Князи в грязи

Н. Федюнин
Каковы современные тенденции развития компакторов-мусоровозов? Какое шасси лучше подходит для этих спецмашин? На что обращать внимание при покупке б/у техники? Как повысить эффективность бизнеса? Этим и другим вопросам посвящен наш материал.
 
 
Отбор мощности от «гитары» шестерен привода газораспределительного механизма предпочтительнее, нежели привод от КОМ
Для грузчиков оптимальнее ровная лавка, покрытая кожзамом, а не два отдельных кресла
Поддон двигателя и змеевики теплообменников на машинах, выезжающих на полигоны бытовых отходов, необходимо закрывать толстым металлическим листом
Поднятая задняя подножка не  должна загораживать задние  фонари
 
 
Для работающего в городе мусоровоза низко расположенные тормозные камеры и висящие тормозные шланги – не страшно
Для мусоровоза дополнительные зеркала, особенно для визуализации положения переднего правого колеса, обязательны
 
Теперь и подземные парковки удобно убирать с мусоровозом «Экопресс R8»
Резиновые буфера берегут мусорные баки. Белые датчики считают количество загруженных баков
Прозрачные защитные щитки с обеих сторон компактора защищают жгуты электропроводки
 
 
 
 
 
На эти крепления вешают лопату и метлу
Многофункциональный блок управления системой почти как домашние мультимедиа
 
 
 
 

По насыщенности и широте выбора российский рынок мусоровозов в нынешнем его состоянии кардинально отличается от того, что был в 1990-е годы. Стремительное развитие произошло благодаря конкуренции со стороны западных производителей спецтехники. Судите сами. Раньше практически весь российский рынок мусоровозов держала «большая тройка» – Арзамасский и Рязанский заводы «Коммаш» и Ряжский автеремонтный завод, а в 1990-х их начали теснить европейские производители. Просто так сдавать позиции российский производитель не хотел, и потому отечественные машины серьезно эволюционировали, по техническим характеристикам они стали приближаться к зарубежным аналогам.

Принято считать, что первой в Россию пришла немецкая компания Faun, которая начала наступление на наш рынок с доступной по цене б/у техники. Есть мнение, что именно это и сыграло ключевую роль в успешном старте продаж, ведь помимо ценовой доступности российский перевозчик мог оценить реальный ресурс импортной техники, ее надежность и, конечно, ремонтопригодность, ведь регулярный выход машины на линию есть прибыль, а простои в ремзоне – убытки. Кроме того, импортные компакторы базировались на импортных шасси, т. е. компания получала одновременно надежную ходовую часть с выносливым, экономичным и неприхотливым дизелем, а не с прожорливым бензиновым двигателем. Все это подогрело интерес к иностранцам, а те вовремя подсуетились с поставками.

Вслед за Faun на российский рынок подтянулись и другие фирмы – производители компакторов: немецкая компания Zoeller, итальянская Farid, испанская Ros Roca, финская NTM, шведская NORBA. Несколько позже эту компанию пополнили американские мусоровозы McNeilus. В этом году на рынок мусоровозов выходит Тверской завод коммунального машиностроения с целой линейкой машин с оборудованием известного турецкого производителя KATMERCILER. Качество изготовления турецких мусоровозов находится на одном уровне с известными мировыми производителями, а их стоимость заметно ниже. О технических особенностях отдельных моделей почти каждого производителя журнал не раз уже рассказывал, поэтому, чтобы не повторяться, акцентируем внимание на тенденциях развития техники сегодня.

В первую очередь у каждой новой модели более высокий коэффициент прессования мусора, поскольку современный мусор, отличается от того, что выбрасывали в баки лет 10…20 назад. Сегодня мусор содержит большое количество упаковочной тары из картона, полиэтилена и пластика. В пластиковую тару сейчас разливают всё, от молока до растворителей. Понятно, что легкий и объемный мусор надо прессовать, и чем сильнее, тем лучше, иначе, транспортируя «воздух», перевозчик разорится. Машины устаревшей конструкции с коэффициентом прессования 3,25…3,75 или 4 уже не устраивают большинство перевозчиков, занятых в коммунальной сфере. Им подавай технику с коэффициентом 6, 7, а то и все 9 единиц (лучшие образцы)! Компакторы с привычной боковой загрузкой – а именно такими были мусоровозы во времена СССР – не могут похвастать столь высокими техническими параметрами, да и работают они в основном с мусорными баками одного типа – вместимостью 0,75 м3. А ведь такой техники еще немало на улицах провинциальных городов.

Мегаполисы уверенно переходят на машины с задней загрузкой – это вторая тенденция развития компакторов. У таких машин высокий коэффициент прессования, они позволяют работать практически со всеми типами контейнеров и евробаков, а также оснащены портальным устройством для опрокидывания и откидывающейся вверх задней частью для загрузки крупногабаритного груза, например, мебели. А если бы еще мы научились сортировать мусор, как это делают жители многих европейских стран… Но нет, мы выбрасываем в один бак и пищевые отходы, и отслужившие срок автомобильные аккумуляторы. А где гарантия, что корпус АКБ не треснет при прессовании мусора?..

Наконец, третья тенденция – это оснащение техники следящими устройствами – GPS-навигаторами с датчиками ГЛОНАСС, системами мониторинга за передвижениями спецавтотранспорта. Последние наиболее интересны с интегрированными датчиками, отслеживающими в режиме реального времени массу компактора (читай – массу загруженного мусора) и фиксирующими количество загружаемых в кузов баков. Разумеется, машина обменивается этими данными с центральным диспетчерским пунктом и тем самым не позволяет водителю работать «налево». Не секрет, что водители мусоровозов часто этим грешат.

Вторым по значимости после компактора элементом мусоровоза является его шасси. Многие перевозчики ставят на одну ступень спецустановку и автомобиль, на котором она смонтирована. С ними трудно не согласиться, ведь мусоровоз является сбалансированной системой из ходовой части и спецустановки, которые должны иметь равноценный ресурс. Так, ресурс импортного компактора до первого капитального ремонта в зависимости от модели, производителя, условий и интенсивности эксплуатации составляет от 8 до 15 лет. И шасси обязано иметь аналогичный ресурс, иначе перевозчик будет вынужден переставлять установку на новое шасси, а это повлечет за собой не только затраты денежных средств, причем весьма ощутимые, но и убытки от простоя техники. Это аспект первый.

Немаловажной является и проходимость шасси. Если машина вывозит мусор на полигон бытовых отходов, который после дождей или таяния снега превращается в хлябь, лучшего варианта, чем полноприводная трансмиссия, не найти. Однако, как показывает практика и подтверждает статистика продаж, спецтехнику со всеми ведущими колесами приобретают в лучшем случае 5…8% клиентов, тогда как большинство довольствуются машинами с колесной формулой 4х2 или 6х4 с блокировкой межколесного или межосевого дифференциала. Эта опция значительно повышает проходимость машины, что доказано опытом эксплуатации строительных самосвалов. Разумеется, если условия эксплуатации очень сложные, например, на полигоне бытовых отходов нет мощных трамбователей и бульдозеры тонут, то полноприводное шасси становится единственной возможностью освоить «грязный бизнес». Благо полноприводные версии машин есть у всех производителей автотехники, а компании – установщики спецоборудования обязательно имеют пару-тройку сертифицированных машин в исполнении 4х4 или более востребованных 6х6. Впрочем, не стоит забывать о том, что лишняя ведущая ось означает дополнительный расход топлива, в некоторых случаях существенный. При выборе шасси более важно, чтобы балка рулевой оси была прямой, как у большинства самосвалов, а не «ушастой». В последнем случае у машины меньший дорожный просвет и ее шансы «сесть на мосты» при движении по свалке сильно возрастают.

Не стоит также увлекаться дизелями большой мощности: мусоровоз это не седельный тягач и даже не самосвал, а техника, ползающая от одного мусорного бака к другому, чаще на низших передачах. Мусоросжигательные заводы, куда вывозят отходы, часто расположены в городской черте, а свалки – за полсотни километров от города. То есть машина будет эксплуатироваться преимущественно в населенных пунктах, где действует ограничение скорости 60 км/ч.

При работе по такой схеме незаменимым окажется решение от компании Экопресс , которая в этом году предложила на рынок малый городской мусоровоз на шасси Mitsubishi Fuso.

При выборе трансмиссии лучше остановиться на «автомате» с классической гидромеханической передачей (ГМП). Бесспорным лидером в их производстве является компания Allison. «Автомат» значительно облегчает управление, водителю не надо постоянно «танцевать» на педалях и дергать рычаг КП. Максимум внимания при маневрировании в тесном дворе, заставленном, скажем так, недешевыми иномарками, дорогого стоит. Сейчас даже мелкое ДТП приходится фиксировать, чтобы с потерпевшей стороной рассчитывалась страховая компания, а не перевозчик. А простоит техника несколько часов – вот вам и убытки. Автоматическая трансмиссия позволит нанять на работу водителей с небольшим стажем, ведь новички способны «порвать» механическую КП при ошибочном переходе с верхнего ряда передач на нижний. Особенно неудобны в управлении коробки передач с алгоритмом переключения 2Н. Коробки с клавишей-«флажком» доставляют начинающему шоферу гораздо меньше хлопот.

Наконец, приобретая технику, следует стремиться к соблюдению принципа одномарочности, это значительно упрощает и удешевляет ее обслуживание и ремонт – то есть машины в парке должны быть от одного производителя. Выбор марки за вами, но главный критерий – наличие под боком фирменного техцентра, где не только быстро обслужат и отремонтируют шасси, но и продадут оригинальные, а значит, качественные расходные материалы и запчасти.

Бизнес любит высокую эффективность производства. Одним из современных средств ее увеличения является применение для вывоза мусора машин с кузовами разной вместимости. На деле это выглядит так. В определенных точках города стоят машины среднего или большого класса с компакторами вместимостью от 17 до 25 м3. Это ломовые лошади. К ним съезжаются автомобили малого класса, на шасси которых установлены бункера на 10…12 м3. В месте встречи происходит перегрузка отходов из маленьких машин в большие. Что это дает? Компактным машинам проще работать в условиях плотной застройки больших городов. Они расходуют значительно меньше топлива, чем тяжелые автомобили. А чем меньше машин ходит на разгрузку на свалку, тем меньше расходы автопредприятия на шины. Поясним. Дело в том, что покрышки работающих на свалке автомобилей выходят из строя по причине неремонтируемых боковых порезов, а не из-за естественного износа. Перевозчику выгодно сократить эту статью расходов, тем более что за шины второго эшелона сегодня просят не меньше 12 тыс. руб. Кроме того, компания экономит на приобретении техники, ведь машина, работающая в городе, не нуждается в блокировках дифференциалов, повышающих проходимость. Исключение составляют машины среднего класса, которые выезжают за пределы городской черты. Кстати, при грамотной проработке маршрутов перевозчик может даже использовать шасси с пневматической подвеской и подъемной осью – «ленивцем». Такие машины с поднятой третьей осью обладают маневренностью двухосника, сохраняя при том грузоподъемность трехосной машины. То есть маневрируем – ось подняли, идем по дороге – ось опустили. Именно так и работают мусоровозы в Европе. Однако следует помнить, что автомобили с пневматической подвеской выпускать на свалки категорически запрещено. Торчащая из колеи арматура и прочие колющие предметы быстро порвут даже самую крепкую резину. На полигон бытовых отходов должны ходить только машины на рессорной подвеске – это закон.

Перевозчики, имеющие собственную техническую базу и возможность для проведения обслуживания спецтехники, нередко игнорируют процедуру регулирования давления в контурах гидросистемы при так называемом «нулевом» ТО, которое проводится спустя месяц эксплуатации нового мусоровоза, ограничиваясь заменой масла и фильтров. Это зачастую приводит к тому, что гидроцилиндры не развивают должного усилия при прессовании мусора, а значит, в кузове помещается меньшее количество груза, то есть налицо недополученная прибыль перевозчика. Для проведения калибровки гидросистемы применяются либо специальные стенды, либо, если их нет, прошедшие юстировку манометры, которые подключают к соответствующим контрольным точкам гидросистемы. Как показывает практика, после приработки агрегатов и узлов гидросистемы заводская настройка по давлению изменяется, как правило, давление падает. Манометры стоят недорого, а при реализации нескольких машин продавец обычно бесплатно обучает технический персонал компании-перевозчика обслуживанию и настройке гидросистемы мусоровоза. Ничего сложного в этом нет, особенно если учесть, что так называемые «четные ТО», проводимые один раз в полгода, ограничиваются осмотром систем компактора, а замена масла, фильтров плюс юстировка давления гидравлической системы проводятся с той же периодичностью – «нечетные ТО». Иными словами, при грамотной эксплуатации мусоровоза его надстройка потребуется не более двух раз в год.

Вторая ошибка – это применение гидравлического масла, не соответствующего климатическим условиям эксплуатации техники или, что еще хуже, заправка гидросистемы маслом несоответствующего класса. Этим грешат компании, на балансе которых недорогая (относительно импортной) отечественная техника. С «иностранцами» принцип «выжать все за короткий срок и выбросить» не проходит. Минимальная цена владения достигается только при длительной эксплуатации машины – слишком велики первоначальные вложения. Здесь, как говорится, без комментариев. Еще один грешок, который водится за механиками, обслуживающими машины российского производства, – самовольное вопреки инструкции по эксплуатации увеличение давления в гидросистеме. Если компактор рассчитан на коэффициент прессования 3,75, то «накручивать» его до 5 ед. опасно. Бывали случаи, когда из-за высокого давления деформировались металлоконструкции кузова.

Сколь-либо серьезно расширить бизнес без увеличения парка машин практически невозможно. Однако зачастую автоперевозчик не может приобрести требуемое количество единиц новой техники, необходимой для выполнения обозначенного объема работ. Выход – приобрести на переходный период, на время «наращивания мышц» машины с пробегом. Последний кризис разорил мелкие компании, насытив рынок б/у машинами в достаточно приличном техническом состоянии. Главное здесь – не купить «загнанную лошадь». Как показывает практика ремонтных организаций, самое слабое место мусоровозов – это гидравлика. Оценить ее состояние на глазок невозможно, поэтому стоит раскошелиться на 2…3 тыс. руб. за полную диагностику системы. По крайней мере, вы будете уверены в том, что такие дорогие узлы, как гидрораспределитель и гидромотор, не потребуют от вас вложений еще до начала эксплуатации машины. Если обнаружатся дефекты – это повод для торга, тем более что стоимость ремонта вам объявят еще при диагностике. Фирмы, оказывающие данную услугу, обычно занимаются и ремонтом компакторов. Что касается непосредственно «железа», то главное, чтобы силовые элементы установки не имели видимых повреждений. Особое внимание уделите рамке опрокидывателя контейнеров – она часто деформируется при неумелой эксплуатации машины. Гидроцилиндры, особенно расположенные внутри кузова, не должны иметь задиров на зеркалах штоков, а их уплотнения должны быть герметичны.

При осмотре шасси основное внимание следует уделить раме. Мусоровоз, как правило, работает в жестких условиях, поэтому практически все рамы мусоровозных шасси усиливают по принципу «лонжерон в лонжероне». При этом усиливающие вставки могут проходить как по всей длине лонжеронов, так и ограничиваться их частями – от задней поперечины до кабины или вовсе сектором задней тележки. Все зависит от того, какова толщина основных лонжеронов и из какой стали они изготовлены. В любом случае, поскольку машины выезжают на полигоны бытовых отходов, а значит, работают в жестких условиях, не исключающих возможности чрезмерного скручивания рамы, например, при проваливании машины в мусор и жестком выдергивании ее бульдозером, при любом подозрении на проблемы с геометрией «хребта» необходимо проверить ее на стенде. Стоит это недорого. Мало того, часто рама страдает и при ДТП, сходах машины в кювет. Лобовое столкновение выдаст передняя поперечина рамы, особенно если по заводской технологии она крепится на заклепках. При ремонте поперечину сажают на болты, так как технология холодной клепки (горячая – прошлый век) требует дорогостоящего оборудования, которое есть не на всех фирменных СТО фирмы – производителя шасси.

Модель Micro S Micro L ММ7 ММ8 МК2 Т1М-16 Т1МН-17 Т1М-19
Тип загрузки
Задняя
Вместимость кузова, м3
5
5,5
7
8
10
16
17
19
Вместимость загрузочного бункера, м3
2,8
2
2,8
Система прессования
Верхняя прессующая плита
Верхняя прессующая плита и выталкивающая плита
Коэффициент прессования
2:1
3:1
5:1
6:1
Режимы прессования
Автоматический, ручной
Полуавтоматический, ручной
Автоматический, полуавтоматический, ручной
Выгрузка отходов
Самосвальным способом, с помощью подъема кузова
Выталкивающей плитой
Полная масса, кг
3500... ...4500
4500... ...6000
6000... ...7000
6500...
...8000
10 000...
...12 000
18 000...
...21 000
18 000...
...21 000
25 200...
...26 500
Базовое шасси
Iveco, Renault
Iveco, Renault
Iveco
Iveco, Isuzu, Fuso, MAN
КамАЗ, Iveco, MAN, Renault, Volvo
DAF, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo
КамАЗ,МАЗ, DAF, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo
КамАЗ, МАЗ
Модель Т1SM-23 Т1SM-25 Т1SM-27 Super BOE 45 Т1M-16 UG Т1M-20 UG Т1M-23 UG Selecto FMO
Тип загрузки
Задняя
Автоматическая боковая
Вместимость кузова, м3
23
25
27
40
16
20
23
21
От 15 до 30
Вместимость загрузочного бункера, м3
2,8
9,7
2,8
4,2
Система прессования
Верхняя прессующая плита и выталкивающая плита
Независимые 2 прессующие и 2 выталкивающие плиты
2-ступенчатая прессующая плита
Коэффициент прессования
6:1
Режимы прессования
Автоматический, полуавтоматический, ручной
Автоматический, полуавтоматический, ручной
Автоматический, ручной
Выгрузка отходов
Выталкивающей плитой
Кантователь
Еврозахват для евроконтейнеров 1100...3200 л
Г/п кантователя, кг
1200
Расположение КМУ
На крыше кузова
Между кабиной и кузовом
В загрузочном бункере
Макс. вылет стрелы, м
6,8
9
4,7
Г/п на макс. вылете, кг
400
1110
670
Полная масса, кг
26 000...
...33 000
32 000...
...33 000
38 000
18 000...
...21 000
26 000...32 000
18 000...32 000
Базовое шасси
КамАЗ, МАЗ, DAF, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo
3-осный импортный полуприцеп с ABS
DAF, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo
КАМАЗ, МАЗ, DAF, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo
DAF, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo
Стандартное оборудование
Автономный двигатель
Опции
Портальный захват (SL) для  бункеров 7,5 м3
 

Современный мусоровоз должен иметь схему с задней загрузкой, что позволит работать практически со всеми типоразмерами контейнеров и загружать крупногабаритный мусор, а его гидросистема обязана обеспечивать коэффициент прессования мусора от 6 и выше. Чтобы исключить «левые» рейсы и пресечь забор неучтенного мусора, машину необходимо оснастить системой мониторинга с фиксацией массы перевозимого груза и количества опорожняемых баков в реальном режиме времени.

 

Оптимальное шасси мусоровоза с колесной формулой 4х2 или 6х4. Обязательна блокировка межколесного или межосевого дифференциала, она значительно повышает проходимость. Балка переднего моста должна быть самосвальной – прямой. «Ушастая» балка существенно ухудшает проходимость машины. Мощный двигатель мусоровозу не требуется: 250…350 л.с. машине, передвигающейся в основном на низших передачах, вполне достаточно. При покупке техники соблюдайте по возможности принцип одномарочности.

 

Для работы в больших городах можно применить комбинированный способ сбора мусора, когда небольшие, юркие мусоровозы, обслужив свой район, опорожняют кузова в компактор автомобиля большого класса. Это значительно экономит время уборки территории, увеличивает рентабельность бизнеса.

 
 

Московская компания «Коминвест-АКМТ» предлагает линейку мусоровозов с итальянскими кузовами Farid, оригинальная, фирменная конструкция которых обеспечивает высокие эксплуатационные качества и ресурс. В основе кузова каркас из труб квадратного сечения, придающих конструкции необходимую жесткость. Внутрь трубчатого каркаса встроен кузов цилиндрической формы, выполненный из высокопрочной стали. Близкая к цилиндру форма кузова обеспечивает равномерное распределение нагрузок в рабочем цикле и простоту схода содержащейся в ТБО жидкости. Боковые стенки выполнены из цельного стального листа.

Линейка включает мусоровозы с кузовами вместимостью 17 и 19 м3 с коэффициентом уплотнения 6 на двух- и трехосных шасси, что позволяет перевозчикам легко включить их в технологическую цепочку вывоза ТБО. Мусоровозы с задней загрузкой, оснащенные кантователем, могут работать с любыми контейнерами. Компания монтирует кузова на различные шасси, в т. ч. КамАЗ, что делает мусоровоз доступным по цене. Для работы в тесных дворах предназначена модель МСТ-6363-50 с кузовом Farid T1MH-17 вместимостью 17 м3 на 2-осном шасси КамАЗ-53605. Модель МТС-6963-10 на 3-осном самосвальном шасси КамАЗ-65115 оснащена более вместительным 19-кубовым кузовом Farid T1M19 с возможностью выгрузки больших бункеров-накопителей вместимостью до 8 м3. Для хозяйств, ориентирующихся на газовое топливо, предназначена модификация МТС-6963-10 на шасси КамАЗ-65115-30 с газовым двигателем.

 

Приобретая сразу несколько машин, требуйте бесплатного обучения технического персонала, тем самым вы значительно сократите расходы на обслуживание машин и их простои в ремзоне. Чтобы не снимать машину с линии, все работы по ТО и мелкому ремонту можно проводить в ночное время.

 

При необходимости расширения бизнеса покупка б/у мусоровоза является более чем привлекательным вариантом. Главное – не купить «загнанную лошадь». Перед покупкой машины лучше заплатить 5…7 тыс. руб. за диагностику основных агрегатов и узлов мусоровоза, что позволит оградить себя от покупки «убитой» машины.

компании по теме статьи
компании по теме статьи