Битва идей (ч.5)

Основные направления развития конструкций современных мусоровозов

И. Варывдин
Логичным завершением серии о развитии конструкций автомобилей для сбора и вывоза бытовых отходов станет разговор о мусоровозах, приспособленных для работы с заглубленными контейнерами, которые, как грибы, вырастают во дворах российских городов. Как и почему такой способ сбора ТБО стал у нас самым популярным и какие решения для рынка коммунальной техники предлагают производители, мы и рассказываем сегодня.
 
 
 
 
 
Мусоровоз с системой «мультилифт», пресс-компактором и КМУ Bonfiglioli P.5000L
 
«Чулок»-контейнер вынимают, поднимают, высыпают его содержимое в приемный бункер пресс-компактора и устанавливают на место
Через открывающийся задний створ удобно грузить крупногабаритный мусор и не гонять за ним отдельную машину
 
Управлять краном на мусоровозах с загрузочной камерой впереди кузова одно удовольствие, но на каждой площадке помощнику приходится карабкаться на 4-метровую высоту!
 
 
 
 

Идея размещать мусорные контейнеры под землей, как известно, принадлежит нашим северным соседям из скандинавских стран. У заглубленного контейнера много преимуществ по сравнению с обычными, наземными. Первое – это значительная экономия места, у заглубленного контейнера три четверти объема находится под землей. На поверхности же «грибок», размером сопоставимый с типичным 1,1 кубовым евроконтейнером, скрывает «бак» объемом до 5 м3 (!). Второе – то, что следует из большего объема: ускорение процессов погрузки. По сравнению с мусоровозом с боковой загрузкой, который с одной точки может подхватить самое большее три контейнера, из-за чего приходится неоднократно передвигаться по площадке, время на погрузку сокращается в несколько раз. А в случае с мусоровозами с задней загрузкой оператор освобожден от необходимости катать баки туда и обратно.

Еще одним преимуществом заглубленных контейнеров должна была стать относительная чистота сбора отходов. Вытащить оттуда ничего нельзя ни людям, ни животным, однако российский менталитет прошелся и по скандинавским технологиям. Мусор умудряются попросту не доносить до площадки и бросают его рядом с «большой урной», в результате – вокруг нее помои.

Если вы предприниматель и собираетесь получить тендер от отдела по благоустройству территорий, новая техника и инфраструктура, которую вы предлагаете построить, будут иметь большое значение. Но если обслуживать вы будете население, для которого «культура» всего лишь название телеканала, то совершенно не важно, какие методы вы станете применять. И независимо от того, какой у вас будет работать автомобиль-мусоровоз, его важнейшим «оборудованием» останутся метла и лопата.

В пресс-релизах компаний упоминают, что прохлада земли замедляет процессы гниения органики и тем самым препятствует распространению неприятных запахов. Подобный довод, мягко говоря, вызывает сомнения, это работает разве что в мае, пока земля не прогрелась. На практике все это не важно, если по договору с муниципалитетом вы вывозите мусор с площадок по два раза за день. Также немного сомнительным выглядит такое преимущество, как предварительное уплотнение отходов под собственным весом, ведь при выгрузке в приемный бункер мусоровоза независимо от того, впереди или позади кузова он расположен, мусор рассыпается, и опять же заполнять подземный бункер «под завязку» на практике не получится. К тому же оператору снова придется орудовать лопатой. Здесь ведь не Финляндия, где человек, увидев заполненный контейнер, понесет мусор к следующему. И вообще, многие доводы в пользу контейнеров заглубленного типа переведены с иностранных буклетов, то есть соответствуют той, зарубежной, а не российской действительности. Там, где люди сортируют свои ТБО, где никому в голову не придет поджечь мусор в баке или оторвать от него крышку, где никто не принесет на площадку коробку из-под DVD, полную объедков и окурков, там легко поддерживать места сбора в образцовом состоянии. У нас же для этого за каждым «господином» должен следовать свой персональный дворник. А действительно важное в «суровых» российских условиях преимущество контейнеров заглубленного типа в том, что они помогают перевозчикам в конкурентной борьбе за площадки. Одно дело, когда перевозчик установил передвижные мусорные контейнеры, и совсем другое, когда он вкопал их глубоко в землю, «застолбив» тем самым за собой место, ведь для содержания новой системы сбора отходов подойдет далеко не каждый мусоровоз.

В странах Скандинавии для работы с заглубленными контейнерами широко применяются такие мусоровозы, как фронтлоудеры, которым была посвящена предыдущая статья. В России распространение получает другой вариант, можно назвать его «бюджетным». Дело в том, что для работы с фронтлоудером конструкция заглубленных контейнеров сложней и дороже. Не только «обойма», но и сам контейнер выполнен из цельного полимера. На верхней части контейнера должны быть проушины для лап гидравлического подъемника, а крышка должна быть открывающейся – иначе говоря, и цена выше, и вандалоустойчивость ниже. То же и с мусоровозами. Фронтлоудеры относительно дорогие и очень специфичные машины, совмещать на них работу с другими системами сбора ТБО невозможно. Так, подходящим для России решением стал стандартный, в принципе, мусоровоз, но дополнительно оборудованный краноманипуляторной установкой. Сами же контейнеры заглубленного типа, выгружаемые с помощью крана, хотя и требуют ручного труда и не исключают близкий контакт оператора с мусором, проще и дешевле тех, что предусмотрены для разгрузки фронтлоудерами. Их и контейнерами-то назвать трудно, они представляют собой полый полипропиленовый мешок, вверху жестко соединенный с крышкой, а снизу затягиваемый шнуром. Размещается он внутри пластикового «сосуда», который в свою очередь закапывают в грунт, на поверхности остается не более трети его глубины (высоты). В центре крышки расположен крюк, за который мешок, или, как его порой называют, «чулок», с помощью КМУ вынимают, поднимают и подводят к загрузочному бункеру. Содержимое высыпается, для чего шнур развязывают вручную. В зависимости от размеров «чулка» и загрузочной камеры разгрузка будет одномоментной или проходить в несколько этапов. Иначе говоря, не в каждую камеру можно за один раз погрузить 5 м3 ТБО, от этого будут зависеть и необходимое на погрузку время, и удобство работы оператора. После погрузки мешок завязывают и устанавливают обратно, во внешний контейнер.

Применение КМУ для работы с заглубленными контейнерами на мусоровозах позволило объединить совершенно противоположные идеи развития техники для сбора и вывоза ТБО. Дело в том, что кран-манипулятор можно добавить и к мусоровозу с задней загрузкой, и с боковой, причем не обязательно строить полностью новый автомобиль, можно модернизировать уже имеющийся в парке. А кроме того, можно для этих целей применить машину-трансформер: грузовую платформу с КМУ, крюковым «мультилифтом» и пресс-компактором в качестве сменного кузова. Остановимся на преимуществах и недостатках каждого варианта.

Сначала рассмотрим мусоровозы с задней загрузкой. Их применение позволяет в большинстве случаев обслуживать и другие системы сбора отходов, а особенность конструкции привела к появлению трех основных вариантов, в зависимости от места установки КМУ. Первый из них – это монтаж крана-манипулятора на раму между кабиной и кузовом. При этом способе можно использовать кран относительно больших размеров и грузоподъемности. И это не только допустимо, но и необходимо, ведь загрузочный бункер в данном случае находится далеко от оси вращения КМУ, и с грузом приходится работать на длинном плече. Нет ограничений на работу с другими контейнерами: с евробаками вместимостью от 0,12 до 1,1 м3, а также при наличии лебедки или портального подъемника и большими бункерами-«лодочками». К недостаткам такого варианта можно отнести уменьшение общей грузоподъемности шасси из-за угрозы перегрузки переднего моста и то, что КМУ, установленная между кабиной и кузовом, «съедает» полезную длину рамы. То есть на то же шасси можно было бы поставить кузов с накопителем большего объема. Но если в качестве носителя для КМУ используется отечественная техника, где как шасси, так и оборудование применяются типовых размеров, это уже не так страшно. По крайней мере, манипулятор здесь не увеличивает габаритную высоту автомобиля, как вариант с установкой крана на верхнюю стенку кузова мусоровоза, или, проще говоря, «на крышу». Этот способ, конечно, не позволяет монтировать большие установки, но поскольку ось вращения крана здесь ближе к приемному бункеру, большая грузоподъемность и не требуется. КМУ закрепляют к «крыше» с помощью специального надрамника, упирающегося в силовые элементы кузова по обеим сторонам. В транспортном положении манипулятор распластывается вдоль кузова, это роднит такой мусоровоз с некоторыми ломовозами. Без дистанционного управления здесь не обойтись, но разгружать заглубленные контейнеры на мусоровозах с КМУ за кабиной, управляя краном стоя у колонны, без помощника нереально – кузов закрывает весь обзор. А с краном на «крыше» и пультом управления на проводе со всеми операциями справится один оператор. Третий вариант – установка «удочки» в непосредственной близости от загрузочной камеры, фактически на одной из ее боковых стенок. Телескопируемая стрела КМУ позволяет поднимать «чулок» на достаточную высоту, чтобы вынуть его из внешнего контейнера и выставить над приемным ковшом. При таком варианте установки в отличие от двух предыдущих нет возможности разгружать бункеры-«лодочки», но это наиболее удобная конструкция для оператора. Для такого типа машин лучше применять контейнеры меньшего объема, до 3 м3.

У всех мусоровозов с задней загрузкой для работы с заглубленными контейнерами есть один недостаток: малые размеры загрузочной камеры по сравнению с объемом «чулка». Производители решают эту проблему, устанавливая дополнительные щитки или съемные кожухи, увеличивающие вместимость приемного ковша. Щитки совмещаются с кантователем для передвижных евроконтейнеров, а кожухи могут оснащаться гидроприводом. Это позволяет не терять время на монтаж-демонтаж и включать в один рейс и заглубленные, и обычные контейнеры.

Все эти хитрости кажутся смешными, если у вас кузов с верхней загрузкой или его вариант – съемный пресс-компактор. Загрузочные камеры здесь таковы, что в них можно высыпать сразу 2–3 пятикубовых «чулка» и, не тратя время на прессование, отправиться на следующую площадку. Оператору управлять КМУ, стоя у колонны, одно удовольствие, ведь загрузочный бункер рядом. Но без помощника не обойтись, ему приходится карабкаться на четырехметровую высоту, чтобы развязывать и завязывать мешок. Универсальным этот вариант мусоровоза уже не будет, его нельзя применить для работы с другими системами сбора ТБО. Правда, при желании по левому борту машины можно пристроить подъемно-переворотное элеваторное устройство для колесных контейнеров до 1,1 м3. Зато в этот автомобиль можно через распашной задний створ грузить крупногабаритный и строительный мусор, который часто встречается на площадках для бытовых отходов. Таким образом, нет необходимости содержать для уборки КГМ отдельный автомобиль-самосвал. Увы, с мусоровозом с задней загрузкой такие «фокусы» не пройдут. В них, конечно, можно грузить «мягкий» КГМ – мешки с мусором, не влезающие в стандартные, а тем более в заглубленные контейнеры. За счет низкой погрузочной высоты они будут удобнее, чем мусоровозы с верхней загрузкой.

И еще ряд моментов, связанных с применением именно мусоровоза с КМУ на основе автомобиля с системой «мультилифт» и пресс-компактором. У этой машины нет низкого заднего свеса, что полезно там, где подъезды к полигонам находятся в отвратительном состоянии. Также этот автомобиль может буксировать на полигон еще и прицеп с аналогичным пресс-компактором, тем самым снижая расходы на топливо. Впрочем, для этого надо иметь приличное число площадок. Как показывает практика, в России средний мусоровоз с кузовом вместимостью 18–20 куб.м совершает за рабочий день 2 поездки на полигон для разгрузки. Если же вы возите одной машиной и ТБО, и КГМ, значит, весь мусор в компакторе у вас недопрессован. Учитывая, что муниципалитеты обычно требуют вывозить мусор с площадок не менее двух раз в сутки, в кузове «катается» немало воздуха, поэтому содержание прицепа и второго компактора приобретает смысл. Система быстрой смены контейнеров «мультилифт» снижает грузоподъемность мусоровоза и повышает его центр тяжести. Также основной объем компактора нависает над третьей осью, и при полной массе возможна ее перегрузка. Поэтому шасси с подъемно-поворотной задней осью для такого «трансформера» лучше не выбирать. Компенсацией этих недостатков можно считать легкую замену пресс-компактора на какой-нибудь другой кузов и использование автомобиля не только для вывоза мусора.

В активе компании «Коминвест-АКМТ» – комплексное предложение, включающее заглубленные контейнеры и мусоровозы с КМУ для их обслуживания. Заглубленные контейнеры итальянской фирмы Silo вместимостью до 5 м3 изготавливаются из стойкого полиэтилена и на две трети погружаются в землю. Контейнер благодаря конусообразной форме, скользкой поверхности и анкеровке днища не выдавливается из грунта зимой, а кроме того, из конусообразной емкости мешок с мусором легче извлекать. Внешняя облицовка и крышка выполнены из того же материала.

Для обслуживания заглубленных контейнеров компания разработала мусоровозы с кузовами FARID и Ряжского завода с немецкими КМУ Atlas. КМУ устанавливается на крышу кузова, между кабиной шасси и кузовом, и над приемным бункером. Наиболее эффективное решение – КМУ между кабиной и кузовом. На крышу можно установить КМУ грузоподъемностью максимум 500 кг, чего недостаточно для работы с заглубленными контейнерами. Более тяжелая КМУ может продавить крышу. А за кабиной ставят КМУ грузоподъемностью 1100 кг на максимальном вылете 9 м. Для удобства работы с контейнерами над приемным бункером можно установить кожух, увеличив вместимость приемного бункера до 8 м3. При необходимости кожух поднимается гидравликой на крышу.

(Окончание. Начало см. «ОС» № 2, 4, 6 и 8, 2012 г.)

компании по теме статьи
компании по теме статьи