БКМ – нужная часть «строительного интерьера»

Николай Протасов
При необходимости выполнения специальных работ, связанных с перемещением в условиях бездорожья, традиционно используют тракторы, как колесные, так и гусеничные. И поскольку бурить землю для разных целей приходится зачастую в самых неудобных для этого местах, повсеместно широко применяют буровые (БМ) и бурильно-крановые (БКМ) машины на базе тракторных шасси.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ассортимент отечественных буровых установок на тракторной базе достаточно широкий. Прежде всего это машины коммунального назначения, техника для рытья лунок под саженцы деревьев или машины для бурения скважин и установки опор линий электропередачи, но значительная часть тракторной буровой техники ориентирована на промышленное применение, используется для поисково-разведочного бурения и т. д.

Ведущим российским предприятием в области создания буровых машин на тракторных шасси, в значительной мере на базе белорусских тракторов, является ОАО «Стройдормаш» (г. Алапаевск). Продукция «Стройдормаша» – это более двух десятков машин, широко и традиционно используемых при строительстве и ремонте линий элетропередачи, связи, обустройстве свайных фундаментов, строительстве сооружений промышленного и гражданского строительства, ориентированных в основном на небольшую глубину бурения, от 3 до 5 м. В качестве бурового инструмента в них используются лопастные буры с гидравлическим либо механическим приводом.

Одна из наиболее продаваемых машин – модель БКМ-205Д на шасси колесного трактора «Беларус-82П». Она работает с бурами диаметром от 0,36 до 0,8 м, конструкцией предусмотрено выполнение прогрессивного наклонного бурения с углом наклона оси скважины к горизонту в диапазоне от 60 до 102°. Глубина бурения составляет от 2 до 3 м в зависимости от исполнения машины.

Надо сказать, что ОАО «Амкодор» в 2007 г. модернизировало эту модель и выпустило свою – «Амкодор-25». Новая модель имеет привод от вала отбора мощности (ВОМ), передающий через двухскоростную реверсивную коробку передач, а потом через карданный вал вращение к так называемому вращателю и от него к буровой штанге. В КП имеется гидравлически управляемая фрикционная дисковая муфта, этого в БКМ-205 нет. С помощью гидромотора приводится в движение лебедка кранового механизма г/п 1,4 т. По желанию заказчика «Амкодор-25» могут укомплектовать быстросменными навесными агрегатами к фронтальному погрузочному оборудованию.

На базе того же трактора «Беларус-82П» белорусское предприятие «Дорэлектромаш» разработало и выпускает машину ДЭМ-112, хорошо зарекомендовавшую себя в коммунальной сфере. Используя в качестве привода буровой части ВОМ, ДЭМ-112 бурит скважины на глубину до 1,3 м и диаметром от 0,2 до 0,35 м в зависимости от используемых буров, набор которых входит в комплектацию машины.

Популярна у потребителей модель «Стройдормаша» БКМ-321 на базе более мощного колесного трактора ХТЗ Т-150. Привод буровой установки гидравлический. Бурение осуществляется лопастными бурами диаметром от 0,25 до 0,8 м на глубину до 3 м.

Из моделей «Стройдормаша», в которых использована в качестве базы гусеничная техника, широко применяется буровая машина БМ-333 на базе трактора Т-10М.0111-1. Сфера применения – бурение скважин в грунтах с I по IV категорию для установки опор линий электропередачи и линий связи, столбов различных ограждений, свай в фундаменты на строительных объектах. Привод вращения и подачи бурового инструмента гидравлический, основной используемый буровой инструмент – лопастной бур диаметром 0,36…0,8 м, глубина бурения – до 3 м. В качестве дополнительного оборудования на БМ-333 для удобства монтажных работ может устанавливаться лебедка г/п до 2 т.

Практически такие же характеристики у хорошо известной в стране гусеничной машины БМ-308А на базе трактора ЧТЗ ДТ-75, но в БМ-308А есть функция наклонного бурения с углом бурения от 60 до 100° Примечательно, что модульная конструкция бурового оборудования этих машин позволяет оперативно как устанавливать, так и снимать буровую установку с базового шасси.

Ямобуры БКМ-531 на шасси петрозаводского трактора ТЛТ-100 и БМ-534 на базе трелевочного трактора ТТ-4М в качестве привода бурового инструмента используют гидромотор, что позволяет стандартным лопастным буром диаметром от 0,36 до 0,8 м бурить скважины глубиной до 5 м, причем возможно бурение и вертикальных, и наклонных скважин с углом бурения 80…95°. Модели комплектуют крановым оборудованием г/п до 2 т, а грузовой крюк может подниматься на высоту до 8 м.

Основные характеристики модели БКМ-541 аналогичны характеристикам БКМ-531 и БМ-534, только шасси машины представляет собой гусеничный вездеход с уширенными траками для бурения на заболоченных почвах.

Завод освоил кроме традиционных машин, работающих с лопастными бурами, и выпуск гусеничных бурильно-сваебойных машин, не имеющих аналогов ни в России, ни в странах СНГ. Это модели БМ-831 на базе трелевочного трактора ТТ-4М и БМ-833 на базе гусеничного трактора Т-10 производства ЧТЗ. Машины рассчитаны на бурение самых сложных грунтов, в том числе вечномерзлых и высоко влагонасыщенных, с наличием плывунов и линз. Могут они работать и на песчаных грунтах. В буровой установке используется подвижной вращатель, это позволяет с помощью такой техники устанавливать свайные конструкции и фундаменты, деревянные, железобетонные, металлические опоры линий связи и электропередачи. Машины также применяют при гидро- и инженерно-геологических исследованиях. Крановая часть машин одна из наиболее мощных среди отечественных БКМ, г/п составляет 3 т.

Особенно ценно то, что, во-первых, с помощью этих установок можно бурить несколько скважин, не изменяя положения шасси, так как само буровое оборудование имеет возможность смещаться, поворачиваться и сразу же забивать сваи в готовые скважины, не меняя положения машины. При использовании шнекового бура возможно бурение скважин глубиной до 8 м. В конструктивном плане использована оригинальная упрощенная компоновка гидроагрегатов, управление гидрораспределителем осуществляется вручную, так как при работе в условиях Крайнего Севера электроуправление давало многочисленные сбои.

Машину БМ-833 в зависимости от исполнения комплектуют шнековыми бурами, пустотелыми буровыми колоннами, шарошечным долотом с пневмоударником, легко монтируемыми дизель-молотами СП-74А и СП-75А, вибропогружателем, двумя планетарными лебедками г/п 3 т каждая. Комплектация машин может предусматривать наличие буров для работы с грунтами вплоть до VI категории.

Немаловажным является и то, что машины БМ-831 и БМ-833 благодаря компактным габаритным размерам могут самостоятельно перемещаться по дорогам общего пользования без спецпропусков и дополнительных согласований.

Ивановское предприятие «Ивэнергомаш» также является одним из отечественных лидеров в части производства буровой техники. Его машина МРК-750Т на базе трелевочного трактора Алттрак ТТ-4М предусматривает производство буровых работ в условиях полного бездорожья, на Крайнем Севере, в грунтах с I по IV категорию включительно. При работе используется сменный шнековый буровой инструмент. Максимальная глубина бурения – 9 м, диаметр бурения – от 0,25 до 0,8 м. Вращение бурового инструмента происходит в результате передачи вращения от вала коробки отбора мощности (КОМ), встроенной в трансмиссию трактора, через карданный вал к трехскоростной коробке передач, далее через следующий карданный вал к угловому редуктору и через вертикальный вал к вращателю, сообщающему крутящий момент буровому инструменту.

Компания «Геомаш» – ведущий российский производитель малогабаритной и самоходной буровой техники. Завод выпускает буровые установки для сооружения скважин в строительстве (буронабивные, буроинъекционные сваи диаметром от 250 до 1500 мм), бурения инженерно-геологических скважин, скважин водоснабжения, а также проведения статического и динамического зондирования грунтов. Буровые установки ПБУ-2 и ЛБУ-50 различных модификаций широко представлены в компаниях, выполняющих буровые работы при строительстве, и пользуются неизменным спросом.

Среди последних разработок «Геомаш» – свайная буровая установка роторного типа УСГ-010. Буровая установка предназначена для бурения скважин при сооружении буронабивных и буросекущих свай диаметром до 1500 мм при выполнении фундаментных работ в промышленном и гражданском строительстве. Впервые в России российским производителем создана свайная буровая установка УСГ-010 с телескопической келли-штангой и обсадным буровым столом собственной разработки. Буровой стол предназначен для удержания и осаживания обсадных труб при работе в сложных геологических условиях. Крутящий момент на обсадном столе составляет 80 000 кгс.м. Обсадной стол разработан конструкторским бюро компании «Геомаш». Крутящий момент, развиваемый на установке УСГ-010, составляет 140 000 кгс.м (140 кН.м), основная лебедка имеет грузоподъемность 10 т. Установка монтируется на шасси гусеничного экскаватора. По техническим характеристикам УСГ-010 не уступает зарубежным аналогам, но в значительной степени отличается по цене, что делает ее доступной для организаций с ограниченным бюджетом.

В 2010 г. компания «Геомаш» приступила к выпуску бурильно-крановых машин БКМ-300, предназначенных для рейсового бурения скважин, а также установки в них опор при строительстве и ремонте телефонно-телеграфных линий и линий электропередачи. Бурильно-крановая техника устанавливается на шасси автомобиля ГАЗ-33081 «Садко» различных модификаций, а также на шасси колесного трактора «Беларус 82П». Наличие бесступенчатого регулирования скорости вращения и подачи бурового инструмента обеспечивает выбор оптимального режима бурения в зависимости от твердости и структуры грунта. БКМ-300 позволяет сооружать скважины диаметром 250…800 мм на глубину до 3 м, в качестве бурового инструмента используется лопастной шнековый бур. Бурильно-крановые машины «Геомаш» отличает повышенное значение крутящего момента – 580 кгс.м (58 кН.м), а также увеличенная до 2 т грузоподъемность кранового оборудования.

    Наиболее известной буровой установкой, выпускаемой ОАО «Геомаш», является ПБУ-2. ПБУ-2 различных модификаций занимает лидирующие позиции в парках буровой техники производственных компаний, выполняющих инженерные изыскания при строительстве. С 2011 г. завод «Геомаш» приступил к выпуску модернизированной буровой установки ПБУ-2 (серии 300). Установка обладает новыми конструктивными решениями:
  • конструкция мачты с увеличенными прочностными характеристиками;
  • новая лебедка – надежная и простая в управлении и техническом обслуживании;
  • модернизированная гидросистема позволяет развивать усилие подачи вниз до 10 т для проведения статического зондирования грунтов.

ОАО «Завод Строймаш» (г. Стерлитамак), ранее выпускавший только сваебойную технику, в последние годы для расширения возможностей своих копров занялся разработкой и выпуском буровых машин для бурения скважин под установку свай. В качестве базовой машины используется гусеничный трактор Т-10МБ-2121-0, на который устанавливается копровая установка СП-49Д и самостоятельное буровое оборудование БО-9М, НБО-04М или НБО-03. Кроме этого разработаны установки БО-5, БО-15, БО-20. Установки НБО-03 и БО-5 монтируют на гидравлически убирающейся раме вместе со сваебойным молотом. Они бурят, используя шнековый бур, скважины на максимальную глубину до 3 м и диаметром 0,36 м (НБО-03) и 0,5 м (БО-5). Привод вращателя в обоих машинах гидравлический. Установки НБО-04, БО-15,БО-20 бурят на глубину до 10 м и диаметром 0,5 м. Установка БО-15 имеет гидравлический привод вращателя и развивает максимальный крутящий момент бура 14,7 кН.м, а НБО-04 и БО-20 – электрический привод, а крутящий момент на шнеке увеличивается до 20 кН.м.

Волгоградский тракторный завод является подразделением объединения тракторостроителей ОАО «Агромашхолдинг». Завод кроме непосредственно тракторов уделяет большое внимание расширению возможностей базовых моделей. Машина БКМ-2,5/2 на базе гусеничного трактора ДТ-75 предназначена для бурения скважин в грунтах с I по IV категорию, установки опор линий электропередачи в условиях умеренного климата. Установка с помощью шнекового бура диаметром 0,36…0,45 м осуществляет бурение на глубину до 2,5 м. БКМ-2,5/2 имеет дополнительно крановое оборудование г/п 2 т, а с помощью установленного планировочного отвала можно выполнять планировочные работы небольшого объема. Аналогичные параметры у машины БКО-Г, работающей на гусеничном шасси ДТ-75ДЕХС4.

Машина БКМ-2/1,25 на базе колесных тракторов ЮМЗ-6Л или МТЗ-80/82 удобна при выполнении различных коммунальных работ. Машина бурит скважины до 2 м глубиной и диаметром до 0,46 м, а крановая установка г/п 1,25 т упрощает работы по установке опор, корчеванию небольших пней и т. д.

Еще для одной разработанной предприятием машины БКО-К в качестве базового шасси используется колесный трактор Т-150К или ХТЗ-131. Эта мощная буровая машина способна бурить скважины глубиной до 2,5 м, используя шнеки диаметром 0,36…0,45 м. Крановая стрела на максимальной длине 7,2 м при выдвинутом оголовке может работать с грузом до 1,25 т, а в сложенном состоянии поднимает 2 т груза.

В выборе универсального оборудования, каким является техника, смонтированная на тракторных шасси, и, в частности, в выборе буровой установки всегда хорош совет специалиста – какое шасси предпочесть, какой должна быть оптимальная мощность, какой буровой инструмент можно использовать в той или иной модели. Все эти функции берут на себя специалисты компании «Коминвест-АКМТ», накопившие огромный опыт в области обеспечения отечественных потребителей качественной техникой, смонтированной на базе тракторов отечественных производителей. Прочные связи предприятия с производителями «Стройдормаш», МТЗ, ХТЗ и др. позволяют предложить необходимую модель буровой установки прямо со своего склада, причем «Коминвест-АКМТ» берет на себя функции сервисного обслуживания и предпродажной подготовки. По утверждениям специалистов компании, прежде чем вручить машину потребителю, досконально проверяются гидравлика, пневматика, системы фильтрации, работа основных узлов и т. д. Более того, компания в случае возникновения гарантийного случая или какой-либо нештатной ситуации оперативно, без проволочек и бюрократии подключает собственные сервисные бригады, закрепленные за представительствами компании, в Казани, Челябинске, Краснодаре, Иркутске, Петербурге, Владивостоке и других городах: ремонтники выезжают на объект и ликвидируют проблему. Так что, купив технику в компании «Коминвест-АКМТ», можно защитить себя от каких-либо неожиданностей. Бурите «на здоровье»!

 
 

Способы бурения бывают физические и механические. Физические – это ультразвуковой, термический, гидравлический, в том числе электрогидравлический, высокочастотный и некоторые другие. В буровых машинах на базе тракторов применяют механический способ бурения, его осуществляют породоразрушающим инструментом, который совершает вращательно-поступательные, ударно-вращательные или просто ударные воздействия на грунт. В конструкции гидравлической системы буровой установки обязательно заложена возможность выбора оптимального режима бурения, зависящего от категории грунта, и возможность управления поступательным движением бурового инструмента.

Самый распространенный в «тракторном» бурении – лопастной бур, представляющий собой трубчатый стержень с двумя копающими лопастями в форме двухзаходного винта. Для удержания бура на оси бурения снизу стержня установлен забурник – труба, к наружной поверхности которой приварена спирально навитая лента (реборда). Толщина реборды 10 мм, по внешней грани она покрыта слоем твердого сплава – релитом или сармайтом толщиной не менее 5 мм. К корпусу забурника с наклоном к оси забурника приварены лопасти, армированные твердосплавными пластинами. Все сменные элементы забурника армируют зубьями из твердого сплава ВК8 (92% карбида вольфрама и 8% кобальта). Копающие лопасти бура соединены с «заслонками» специальной формы, которые обеспечивают извлечение грунта при движении бура в скважине. Для бурения скальных пород или мерзлых грунтов лопасти усиливают твердосплавными пластинами.

Шнековые, короткошнековые буры, называемые еще земляными, чаще используются при установке столбов линий электропередачи, опор при строительстве зданий и т. п. Такой бур схематично можно представить как центральный стержень, к которому приварена спираль из стальной полосы. В нижней части бура также есть забурник.

Ковшовый бур, используемый для изыскательского бурения, взятия геологических проб и др. целей, представляет собой полый цилиндр с закрепленными в нижней части ножами. Срезаемый грунт заполняет полость цилиндра, проходя в отверстия между ножами. Бур извлекают из скважины и разгружают – дно бура раскрывается.

Широко распространен и такой буровой инструмент, как долота, в частности шарошечные. В нижней части их центральной штанги установлены три соединенных между собой корпуса, в каждом из которых в подшипниках качения установлены так называемые шарошки из кованой стали. В поверхность шарошки, контактирующую с грунтом, запрессованы твердосплавные резцы. Оси шарошек расположены под углом 50…60° к оси центральной штанги. При вращении штанги шарошки вращаются в подшипниках вокруг своей оси и также относительно центральной оси. Шарошечное долото используют для бурения скважин в породах и рудах разной твердости и трещиноватости.

Существует инструмент для бурения только скального грунта, для раскалывания природного камня. У таких буров на конце обычно установлен алмазный наконечник и крутящий момент значительно выше, чем у стандартных.

Резцы бура быстро изнашиваются, они рассчитаны на проходку примерно 200…300 м в зависимости от категории грунта. При несвоевременной замене возможен их облом, отрыв, особенно при работе резца в тяжелом грунте. Последствием может стать изгибание и даже скручивание буровой штанги.

компании по теме статьи
компании по теме статьи