1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия

Три стороны обычного компактора

Применение пресс-контейнеров для сбора и вывоза промышленных и бытовых отходов

И. Варывдин
Бесхозяйственность как прямое следствие отсутствия частной собственности в итоге разрушила экономику Союза, но что удивительно или даже логично, так это то, что в «новой» России всевозможные народившиеся «хозяева» спустя 20 лет страдают тем же пороком. И если ободранные задние дворы фешенебельных с лицевой стороны супермаркетов еще можно объяснить скупостью или жадностью, то упорное нежелание включаться в процесс утилизации – элементарное расточительство. Не менее расточительно гонять по улицам мусорные контейнеры, до отказа забитые воздухом. Так в выхлопную трубу вылетит вся экономическая обоснованность рециклинга. Городские урны и сбор мусора в общественных местах не выдерживают критики, да и с площадками для твердых бытовых отходов (ТБО) в «спальных» районах не все гладко. Чем помогут пресс-компакторы?
 
 
 
 
 
 
 

Средство от бесхозяйственности

А между тем такие упаковочные материалы, как гофрокартон, полиэтилен, пенопласт, – самые удобные и простые для повторного использования в промышленности отходы, для их переработки требуется меньше всего энергии. Единственное, что необходимо для минимизации затрат на рециклинг, это организация грамотного сбора и транспортировки их к местам утилизации. Но без прессования сбор упаковки, как и некоторых легковесных производственных отходов, теряет смысл. Даже если, допустим, в магазине заставить грузчиков вручную разбирать упаковочные коробки и связывать картонные листы в тюки, а после эти штабеля укладывать в «ГАЗель» «под завязку», все равно транспортные расходы остаются высокими, не говоря о снижении выбросов в атмосферу на килограмм перевезенного груза. Привычный пейзаж на задворках супермаркетов – гора из картона вокруг мусорного контейнера, а ведь он не переполнен, просто упаковка большого размера в него не влезла! Заметьте, что вся эта «гора» в спрессованном виде не заняла бы и 10% от объема такого бака.

Однако нет смысла обращаться с жалобами в экологический комитет, ведь есть простое и, главное, выгодное решение прежде всего для организаций, продуцирующих отходы. Решение это – мобильный пресс-компактор, один из вариантов сменных кузовов для грузового автомобиля с установкой «мультилифт». Схема следующая. Предприятие получает компактор от фирмы-перевозчика в аренду, расходы на электричество для питания установки компенсируются меньшим числом рейсов (примерно 1 против 6). Работа персонала по утилизации упаковки сводится к тому, чтобы бросить ее в пресс-камеру и нажать на кнопку привода пресса. Герметичный кузов накопителя исключает попадание воды, а значит, возможную порчу картона и бумаги. Собранные таким способом отходы с удовольствием принимают предприятия вторсырья, а у торговой организации статья расходов меняется на статью доходов. Промышленные предприятия, где образуется много отходов, давно оценили преимущества пресс-компакторов, но там вследствие больших объемов и непрерывного производственного потока нашли применение компакторы стационарного типа. У них пресс-камера устанавливается на постоянное место, к ней подводится транспортерная лента или кожух для подачи отходов, а мобильными являются только контейнеры-накопители, которые перевозят к месту выгрузки теми же автомобилями с системой «мультилифт». У ряда предпринимателей даже возникло предубеждение, что пресс-компакторы выгодны лишь там, где отходов образуется много, а сами они легко обойдутся тем, что будут подбрасывать на площадку сбора бытового мусора партию-другую пустых коробок в ночное время.

Компактор уходит под  землю

Супермаркетам и прочим торговым организациям стоит подружиться с пресс-компакторами не только для вывоза высвобождающейся упаковки, но и для сбора отходов, аналогичных бытовым, тех, что остаются после персонала и посетителей. Для этого компактор необходимо расположить на подземной платформе с механизмом подъема. При погружении конструкции на поверхности остается только ее стальная «крыша» с небольшим люком размером с урну. Брошенный в люк мусор попадает прямиком в пресс-камеру с автоматизированным управлением. По заполнении кузова-накопителя компания-перевозчик получает сигнал по сотовой связи, погрузка на автомобиль с крюковым «мультилифтом» даже с учетом подъема платформы и отсоединения пресса от электросети занимает считаные минуты. В этом методе при всей его кажущейся революционности нет ничего фантастичного, но более аккуратного способа сбора мусора на территории торговых комплексов не существует, никакие «евроведра» и в сравнение не идут. Крышка люка открывается нажатием на педаль, и посетители, пользуясь такой «урной», не пачкают руки, и не нужны дворники для их опорожнения. Да что там торговые центры! Этот пример давно должен озаботить и муниципалитеты, такие «урны будущего» можно с успехом сооружать на площадях, в парках, на остановках общественного транспорта, так как более антивандальной конструкции, чем пресс-компактор под стальной крышкой, не сыскать! Разумеется, на урны администрации придется сильно потратиться, но для густонаселенного города более важна даже не последующая выгода от экономии топлива, а сохранение чистоты воздуха за счет меньшего числа рейсов. Пресс-компакторы работают на электричестве, и никакой ультрасовременный гибридный «экологичный» мусоровоз не нужен. Один автомобиль, оснащенный механизмом погрузки-разгрузки типа «мультилифт», сможет обслуживать большое число таких установок, а также перевозить при необходимости другие сменные кузова.

В поисках идеального средства для сбора бытовых отходов

Все шире для сбора и транспортировки бытовых отходов применяют пресс-компакторы, работающие от гидросистемы автомобиля. О компакторах, собирающих мусор из «евроконтейнеров» и имеющих для этого соответствующие кантователи, упоминалось в предыдущих статьях. Например, оборудование фирмы Husmann. Однако такие решения интересны на Западе, где баки 1,1 м3 «евро»-стандарта весьма популярны. В России во многих случаях предприятию, занимающемуся сбором и вывозом мусора, выгоднее поменять площадку для старых квадратных баков на чулок-контейнер заглубленного типа. При работе с ними автомобиль-«мультилифт» с КМУ и пресс-компактором даст фору любому стандартному мусоровозу с задней загрузкой и краном. Во-первых, для работы с заглубленными контейнерами используют компакторы с высокими стенками пресс-камеры, поэтому даже забитый до отказа 5-кубовый «чулок» легко опустошить за один раз. Конечно, для этого придется залезть на крышу по крутой лесенке, зато одномоментная выгрузка существенно экономит время. И если на «заднем» мусоровозе вы никуда не поедете, пока прессующая плита не упакует все в кузов, в компакторе прессование будет происходить во время движения к следующему «подземному мешку».

Сеть контейнеров, с которыми предстоит работать, должен формировать сам перевозчик, тогда никакая универсальность не понадобится. А если и зашла речь о многофункциональности коммунальной машины, то вот вам второе преимущество компактора. Что такое крупногабаритный мусор (КГМ) в Европе? Это большой п/э мешок, не влезающий в обычный бак. Для них и предназначены «пожиратели мусора» с загрузочными камерами под 2 кубометра. Но в России КГМ – это оконные рамы, двери, косяки толщиной по 5...10 см, унитазы, раковины и т. п. Ни в один мусоровоз марки «большой рот» эти отходы не погрузишь как положено, а если, нарушая технику безопасности, сложить их, подняв задний борт, о последующем прессовании придется забыть, да и какая экономическая выгода получится?

Работая с пресс-компактором, КГМ загружают в кузов при открытой задней двери, т. е. безопасно. Наличие в контейнере досок, кирпичей, унитазов не мешает уплотнению основного мусора, поступающего из «чулок», так как плита здесь не покидает пределов пресс-камеры, а разгружается компактор самосвальным способом, в то время как с мусоровозом с задней загрузкой, если между выталкивающей плитой и кузовом застрянет какой-нибудь стальной лист или прут, проблем не оберешься! Избавить бытовые площадки от строительных отходов сегодня нереально, и не важно, делают ли люди ремонт своими силами или нанимают специалистов. Не наладишь также сбор и вывоз КГМ с площадок бытового мусора: все равно диваны выбросят прямо во двор! Третье бесспорное достоинство пресс-компактора – то, что оборудование это быстросъемное. Автомобиль с КМУ и крюком «мультилифт», используемый в качестве базы, найдет широкое применение с другими сменными кузовами. Конечно, можно возразить: мол, если у вас нечем занять мусоровоз, зачем морочить голову чиновникам по благоустройству, да и лицензирование призвано оставить на рынке только серьезных перевозчиков. Но большой набор кузовов и не понадобится, под мусор нужен лишь кузов-контейнер открытого типа для отходов, не требующих уплотнения, и кран тут придется как раз кстати. Например, с небольшой доработкой эта же машина сможет поднимать наземные стальные контейнеры с дном в виде створок для раздельного сбора бутылок. И не лишним будет напомнить, в каком состоянии находятся наши полигоны для захоронения отходов, а у грузовика с пресс-компактором по сравнению с мусоровозом с задней загрузкой заднего свеса практически нет. Хотя на нем, как и на любом другом «мультилифте», не полихачишь: центр тяжести расположен очень высоко.

Из чего выбрать

После рассмотрения трех основных вариантов применения мобильных компакторов для сбора и вывоза отходов осталось лишь определиться с выбором оборудования и носителя для него. С носителем все просто: стандартный трехосный грузовой автомобиль дорожного типа с длиной рамы, достаточной для размещения компактора и установки КМУ за кабиной. С маркой каждый определится сам исходя из вкусов и возможностей. Достаточно лишь отметить, что отечественные предприятия, занятые монтажом данного гидравлического оборудования, уже, что называется, «собаку съели» на адаптации шасси практически всех встречающихся в России отечественных, европейских и китайских марок. Погрузочно-разгрузочные механизмы в основном встречаются следующие: российские МПР-1 и МПР-2, зарубежные hyvalift® от известного холдинга Hyva и multilift®, представляемый в РФ концерном Hiab. Выбор же краноманипуляторных установок еще шире, от Hiab и Palfinger до «Великих Лук» и малоизвестных китайских марок. Сами же пресс-компакторы – исключительно импортные.

Российские коммунальные предприятия темой «сорванных кузовов» не интересовались по причине нераспространенности у нас системы «мультилифт» как таковой. Не привинченное жестко к раме оборудование по номенклатуре и моделью-то не считается, да и пресс-компактор всегда шел в списке сменных кузовов, т. е. не мог быть основой модельного ряда. И пока отечественные производители активно занимаются выпуском мусоровозов с задней загрузкой, компактор придется выбирать импортный. Hyvapress от Hyva в РФ предлагает ЗАО «Хива Русланд» (столь мудреное название – дань памяти голландским корням международного холдинга). Следующие заслуженные специалисты по системам сбора и вывоза отходов – скандинавы, марки ЕМС («Экопресс») и «Европресс». Французскую фирму Pressor представляет ее одноименное представительство.

Хотя импортные компакторы и дороже воображаемых отечественных аналогов, они весьма дружелюбны к российским шасси. Дело в том, что проблемы более быстрого износа наших шасси по сравнению с оборудованием тут не стоит. Изъездил КамАЗ свой ресурс, переставили кран и крюк на новый, износилась гидравлика – бери другой «мультилифт» в сборе, а пресс-камера все будет служить и передаваться, как переходящее знамя в Союзе гуляло по колхозам. Всего-то и надо, что прикрутить шланги да прокачать масло. Различия внутри каждой марки заключаются в объеме кузова-накопителя, который варьирует от 12 до 24 м3. У отстегивающихся контейнеров стационарных компакторов он достигает 35 м3, а в ассортименте компании «Экопресс» присутствуют даже мини-компакторы для шасси среднетоннажных грузовиков вроде Mitsubishi Fuso. Объем кузова у них – от 7 до 10 м3, габаритная ширина – 2 м. Эти модели лучше всего подойдут для описанных выше «неоурн» подземного типа. Другие отличия – форма пресс-камеры, степень герметичности, наличие разнообразных опций.

Несомненно, наши коммунальные (и не только) предприятия оценят все плюсы мобильных компакторов, и те перестанут быть экзотикой, заняв положенное место в перечне современного экономичного оборудования для сбора и вывоза ТБО. Конечно, трудно предложить какой-то определенный набор оборудования или марку, пусть каждый перевозчик решает это самостоятельно. Уверенно можно лишь посоветовать приобретаемый автомобиль-«мультилифт» оснащать в обязательном порядке и краном-манипулятором. Половинчатые решения в виде только крюка или «воровайки» с КМУ и жестко прикрученной к раме платформой хоть с оглядкой на кризис, хоть без таковой не выглядят рациональными.

ТЕХНОЛОГИИ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Компактор Утилизация ТБО
И. Варывдин Основные Средства 01'2012 10 февраля 2012

Комментарии (0)