Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Гидравлический молот может работать под водой
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта

Битва идей (ч.5)

Основные направления развития конструкций современных мусоровозов

И. Варывдин
Логичным завершением серии о развитии конструкций автомобилей для сбора и вывоза бытовых отходов станет разговор о мусоровозах, приспособленных для работы с заглубленными контейнерами, которые, как грибы, вырастают во дворах российских городов. Как и почему такой способ сбора ТБО стал у нас самым популярным и какие решения для рынка коммунальной техники предлагают производители, мы и рассказываем сегодня.
 
 
 
 
 
Мусоровоз с системой «мультилифт», пресс-компактором и КМУ Bonfiglioli P.5000L
 
«Чулок»-контейнер вынимают, поднимают, высыпают его содержимое в приемный бункер пресс-компактора и устанавливают на место
Через открывающийся задний створ удобно грузить крупногабаритный мусор и не гонять за ним отдельную машину
 
Управлять краном на мусоровозах с загрузочной камерой впереди кузова одно удовольствие, но на каждой площадке помощнику приходится карабкаться на 4-метровую высоту!
 
 
 
 

Идея размещать мусорные контейнеры под землей, как известно, принадлежит нашим северным соседям из скандинавских стран. У заглубленного контейнера много преимуществ по сравнению с обычными, наземными. Первое – это значительная экономия места, у заглубленного контейнера три четверти объема находится под землей. На поверхности же «грибок», размером сопоставимый с типичным 1,1 кубовым евроконтейнером, скрывает «бак» объемом до 5 м3 (!). Второе – то, что следует из большего объема: ускорение процессов погрузки. По сравнению с мусоровозом с боковой загрузкой, который с одной точки может подхватить самое большее три контейнера, из-за чего приходится неоднократно передвигаться по площадке, время на погрузку сокращается в несколько раз. А в случае с мусоровозами с задней загрузкой оператор освобожден от необходимости катать баки туда и обратно.

Еще одним преимуществом заглубленных контейнеров должна была стать относительная чистота сбора отходов. Вытащить оттуда ничего нельзя ни людям, ни животным, однако российский менталитет прошелся и по скандинавским технологиям. Мусор умудряются попросту не доносить до площадки и бросают его рядом с «большой урной», в результате – вокруг нее помои.

Если вы предприниматель и собираетесь получить тендер от отдела по благоустройству территорий, новая техника и инфраструктура, которую вы предлагаете построить, будут иметь большое значение. Но если обслуживать вы будете население, для которого «культура» всего лишь название телеканала, то совершенно не важно, какие методы вы станете применять. И независимо от того, какой у вас будет работать автомобиль-мусоровоз, его важнейшим «оборудованием» останутся метла и лопата.

В пресс-релизах компаний упоминают, что прохлада земли замедляет процессы гниения органики и тем самым препятствует распространению неприятных запахов. Подобный довод, мягко говоря, вызывает сомнения, это работает разве что в мае, пока земля не прогрелась. На практике все это не важно, если по договору с муниципалитетом вы вывозите мусор с площадок по два раза за день. Также немного сомнительным выглядит такое преимущество, как предварительное уплотнение отходов под собственным весом, ведь при выгрузке в приемный бункер мусоровоза независимо от того, впереди или позади кузова он расположен, мусор рассыпается, и опять же заполнять подземный бункер «под завязку» на практике не получится. К тому же оператору снова придется орудовать лопатой. Здесь ведь не Финляндия, где человек, увидев заполненный контейнер, понесет мусор к следующему. И вообще, многие доводы в пользу контейнеров заглубленного типа переведены с иностранных буклетов, то есть соответствуют той, зарубежной, а не российской действительности. Там, где люди сортируют свои ТБО, где никому в голову не придет поджечь мусор в баке или оторвать от него крышку, где никто не принесет на площадку коробку из-под DVD, полную объедков и окурков, там легко поддерживать места сбора в образцовом состоянии. У нас же для этого за каждым «господином» должен следовать свой персональный дворник. А действительно важное в «суровых» российских условиях преимущество контейнеров заглубленного типа в том, что они помогают перевозчикам в конкурентной борьбе за площадки. Одно дело, когда перевозчик установил передвижные мусорные контейнеры, и совсем другое, когда он вкопал их глубоко в землю, «застолбив» тем самым за собой место, ведь для содержания новой системы сбора отходов подойдет далеко не каждый мусоровоз.

В странах Скандинавии для работы с заглубленными контейнерами широко применяются такие мусоровозы, как фронтлоудеры, которым была посвящена предыдущая статья. В России распространение получает другой вариант, можно назвать его «бюджетным». Дело в том, что для работы с фронтлоудером конструкция заглубленных контейнеров сложней и дороже. Не только «обойма», но и сам контейнер выполнен из цельного полимера. На верхней части контейнера должны быть проушины для лап гидравлического подъемника, а крышка должна быть открывающейся – иначе говоря, и цена выше, и вандалоустойчивость ниже. То же и с мусоровозами. Фронтлоудеры относительно дорогие и очень специфичные машины, совмещать на них работу с другими системами сбора ТБО невозможно. Так, подходящим для России решением стал стандартный, в принципе, мусоровоз, но дополнительно оборудованный краноманипуляторной установкой. Сами же контейнеры заглубленного типа, выгружаемые с помощью крана, хотя и требуют ручного труда и не исключают близкий контакт оператора с мусором, проще и дешевле тех, что предусмотрены для разгрузки фронтлоудерами. Их и контейнерами-то назвать трудно, они представляют собой полый полипропиленовый мешок, вверху жестко соединенный с крышкой, а снизу затягиваемый шнуром. Размещается он внутри пластикового «сосуда», который в свою очередь закапывают в грунт, на поверхности остается не более трети его глубины (высоты). В центре крышки расположен крюк, за который мешок, или, как его порой называют, «чулок», с помощью КМУ вынимают, поднимают и подводят к загрузочному бункеру. Содержимое высыпается, для чего шнур развязывают вручную. В зависимости от размеров «чулка» и загрузочной камеры разгрузка будет одномоментной или проходить в несколько этапов. Иначе говоря, не в каждую камеру можно за один раз погрузить 5 м3 ТБО, от этого будут зависеть и необходимое на погрузку время, и удобство работы оператора. После погрузки мешок завязывают и устанавливают обратно, во внешний контейнер.

Применение КМУ для работы с заглубленными контейнерами на мусоровозах позволило объединить совершенно противоположные идеи развития техники для сбора и вывоза ТБО. Дело в том, что кран-манипулятор можно добавить и к мусоровозу с задней загрузкой, и с боковой, причем не обязательно строить полностью новый автомобиль, можно модернизировать уже имеющийся в парке. А кроме того, можно для этих целей применить машину-трансформер: грузовую платформу с КМУ, крюковым «мультилифтом» и пресс-компактором в качестве сменного кузова. Остановимся на преимуществах и недостатках каждого варианта.

Сначала рассмотрим мусоровозы с задней загрузкой. Их применение позволяет в большинстве случаев обслуживать и другие системы сбора отходов, а особенность конструкции привела к появлению трех основных вариантов, в зависимости от места установки КМУ. Первый из них – это монтаж крана-манипулятора на раму между кабиной и кузовом. При этом способе можно использовать кран относительно больших размеров и грузоподъемности. И это не только допустимо, но и необходимо, ведь загрузочный бункер в данном случае находится далеко от оси вращения КМУ, и с грузом приходится работать на длинном плече. Нет ограничений на работу с другими контейнерами: с евробаками вместимостью от 0,12 до 1,1 м3, а также при наличии лебедки или портального подъемника и большими бункерами-«лодочками». К недостаткам такого варианта можно отнести уменьшение общей грузоподъемности шасси из-за угрозы перегрузки переднего моста и то, что КМУ, установленная между кабиной и кузовом, «съедает» полезную длину рамы. То есть на то же шасси можно было бы поставить кузов с накопителем большего объема. Но если в качестве носителя для КМУ используется отечественная техника, где как шасси, так и оборудование применяются типовых размеров, это уже не так страшно. По крайней мере, манипулятор здесь не увеличивает габаритную высоту автомобиля, как вариант с установкой крана на верхнюю стенку кузова мусоровоза, или, проще говоря, «на крышу». Этот способ, конечно, не позволяет монтировать большие установки, но поскольку ось вращения крана здесь ближе к приемному бункеру, большая грузоподъемность и не требуется. КМУ закрепляют к «крыше» с помощью специального надрамника, упирающегося в силовые элементы кузова по обеим сторонам. В транспортном положении манипулятор распластывается вдоль кузова, это роднит такой мусоровоз с некоторыми ломовозами. Без дистанционного управления здесь не обойтись, но разгружать заглубленные контейнеры на мусоровозах с КМУ за кабиной, управляя краном стоя у колонны, без помощника нереально – кузов закрывает весь обзор. А с краном на «крыше» и пультом управления на проводе со всеми операциями справится один оператор. Третий вариант – установка «удочки» в непосредственной близости от загрузочной камеры, фактически на одной из ее боковых стенок. Телескопируемая стрела КМУ позволяет поднимать «чулок» на достаточную высоту, чтобы вынуть его из внешнего контейнера и выставить над приемным ковшом. При таком варианте установки в отличие от двух предыдущих нет возможности разгружать бункеры-«лодочки», но это наиболее удобная конструкция для оператора. Для такого типа машин лучше применять контейнеры меньшего объема, до 3 м3.

У всех мусоровозов с задней загрузкой для работы с заглубленными контейнерами есть один недостаток: малые размеры загрузочной камеры по сравнению с объемом «чулка». Производители решают эту проблему, устанавливая дополнительные щитки или съемные кожухи, увеличивающие вместимость приемного ковша. Щитки совмещаются с кантователем для передвижных евроконтейнеров, а кожухи могут оснащаться гидроприводом. Это позволяет не терять время на монтаж-демонтаж и включать в один рейс и заглубленные, и обычные контейнеры.

Все эти хитрости кажутся смешными, если у вас кузов с верхней загрузкой или его вариант – съемный пресс-компактор. Загрузочные камеры здесь таковы, что в них можно высыпать сразу 2–3 пятикубовых «чулка» и, не тратя время на прессование, отправиться на следующую площадку. Оператору управлять КМУ, стоя у колонны, одно удовольствие, ведь загрузочный бункер рядом. Но без помощника не обойтись, ему приходится карабкаться на четырехметровую высоту, чтобы развязывать и завязывать мешок. Универсальным этот вариант мусоровоза уже не будет, его нельзя применить для работы с другими системами сбора ТБО. Правда, при желании по левому борту машины можно пристроить подъемно-переворотное элеваторное устройство для колесных контейнеров до 1,1 м3. Зато в этот автомобиль можно через распашной задний створ грузить крупногабаритный и строительный мусор, который часто встречается на площадках для бытовых отходов. Таким образом, нет необходимости содержать для уборки КГМ отдельный автомобиль-самосвал. Увы, с мусоровозом с задней загрузкой такие «фокусы» не пройдут. В них, конечно, можно грузить «мягкий» КГМ – мешки с мусором, не влезающие в стандартные, а тем более в заглубленные контейнеры. За счет низкой погрузочной высоты они будут удобнее, чем мусоровозы с верхней загрузкой.

И еще ряд моментов, связанных с применением именно мусоровоза с КМУ на основе автомобиля с системой «мультилифт» и пресс-компактором. У этой машины нет низкого заднего свеса, что полезно там, где подъезды к полигонам находятся в отвратительном состоянии. Также этот автомобиль может буксировать на полигон еще и прицеп с аналогичным пресс-компактором, тем самым снижая расходы на топливо. Впрочем, для этого надо иметь приличное число площадок. Как показывает практика, в России средний мусоровоз с кузовом вместимостью 18–20 куб.м совершает за рабочий день 2 поездки на полигон для разгрузки. Если же вы возите одной машиной и ТБО, и КГМ, значит, весь мусор в компакторе у вас недопрессован. Учитывая, что муниципалитеты обычно требуют вывозить мусор с площадок не менее двух раз в сутки, в кузове «катается» немало воздуха, поэтому содержание прицепа и второго компактора приобретает смысл. Система быстрой смены контейнеров «мультилифт» снижает грузоподъемность мусоровоза и повышает его центр тяжести. Также основной объем компактора нависает над третьей осью, и при полной массе возможна ее перегрузка. Поэтому шасси с подъемно-поворотной задней осью для такого «трансформера» лучше не выбирать. Компенсацией этих недостатков можно считать легкую замену пресс-компактора на какой-нибудь другой кузов и использование автомобиля не только для вывоза мусора.

В активе компании «Коминвест-АКМТ» – комплексное предложение, включающее заглубленные контейнеры и мусоровозы с КМУ для их обслуживания. Заглубленные контейнеры итальянской фирмы Silo вместимостью до 5 м3 изготавливаются из стойкого полиэтилена и на две трети погружаются в землю. Контейнер благодаря конусообразной форме, скользкой поверхности и анкеровке днища не выдавливается из грунта зимой, а кроме того, из конусообразной емкости мешок с мусором легче извлекать. Внешняя облицовка и крышка выполнены из того же материала.

Для обслуживания заглубленных контейнеров компания разработала мусоровозы с кузовами FARID и Ряжского завода с немецкими КМУ Atlas. КМУ устанавливается на крышу кузова, между кабиной шасси и кузовом, и над приемным бункером. Наиболее эффективное решение – КМУ между кабиной и кузовом. На крышу можно установить КМУ грузоподъемностью максимум 500 кг, чего недостаточно для работы с заглубленными контейнерами. Более тяжелая КМУ может продавить крышу. А за кабиной ставят КМУ грузоподъемностью 1100 кг на максимальном вылете 9 м. Для удобства работы с контейнерами над приемным бункером можно установить кожух, увеличив вместимость приемного бункера до 8 м3. При необходимости кожух поднимается гидравликой на крышу.

(Окончание. Начало см. «ОС» № 2, 4, 6 и 8, 2012 г.)

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Мусоровоз
И. Варывдин Основные Средства 09'2012 6 сентября 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО «Грузавтомаркет» (495) 221-59-43, (499) 400-32-66 www.kromann.ru