Битва идей (ч.2)

Основные направления развития конструкций современных мусоровозов

И. Варывдин
Продолжаем оценивать развитие конструкций автомобилей для сбора и вывоза бытовых отходов. Разбираемся с различными способами погрузки и уплотнения ТБО, выделяя перспективные для российского рынка решения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 2, 2012 г.)

Задние или передние

Способ, каким осуществляется загрузка мусоровозов, является, пожалуй, самым важным параметром их конструкции, равно как расположение и характер вспомогательного погрузочного оборудования. Большое распространение получила и классификация машин по этому признаку с основным делением их на мусоровозы с задней и боковой загрузкой, что, однако, не совсем корректно. Дело в том, что загрузки сбоку не бывает в принципе, речь идет о боковом расположении манипулятора, кузов же загружается сверху. Погрузочные механизмы у мусоровозов (назовем их с «верхней» загрузкой) могут, кроме того, монтироваться как спереди, так и сзади. В результате машины одного типа попадают в разные каталоги. В то же время ничто не мешает «боковые» мусоровозы грузить сзади вручную при открытом створе, что часто и делают на практике, чтобы забирать КГМ и ТБО из баков одной машиной.

С точки зрения потребителя более удобной была бы классификация, учитывающая прежде всего те мусорные контейнеры, с которыми оборудование может работать, а также в каком виде допускается ручная загрузка. Непосредственно с точки зрения конструкции мусоровозов погрузка в их корпус отходов возможна лишь двумя способами: через люк в его верхней стенке, чаще расположенный в передней его части, или через заднюю «дверь». Последняя у мусоровозов «истинно задней загрузки» устроена довольно сложно, но, как и у иным способом загружаемых машин, поднимается на гидроцилиндрах кверху, открывая кузов для разгрузки на полигоне или мусороперегрузочной станции.

На них для начала и остановимся, ведь не зря их называют классическими мусоровозами, все-таки эта схема для организованного сбора бытовых отходов появилась у нас одной из первых. Но сегодняшние «задние» «рециклеры» сохранили все принципиальные черты далеких предков. Основа оборудования – загрузочная ванна или ковш – выполняется в форме «полубочки» из износостойких марок стали. Мусор из ковша попадает в кузов с помощью прессующей плиты, для чего та подается назад и вниз. Ее подвижная нижняя часть прокатывается по дну ванны, после чего, сложившись в виде «горсти», она затаскивает содержимое загрузочного бункера в кузов. Ножи и гидроцилиндры этой плиты, обычно очень мощные и прочные: порой можно видеть, как в «пасти» мусоровоза исчезают целиком шкафы – такая плита крошит и заталкивает их внутрь. Она хотя и называется прессующей, движения ее внутри корпуса ограничены, фактически она является подвижной задней стенкой кузова. Каждая партия отходов подталкивается к уже загруженным ТБО, и так весь объем мусора проталкивается к передней стенке, которая практически у всех моделей сегодня представлена выталкивающей плитой. Из-за этого в процессе погрузки часть отходов часто падает обратно в загрузочную ванну, и на их возврат тратится лишняя энергия.

Исполнение загрузочного бункера с низким бортом идеально для погрузки ТБО вручную. За рубежом такие модели популярны для сбора, как там говорят, «крупногабаритного мусора», а именно отходов, упакованных в большие пластиковые пакеты, не влезающие в стандартные контейнеры. Где-то так собирают мусор лишь потому, что со специальными баками работать неудобно, проще свалить пакеты в одну кучу прямо на асфальте, но назвать этот способ сбора неорганизованным трудно. Когда смотришь по ТВ на «их» пакеты, думаешь о том, что у нас бы нашлись «добрые люди», выкинули бы из них весь мусор в поисках чего ценного, а кто-то и ради самих пакетов из толстого черного и очень качественного полиэтилена.

Кроме пакетов мусор можно грузить и по старинке, из ведра. У нас для этого жильцы окрестных домов в означенный час собираются на площадке в ожидании мусоровоза, а в США, к примеру, выставляют емкости на обочине дороги напротив собственного дома, их опустошают катающиеся на подножках мусоровоза рабочие. Кстати, наверняка многие обратили внимание на тот факт, что на отечественных мусоровозах с задней загрузкой никаких подножек нет, а их наличие на импортных моделях преимуществом не является – такое баловство у нас наказуемо. Да и негде у нас кататься, нет инфраструктуры микрорайонов малоэтажной застройки с широкими ровными дорогами, на обочинах которых нет ни деревьев, ни рукотворных объектов, за которые мог бы случайно зацепиться стоящий на подножке рабочий.

В Штатах мусоровозы с задней загрузкой в отличие от Европы редко оборудуют устройствами для механизированной погрузки. Самый распространенный контейнер там пластиковый на двух колесах объемом менее 400 литров. Стенки его обычно круглой формы, опрокидыватель для него с двумя округлыми захватами крепится непосредственно на низкий борт. Большие четырехколесные мусоровозы – редкость. Иное дело в Европе, там количество типоразмеров мусорных бачков уже превысило разумный предел, а уж каких только систем подъемных механизмов не придумано! Всевозможные ответные планки, поднимающие крышку, страховочные петли, упругие элементы, препятствующие поломке стенок контейнера. Плюс к этому различные варианты исполнения гидропривода опрокидывателя, включая схему с предварительным подъемом баков. Но в принципе стандартный «еврозахват» включает в себя складные «лапы» для контейнера вместимостью 1,1 м3 и набор расположенных в ряд крюков для захвата баков меньшего объема.

Вариантов загрузки отходов из больших контейнеров существует два. В России широко применяются 8-кубовые «лодочки». Их со строительным мусором внутри перевозят на так называемых «портальных» мусоровозах, точнее – контейнеровозах. А мусоровозы с задней загрузкой у нас часто оборудуют портальным погрузчиком, с его помощью грузят ТБО, собранные в подобные 8-кубовым бункера с «крышей» или полностью закрытые с лючками. Собственно, в России пока чаще покупают мусоровоз с задней загрузкой для двух целей: погрузка ручная и из больших контейнеров с помощью портала. На европейских машинах проблема объединения «заднего» мусоровоза и бункера большого объема решена иначе. Там к верхней стенке кузова крепится лебедка, трос цепляется к бункеру за две проушины на его «тупой» стороне, а острым «носом» контейнер упирается в заднюю стенку приемного бункера. Сам контейнер полностью закрытый и хорошо защищен от атмосферных осадков. Разумеется, опустошить большой контейнер в загрузочную ванну за один прием не удастся, даже у рекордсменов ее объем не превышает 2,5 м3. Но принцип работы прессующей плиты позволяет сыпать, что называется, сверх меры (просыпанию мусора на землю препятствуют собственные стенки контейнера и приемной части мусоровоза, расположенные очень близко друг к другу).

Сегодня близость Европы ощущается буквально во всем, в том числе и в перенимаемом нами устройстве машин для вывоза мусора. Но причина этого в том, что мы не очень-то стремимся создавать что-то свое, опираясь на импортные технологии, а попросту переносим весь европейский опыт сбора и вывоза ТБО на российскую действительность, без оглядки на различия в климате, истории и культуре. Никто не станет спорить с тем, что мусоровозы из Европы изготовлены качественно, но как быть с пластмассовыми «ведрами», под которые они разработаны? В лучшем случае у нас находят применение баки вместимостью 1,1 м3 из оцинкованной стали, да и то лишь на относительно благополучных территориях. А для остальных просторов «необъятной» больше бы подошел американский вариант с низким бортом, к которому надо смонтировать манипулятор с «нашим» захватом контейнера за стенку. Сами же стандартные баки 0,75 м3 легко модернизировать, дополнив крышками и колесами. Работая не на подъем, как сейчас с «боковыми» мусоровозами, а лишь на опрокидывание, контейнеры прослужат дольше и сохранят товарный вид. Мусор станет меньше просыпаться, а операторам будут доступны ручной сбор и механизированная погрузка на одной машине.

На рынке РФ сегодня много моделей классических мусоровозов с задней загрузкой как зарубежных марок, так и отечественных. Российские заводы по понятным причинам все больше следуют европейской моде. Интересно, что ни один завод не предлагает сегодня мусоровоз, предназначенный исключительно для ручной погрузки, т. е. с низким бортом и без погрузочных механизмов. И это в то время, когда у нас огромное количество мусора собирают вручную! Взять хотя бы мусор, собираемый по обочинам городских дорог и улиц, который, к слову, в меньшей степени состоит из опавшей листвы и веток. Бригады рабочих собирают этот мусор в п/э пакеты, а потом грузят вручную в самосвал. Ну, а если даже при той скорости засорения обочин сигаретными пачками и пустыми бутылками, как у нас, все равно остаются сомнения в постоянной занятости такой машины, предложили бы ее как сменное оборудование для «мультилифт»-систем!

Последним писком моды для мусоровозов с задней загрузкой стала дополнительная установка кранов-манипуляторов для работы с все более набирающими популярность в России заглубленными контейнерами. Справедливости ради заметим, что «задние» – не лучший вариант для этой цели, хотя бы из-за относительно небольших размеров загрузочной ванны, ведь объем заглубленных контейнеров – 3–5 м3. Стоит такой расшнуровать, как все содержимое выпадет под действием силы тяжести, придется держать мешок в бункере, плита начнет его сжимать и может порвать, в общем, сплошная морока. Все это заставляет усложнять конструкцию мусоровоза, дополнять его съемным или подвижным кожухом, увеличивающим объем загрузочного ковша.

Но в ответ на все сложности перевозчику предлагается коммунальный автомобиль-универсал, сочетающий в одной машине сбор мусора вручную, из «евроконтейнеров» 0,12–1,1 м3, больших бункеров 8–12 м3 и контейнеров заглубленного типа 3–5 м3. Никакая другая конструкция мусоровозов кроме задней погрузки не может предложить такого широкого сочетания возможностей. Разгрузка их осуществляется только с помощью выталкивающей плиты, самосвальная разгрузка просто невозможна из-за громоздкого «хвоста», который, чтобы открыть задний проем, приходится поднимать вверх – больше некуда. Обилие подвижных элементов, конечно, усложняет конструкцию, но некоторые производители нашли дополнительное применение выталкивающей плите, возложив на нее функцию «подпрессовывания» отходов, тем самым увеличивая степень уплотнения. Впрочем, общая сложность устройства мусоровозов с задней загрузкой для оператора оборачивается простотой управления. Всего три рычага: один для кантователя, два для прессующей плиты. Одна ручка управляет поворотной частью плиты, вторая – движением основной ее части по направляющим вперед и назад; обе они отсекаются автоматически по достижении элементами плиты крайних положений. Можно обойтись и без рычагов, многие производители устанавливают сегодня полностью кнопочное управление всеми режимами работы мусоровоза, особенно на малых, так называемых «перегружаемых» моделях. Они практически не приспособлены для ручной погрузки, их загрузочная камера выполнена в виде продолжения кузова и несколько «задрана» кверху. Контейнер, поднимаемый кантователем, опорожняется здесь примерно на высоте 2 м от уровня земли. Машины, маркируемые названием группы «Mini», оборудованы выталкивающей плитой, она движется здесь по направляющим, повторяя контуры кузова, назад и вверх. Самые маленькие мусоровозы с задней загрузкой «Micro» разгружаются самосвальным способом. Они также оснащаются опрокидывателем для мусорных бачков европейского типа вместимостью от 0,12 до 1,1 м3, без которого их применение теряет смысл.

Однако вернемся к большим мусоровозам, или, как их называют на западный манер, «Midi» и «Maxi». В передней части их кузова расположены рычаги управления разгрузкой, один отвечает за гидроцилиндры подъема «хвоста», второй – за движения выталкивающей плиты. Если органы управления загрузкой обычно расположены на правой стороне кузова (чтобы оператор находился во время погрузки в безопасном месте, на тротуаре или обочине), то ручки, контролирующие разгрузку, наоборот, ставят ближе к кабине с водительской стороны, в нашем случае слева, ведь разгружается машина в безопасном месте, и важнее облегчить работу водителя и сократить время выгрузки. Этому способствует и наличие у мусоровоза автоматических замков, запирающих задний борт. Проще говоря, поднял борт, разгрузился, закрыл борт, прыгнул в кабину и был таков. Но этот идеальный вариант возможен только при разгрузке на перегрузочной станции или специальной эстакаде, что за рубежом, как раз таки не редкость. А у нас не то чтобы ворота закрыть, но и чтобы нормально разгрузиться, придется подать машину вперед не один раз, а правила эксплуатации заставляют водителя не только автомобиль, но и каждый мусорный бак предварительно осматривать!

Домашние отходы, как правило, содержат большую долю жидких органических остатков, и в процессе их прессования образуется жидкость, стекающая в загрузочную ванну как самую низко расположенную часть мусоровоза. Для нее необходимо предусматривать систему сбора и слива в положенном месте, в нашем случае на том же полигоне ТБО. Классические мусоровозы задней загрузки традиционно славятся аккуратностью при погрузке, а самые настоящие чистюли – те модели, которые не предназначены для работы с контейнерами больших объемов. У них высокие боковые борта и выступающая назад верхняя стенка формируют настоящий домик, окно загрузки в котором еще и закрывают шторой (мусоровозы FARID, Zoeller и др.). Просыпать мусор, как говорится, «мимо урны» не получится даже в очень ветреную погоду.

Конструкция классических мусоровозов задней загрузки, казалось бы, давно изучена вдоль и поперек, но продолжает совершенствоваться. Например, немецкая компания Zoeller предложила отказаться от гидропривода кантователя. Ее модель подъемника System 2407 E-ROTARY оснащена двумя электромоторами, каждый приводит в действие свой опрокидыватель для малых баков (до 360 л). В данном случае такая замена повышает ресурс машины, ведь электрика изнашивается медленнее любой, даже самой хорошей гидравлики. Такая модель найдет лишь ограниченное применение, только там, где широко используют пластиковые баки малого объема. Ну а российский партнер немецкой фирмы группа компаний «РГ» предлагает оснащать свои мусоровозы системой взвешивания с передачей данных по системе GPS/ ГЛОНАСС. Это, в частности, позволит не только контролировать работу бригады и планировать маршрут, но и предъявлять счета клиентам по фактически вывезенной массе ТБО.

Как ни хороши, современны и эффективны будут мусоровозы с задней загрузкой, в России их развитие всегда будут сдерживать такие факторы, как снежные зимы и обилие грязи на дорогах. При движении, как известно, больше всего достается корме, а тут как раз расположены все рабочие узлы и подвижные элементы. В общем, сами понимаете…

(Продолжение следует)

 

С ростом городского населения и количества транспорта эффективное удаление ТБО за городскую черту превращается в большую проблему и требует комплексного подхода. Компания ЗАО «Коминвест-АКМТ» собрала отдельные технологические решения в комплексную систему, которая включает оборудование для первичного сбора и вывоза ТБО компактными мусоровозами к городской черте, перегрузку и вывоз ТБО за городскую черту большими и транспортными мусоровозами.

Компания предлагает современные технологии для сбора ТБО, такие как заглубленные контейнеры и компакторы. Заглубленные контейнеры итальянской фирмы Silo вместимостью до 5 м3 изготавливают из стойкого полиэтилена и на 2/3 погружают в землю. Благодаря конусообразной форме, скользкой поверхности и анкеровке днища контейнер не выдавливается из грунта зимой. Помимо этого из конусообразной емкости мешок с мусором легче извлекать. Внешняя облицовка и крышка выполнены из того же материала.

Вторая технология сбора – компакторы итальянской фирмы Ecologia с кузовом вместимостью от 8 до 30 м3 в стационарном и мобильном исполнении с питанием электродвигателя от внешней сети либо от автономного дизельного двигателя. Стационарный компактор отличается раздельным кузовом и приемным бункером с силовой установкой. Транспортируется компактор автомобилем с крюковым подъемником («мультилифтом»). «Коминвест-АКМТ» монтирует на автомобили крюковые подъемники VDL. В ближайшее время «Коминвест-АКМТ» представит новинку – компактор на солнечных батареях. Заказаны два компактора для Москвы и Сочи. Это полностью автономные установки, для их питания не нужно «розетки», достаточно света даже в пасмурный день.

Для двухэтапного вывоза ТБО компания предлагает малые мусоровозы, большие и транспортные итальянской фирмы Farid на отечественных и импортных шасси. Малые мусоровозы с кузовами вместимостью 5, 8 и 10 м3 компания монтирует на компактные, маневренные шасси Mitsubishi FUSO Canter, Hyundai, Isuzu, «Валдай», КамАЗ, IVECO, Renault, MAN. Преимущество технологии в том, что малый мусоровоз выгружает мусор прямо в приемный бункер большого, перегрузочная станция не нужна.

В категории больших мусоровозов спросом пользуются машины с кузовами вместимостью 16, 17, 19, 23, 25 и 27 м3, особенно 17-кубовые на шасси КамАЗ-53605, 16-кубовые на шасси КамАЗ-65115 и 19- и 20-кубовые на шасси КамАЗ-6520.

Мусоровозы Farid имеют ряд конструкционных преимуществ. Борта, днище и крыша кузова полусферической формы выполнены из цельных листов прочной стали толщиной 4 мм без ребер жесткости. Кузов прочен, по нему легко сходит жидкость, и он легче на полтонны, чем у аналогичных моделей конкурентов. Цилиндры подающей плиты выведены за пределы приемного бункера, чтобы мусор не попадал на штоки. Вся сварка роботизирована. Вместимость приемного бункера – 2,8 м3, чего больше нет ни у кого.

Транспортные мусоровозы Farid с кузовами вместимостью 40 и 45 м3 на автомобильных полуприцепах оснащены автономными двигателями, чего также нет у конкурентов. Тягач может обслуживать несколько таких мусоровозов. Мусоровоз оснащен кантователем и может в стационарном режиме работать как обычный. Возможна установка портального подъемника.

Для обслуживания заглубленных контейнеров компания разработала мусоровозы с кузовами Farid и Ряжского завода с немецкими КМУ Atlas. КМУ устанавливается на крышу кузова, между кабиной шасси и кузовом и над приемным бункером. Наиболее эффективное решение – КМУ между кабиной и кузовом. На крышу можно установить КМУ г/п максимум 500 кг, чего недостаточно для работы с заглубленными контейнерами. Более тяжелая КМУ может продавить крышу. А за кабиной ставят КМУ г/п 1100 кг на максимальном вылете 9 м. Для удобства работы с контейнерами над приемным бункером можно установить кожух, увеличив вместимость приемного бункера до 8 м3. При необходимости кожух поднимается гидравликой на крышу.

 

Компания ЗАО «Инфраструктурный проект» является официальным дилером и предлагает к продаже продукцию итальянской фирмы COS.ECO., специализирующейся на разработке, изготовлении и маркетинге оборудования для сбора и транспортировки отходов: мусоровозов большого, среднего и малого классов, машин для мойки контейнеров и другого специализированного оборудования. Компания COS.ECO. создана более 40 лет назад и является одним из признанных лидеров в этой области. Ее продукция является прекрасным сочетанием цены/ качества и экспортируется более чем в 20 стран.

Среднетоннажные мусоровозы COS.ECO. «MEDIO» K5 c объемом кузова от 10 до 19 м3 предназначены для сбора, уплотнения и транспортировки отходов к местам утилизации. Это специально созданная техника для работы в стесненных городских условиях. Большинство мусоровозов, используемых коммунальными службами всего мира, относятся именно к «среднему» классу.

Крупнотоннажные мусоровозы COS.ECO. «GRANDE» K6 c объемом кузова от 21 до 33 м3 предназначены для сбора, уплотнения и транспортировки большого количества отходов к местам утилизации или их дальнейшей переработки.

Данные модели мусоровозов оснащаются подъемными устройствами для работы с различными контейнерами. Минимальный свес над задней осью и оптимальное распределение нагрузок обеспечивают высокую маневренность и управляемость автомобилем. Задняя загрузка и горизонтальное уплотнение позволяют добиться высокой степени уплотнения мусора (до 6:1). Быстрые и надежные средства управления с гидравлическим приводом в сочетании с высокопрочной конструкционной сталью Hardox 400 и первоклассным дизайном делают модели «MEDIO» K5 и «GRANDE» K6 очень надежными мусоровозами. Герметичный кузов позволяет собирать отходы с повышенным содержанием влаги. Низкий борт дает возможность загружать нестандартные и крупногабаритные отходы вручную.

Технология производства мусоровозов предусматривает непрерывный контроль качества на всех этапах производства в полном соответствии с нормами техники безопасности и предотвращения травматизма.

    В целом оборудование COS.ECO. отличает:
  • высокопрочная, жесткая и надежная металлоконструкция кузова и заднего борта;
  • высококачественная гидравлика, обеспечивающая надежность и плавность работы механизмов мусоровозов;
  • высоконадежная, точная конструкция гидроцилиндров с использованием комбинированных опорно-уплотнительных элементов из композиционных материалов, обеспечивающих их многолетнюю работу без ремонта;
  • большой срок службы изнашиваемых компонентов (например, скользящих направляющих, бункера и др.) и компонентов (таких, как шарнирные петли), испытывающих большие механические нагрузки;
  • небольшой вес оборудования, что означает большую полезную нагрузку по сравнению с техникой, произведенной на основе традиционных технологий;
  • работа прессующего механизма в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах.
компании по теме статьи
компании по теме статьи