Зимнее содержание дорог

Обзор новых комплексных дорожных машин на автомобильных шасси

И. Варывдин
В последние несколько лет жесткая конкурентная борьба привела к тому, что вниманию российских дорожников сейчас предлагается наиболее эффективная техника, производители которой не только смогли выстоять в трудные времена, но и предлагают на своих машинах разумное сочетание современных технологий, качества и цены.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КО-829С1 (Арзамаскоммаш) на самосвале КамАЗ-65115
Арзамасский универсал КО-829С2-01 для уборочных и дорожно-строительных работ
КО-829Б (Арзамаскоммаш)
КО-829Б1 с комплектом зимнего и летнего оборудования для установки на шасси из Арзамаса
Сменный песчаный бункер ЭД-405В из Смоленска для самосвального кузова
КМ-600 с бункером производства «Мотовилихинские заводы» в самосвальном кузове и со скоростным отвалом

Основная работа дорожных служб зимой – обеспечить безопасность движения. То есть в кратчайшие сроки удалить снег с проезжей части и обработать покрытие противогололедными реагентами. Оптимальны для таких задач комбинированные дорожные машины на шасси грузовых автомобилей КамАЗ и аналогов – у них высокая рабочая скорость, а конструкция, масса и мощность привода подходят для установки необходимого оборудования. В базе автомобиля расположена емкость для материалов с механизмом распределения, а спереди навешивается нож для сдвигания снега в сторону (поворотный плуг или скоростной отвал) или шнекороторная установка (на ряде моделей – роторно-фрезерный снегоочиститель). В наши дни монтаж оборудования непосредственно на раме автомобиля не самое популярное решение. Такой способ превращает машину в узкоспециализированное транспортное средство. Надстройку, в принципе, можно заменить, но на это уходит много времени, нужен кран и т. п. Для круглогодичного использования такой машины весной установку для пескосоляной смеси заменяют цистерной для воды, а осенью наоборот. Такая схема была широко распространена в советский период, но сегодня коммунальные предприятия все больше обращают внимание на универсальные варианты комплексных дорожных машин (КДМ): с их помощью можно производить больше различных видов работ при меньшем парке шасси. Затраты при этом снижаются не только за счет уменьшения простоев, но и вследствие экономии на закупках новой техники, так как в ее стоимости цена самого шасси занимает бо’льшую долю.

Все большее распространение получают дорожные машины с быстросъемным оборудованием, из которых по конструкции можно выделить два основных варианта. В первом случае сменные бункера снабжены регулируемыми по высоте складными опорными стойками и устанавливаются в кузов самосвала. Это на сегодняшний день наиболее простое и экономичное решение, получившее широкое распространение среди российских дорожных предприятий. Установка-снятие сменных кузовов занимает не более получаса, а поднаторевшие в этом деле специалисты обещают справиться минут за десять. Без оборудования машину используют непосредственно в качестве самосвала, например, для вывоза снега.

Второй вариант – сменное оборудование для КДМ, оснащенных подъемным устройством типа «мультилифт». Этот способ еще больше расширяет перечень работ, которые можно выполнять на одном шасси, но он же и более затратный, ведь здесь нельзя лишь заказать оборудование под уже имеющийся в хозяйстве самосвал – нужна кардинальная замена парка подвижного состава.

Теперь остановимся на некоторых примерах современной дорожной техники. Если кто-то из работников коммунальных предприятий со стажем сегодня не может найти привычные названия российских заводов-изготовителей, пугаться не стоит – многие еще задолго до кризиса объединились в холдинги. Например, такие, как крупные производственно-коммерческие организации «Коминвест-АКМТ» и «Меркатор». Они чаще и продвигают продукцию лидеров российского рынка дорожных машин Завода КДМ им. Калинина, ТоМеЗ, РАРЗ, КОРМЗ, мценского и арзамаского «Коммашей» и др.

Все чаще ЗАО «Коминвест-АКМТ» в качестве шасси для коммунальных и комбинированных дорожных машин использует самосвалы таких производителей, как Volvo, Merсedes и др. Одна из последних новинок компании – КДМ на основе самосвала MAN TGA 33.390 6х4 с трехсторонней разгрузкой и кузовом вместимостью 15 м3. Оборудование для распределения реагентов – марки EPOKE A/S Sirius AST SE3800. Распределитель противоледных материалов EPOKE Sirius AST может иметь бункер для твердых материалов вместимостью от 3 до 9 м3 плюс два бака для увлажнения от 925 до 1538 л каждый. Все три емкости снабжены датчиками опорожнения. Количество материала для распределения регулируется из кабины в зависимости от требуемой плотности обработки. Для каменной соли и реагентов на основе хлоридов («Галлит» и т. п.) – 5…40 г/м3, для песка и гранитной крошки – 30…240 г/м3. Контроль за распределением автоматический, при изменении скорости автомобиля, что часто бывает при движении с опущенным плугом из-за наезда на более плотные слои снега, меняется подача материала для поддержания заданного параметра плотности обработки. Допустимая ширина распределения – от 2 до 12 м, в том числе с асимметричным разбрасыванием. Применяемые на машине электронные системы облегчают труд водителя и позволяют просчитывать расход реагентов буквально до грамма! Дополнительно на КДМ навешивают передний с двойным ножом и боковой отвалы Tellefsdal AS (Норвегия) с приспособлением, позволяющим следовать профилю поверхности. Боковой отвал способен быстро выдвигаться, его рабочая ширина – 2725 мм, рабочий угол – 43°.

Зимой необходима не только очистка дорог от снега и льда, в холодное время года часто возникает необходимость аварийного ремонта проезжей части, даже на относительно новых участках дорог, например, при механическом повреждении. Для этой же машины в качестве дополнительного сменного оборудования «Коминвест-АКМТ» предлагает термоконтейнер для асфальта, рассчитанный на 15 т. Подогрев асфальта осуществляется горелкой, работающей на пропане, а потому допускается ремонт дорог при небольших отрицательных температурах, на западе и юге России эксплуатировать машину можно круглый год, да и в других регионах существенно продлить сезон строительных работ. Здесь хотя и применяется экономичная схема постройки КДМ «оборудование в кузов самосвала», из-за того, что шасси немецкое, с датскими надстройками, с соответствующими материалами и электроникой машина попадает в разряд «премиум-сегмента» дорожных машин. Этому соответствуют не только престиж и комфорт, но и продуманные технические решения. В частности, материал на транспортерную ленту подается посредством двух продольных валов, происходит его перемешивание, дробление и равномерное распределение по всей длине транспортера. Это не только упрощает предварительную калибровку материала, но и предотвращает перегруз задней оси шасси. Заметна забота датских конструкторов о водителе-операторе. Заглянуть в бункер легко, забравшись по удобным ступеням, расположенным поверх распределительного механизма. Доказывать преимущества импортной техники перед отечественной не имеет смысла, но тем дорожным предприятиям, что пока не могут позволить себе «полный набор», стоит обратить внимание на более бюджетные варианты, предлагаемые компанией «Коминвест-АКМТ», например, на оборудование на самосвале КамАЗ-65115 или КамАЗ-6520 с навесными передними поворотными и боковыми отвалами, а также центральной щеткой ТоМеЗ, которые выпускаются по финской лицензии.

Пермские «Мотовилихинские заводы» предложили новинку – комбинированную дорожную машину КМ-800С на базе стандартного самосвала КамАЗ-65115. В кузов самосвала устанавливается пескоразбрасыватель с емкостью на 7 м3, распределяющий пескосоляную смесь с плотностью 30...500 г/м2, конструкция которого препятствует попаданию антигололедных материалов в самосвальный кузов и налипанию на стенках кузова пескоразбрасывателя. Водитель управляет механизмами пескоразбрасывателя из кабины. Вращение вала транспортера контролируется датчиком, при заклинивании транспортера сигнал поступает в кабину. Транспортер приводится реверсивным гидромотором, который позволяет устранять заклинивание транспортера и прогревать холодную гидросистему. Двойная цепь транспортера с раздельными лепестками скребков обеспечивает точную и экономичную подачу материала. В конструкции пескоразбрасывателя могут быть использованы калиброванная, якорная или роликовая цепи. В дополнение к пескоразбрасывателю самосвал можно оборудовать спереди скоростным или поворотным отвалом, в колесной базе – отвалом с выдвигающимся крылом или подметальной щеткой. Скорость автомобиля при работе скоростным отвалом – 60 км/ч (максимальная толщина убираемого снежного покрова – 0,4 м), при работе поворотным отвалом – 40…60 км/ч, при работе пескоразбрасывателем – 10…50 км/ч.

Из широкого ассортимента смоленских КДМ, представляемых компанией «Меркатор Холдинг», стоит выделить продукцию сотрудничества с итальянской компанией Giletta для популярной серии ЭД-405. Причем наиболее интересной представляется установка с автономным двигателем мощностью 20,5 л.с. для пескосоляной смеси, устанавливаемая в кузов самосвала. Благодаря ей дорожные организации, в парках которых сейчас много китайской и европейской техники, в том числе подержанной, могут обеспечить ее дополнительной работой, избежав определенных трудностей, связанных с адаптацией «родных» гидравлических систем. Изменение плотности и ширины распределения производится с пульта управления в кабине грузовика (соль – 5…40 г/м2, песок – 5…350 г/м2 на ширину от 2 до 12 м), предусмотрен и автоматический контроль плотности при изменении скорости движения. Баки для воды вместимостью 2,2…3,0 м3 позволяют предварительно смачивать кристаллические реагенты, т. е. можно работать исключительно с чистой солью, а из доступных вариантов бункеров от 4 до 9 м3 легко подобрать оптимальный практически к любому самосвалу.

Другая интересная надстройка – распределитель рассола – наверняка понравится тем, кто столкнулся с модой на запрет использования песка в центральных городских районах: никаких транспортеров, решеток и тентов, лишь насос, два разбрасывающих диска и набор пластиковых баков суммарной вместимостью до 10,5 м3 (или стальная бочка-«чемодан» вместимостью до 10 м3). Плотность распределения – 50…150 мл/м2, ширина обработки – 5…8 м. В общем, никто не станет спорить, что ничто так хорошо и быстро не побеждает лед, как раствор хлоридов высокой концентрации. И хотя этот метод сталкивает интересы безопасности движения и городской экологии, он, по крайней мере, находит широкую поддержку у продавцов обуви и кузовного железа. Летом такую навеску даже не придется менять, используя ее как цистерну для воды.

В продукции арзамасского завода «Коммаш» в последнее время произошли некоторые изменения. В серии КО-829 (сменные бункер и бочка для установки на шасси) усилен гидропривод щетки и применяется скоростной отвал, изготовленный по лицензии чешской фирмы Kobit, а на модели КО-829С1 для оборудования, размещаемого в кузове самосвала, кроме того, используется транспортер с якорной цепью. Особо надо отметить КДМ КО-829С2 и С2-01 с двойными стенками бункера, обогреваемыми выхлопными газами, и шнековым транспортером. Распределитель пескосоляной смеси легко заменить на приспособление для подачи асфальта, а значит, кроме работ по содержанию машину можно использовать для дорожно-строительных и ремонтных работ. И все это с одним и тем же бункером! Отпадает необходимость менять кузова, и такая универсальная КДМ экономически очень привлекательна.

Небольшие предприятия по выпуску уборочной техники тоже неплохо справляются с кризисом, предлагая дорожным организациям простые и недорогие решения, минимум электронных опций, лишь самое необходимое.

Ряжский авторемонтный завод на своей модернизированной КДМ модели МКДС-4714 на шасси КамАЗ-65115 применяет оригинальный самосвальный кузов собственной разработки. Сменный бункер для песка снабжен баками для увлажнения, в задней части предусмотрена лесенка, аналогично датской установке EPOKE. Для работы с водой или жидкими противогололедными реагентами имеется наборная секция из четырех пластиковых баков суммарной вместимостью 11,2 м3, что позволяет повысить производительность за счет снижения массы оборудования. Следуя в ногу со временем, РАРЗ кроме гидравлических кранов под левой рукой водителя предусматривает и установку микропроцессорного блока управления, а также предлагает оснастить автомобиль системой ГЛОНАСС для борьбы с расхитителями топлива.

Если сегодня установку сменного оборудования в кузов самосвала можно считать своего рода компромиссом, то оборудование для «голого» шасси это вчерашний день. Сегодня многие изготовители предлагают упрощенную смену бункеров на бочки и обратно с помощью разных подставок и прочих ухищрений, однако дорожным предприятиям, приобретающим новую технику, стоит присмотреться к КДМ на основе машин с системой погрузки типа «мультилифт». Вот уж где смена одного варианта оборудования на другой происходит на раз-два! Возможностей более интенсивной эксплуатации транспортного средства, чем у шасси с крюковым манипулятором, и представить нельзя. Но сила «мультилифта» в его сменных кузовах. Ряжский АРЗ выпускает два варианта для своей серийной модели МКДС-4107 на шасси КамАЗ-53229 – для зимнего содержания (стальной бункер) и для летнего (пластиковые емкости, окруженные стальным каркасом). Грузоподъемность на крюке – 14 т, максимально допустимый размер сменного контейнера открытого типа с распашными воротами – 23 м3. Правда, грузовые возможности несколько ограничивает используемое шасси, но для вывоза легковесных грузов, таких как сухой снег, будет вполне достаточно. И вот простой пример, доказывающий большую эффективность эксплуатации машины с «мультилифтом» по сравнению с самосвалом. В стесненных городских условиях для очистки от снега парковочных карманов и тротуаров нет лучшей техники, чем мини-погрузчики. Их же используют затем для загрузки машин собранным в лотковых зонах снегом. Самосвал при этом занимает целую полосу проезжей части, и мини-погрузчик может подойти к нему только с одного борта (со стороны тротуара), а значит, равномерно загрузить кузов не получается – не хватает длины стрелы. Поэтому наверх забирается рабочий с лопатой, чтобы сдвигать снег к левому борту. Все это занимает уйму времени. А теперь о том, как подобную работу выполняет «мультилифт». Машина оставляет в лотковой зоне съемный кузов, и пока погрузчик его спокойно загружает (высота погрузки кузова на земле много меньше, чем на шасси), забирает второй, уже заполненный контейнер, вывозит его на снегосвалку, затем ставит пустой контейнер на новое место и едет за первым. Даже покурить некогда. Вот вам и экономия топлива, и долой тяжелый ручной труд, и никаких заторов во время уборочных работ. И если учесть, сколько дополнительного оборудования предлагается сегодня для «мультилифтов», например, в компании «Коминвест-АКМТ», а это и кохеры для литого асфальта, и установки для ямочного ремонта пневмонабрызгом, выгоды от перевода парка на машины с крюковым погрузчиком очевидны.