Покорители высот

Автовышки

Николай Протасов
Автовышки, или автогидроподъемники – АГП, поскольку второе название полнее отражает сущность этого технического средства, – одно из относительно недавно возникших направлений в разнообразнейшем мире специального автотранспорта. И буквально с каждым днем область применения автовышек расширяется, технический прогресс ставит все новые задачи, которые зачастую иначе, как используя этот вид техники, не решить.
ТА-22 (КЭМЗ)
АПТ-18 (КЭМЗ)
АПТ-17
ВС-22 (КЭМЗ)
ВС-22.02 (КЭМЗ)
ТА-14 (КЭМЗ)
 
 

Основные положения

Конструкцию всех автогидроподъемников упрощенно можно разложить на три составляющие части – это шасси, установленное на этом шасси опорно-поворотное устройство и стрела с рабочей платформой, называемой еще люлькой. Если первые две составляющие в основном для всех автовышек идентичны, то по типу стрелы автоподъемники делятся на несколько типов.

Шире других распространен вид автоподъемника, называемый коленчатой автовышкой, наиболее простой, относительно недорогой и неприхотливой конструкции, где стрела состоит из двух или трех секций, именуемых еще «локтями» или «коленами». Движение отдельных секций относительно друг друга обеспечивают гидроцилиндры, между собой секции соединены осевыми шарнирами. Коленчатые автовышки наиболее компактны в транспортном положении. При этом они работают в диапазоне высот от 9 до 30 м. К важным преимуществам перед иными конструкциями вышек можно отнести возможность перемещать люльку горизонтально, например, при необходимости проникнуть через узкий проем в стене внутрь здания, а при наличии третьей секции в стреле возможен вариант работы в люльке, например, на крыше постройки, «перешагнув» имеющееся на крыше ограждение. Коленчатые подъемники рассчитаны на применение на открытых строительных площадках и объектах, но в городской черте такой автовышке сложновато – габаритные особенности требуют довольно большой площади для раскладки. Недостатком этих подъемников является и то, что конструкция стрелы не позволяет работать на малых высотах, так как шарнир, соединяющий первую и вторую секции, расположен достаточно высоко. По этой же причине коленчатые автовышки практически невозможно использовать на объектах, расположенных под проводами, контактными сетями и т. п.

Значительно более сложная конструкция и соответственно более дорогая предполагает использование телескопической стрелы. Это две или три секции коробчатого сечения, которые размещаются последовательно одна в другой и выдвигаются на заданную оператором высоту либо с помощью цепного или тросового привода, либо приводом механизма выдвижения являются гидроцилиндры. Спектр применения телескопических автовышек очень широк: они могут работать как на малых высотах, так и благодаря выдвижению стрелы на очень больших. С помощью такой конструкции выполняют работы под «потолком», т. е. можно безопасно выполнять работы под линиями электропередачи (ЛЭП) и т. п. В перечень объектов, где находят применение автовышки с «телескопом», входят коммунальные участки, объекты городского и промышленного строительства, включая объекты энергетики. В связи с последним назначением люлька может иметь электроизоляцию, позволяющую работать на участках ЛЭП с напряжением до 1000 В. В отечественных конструкциях в основном изоляция осуществляется отделением люльки от стрелы изоляторами. Это вызывает порой некоторые неудобства при эксплуатации. Иностранные производители, а также некоторые отечественные (ОАО «Пожтехника») по желанию покупателя для решения этой задачи рабочую площадку отливают из специального диэлектрического пластика, как и последнюю секцию стрелы. Управление работой вышки осуществляет оператор, находящийся в люльке и с помощью пульта передающий команды на основные органы машины через оптоволоконный кабель. Прикосновение к проводам в верхней части стрелы или люльки при такой конструкции полностью безопасно.

Модели, объединяющие в себе компактность складных секций и универсальность телескопической автовышки, нашли отражение в конструкциях спецподъемников с коленчато-телескопической стрелой. Такие автовышки могут работать на высоте более 30 м, в ограниченном пространстве. Конструкция позволяет выдвигать стрелу горизонтально на достаточно больших высотах, при этом есть возможность работать под «потолком», хотя и не так эффективно, как с телескопической стрелой. Появляется возможность производить работы под отрицательным углом.

Основным преимуществом еще одного вида автовышек – рычажно-телескопических является то, что такие вышки «решают» практически все те же задачи, что и коленчато-телескопические, но при этом конструкция у них облегченная благодаря применению современных материалов.

Автовышки вертикального подъема – это узко применяемые машины. Как правило, собранные на базе шасси высокой проходимости, они больше используются на объектах энергетики, необходимы при обслуживании высоковольтных ЛЭП в труднодоступных местах. Если люльки обычных вышек рассчитываются на подъем от 120 до 300 кг, то люльки на стрелах вертикального подъема способны поднимать 600 кг.

Работа работой, но безопасность прежде всего

Как известно, все транспортные средства относятся к средствам повышенной опасности, а автовышки, работа которых почти всегда связана с подъемом на высоту людей, должны быть защищены от любых неожиданностей на все сто процентов. Для этого их оборудуют рядом необходимых приспособлений, наличие и работоспособность которых оператор должен систематически проверять. В целях безопасности используется система дублирования управлением, т. е. один пульт управления находится непосредственно в люльке, а дублирующий – у оператора на земле. Это необходимо для управления механизмами, например, в случае отказа одного из пультов. На обоих пультах имеются кнопки аварийной остановки двигателя.

Также на всех автовышках установлены механизм, поддерживающий люльку всегда вертикально, и система аварийного спуска люльки, которая позволяет высадить рабочих даже в случае выхода из строя гидросистемы.

Предусмотрены и различные блокировки. Например, гидроцилиндры стрелы не включатся, если вышка не стоит на опорах. На некоторых автовышках автоматика не позволяет стреле выдвигаться на максимальное расстояние, если опоры не раздвинуты на «максимум». Соответственно при работающей стреле гидроопоры невозможно ни поднять, ни сложить. Это обеспечивается блокировочными золотниками, разъединяющими и соединяющими напорную магистраль и слив.

Существуют также предохранительные клапаны гидросистемы, не позволяющие подниматься давлению выше нормы. С целью предотвращения самопроизвольного втягивания штока гидроопор во время рабочего процесса, а также чтобы исключить выдвижение этого штока в транспортном положении, на всех опорах устанавливают гидрозамки, обеспечивающие свободное прохождение рабочей жидкости только в одном направлении.

В целях безопасности устанавливаются датчики, которые определяют зоны обслуживания, ограничивающие предельную грузоподъемность люльки, а также датчики, останавливающие движение стрелы в случае, если она, двигаясь, упирается в какой-либо объект. А Казанский электромеханический завод по просьбе клиентов оснащает рабочие платформы своих подъемников датчиками о приближении к ЛЭП.

Устойчивость автогидроподъемникам придает увеличение опорного контура за счет установки выносных опор. Опоры – это возвратно-поступательные гидроцилиндры двустороннего действия с односторонним штоком, нижний конец которого заканчивается шарниром, связывающим шток с башмаком опоры.

Число опор и расстояние между ними – важные параметры автовышки. Опор бывает в основном четыре, а иногда пять. Дополнительная опора устанавливается со стороны кабины, и это обеспечивает лучшую устойчивость машины, расширяет рабочую зону. Но площадь для размещения автоподъемника увеличивается, и автовышка может просто не «вписаться» на небольшой стройплощадке. Чем больше вылет стрелы и соответственно чем дальше ось поворотной платформы от места проведения работы, тем дальше должны отстоять опоры одна от другой. На подъемниках небольшой грузоподъемности опоры не выходят за габариты шасси, а только опускаются, это экономит место.

Производители – кто они?

Рынок автовышек достаточно большой, и около 90% этого рынка в России принадлежит отечественным производителям. А вообще около тридцати предприятий в странах СНГ работают в этой области. Среди наиболее заметных предприятий в России – ОАО «Пожтехника» (г. Торжок), специализирующееся на выпуске коленчатых пожарных автовышек, а также производящее подъемники всех видов, охватывающие спектр рабочих высот от 15 до 50 м и монтируемые на шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, «Урал», КамАЗ, Hyundai, MAN, Tatra. ОАО «Автогидроподъемник» (Санкт-Петербург) производит автоподъемники серии ППС на базе шасси отечественных производителей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ с высотой подъема рабочей площадки от 8 до 38 м.

Казанский электромеханический завод (КЭМЗ) успешно производит около 30 моделей коленчатых и телескопических автогидроподъемников ВС, АПТ и ТА с высотой подъема от 14 до 28 м на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, «Урал», Hyundai под торговой маркой «Ак Барс». Последняя казанская разработка – АПТ-30 имеет телескопическую 30-метровую стрелу с гуськом и поворотную рабочую платформу.

Магнитогорский завод «Ремстрой» производит три вида автогидроподъемников: АГП 22-1 и АГП22.06 на базе шасси ЗИЛ-131 и гидроподъемник на шасси «Урал-4320-10». Крупное отечественное предприятие «Чайка-Сервис» собирает на различных шасси, как российских – ГАЗ, КамАЗ, так и иностранных – TATA, Isuzu, Hyundai, Nissan, Mitsubishi FUSO, подъемники как итальянского производства, так и российско-итальянского под торговой маркой Socage, обеспечивающие высоту подъема рабочей площадки до 75 м. Нижнетуринский завод «Вента» более 30 лет производит автогидроподъемники. Сегодня в программе предприятия две модели на базе автомобиля ЗИЛ-433362, обеспечивающие ремонтно-восстановительные работы на высотах 18 и 23 м соответственно. Людиновский машиностроительный завод (Калужская обл.) производит коленчатые автоподъемники под маркой «Людиновец» на базе шасси ЗИЛ-433362 с рабочей высотой 22 м и г/п 300 кг, а также г/п 120 кг на шасси ГАЗ-3310 для работы на высоте до 12 м. Краснодарский завод «Мехпромстрой» собирает автовышки на базе шасси ГАЗ-3309 и -3302.

Московская компания «АвтоРегион» располагает широким ассортиментом автогидроподъемников в трехколенчатом и телескопическом исполнении на шасси Горьковского автозавода. На шасси ГАЗ-3309 и ГАЗ-33081 монтируют двухколенчатые подъемники ВС-18.04 с высотой подъема до 18 м, ВС-22.02 с высотой подъема до 22 м, трехколенчатые ВС-22.02 с высотой подъема до 22 м, а также телескопические подъемники АПТ-18.02 с высотой подъема до 18 м. На шасси ГАЗ-33081 устанавливают телескопический подъемник АПТ-14.02 с высотой подъема до 14 м. Для телескопического подъемника ТА-22 с высотой подъема до 22 м подходят шасси ГАЗ-3309, ГАЗ-33104, ГАЗ-3302. При необходимости подъемники оборудуют люлькой со специальной электроизоляцией, выдерживающей мощность до 1000 Вт. Шасси Isuzu также нашли применение. На Isuzu NOG71P устанавливают телескопические подъемники ПАГ-18 и трехколенчатые АГП-22.04 производства Людиновского машзавода.

Автогидроподъемники зарубежного производства представлены в России в незначительном количестве, особенно новые, по причине их высокой цены. Из наиболее продаваемых можно назвать Merlo (Италия), Bronto Skylift Oy Ab (Финляндия), Liebherr (Германия), Tadano (Япония) и целый ряд китайских марок, которые находятся в среднем ценовом сегменте. Все иностранные автоподъемники подлежат обязательной российской сертификации, и это тоже является сдерживающим фактором иностранной экспансии.

Хорошую репутацию в России имеет американская компания Versalift. Продуктом ее производства является широчайший спектр подъемников. Компания производит как обычные серийные вышки, так и профессиональные, изолированные подъемники для высотных работ, связанных с большой ответственностью и сложностью. Московское предприятие «Коминвест-АКМТ» до недавнего времени устанавливало подъемники Versalift с высотой подъема от 8 до 35 м на спецшасси отечественного и зарубежного производства, специальные автовышки Versalift для железных дорог с быстросъемным подъемным оборудованием.

Покупатель, желая приобрести дорожно-строительную технику, хочет потратить как можно меньше средств, а продавец – продать выгоднее. Чтобы не получить некачественный товар и не переплачивать многочисленным перекупщикам, лучше приобретать технику у компаний, работающих непосредственно с производителями.

компании из статьи
компании из статьи