Предел прочности

Сергей Красовский
Грамотная эксплуатация мусоровозов – настоящее искусство. У одного перевозчика техника служит пять-шесть лет и списывается в утиль, у другого машины ходят и по десять лет, а при продаже быстро находят нового хозяина. В чем же секрет?
 
 
 
 

А секрета никакого нет. Срок службы мусоровоза зависит не только от грамотного выбора новой техники, но и от того, как машину эксплуатировали, обслуживали, какие использовали при текущем ремонте и ТО запчасти и расходные материалы. Так, одна из проблем, часто встречающаяся при эксплуатации мусоровозов, – это работа машины с перегрузом. Компактор – не кузов самосвала, куда можно засыпать мусор «с шапкой», гидравлическая система прессования настроена на определенное давление, а значит, затолкать в полезный объем отходов больше, чем рассчитано, не получится. Хотя практика свидетельствует – случаев работы машины с перегрузом предостаточно.

Проблема лишнего веса

Нередко в компакторы загружают мусор, не предназначенный для перевозки в них: это может быть кирпичный бой, куски бетонных плит, металлоконструкции и прочие отходы строительства, которые в большинстве случаев вывозят самосвалами или «мультилифтами». Очень удобно и практично – оставить кузов на стройплощадке и забрать его, когда он будет заполнен «под завязку». Как строительный мусор попадает в мусоровоз? При заборе отходов из жилых районов. Такой мусор жильцы, занимающиеся перепланировкой своих квартир, выбрасывают в мешках, складывают их у мусорных баков. Туда же бросают косяки дверных и оконных проемов – крупногабаритный мусор, который, как и старую мебель, загружают в компактор при откинутой задней крышке. Действительно, не гнать же к объекту две машины! Самосвал или «мультилифт» с мусоровозом парами не ходят. Остается учитывать свойства взятого на борт груза. Если в кузов загрузили тяжелый строительный мусор, то забивать компактор до предела бытовым мусором уже не следует, особенно если накануне прошел дождь и баки по российской традиции не были закрыты крышками. Мокрая бумага или картон прибавляют в весе в разы! Что уж говорить о ветоши и прочем мусоре. При прессовании мокрых отходов в компакторе собирается вода, которую хочешь не хочешь, а придется тоже везти на свалку. Сливать ее на асфальт на месте погрузки нельзя ни по санитарным нормам, ни по этическим соображениям. Кому приятно, открыв дверь подъезда, вдохнуть «аромат» помойки? Чтобы не допустить перегруза техники, перевозчику рациональнее сделать пару ходок на полигон ТБО вместо одной. По расходу топлива это будет вдвое дороже, но сбережет машину от работы в жестких условиях. А чтобы водитель и диспетчер автобазы точно знали вес мусора, загруженного в компактор мусоровоза, машину можно оснастить датчиками нагрузки. А чтобы информация передавалась в реальном режиме времени, автомобиль должен быть оборудован системой мониторинга с двухсторонней связью с диспетчерским центром. Поскольку датчики нагрузки и интеграция их в электросистему машины удовольствие недешевое, перевозчики с неохотой тратятся на эту опцию. И зря, ведь помимо слежения за водителем, который может прихватить «левый» груз, пополнив свой карман неучтенными доходами, диспетчер может вовремя зафиксировать перегруз автомобиля и не допустить его работы в жестком режиме. Особенно важно следить за загрузкой машин, шасси которых работает с максимально допустимой нагрузкой. Такое бывает, когда при подборе компактора и шасси инженеры не заложили запас прочности по грузоподъемности последнего, не сделали поправку на возможный перегруз. Как показывает практика, грамотно подобрать шасси и монтируемую на него установку не такая простая задача. Даже несложная на первый взгляд задача стыковки компактора с рамой машины зачастую требует привлечения инженерной мысли.

Совместимость низов и верхов

Одна из проблем, которая возникает при установке компактора на шасси автомобиля, это несовпадение точек стыковки. Например, ширина рамы будет меньше, чем надо. Разумеется, производитель спецоборудования еще на стадии проектирования предполагает, что данная модель компактора будет монтироваться на те или иные модели автомобилей, чаще всего европейского производства – Mercedes-Benz, Scania, Volvo, Renault, IVECO, DAF, MAN, Ford, а также популярные в России японские марки Hino и Isuzu. На КамАЗы европейские производители компакторов вряд ли ориентируются, ведь эта пусть и массовая коммерческая техника эксплуатируется в основном в России и странах СНГ. В Европе КамАЗ – экзотика.

Для монтажа надстройки на шасси компания-установщик порой вынуждена изобретать, рассчитывать и изготавливать разного рода адаптеры для стыковки рамы со спецоборудованием. Детали эти несут большую нагрузку как со стороны собственно спецустановки, так и со стороны рамы, имеющей особенность «дышать» – скручиваться и изгибаться в определенных пределах при ходе автомобиля по неровной дороге, например, по полигону ТБО. Производители шасси, учитывая сложные условия работы техники, могут, конечно, усилить лонжероны специальными вставками (схема «лонжерон в лонжероне») либо уголками, прикручиваемыми сверху или снизу основного лонжерона. Но делать раму абсолютно жесткой нельзя, да и невозможно, поэтому при эксплуатации в тяжелых условиях фиксировались случаи разрушения адаптеров, вырывания их крепежа, что называется, с мясом. Чаще всего это происходило у севших на мосты машин, которые неаккуратно «выдергивались» из ловушки мощным трактором. Справедливости ради отмечу, что часто после «разбора полетов» выяснялось: причиной разрушения кронштейнов или срезания их крепежа была халатность механиков, проводивших техобслуживание машин. Ослабленный в процессе эксплуатации крепеж мастера не заметили и не подтянули. А делать это необходимо при каждом техническом обслуживании мусоровоза. Впрочем, не только это.

Привод – не повод

При неграмотной эксплуатации мусоровоза может выйти из строя привод насоса гидравлической системы компактора. Оговорюсь сразу: эту проблему будем рассматривать исключительно в разрезе организации отбора мощности от коробки передач (КП) и агрегатированной с ней коробки отбора мощности (КОМ). Привод от двигателя, а точнее от «гитары» шестерен, расположенной со стороны маховика, не только позволяет снимать максимально возможный крутящий момент, в том числе на ходу автомобиля, но и практически не требует какого-либо обслуживания. По сути, ломаться в нем нечему. Другое дело – отбор мощности от КОМ. С одной стороны, такая схема давно опробована и хорошо себя зарекомендовала. А то, что привод активизируется только при неподвижном шасси, так это для отечественного и европейского мусоровоза нормально. Это в Америке в компактор неспешно идущей машины грузчики методично закидывают мешки с мусором. То есть процесс прессования мусора происходит во время движения мусоровоза. Наша техника работает иначе: подъехал к баку, остановился, подцепил емкость, загрузил ее содержимое в компактор, спрессовал отходы, поехал дальше. И вот здесь водителя подстерегает опасность – он может забыть выключить привод установки. Нет, с гидравликой ничего страшного не произойдет, а точнее, не успеет случиться. Гидравлический насос будет гонять масло по малому кругу. Рабочая жидкость нагреется, но не до критической температуры, при которой произойдет резкое снижение ее эксплуатационных характеристик. Однако КОМ начнет работать в недопустимом режиме, и это криминал.

Представим, что водитель забыл выключить КОМ, не заметил предупреждающий сигнал на панели приборов и перемещается из одного района города в другой или же, загрузив компактор, взял курс на полигон ТБО. При этом скорость машины может достигать и 40 км/ч, и 50, и 70 км/ч в зависимости от того, вышла машина за городскую черту или нет. Поскольку КОМ не отключили, скорость вращения ее шестерен быстро достигнет критической, коробка при этом начнет выть, после чего произойдет аварийное разрушение подшипников валов, шарики или ролики посыпятся в коробку отбора мощности. Первыми удар на себя примут шестерни заднего хода коробки передач, так как именно от них и осуществляется привод КОМ. Раскрошенные зубья ремонту не подлежат. Часто вообще коробки выгоднее заменить новыми, а не заниматься их ремонтом, поскольку квалифицированно такую работу могут сделать не во всех мастерских, да и цена запасных частей, мягко говоря, кусается. Ситуацию усугубит и недостаточный уровень масла в агрегатах, его низкое качество или банальное пренебрежение интервалом замены. При высоких контактных нагрузках зубья шестерен, находящиеся в отработавшем срок масле, попросту свариваются!

(Продолжение следует)

компании по теме статьи
компании по теме статьи