, готовы плевать не только на правила приличия, но и на элементарные санитарные нормы. Вот такой пример: 9-этажный кооперативный дом с мусоропроводом, рядом школа и детский сад, из подъезда немытый уроженец Средней Азии вытаскивает большой полипропиленовый мешок, набитый зловонными отходами, тащит его по асфальту и загружает (внимание!) в промтоварный «Бычок». Как такое может быть в той самой стране композиторов и режиссеров? А все просто: жильцы семидесяти двух квартир улучшенной планировки экономят свои кровные, а мусор сегодня может вывозить кто угодно, лицензирование этого вида деятельности отменено. Вот и получилось, что лозунг «перестанем кошмарить бизнес» превратился в реальный кошмар как для добросовестных перевозчиков, так и для таких же жителей. Не рановато ли нам расширять местное самоуправление с таким-то электоральным большинством? Впрочем, скорее всего уже поздно.

Однако частные предприятия, занимающиеся и сбором, и вывозом, и даже утилизацией отходов, в России появляются и развиваются, несмотря на все трудности. Именно они сегодня, особенно в глубинке, и являются генераторами перехода на новые современные способы сбора ТБО, при равнодушном населении вдохновляя местные администрации. Самым популярным способом сбора у таких компаний стали контейнеры заглубленного типа. И не удивительно, ведь у него столько преимуществ! Проще поддерживать чистоту площадки, ведь мусор из такого контейнера не вытащить. Работать с ним можно с помощью мусоровозов различного типа. Это оборудованные краном-манипулятором мусоровозы с задней загрузкой, боковой (точнее, верхней) загрузкой, комбинированные машины с погрузочным крюком типа «мультилифт» и пресс-компактором (этот мусоровоз похож на машины с боковой загрузкой). У мусоровозов с задней загрузкой КМУ кроме варианта установки за кабиной может располагаться вверху на кузове или сзади, непосредственно на боковой стенке загрузочной камеры. Мусоровоз с КМУ не единственный вариант для работы с заглубленными контейнерами, для них при небольшой доработке подземных «носков» подойдут и мусоровозы с передней загрузкой, фронтлоудеры. У перевозчика, занимающегося внедрением контейнеров заглубленного типа, есть и такое преимущество в конкурентной борьбе. Вложившись в переоборудование площадок на муниципальной земле, буквально «вбурившись» в землю, можно рассчитывать на длительное сотрудничество и соответственно планировать развитие своего бизнеса. Хорошо показали себя в процессе эксплуатации вандалоустойчивые контейнеры из трудногорючего пластика с открытым окном для мусора. Роль дверцы у них выполняет нарезанный полосками кусок резины, но он обычно исчезает в течение нескольких дней, в целом же они неплохо выдерживают атаки дикарей. От поджогов мусор внутри контейнера защищает пиропатрон, который у нас является расходным материалом. Тем не менее каждый евроконтейнер 1,1 куб.м так не защитить, конструкция крышки подземного «чулка» не позволит украсть или повредить пиропатрон. Объем контейнера целесообразно ограничить 3 куб.м, особенно если для их обслуживания используются мусоровозы с задней загрузкой. Лучшим вариантом для себя частные перевозчики считают вариант, когда у каждого дома (двора) будет вкопан свой собственный «грибок», а ТСЖ или управляющая компания будут заключать с ними прямые договоры на вывоз отходов. Тогда и порядка на площадках будет больше, ведь собственность подразумевает ответственность.

Другой популярный способ сбора и вывоза мусора, особенно развивающийся в малонаселенных, депрессивных российских городах, – это «супервандалоустойчивый» закрытый стальной контейнер с лючками для погрузки тросовым или крюковым «мультилифтом» на шасси среднетоннажного автомобиля. Плюсы такой схемы следующие. Во-первых, не надо ничего перегружать в мусоровоз – неизвестно, что там, в бункере, можно ведь и гидравлику повредить. Оператору работать приятнее: подобрал контейнер, отвез, разгрузил самосвально, привез обратно. Работает он тут один. Конечно, расходы на транспортировку непрессованного мусора выше, но они компенсируются тем, что полигоны обычно находятся вблизи малых городов, а также топливной экономичностью современных среднетоннажных шасси. С самим же бункером злоумышленники ничего не сделают – его не укатить, не сжечь, не сдать, не распилить. А то, что испишут весь, так это ничего, к этому нам не привыкать.

Как работают операторы при загрузке КГМ на машинах большинства производителей: помещают КГМ в камеру загрузки и пытаются раздробить его пресс-плитой, при этом осколки и щепки начинают разлетаться в разные стороны и могут представлять собой опасность для оператора, жильцов и прохожих. Иное дело – мусоровозы BFE! Компания BFE производит мощные мусоровозы серии HD с уникальной пресс-плитой, специально спроектированной для сбора и прессования как твердых бытовых отходов, так и крупногабаритного мусора. Сотрудники компании BFE призывают: «Грузите в наши машины как ТБО, так и КГМ!» Конструкция пресс-плиты выполнена таким образом, что разрушение и прессование КГМ происходит внутри камеры загрузки, очень эффективно и абсолютно безопасно для окружающих. При производстве мусоровозов BFE используются только шведские высокопрочные стали марок Domex и Hardox, эти стали проверены временем в конструкциях строительной и специальной техники, например ковшей бульдозеров и экскаваторов. Универсальные надежные мусоровозы BFE – решение всех проблем по эффективному сбору КГМ и ТБО из любых типов контейнеров в современном городе.

Автор благодарит коллектив ООО УК «Юком» за помощь в подготовке материала.

ТЕХНОЛОГИИ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Мусоровоз Утилизация ТБО
И. Варывдин Основные Средства 11'2012 19 ноября 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО «Грузавтомаркет» (495) 221-59-43, (499) 400-32-66 www.kromann.ru