Техника для управления отходами

Машины для предприятий коммунального хозяйства и благоустройства территорий

И. Варывдин
Известно, что количество отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения городов и сел, растет соответственно росту его доходов. Несмотря на это в кризис мусора стало отнюдь не меньше, а вывозить и утилизировать его становится все сложней и дороже. Отсюда и растущий интерес у организаций, занимающихся городским хозяйством, к соответствующим машинам и технологиям. Ну а сам рынок коммунальной техники все более важен как для производителей специального оборудования, так и для изготовителей шасси и, кроме того, для компаний, выполняющих полный цикл обращения с отходами, включая их сортировку и дальнейшую переработку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Машины для вывоза мусора в широком смысле – от самосвалов до специальных кузовов с гидравлическими системами погрузки и прессования – у нас и во времена Союза выпускали многие предприятия. Сегодня же, когда к своим отечественным изготовителям присоединились недоступные ранее иностранные, от огромного ассортимента буквально разбегаются глаза. А ведь производители, как правило, привозят на специализированные выставки ограниченный ассортимент своей продукции. Стоит оговориться, что привычное нам с советского прошлого деление техники, как, впрочем, и любых других товаров, на «наши» и «импортные» давно устарело. Такие понятия усиленно муссируются некоторыми политиками с целью получить очки за счет игры на патриотических чувствах некоторых групп населения. Смешно гордиться тем, что «Мерседес-Бенц» у нас выпускался под названием «КамАЗ», в конце концов, важно не само название машины, русское оно или нет, а то, где ее производят, кто обеспечивает ее гарантийное и сервисное обслуживание, в какую сумму в итоге выливается ее эксплуатация. И если передовые западные технологии осваиваются отечественными производителями, нет ничего страшного в том, что за техникой сохраняется исходное брендовое имя. Ну, а российские предприятия и не обижаются на то, что мы именно западные технологии называем передовыми, дело ведь не в том, что наши ничего не могут придумать, они долгое время существовали без должного заказа из-за особенностей советской экономики. Ведь и сегодня еще современные системы сбора и вывоза ТБО зачастую не могут преодолеть инертность местных властей и населения, потому неприглядные «квадратные» баки «made in USSR» не спешат уступать место новому.

В эпоху «дикого» капитализма, когда в нашу страну свозилось огромное количество подержанной европейской техники, работники коммунальной сферы познакомились с основными импортными марками, смогли по достоинству оценить их качество. Что говорить, многие из тех машин, которые принято называть металлоломом, до сих пор в строю. Тем не менее лучше, чтобы российские коммунальщики работали не только на современной, но и на возможно более новой технике. Потому сегодня отечественные предприятия ищут зарубежных партнеров, приобретая их технологии, а западные фирмы заключают договора с местными компаниями, чтобы, создав дилерскую сеть, постепенно перейти к локализации производства. Такова мировая практика, и теперь, после того, как мы все-таки вступили в ВТО, наша экономика должна развиваться синхронно с экономикой других стран. Не стоит полагать, что заграничным концернам российские партнеры нужны лишь для того, чтобы сбыть излишки своего товара, ставшие в Европе мертвым грузом из-за рецессии. Пожалуй, нет другой такой техники, которая бы так сильно зависела от местных особенностей ведения бизнеса, как мусоровозы. Многие из плюсов коммунальных машин, работающих в цивильных странах, в наших условиях превращаются в минусы. Европейский образцовый мусоровоз с передним и задним свесом, как у автобуса, на большинстве наших полигонов не застрянет, потому что до них просто не доедет. Только российский партнер поможет превратить импортную машину из дорогой игрушки в верного помощника. Кроме того, локализация производства с получением российского VIN-кода позволяет иностранным маркам участвовать в тендерах госзакупок наравне с исконно русскими заводами. К тому же и многие импортные шасси сейчас собираются в России: Volvo, Scania, Mercedes-Benz. Успешно развиваются на российском рынке такие крупные сетевые рециклинговые компании, как Remondis, Lassila&Tikanoja. Так, Remondis активно сотрудничает с коммунальными службами Саранска, где для вывоза отходов используются мусоровозы-фронтлоудеры FAUN на шасси МАN и Zoeller; также Zoeller работают в Подмосковье.

Вывозом отходов в основном занимаются муниципальные предприятия по благоустройству, и только по этой линии можно при случае разом продать партию в 100–200 машин. Конечно, и частными перевозчиками производители интересуются достаточно активно, основные разрабатываемые ими интересные решения предназначены именно для небольших коммунальных предприятий, состоящих порой из одной-двух машин. После отмены лицензирования на рынке вывоза мусора отмечается увеличение таких мелких перевозчиков. Еще меньше в РФ организаций, выполняющих полный цикл утилизации отходов, поэтому рынок сортировочных линий, дробильного и прессового оборудования совершенно не насыщен. Ждут своей очереди и производители линий по переработке вторичного сырья, по утилизации отслуживших предметов, содержащих токсические вещества, мусоросжигательных заводов. Им еще предстоит включиться в российский коммунальный мир, а пока 95% ТБО у нас складируется на полигонах, для финальной стадии обращения с отходами будут востребованы лишь кулачковые уплотнители и бульдозеры.

Следует перечислить некоторые наиболее известные компании, предлагающие технику для обращения с отходами, в первую очередь полнокомплектные мусоровозы для сбора и вывоза ТБО, портальные бункеровозы и автомобили с системой быстрой смены кузовов «мультилифт».

ОАО «Мценский завод «Коммаш» выпускает самую широкую линейку мусоровозов с задней и боковой загрузкой среди российских производителей: от легких машин с объемом кузова 6 м3 (КО-456-16) до крупнотоннажных – 23,5 м3 (КО-449В). Среднетоннажные и крупнотоннажные мусоровозы с задней загрузкой с кузовом прямоугольно-эллиптической формы (КО-456-20, КО-427-70, КО-427-72, КО-427-80, КО-427-90), серийно освоенные заводом в 2011–2012 гг., пользуются большим спросом по сравнению с аналогами с прямоугольной формой кузова за счет увеличения объема загрузочного пространства на 2–3 м3, повышения усилия прессования, более прочной конструкции из стали Raex 400. Новые модели мусоровозов с задней загрузкой опционно оснащаются усовершенствованным портальным опрокидывателем, который стал легче и удобнее в работе.

Набирает популярность у потребителей двухосный мусоровоз с боковой загрузкой КО-449-35 с максимальным в своем классе объемом кузова – 22 м3.

Среди новой продукции 2012 г. – модернизированный контейнеровоз (мультилифт) КО-452 с увеличенной грузоподъемностью с 7 до 9 т, мусоровоз с боковой загрузкой для обычных и заглубленных контейнеров КО-449В.

Для улучшения потребительских свойств выпускаемой техники в 2012 г. на заводе «Коммаш» на всех мусоровозах введены оцинкованные трубопроводы с соединениями врезными кольцами без сварки, импортные напорные фильтры. Мусоровозы с боковой загрузкой опционно оснащаются захватами для евроконтейнеров объемом от 1,1 до 1,6 м3. Завершаются работы по увеличению грузоподъемности опрокидывателей до 1000 кг.

Крупнейшее российское предприятие коммунальной техники «Арзамас-Коммаш» кроме выпуска своих мусоровозов с задней и боковой загрузкой обновленных версий активно развивает совместные проекты сотрудничества с европейскими компаниями. Примеры того: оборудование с роторным механизмом FAUN Rotopress и серия машин чешской фирмы KOBIT. Как и положено уважающему себя отечественному предприятию, «Арзамас-Коммаш» выпускает мусоровозы на различных шасси КамАЗ, активно продвигая новый модельный ряд завода, включая среднетоннажник КамАЗ-4308 и КамАЗ-65115-30 с двигателем, работающем на сжатом природном газе.

Самый известный в России итальянский производитель мусоровозов – фирма Farid – стараниями своего российского партнера ЗАО «Коминвест-АКМТ» продолжает завоевывать сердца российских коммунальщиков. Для того чтобы сделать относительно дорогую европейскую технику доступнее для потребителей, предприятие освоило монтаж кузовов с оборудованием с задней загрузкой на ряд отечественных шасси: 2- и 3-осные МАЗ и КамАЗ. В результате организации получают современный мусоровоз не только дешевле, но и на понятном им шасси, для которого обычно имеется своя ремонтная база. По желанию заказчика мусоровозы Farid могут быть изготовлены и на любом другом европейском шасси.

Мусоровозы Farid предлагают потребителю ряд конструкционных преимуществ. Борта, днище и крыша кузова полусферической формы выполнены из цельных листов прочной стали толщиной 4 мм без ребер жесткости. Кузов прочен, по нему легко сходит жидкость, он легче на полтонны, чем у аналогичных моделей конкурентов. Цилиндры подающей плиты выведены за пределы приемного бункера, чтобы мусор не попадал на штоки. Все сварные швы кузова выполнены роботизированной сваркой. Плюс к этому  – самый вместительный (2,8 м3) приемный бункер в отрасли.

Кроме собственно мусоровозов с задней загрузкой ЗАО «Коминвест-АКМТ» продвигает контейнеры заглубленного типа марки Silo City Bin, для работы с которыми машины дополнительно комплектуются краноманипуляторной установкой Atlas.

Еще одна технология сбора ТБО – компакторы итальянской фирмы Ecologia с кузовом вместимостью от 8 до 30 м3 в стационарном и мобильном исполнении, с питанием электромотора от внешней сети либо от автономного дизельного двигателя. Новинкой 2012 г. стал компактор Ecologia на солнечных батареях. Он не нуждается ни в автономном двигателе, ни в источнике питания. Солнечные батареи на крыше даже в пасмурную погоду подпитывают аккумуляторы, размещенные под панелями солнечных батарей. Мусор можно сваливать в компактор через люки справа, слева и сзади. Уплотнение проходит автоматически с помощью электропривода. Компактор оснащен серьгой и направляющими для его перевозки автомобилем с крюковым подъемником («мультилифтом»). ЗАО «Коминвест» поставило два таких компактора – для Москвы и Сочи.

Кроме итальянцев предприятие сотрудничает и с отечественными заводами, мусоровозы серии МСТ – продукт сотрудничества с Ряжским авторемонтным заводом. Это самые бюджетные на сегодня универсальные мусоровозы, ведь кроме обслуживания контейнеров заглубленного типа они подходят и для евробаков объемом 0,12–1,1 м3, и для больших контейнеров-«лодочек» объемом 8 м3.

ISP Group – эксклюзивный дистрибьютор ведущего итальянского производителя оборудования для обращения с отходами компании COS.ECO, специализирующейся на производстве мусоровозов большого, среднего и малого классов. Предлагаемое оборудование имеет современный дизайн, выполнено из высокопрочной стали Hardox 400 и легко монтируется на шасси как российских, так и зарубежных производителей. Одним из таких решений является мусоровоз МКМ-7803 с задней загрузкой на шасси КамАЗ. Модель имеет минимальный свес над задней осью, что обеспечивает маневренность и управляемость, а также оснащена универсальным подъемником для загрузки любых типов контейнеров как малой, так и большой емкости, а также видеокамерой заднего вида с монитором в кабине водителя, позволяющей контролировать весь процесс загрузки и выгрузки мусора. Оборудование имеет большой выбор дополнительных опций, в том числе и ставших популярными портальный захват и гидравлическую лебедку для бункеров.

Компания «Экопресс Групп», отделение одноименного скандинавского концерна, продвигает на российском рынке очень разнообразные, подчас революционные технические решения. Чего стоят одни только лифтдамперы для «суперлодочки» и для двух обычных «лодочек» с выдвижной платформой. Или щеповоз-ломовоз с задним расположением манипулятора. Или фронтлоудер на шасси КамАЗ, или мусоровоз с КМУ и двумя кузовами для селективного сбора отходов. Но настоящей изюминкой всего оборудования компании «Экопресс» является способ его установки. И фронтлоудер, и лифтдампер, и оборудование с задней загрузкой – все это, по сути, сменные кузова для установки крюком «мультилифт». Это позволяет коммунальному предприятию одно шасси поочередно эксплуатировать как бункеровоз, ломовоз с КМУ, мусоровоз с задней загрузкой с КМУ и (или) мусоровоз с передней загрузкой (фронтлоудер).

Две хорошо известные на севере нашей страны скандинавские фирмы NTM и Norba осваивают российский рынок весьма осторожно, а зря – северные мусоровозы хорошо работают и в наши морозы, а в ассортименте этих компаний много машин различных конструкций. Но в начале этого года NТМ и Volvo подписали контракт о сотрудничестве, и первые мусоровозы NТМ от Volvo Trucks уже смонтированы и реализованы. Проект продолжается.

Сразу две турецкие фирмы при помощи своих российских партнеров дебютировали в России в прошлом году. Для марки Katmerciler это предприятие «Тверькоммаш», а для Hidro-Mak – компания «Автобау». Турецкое оборудование выгодно отличается сочетанием современных европейских технологий с относительно небольшой ценой. В соответствии с происхождением обычное для них шасси – это Ford Cargo, который слыл у нас до кризиса самым бюджетным грузовиком-иномаркой. Но сегодня многим и он не по карману, поэтому в «Автобау» и на «Тверькоммаше» наладили установку турецких кузовов на шасси КамАЗ-65115. Также в этом году «ТверьКоммаш» расширил линейку своих мусоровозов за счет использования в качестве базового шасси газомоторный КамАЗ-65115. Мусоровоз на газомоторном шасси – это вариант для тех заказчиков, кто внимательно считает свои расходы на содержание машины и заботится об экологии нашей страны. Ведь не секрет, что использование данного шасси позволяет предприятию экономить значительные средства при эксплуатации мусоровоза за счет экономии на разнице в стоимости дизельного топлива и газа.

Перечисление было бы неполным без упоминания таких марок, как Hiab и Hyva, все-таки это признанные мировые лидеры по производству гидравлического оборудования. Ведь современные мусоровозы и ломовозы немыслимы без крюковых погрузчиков «мультилифт» и кранов-манипуляторов. А пресс-компакторы марки «Хива-пресс» все шире используют у нас в стране. Данное оборудование с установленным на нем погрузочным механизмом может составить серьезную конкуренцию обычным мусоровозам.

Конечно, оснащение российских коммунальных предприятий самой современной техникой еще полдела. Ведь перед ними стоят проблемы, которые почти неведомы их западным коллегам. Это и пресловутый российский менталитет, и несанкционированные свалки, и нежелание проводить предварительную сортировку отходов, низкая заинтересованность во вторичной переработке сырья, большое число юридических недоработок. А вопросы «как собирать?» и «на чем везти?» не решить без ответа на вопрос «куда?».

Эксплуатация спецтехники в России связана с повышенными механическими, химическими и температурными нагрузками. Все эти факторы учитываются специалистами компании «РГ-Техно» при производстве мусоровозов Zoeller, полностью адаптированных для работы в нашей стране.

Прямоугольная форма кузова с мощными ребрами жесткости, а также использование для производства элементов кузова мусоровоза стали марки Hardox толщиной до 8 мм обеспечивают кузову большой запас прочности даже при работе c крупногабаритными и нестандартными отходами. Отличительная особенность Zoeller – усиление всех ответственных узлов металлоконструкций.

Гидросистема спроектирована таким образом, чтобы обеспечить стабильную работу машины при температуре окружающей среды от –50 до +50 °С. Гидроцилиндры в подъемном устройстве Zoeller вынесены за пределы загрузочной камеры. Это позволяет значительно снизить вероятность выхода из строя штоков гидроцилиндров, а коэффициент уплотнения существенно увеличивается.

Уникальным преимуществом Zoeller является дублированная система управления установкой: электронное, непосредственно с пультов, установленных в кабине и надстройке, и механическое, в случае выхода из строя электронного блока.

Оборудование Zoeller устанавливается исключительно на качественные европейские шасси: Scania, Mercedes, MAN, Volvo, Renault и др. Импортные шасси значительно превосходят отечественные по надежности, грузоподъемности и маневренности. При этом эксплуатационные расходы для европейского шасси на порядок ниже.

Модельный ряд мусоровозов Zoeller включает в себя машины для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов из различных типов накопителей объемом от 60 до 8000 л – пластиковых евроконтейнеров, металлических баков и сменных бункеров, а также контейнеров заглубленного типа.

Мусоровозы серии Micro идеальны для сбора мусора в пешеходных и парковых зонах. Они обладают отличной маневренностью и не испортят дорожное покрытие из плитки или декоративного камня. Micro предлагаются на шасси Fuso, Isuzu или Hyundai. При объеме кузова 6,5–8 м3 они способны вместить в себя 17–25 евроконтейнеров объемом 1,1 м3.

Мусоровозы серии Medium предназначены для сбора больших объемов отходов. Большой объем (до 24 м3) и повышенная прочность кузова позволяют собирать и эффективно прессовать не только бытовой, но и крупногабаритный мусор. С подъемным устройством Welaki машина может обслуживать традиционные и евроконтейнеры (150 контейнеров по 1,1 м3), а также бункеры объемом до 8 м3 (до 15 шт).

Zoeller Mini – рекордсмены по эффективности среди городских мусоровозов. Благодаря высокому коэффициенту прессования Mini с кузовом 9,5 м3 собирает до 7 т уплотненных отходов или до 70 евробаков по 1,1 м3, а самый вместительный Mini – около сотни таких баков. С загрузочным устройством Delta 321 среднее время загрузки и прессования одного евроконтейнера составляет всего 20 сек.

Мусоровозы Zoeller могут оснащаться встроенной системой для мойки контейнеров и площадок, системой мониторинга, идентификации и взвешивания отходов XTraсk, а также краноманипуляторной установкой и специальным загрузочным устройством для работы с заглубленными контейнерами.

С начала своей деятельности в 2008 г. компания «РГ-Техно» выпустила около 300 мусоровозов. При разработке новых автомобилей «РГ-Техно» использует опыт эксплуатации мусоровозов Zoeller в 35 регионах России. Один из таких примеров – модель c надстройкой Zoeller Medium XL-S на укороченном трехосном шасси Scania P380DB6x2/4HNA с подруливающим задним мостом. Это мусоровоз для работы с большими объемами отходов и различными типами контейнеров в условиях плотной городской застройки. Межосевое расстояние у этой машины – всего 3300 мм. Такая конструкция обеспечивает мусоровозу удивительную маневренность, в том числе и при движении задним ходом. Радиус разворота составляет 7096  мм. Допустимая полная масса машины – 26 т. При этом запас прочности машины рассчитан на 15 т мусора. Допустимые технические нагрузки на оси – 8 т на переднюю ось, 12,7 т и 8,3 т на оси задней тележки. Эти параметры соответствуют российским законодательным нормам.

 

По непроверенным данным из «достоверных источников», самый крупный немецкий производитель мусоровозов и подметально-уборочных машин FAUN планирует открыть свое представительство в России. Планируется также строительство сервисной станции и организация монтажа надстроек на шасси.

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Мусоровоз
И. Варывдин Основные Средства 10'2012 4 октября 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО «Грузавтомаркет» (495) 221-59-43, (499) 400-32-66 www.kromann.ru