Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Гидравлический молот может работать под водой
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Гидравлика и электрооборудование бульдозера

Мусоровозы, компакторы или рециклеры? (ч.2)

Обзор техники для вывоза ТБО

И. Варывдин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 4, 2011 г.)

Первая часть статьи была посвящена оборудованию для работы с заглубленными контейнерами, теперь остановимся на быстро набирающих популярность мусоровозах с задней загрузкой кузова.

За 2010 г. на российском рынке сбора и вывоза мусора произошли разительные изменения, которые вряд ли кто решился бы прогнозировать заранее. Не очень симпатичные, но дешевые и вандалоустойчивые квадратные «советские» баки вместимостью 0,75 м3, казалось, будут эксплуатироваться в России вечно. По крайней мере, в ее отдельных, чуждых модернизации районах. Однако набившие оскомину площадки для ТБО из нашего социалистического прошлого стали исчезать повсеместно. Старые бачки, что вполне логично, постепенно заменяют евроконтейнерами, где-то пластиковыми, но чаще все-таки стальными. Там же, где коммунальные службы пока в сомнениях, предпочитают большие 8-кубовые бункера. Тем не менее оба варианта требуют переоснащения парка мусоровозов машинами с задней загрузкой, широкие возможности которых, включая ручную погрузку, привлекают все большее внимание перевозчиков. Причем спрос растет как на большие автомобили на двух- и трехосных шасси крупнотоннажных грузовиков класса «медиум», так и на меньшие модели классов «мини» и «микро».

Группа компаний «РГ», официальный представитель немецкой марки мусоровозов Zoeller, освоила монтаж оборудования на импортные шасси разных марок и в ближайшее время планирует перейти к самостоятельному производству кузовов под контролем германских партнеров с сохранением заявленных гарантии и ресурса, который, кстати, составляет для больших машин не менее 25 лет, в связи с чем и столь жесткие требования к шасси, с предпочтением импортных марок. Например, мусоровозы Zoeller Medium и Medium XL с кузовом вместимостью от 14 до 22 м3 хорошо известны на шасси Scania серии Р 4х2 и 6х2, а Mini (8…12 м3) – на среднетоннажниках Renault и MAN. «Цойлеровские» Micro – машины в двух принципиально разных вариантах, из-за чего часто возникает путаница. Micro XL – это, по сути, полноценный мусоровоз с задней загрузкой, со всеми причитающимися атрибутами: загрузочным ковшом, подъемным задним бортом, двумя плитами, только миниатюрных размеров. А простой Micro не что иное, как самосвал с установленным сзади гидравлическим кантователем и прессующей плитой, совмещающей в себе функцию крышки. Накопитель в обоих вариантах – 6 м3, но в первом случае, естественно, отходов перевезти можно больше, а второй – доступнее по цене и проще в обслуживании. Из всех допустимых для них носителей, по понятным причинам, больше прижился Isuzu NQR, тоже теперь в известном смысле отечественный автомобиль.

Компактные мусоровозы по достоинству оценили те перевозчики, которым приходится работать в исторических городских центрах, садово-парковых зонах – везде, где большой грузовик чувствует себя как слон в посудной лавке.

Недавно в полку «малышей» компании «РГ» прибыло. С 2007 г. известен мини-мусоровоз «Омега» МКС 700К на шасси ГАЗ-3310 «Валдай». Похожий автомобиль разработали специалисты «РГ-техно». Вместимость кузова – 5 м3, грузоподъемность (г/п) – 2,8 т, полная масса машины – 7,4 т, длина – 6,15 м. Кроме ручной погрузки предусмотрено механизированное опрокидывание евроконтейнеров всех видов вместимостью от 120 до 1100 л, для чего сзади установлен кантователь с «гребенкой» и складными «рогами» евровилки. И появление такого мусоровоза на шасси «Валдай» можно только приветствовать. Конечно, «старший брат» «ГАЗели» уступает бескапотникам в проворности, и грузоподъемность у него меньше за счет большей собственной массы, но что касается комфорта и пассивной безопасности, он даст фору «маломеркам» с Востока. А новый китайский дизельный двигатель Cummins наверняка вдохнет в него новую жизнь и обеспечит счастливое будущее.

Необходимо добавить, что фирма Zoeller известна не только как производитель мусоровозов, но и как поставщик загрузочных устройств для других компаний. Из всего многообразия вариантов можно выделить ориентиры в виде популярных готовых решений, которые в компании «РГ» рекомендуют перевозчикам. Первый вариант – кузов Medium на 16,5 м3 на 2-осном шасси Scania Р230, загрузочный бункер «чистюля» (стенки, крыша и штора, окружающие приемный ковш, исключают просыпание мусора при загрузке). Оптимальное соотношение маневренности и грузоподъемности, погрузка ручная и евроконтейнеры. Рекомендуется не экономить на внешнем виде – приобретать кузова, закрытые снаружи декоративными листами. Второй набор: Medium XXL, 20…24 м3, 3-осное шасси Scania P или Volvo FM, выбор колесной формулы зависит от предполагаемых условий эксплуатации: 6х2 или 6х4. И обязательно портальный погрузчик сзади для 8-кубовых «лодочек». Этот вариант – максимальные возможности и универсальность.

ЗАО «Коминвест-АКМТ» в сегменте техники для вывоза мусора все больше ассоциируется теперь с оборудованием для заглубленных контейнеров, надстройки итальянской фирмы Farid вниманием не обделяет. Когда-то это предприятие одним из первых предложило российским коммунальщикам европейские машины для вывоза ТБО на доступных и привычных отечественных шасси, а сегодня здесь расширяют линейку готовых решений на импортных носителях. Почему же в условиях кризиса или, если хотите, «в период посткризисного оздоровления экономики» растет спрос на дорогие заграничные бренды? Одна из причин в том, что покинувшие нас «жирные» годы не являлись плодом последовательного развития отрасли, а представляли собой лихорадочный жор всего подряд на волне кредитной вакханалии. Некоторые производители коммунальной техники тогда серьезно взялись за установку своей продукции на китайские шасси с сомнительными ОТТС. Рачительный хозяин, внимательно и придирчиво выбирающий спецтранспорт всерьез и надолго, – вот портрет основного сегодняшнего потребителя. Еще дело в том, что не каждому кузову-компактору можно подобрать отечественное шасси, и вопрос не в надежности, а в конструкции. Разумеется, никто не говорит о возможном исчезновении с рынка российской техники. Не стоит забывать, что понятия «импорт» и «совок» уходят в прошлое, КамАЗы наполняются деталями европейского производства, а «мерседесы», наоборот, наращивают степень локализации. Чтобы машина исправно отработала положенный ресурс, ей независимо от ее происхождения нужны грамотная эксплуатация и своевременное обслуживание, все остальное – «фишки» маркетологов и близких им по духу людей государевых.

Ну а специалисты «Коминвеста» в отличие от этих замечательных товарищей не принимают осторожные и половинчатые решения – только смелые и безупречные! Примерами могут служить следующие варианты мусоровозов Farid с задней загрузкой серии Т. Модель Т1Н-16 на шасси MAN TGS 4x2: кузов 16 м3, загрузочный бункер 2 м3, полная масса и масса вывозимых отходов 18 и 8 т соответственно. Т1М-19, шасси КамАЗ-65115 6х4: 19 и 2,8 куб.м; 24 и 10 т. Т1М-23, шасси IVECO Stralis 6х2: кузов 23 м3, приемная камера 2,8 м3; полная масса 26 т, г/п 12 т. Загрузочный механизм перечисленных моделей снабжен подъемником с еврозахватами, бункер окружен высокими стенками против раздувания мусора ветром. Так как предприятие кроме производственно-коммерческой занимается еще и инновационной деятельностью, в списке у партнеров: завода РАРЗ и группы «Экомтех» не замедлил появиться МКЗ-4709 с модными покатыми стенками 20-кубового кузова на шасси КамАЗ-65115 полной массой 25 т. ЗАО «Коминвест-АКМТ» активно внедряет в жизнь принцип отказа от выпуска серийных образцов и построение мусоровоза под конкретного заказчика, по этой же схеме работают и в Европе, и в Штатах. Поэтому очередная новинка рынка мусоровозов – та машина, которую сегодня готовят для конкретного коммунального предприятия.

Логистика применения малых мусоровозов с перегрузкой твердых бытовых отходов (ТБО) в большие машины и полуприцепы, так распространенная на Западе, у нас пока в стадии формирования, да и крупных игроков с большим автопарком на рынке не много. Несмотря на это компактные «компакторы» сегодня неплохо востребованы, как отмечалось выше, ведь без них кое-где нельзя было и мечтать о том, чтобы поставить контейнеры на 1,1 м3 и избавить рабочих от сбора мусора вручную. Да и кто сказал, что малыши эффективны только в большом количестве? Звено всего из двух автомобилей, маленького и «полноразмерного», демонстрирует вполне обоснованное право на существование. А если перегружаться не в мусоровоз, а в пресс-компактор, тогда вторым необходимым транспортным средством будет грузовик-«мультилифт», которому перевозчик может найти другое занятие, пока «микроб» шустрит по узким дворам, закрытым низкими арками и заставленным припаркованными как попало легковушками.

Линейка небольших мусоровозов Farid с задней загрузкой представлена тремя основными вариантами, всех их объединяет одна общая внешняя черта: «задки» их сильно вздернуты вверх, что, в принципе, не исключает возможности ручной погрузки. Модель Minipac для шасси Renault Midlum или аналогов полной массой до 12 т с кузовом размером 10 м3 обладает вполне «взрослыми» характеристиками уплотнения и перевозит до 4,5 т отходов. Иначе говоря, аналог отечественного мусоровоза на шасси ЗИЛ-433362. У серии Minimatic возможности скромнее: кузов 7 м3, полная масса до 7,5 т, масса вывозимого груза до 2,4 т. Такое оборудование можно ставить даже на IVECO Daily.

Самый маленький «итальянец в России» – это Farid Micro S. Это, как и «цойлеровский» Micro, как и РГ-5, самосвал с прессующей плитой-крышкой, кузовом вместимостью 5 м3, с коэффициентом уплотнения до 2. Интересно отметить, что на легкие мусоровозы полной массой до 3,5 т в мировой практике принято систему прессования вообще не ставить и ограничиваться лишь гребенкой для механизированной погрузки содержимого контейнеров. Связано это с тем, что при расчетной плотности ТБО 0,1 т/м3 5 кубометров потянут на 500 кг, сам кузов с гидравликой весит тонну, так выбирается стандартная грузоподъемность полуторки. Однако применение компанией «Коминвест» в качестве носителя японского крепыша Isuzu NKR55E2 позволило увеличить грузоподъемность вдвое, до 1 т! Именно в таком варианте Farid Micro S показали широкой публике на многочисленных специализированных выставках, и на сегодняшний день машина не утратила своей новизны и востребованности рынком.

Мусоровозы лидера российского коммунального машиностроения – завода «Арзамас-Коммаш» серии 440В язык не повернется назвать устаревшими, предприятие продолжает расширять ассортимент, работая одновременно в двух направлениях. Первое из них – продолжение сотрудничества с чешской фирмой Kobit, а второе стало возможным благодаря появлению нового шасси у ОАО «КАМАЗ». К флагману совместного с чехами производства КО-440К20 с кузовом на 20 м3 на шасси КамАЗ-65115 присоединились модели меньшего размера: КО-440К15 (15 м3, КамАЗ-53605) и КО-440К8 (8,5 м3, КамАЗ-43255). Известно, что автогигант из Набережных Челнов часто критикуют за ограниченный выбор шасси для коммунальной и строительной техники. А причина в том, что не каждое оборудование зарубежного производства получается водрузить на камские шасси. Иное дело, когда его разрабатывают непосредственно под шасси КамАЗ, тогда подходящий «домашний» носитель найдется для каждой размерной группы, что и демонстрируют конструкторы из Арзамаса.

Еще одним примером удачного инженерного симбиоза двух восточноевропейских стран стала модель КО-440П8 – принципиально новая для отечественного мусоровозостроения концепция. Фактически это аналог упоминавшихся выше импортных среднеразмерных машин, таких как Farid Minipac и Zoeller Mini. Строится он соответственно на шасси среднетоннажника КамАЗ-4308 и при значительно меньших габаритах, прежде всего высоте, обладает характеристиками, сопоставимыми с КО-440К8: вместимость кузова 8 м3, г/п 4 т, а полная масса при этом меньше на 2700 кг. В жертву компактности у мусоровозов такого типа принесено удобство ручной погрузки, ведь отдельного ковша с кромкой в полуметре от земли нет. Кузов здесь однообъемный, напоминающий самосвал, загнут кверху, с краем на уровне головы человека среднего роста, хотя разгружается он все-таки выталкивающей плитой. Правда, ручную погрузку отчасти облегчают складные подножки; но важно то, что у коммунальщиков, испытывающих потребность в недорогом мусоровозе на 8 кубов, появился выбор. И ясно, что те, кто работает в тесном центре и грузит ТБО руками от случая к случаю, выберет «восьмерку» с буквой «П». А если важнее кидать мешки вручную и не «утонуть» на полигоне, очевиден выбор в пользу К8. В общем, молодцы специалисты «Арзамас-Коммаша». Только не пора ли научиться у иностранных партнеров присваивать новым моделям звонкие собственные имена, а то можно невзначай и заблудиться в индустриальных индексах. Здесь ведь все мусоровозы, а не только с задней загрузкой, называются КО-440, всего 25 разных моделей!

Ну а что же это за новое шасси из Татарстана, позволившее отечественным машиностроителям бросить вызов шведским борцам за экологически чистый рециклинг? Это не что иное, как КамАЗ-65115-30 с двигателем, работающим на компримированном природном газе. На том самом, кстати, метане, который сегодня беспрепятственно испаряется в атмосферу с наших свалок, равно как с организованных, так и со стихийных. Жаль только, что простейший углеводород не получается непосредственно из ТБО, загружаемых в мусоровоз: был бы открыт секрет вечного топлива. Ну а если серьезно, газовый мотор на КАМАЗе разработан на основе дизеля 740.50-360, соответствует экологическому стандарту Euro 4, причем легко может быть доведен и до Euro 5, тогда как на чистейшей солярке для этого без AdBlue уже не обойтись. И хотя сегодня, когда на город-миллионник приходится всего одна-две АГНКС, транспорт на метане воспринимается как экзотика, основное топливо в ближайшем будущем – компримированный природный газ, ведь электричество в АКБ для большей части России перспективно по той же причине, что и водный раствор мочевины. И уж чем в Арзамасе озаботились, так это неразвитостью сети метановых заправок.

При первом взгляде на КО-440ВГ можно подумать, что перевозит он не ТБО, а природный газ. Шутка ли – 13 баллонов общей вместимостью 1040 л: девять вертикально за кабиной и четыре на раме с левой стороны. Так что обсохнуть по пути на полигон водителю не грозит, и руководство может не опасаться кражи топлива. Правда, за все плюсы придется расплачиваться большей габаритной длиной и меньшим объемом бункера-накопителя. Так, длина газового мусоровоза с оборудованием, рассчитанного на 16 м3, достигает 9,7 м, тогда как КО-440В на шасси КамАЗ-53605 с той же надстройкой укладывается всего в 8,5 м, а на КО-440В1 при 9 м длины кузов на 2 м3 больше.

Наверняка в перспективе с развитием сети заправок количество баллонов можно будет уменьшить, все-таки для коммерческого транспорта важен не моментальный расход топлива двигателем, а расход на единицу перевезенного груза. Поэтому, если выйдет, что автомобиль на газе потратит меньше, чем на дизеле, но меньше и отвезет, то стоит ли овчинка выделки? Плюс обслуживание, специалисты – готовы ли к этому сервисные центры? Альтруистов, желающих раскошелиться по доброй воле только из-за любви к природе, и в Европе немного найдется. И чтобы не приобщать людей к «прекрасному» из-под палки завтра, им надо предлагать выгодные решения сегодня.

(Окончание следует)

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Компактор Мусоровоз
И. Варывдин Основные Средства 05'2011 16 мая 2011

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО «Грузавтомаркет» (495) 221-59-43, (499) 400-32-66 www.kromann.ru