Битва идей (ч.4)

Основные направления развития конструкций современных мусоровозов

И. Варывдин
Продолжаем оценивать развитие конструкций автомобилей для сбора и вывоза бытовых отходов. Разбираемся с различными способами погрузки и уплотнения ТБО, выделяя перспективные решения для российского рынка. По-прежнему в большинстве регионов РФ мусоровозы передней загрузки скорее экзотика, чем рабочий автомобиль. С чем это связано и есть ли будущее у фронтлоудера в России?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 2, 4 и 6, 2012 г.)

Само по себе решение подхватывать контейнерный бак спереди совсем не новое. В Штатах фронтлоудеры активно соревнуются с мусоровозами других типов примерно с тридцатых годов прошлого века. Но советское руководство нашей страны не прельстили относительная сложность и дороговизна механизмов для погрузки отходов спереди. Металл был на особом счету, кабины грузовиков строили из дерева, а тут такие большие стальные «лапы» манипулятора! Потому и не стали в свое время перенимать заграничный опыт в виде всех вариантов мусоровозов, ограничившись лишь машинами задней загрузки без дополнительных погрузочных механизмов.

Сегодня, когда славное советское прошлое не мешает развиваться передовой модернизированной российской экономике, фронтлоудеры в линейке специальных транспортных средств для обращения с отходами по-прежнему стоят особняком. Как ни удивительно, но в основном по тем же причинам, что и в далеком прошлом.

Но сначала разберемся, зачем вообще нужен этот самый фронтлоудер, какие у него преимущества по сравнению с другими конструкциями? У мусоровоза передней загрузки кузов и погрузочная камера в принципе не отличаются от мусоровозов боковой загрузки. Как уже говорилось, их всех точнее было бы именовать «мусоровозами верхней загрузки», но производители и продавцы хотят показать, как именно осуществляется погрузка контейнера каждой машиной, отсюда столько разных названий. Всё различие – в погрузочном механизме. Здесь он состоит из складных «вил», подвешенных на С-образных рычагах, каждый из которых в свою очередь подвижно крепится к кузову позади кабины. Привод «вил» гидравлический, а вот рычаги, кроме гидроцилиндра, могут подниматься-опускаться механикой в зависимости от модели. На контейнерах для «лап» подъемного механизма имеются соответствующие проушины, попасть в которые, управляя машиной из кабины, не составляет труда. Это вам не подавать грузовик к бакам сбоку и тем более не сдавать к контейнеру-«лодочке» мусоровоз задней загрузки с портальным механизмом или лебедкой. В среднем баки для фронтлоудера принимают по 5 м3 отходов, но встречаются и более вместительные, до 10 м3. Под стать контейнерам и приемная камера мусоровоза – не менее 8 м3 у самых скромных моделей. Правда, в США, где фронтлоудеры весьма популярны, встречаются небольшие машины на двухосных шасси, но, поскольку мы больше тяготеем к Европе, то берем пример с нее. И в Старом Свете мусоровозы передней загрузки заняли свою прочную нишу как машины, эффективно и рентабельно перевозящие большое количество ТБО. Поэтому и наше внимание сосредоточено в основном на крупных моделях на шасси минимум о трех, а то и о четырех осях.

Наверняка трудно постоянно слышать о том, что мы отстаем и в том и в этом. Но если продолжить так любимое сравнение нас с Америкой, то выяснится, что в России не только нет настоящих дорог и автомобильной промышленности, но и настоящих, то есть реальных, а не «карманных» профсоюзов. Смотрите, фронтлоудер – это как раз такой тип мусоровоза, управляя которым водитель-оператор полностью освобожден от контакта с мусором. Рабочие перчатки нужны только для того, чтобы заглянуть в смотровое окно загрузочной камеры: не застряло ли там чего. Все же основные рабочие операции, включая и разгрузку на полигоне, выполняются из кабины, в которую, оборудованную кондиционером, даже запах ТБО не проникает. Стоит ли вспоминать о летящих за шиворот очистках или о погрузке мусора вручную. Аналогичные условия труда предлагают только упоминавшиеся в прошлом номере «боковые» мусоровозы с автоматизированными процессами погрузки. Но подавать машину боком сложнее, да и для того, чтобы обеспечить описанные условия работы, мусоровоз нужно еще оборудовать камерой и монитором, то есть увеличить ее стоимость. Однако на повестке дня лидеров «профсоюза водителей мусоровозов» требование перевода их с устаревших машин на современные фронтлоудеры даже не значится! Собственно, именно поэтому не получают у нас развития и мусоровозы со специальными кабинами, облегчающими оператору многократные «входы-выходы» для разгрузки баков. И по той же причине фронтлоудеры не появляются в списках регулярной продукции отечественных производителей коммунальной техники. Мусоровозы передней загрузки в России хоть и выпускают, но небольшими партиями. Это фактически лишь установка импортного оборудования на отечественные шасси.

Кроме условий труда высшего класса фронтлоудер это еще и очень «прожорливый» мусоровоз. В среднем автомобиль способен, что называется, зараз «съесть» около 10 м3 мусора и «не подавиться» при его уплотнении. Ведь размер условного окна, отделяющего загрузочную камеру от кузова-накопителя, равен поперечному размеру кузова, то есть даже больше загрузочного отверстия! Прессующая плита здесь выполняет роль и выталкивающей плиты, свободно перемещаясь вдоль всего кузова, а не только в пределах пресс-камеры. Так что какие там старые унитазы – грузите все, что влезет в большой контейнер: рамы, двери, шкафы целиком! Практически весь бытовой мусор и строительные отходы, образующиеся в современном российском домохозяйстве, можно будет собирать и везти одной машиной, главное, чтобы какой-нибудь «старатель» не засыпал пятикубовый бак полностью бетонным или кирпичным боем. Вероятность этого, конечно, из разряда казуистики, но мы же с вами в России живем и не к такому привыкли... Существуют, правда, фронтлоудеры с более сложно устроенным кузовом, где накопитель выполнен раздельно от пресс-камеры и разгружается самосвальным способом. Или «отстегивается» от шасси для дальнейшей перевозки другим видом транспорта. Такой вариант идеален для сортированных бытовых и промышленных отходов, отправляемых на повторную переработку.

Типичный фронтлоудер – рекордсмен в классе мусоровозов по объему загружаемых отходов, минимальный объем кузова-накопителя – 22 м3, в среднем же – 33–36 м3! Такие высокие показатели достигаются за счет того, что в схеме мусоровоза передней загрузки с максимальной эффективностью используются возможности шасси. Ведь само загрузочное устройство не отнимает место в габаритах рабочей части шасси, отведенной под оборудование, как это происходит при расположении погрузочных механизмов в базе сбоку или в заднем свесе. У коммунальных предприятий все большую статью расходов составляет топливо на путь до полигона и обратно. ТБО складируется все больше, возить приходится все дальше. Что ни говори, но в России выгодно насобирать полный кузов мусора и везти его за город одной машиной, не случайно мусоровозы на трехосных «КамАЗах» так популярны. А при передней загрузке и простои при опорожнении баков минимальны. Подать машину к контейнеру передним ходом, разложить «вилы» погрузчика, опрокинуть бак, поставить на место и сдать назад для подхвата следующего контейнера или для разворота буквально «секундное дело». Таким образом, фронтлоудер показывает себя как весьма эффективный мусоровоз при грамотной эксплуатации.

Особенно важно подчеркнуть то, что для фронтлоудера необходим только один рабочий для управления машиной и сбора мусора (а не как обычно – 3 человека на один мусоровоз), тем самым сводятся к минимуму связанные с этим немалые риски и ошибки человеческого фактора. Зимой и летом, в любую непогоду, рабочий целенаправленно выполняет свою работу, вывозя реально огромное количество мусора. Но неужели фронтлоудер совершенно лишен недостатков?

Недостатки конечно же есть. Это в первую очередь та самая грамотная эксплуатация, которая в нашем случае предусматривает замену целой существующей инфраструктуры сбора мусора с установкой своих контейнеров большого объема. Иными словами, чтобы зарабатывать больше, требуется и вложить больше. А люди сегодня, присматривая новый мусоровоз, чаще норовят пристроить его под ту сеть контейнерных площадок, которая уже есть. Там же, где новым способам сбора оказывается всяческое содействие, например, со стороны местных администраций, фронтлоудеры вступают в конкуренцию с мусоровозами с КМУ для контейнеров заглубленного типа. А последние, судя по тому, как активно их продвигают на рынке сами производители кранов-манипуляторов, сдавать свои позиции не намерены. Кстати говоря, фронтлоудеры как раз-таки очень хорошо работают и с заглубленными контейнерами, только вместо полипропиленового «чулка» вынимаемый бак должен быть глухой, пластиковый. Ну и, разумеется, вместо крюка на крышке должны быть проушины по бокам надземной части контейнера, а крышка должна быть открывающейся. Понятно, что в итоге все это приводит к повышению цены баков, а значит, и стоимости услуг вывоза мусора. В общем, получается «мусоровоз для богатых», не зря же в США их пруд пруди!

Из других недостатков стоит отметить, что при эксплуатации фронтлоудера не все в порядке и с вопросами безопасности. Здесь требуется обязательное движение задним ходом, в зависимости от числа контейнеров, по нескольку раз. А сдавать назад вслепую приходится не на пустынном складе, а в зоне, где постоянно снуют куда попало «бестолковые» жители. Опять же проблема места. Громоздкие фронтлоудеры не в каждый двор смогут проехать, не то что развернуться в нем. Так или иначе может встать вопрос не просто о замене баков, а о полной реконструкции контейнерных площадок и проездов к ним. Кроме того, при переводе системы сбора ТБО на работу с фронтлоудерами возникнет вопрос и о специальных машинах для доставки контейнеров на площадки, и для транспортировки их на склад для санобработки.

Как уже отмечалось, фронтлоудеры не значатся в топ-листах продаж и предложение их относительно небольшое. С другой стороны, все основные игроки российского рынка мусоровозов предлагают машины передней загрузки и занимаются установкой оборудования на импортные или, сегодня чаще, отечественные шасси. ЗАО «Коминвест-АКМТ», дилер итальянской компании Farid, предлагает фронтлоудеры серии FL на четырехосном шасси Volvo FM. Объем кузова – 25 м3, загрузочной камеры – 8,8 м3. Этот итальянский мусоровоз уже по достоинству оценили во многих европейских странах, включая Великобританию. Возможна установка на другое шасси с подходящими характеристиками. Компания «Экопресс Групп» занимается установкой скандинавского оборудования на отечественные трехосные шасси «КамАЗ-6520», объем кузова – 22 м3, загрузочной камеры – 8,8 м3. На сегодняшний день это самые доступные новые фронтлоудеры на отечественном рынке. Еще интересный факт: оборудование фронтлоудера доступно автомобилям с системой «мультилифт», то есть покупать полностью машину с шасси необязательно. Кроме фронтлоудеров немецкой марки FAUN, хорошо известной у нас благодаря своим мусоровозам задней загрузки, через германское посредничество нам доступны машины американских компаний, таких как Heil и New Way. Но заокеанское оборудование приходит на шасси европейских марок, поэтому мало кто задумывается о его истинном происхождении. А те, кто задумывается, порой задаются вопросом соответствия характеристик оборудования и шасси. Дело в том, что американские шасси отличаются от европейских тем, что на передней оси применяются колеса большей размерности и соответственно грузоподъемности, чем на задней тележке. Из-за этого получается, что американский трехосник ближе скорее европейскому четырехоснику с двумя передними поворотными осями. И потому один и тот же кузов в США будет на шасси 6х4, а в Европе – на 8х4 или на 8х2. Варианты объема кузова у этих марок – от 26 до 38 м3. Мусоровозы-гиганты все больше приветствуются в Европе, ведь чем больше груза на одну транспортную единицу, тем меньше суммарный выброс вредных веществ в атмосферу.

Возможно, и у нас способности фронтлоудеров будут по достоинству оценены коммунальными предприятиями. Тем более, что примеры для подражания есть. Например, компания «РЕМОНДИС» (г. Саранск), успешно использующая для эффективного вывоза ТБО в две смены три фроунтлодера FRONTPRESS 533 производства компании FAUN и разместившая по всему городу соответствующие контейнеры. Радующие глаз горожан мусоровозы объемом 33 м3, установленные на трехосном шасси МАN, выдержали лютую русскую зиму, подъезды и дороги Саранска и Саранского полигона.

компании по теме статьи
компании по теме статьи