Скромные герои вакуумно-уборочного комплекса

Николай Протасов
Существует множество марок вакуумных машин для уборки дорог и тротуаров. Познакомим читателей с оригинальными особенностями оборудования некоторых из них.
 
 
 
 
 
 
 
 

Все уборочные машины условно можно разделить на три категории. Это машины, которые применяют при очистке и подметании тротуаров, а также нешироких дорог. Для трасс и автострад используются более производительные специализированные машины. К третьей категории относятся специальные машины, используемые там, где стандартную технику использовать нерационально или невозможно. Конечно, это деление достаточно условное, реальные границы этих групп размыты.

Уборочную технику третьей категории производит датская компания Beam A/S. Компания Beam была основана в 1972 году. Вот уже 38 лет компания занимается проектированием и изготовлением специальных вакуумных подметально-уборочных машин на коммерческих шасси и моечного оборудования высокого давления. Вся продукция компании изготавливается только по индивидуальному заказу с целью получения клиентом высокоэффективного продукта для решения поставленной им задачи. Модельный ряд компании включает в себя машины для уборки и очистки ВПП аэродрома, машины для сбора масел и топлива, машины для высокопроизводительной уборки гоночных трасс, машины для уборки строительного мусора, для очистки трамвайных путей, мойки тоннелей и пористого асфальтового покрытия.

Одна из наиболее популярных моделей компании – S8000. В машине имеется емкость с нержавеющим дном для нечистот вместимостью 8 м3. Основной резервуар вмещает 2200 л воды. В баке имеется анодный элемент, предотвращающий коррозию. При необходимости объем воды можно увеличить еще на 1000 л. Для этого используется часть емкости для мусора: так оригинально регулируется вместимость баков для мусора и воды. Можно также установить дополнительный бак для воды объемом до 2000 л воды между кабиной и бункером.

В установке используется автономный приводной двигатель мощностью 130 кВт, который, вращая турбину, создает разрежение всасывания от 4 до 18 кПа. У аналогичных моделей других производителей примерно наполовину ниже и мощность двигателя, и мощность всасывания.

Beam предлагает комплектации и с более мощными двигателями – 170 и 205 кВт. Установка рассчитана на уборку с обеих сторон машины. Максимальная ширина уборки машиной составляет 2550 мм. Доступна опция выдвижения всего подметального узла на 400 мм, что позволяет при прямолинейном движении машины убирать в труднодоступных местах.

На машине установлена система смачивания щеток при подметании с функцией подогрева воды через теплообменник. Благодаря ей пыль не поднимается в воздух, а направляется в вакуумные сопла. Вода подогревается до 30 °С, что позволяет подметать при температуре окружающей среды до –3 °С. Машина S8000 может очищать поверхность дороги струей воды интенсивностью 80 л/мин под давлением 50 бар.

Компания предлагает и более мощные моющие установки с давлением до 600 бар и даже до 3000 бар, удаляющие самые стойкие загрязнения, которые могут комплектоваться в различных конфигурациях как стандартными распределительными рейками, так и рейками с V-образными или вращающимися форсунками. Моющие устройства высокого давления дополняются пистолетами для ручной мойки. Также машину можно укомплектовать всасывающей шахтой сзади во всю ширину для сбора жидкостей, а также дизельной системой нагрева воды для мойки высокого давления.

По желанию клиента машину можно оборудовать и различным передненавесным быстросъемным оборудованием, таким как роликовые снегоуборочные щетки, магнитная балка, лотковые щетки с манипулятором и т. д.

Faun является одной из четырех компаний, составляющих Kirchhoff Group. Вместимость мусорного контейнера на машине Faun Viajet 6 составляет 6 м3, а на модели Viajet 7 – 7 м3. Большая вместимость бака дает возможность выполнять значительные объемы уборки и уезжать на большое расстояние от места выгрузки мусора.

Стандартный набор оборудования Faun Viajet включает также бак для воды на 1200–2000 л, основные цилиндрические и лотковые щетки. Сила прижатия лотковых щеток к очищаемой поверхности регулируется автоматически, компенсируя их износ. Скорость вращения лотковых щеток регулируется бесступенчато. Стандартная ширина уборки составляет 2300 мм, но за счет применения двустороннего всасывания и дополнительных щеток ширина зоны уборки может быть увеличена до 3,6 м. Рабочая скорость машины составляет 4–8 км/ч. Всасывающие сопла могут быть установлены как с левого, так и с правого бока или по обеим сторонам машины. Данные модели имеют автономный двигатель, который приводит во вращение турбину, создающую разрежение в контейнере для мусора.

Всасывающие сопла снабжены специальными клапанами, которые открываются полностью только в случае засасывания крупных кусков мусора, в остальное время клапан чуть приоткрыт, что существенно экономит энергию воздушного потока.

В большинстве работающих сегодня вакуумно-уборочных машин воздух, возвращаемый в атмосферу, проходит через фильтр. Особенностью установок Viajet является использование рециркуляции воздуха. Воздух, собравший мусор, на выходе из бака проходит грубую очистку и снова направляется к всасывающему соплу. Благодаря рециркуляции в процессе движения через фильтры и по воздуховодам воздух прогревается, и даже при температуре окружающей среды –5 °С его температура составляет около 20 °С. Подаваемая для смачивания щеток вода смешивается с горячим воздухом и не замерзает.

Трамвайные пути может сделать безупречно чистыми специализированная машина для очистки рельсовых путей с оборудованием фирмы BEAM AS (Дания) на базе КамАЗ 53605 (4х2), изготовленная ЗАО «Коминвест-АКМТ». Машина предназначена для очистки желобов трамвайных рельсов от песка, грязи как на прямых, так и криволинейных участках пути, очистки стрелочных переводов с забором ила и грязи из них и из отстойных колодцев, а также из пониженных мест зоны трамвайных путей. Машина оснащена специальным оборудованием: 4-цилиндровым автономным турбированным дизельным двигателем мощностью 88 кВт; вакуумным износостойким вентилятором с разными по толщине ножами, обеспечивающими безопасность и целостность конструкции при стирании более тонких ножей; с приводом от автономного двигателя через гидродинамическую муфту с механической коробкой передач.

Бункер вместимостью от 6,5 м3 изготавливается полностью из нержавеющей стали, управление заслонками всасывающих шахт выведено наружу бункера для обеспечения визуального контроля рабочего положения. Элементы управления всех систем (электрической, водяной, пневматической, гидравлической) находятся в защищенном закрывающемся шкафу, а управление всеми исполнительными механизмами машины осуществляется из кабины, кроме операций по выгрузке смета и продува системы, управление которыми осуществляется с выносного пульта (поднятие-опускание бункера и открытие-закрытие задней двери). Машина комплектуется рамой безопасности для фиксации поднятого бункера, которая имеет гидравлическое управление и электрический насос для аварийного поднятия бункера. В состав водяной системы машин входят баки для воды общей вместимостью 2000 л. Конструкцией предусмотрено устройство продува водяной системы воздухом при опорожнении баков для предотвращения замерзания системы при отрицательных температурах после завершения работы машины. Имеется гребенка с распылительными форсунками спереди шасси, а также форсунки в зоне всасывания и шланг для мойки бункера. На машине установлены водяной насос высокого давления для чистки стрелочных переводов и борозд (90 бар, 40 л/мин) и водяной насос низкого давления для подавления пыли и мойки машины (5 бар, 35 л/мин).

Подметально-всасывающее устройство состоит из рельсовой тележки с всасывающими шахтами, форсунок высокого давления и скребров-резцов. Всасывающие шахты справа и слева со встроенной подачей воды высокого давления для чистки рельсовых переводов диаметром 200х150 мм, 300х150 мм, скребок-резец на всасывающем наконечнике для чистки твердого мусора в бороздах, с пневматическим приводом подъема-опускания.