Доходы от отходов (ч. 1)

Прибыльный бизнес

И. Варывдин
Обеспечение сбора, вывоза и последующей утилизации или захоронения мусора необходимо любому населенному пункту так же, как и снабжение его жителей продуктами и товарами, лишь специфика работы перевозчиков, учитывая вид груза, здесь иная. Бизнес вывоза промышленных и бытовых отходов должен эффективно решать следующие задачи: снижение издержек и увеличение прибыли компании; поддержание чистоты в местах сбора; сохранение экологического баланса в городе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Начнем с колес

Компании, занятой или планирующей заняться вывозом мусора, в первую очередь надо решить, какое шасси потребуется для коммунальной машины, ведь требования к его надежности здесь выше, чем у обычных грузовиков. Если на линию не выйдет мусоровоз, это не только потеря прибыли, но и гора мусора, которая, раз возникнув, может лишить перевозчика всех последующих контрактов. А если автомобиль с «ароматным» грузом встанет намертво на полпути до полигона? Как его встретят потом в сервисе? А при обслуживании домов с мусоропроводами приезжать вообще надо строго по расписанию. Компаниям, в парке которых одна-две машины, проблемы, связанные с отказом техники, решать сложнее всего.

Основу коммунального автопарка страны по-прежнему составляют машины на отечественных шасси. Наши ГАЗы, ЗИЛы и КамАЗы изначально создавались как внутригородские автомобили и хорошо подходят для работы на коротком плече перевозок. Впрочем, КамАЗ сегодня – это и системы питания Bosch, и двигатели Cummins, и коробки передач ZF. А большинство наших предприятий, выпускающих мусоровозы, давно предлагают свои модели и на импортных шасси. Так, ЗАО «Коминвест-АКМТ» выпускает установки итальянской фирмы Farid на шасси ГАЗ, КамАЗ, МАЗ, IVECO, MAN, Isuzu, Mercedes-Benz, Volvo, Renault, Scania. Три «кита» российской индустрии коммунальных машин для вывоза мусора – арзамасский и Мценский заводы «КОММАШ», Ряжский авторемонтный завод, чью продукцию продают и обслуживают их дилеры «Мега Драйв» и МРО «Техинком», по понятным причинам поддерживают отечественного производителя. Хотя в Мценске свою модель серии КО-427 ставят также на шасси Hyundai HD-260, MAN 19.314, Ford Cargo 1824DC и 2524DC и даже на китайский DongFeng! Ряжский завод также освоил «фордовское» шасси для своих МКМ серии 1700.

Особенно много «иностранцев» среди машин для работы со сменными кузовами с системой «мультилифт». Так, ООО «АвтоСистемы» устанавливает гидравлическое оборудование типа «мультилифт» производства «Велмаш-С» и Hyva преимущественно на автомобили КамАЗ. Знаменитый HIAB, который в России представляет ООО «Карготек РУС», предлагает широкий спектр автомобилей со сменными кузовами полной массой от 3,5 до 32 т, грузоподъемность оборудования с крюковым захватом – от 2 до 25 т соответственно. Как видим, выбор очень широкий. Впрочем, стоит оговориться: мусоровозы на отечественных шасси – это серийные модели и всегда в наличии, а импортные «колеса» придется заказывать.

Еще одно требование, напрямую связанное с безотказностью, – удобство и простота обслуживания. Здесь у отечественных грузовиков большое преимущество  перед иностранными, ведь чем дальше от столицы, тем хуже обстоят дела с сервисом для иномарок, их, как правило, нельзя починить в условиях собственного гаража. Ну а такие мусоровозы, что используют, например, в ООО «Спецмеханизация» или предлагают в компании «РГ-Техно», на специальном шасси Mercedes-Benz с «автобусной» кабиной, с большинства провинциальных трасс, раз попав в грязь, уже не смогут выехать.

Многие считают основным критерием выбора любого вида техники цену. Такое убеждение ошибочно. Главное не цена машины, а сроки ее окупаемости и эксплуатационные расходы на 1 км пробега или 1 машино-час. Конечно, импортный мусоровоз стоит как два, а то и три отечественных. Зато в экономическом плане за 5…6-летний период он может оказаться эффективнее их всех. Да и остаточная стоимость у иномарок всегда высокая, что важно на коммунальном рынке: это ведь не самосвал, его любому частнику не продашь. Небольшим  организациям стоит подумать и посчитать, а крупным предприятиям по благоустройству проще найти краткосрочный лизинг с последующим trade-in, тогда и с отечественными шасси можно не знать проблем. Тот же КамАЗ при своевременных ТО в сертифицированном сервисе отслужит два-три года без отказов.

В коммунальной сфере звучное имя значит не меньше, чем в других областях. Даже среди сотрудников предприятий по вывозу мусора сложно найти человека, который точно знает названия моделей своего автопарка. Одни говорят: «Мы возим ТБО КамАЗами», другие в пику им: «А мы «мерседесами»!» Так сложилось, что имиджевая сторона – немаловажный фактор в конкурентной борьбе перевозчиков за клиента. Даже в каталогах «Коммаш-Мега» машины сгруппированы не по производителю надстройки, а по шасси. И если, взвесив все «за» и «против», предприниматель выбрал шасси для своих мусоровозов, следующим его шагом станет выбор типа кузова.

Мусоровозы с боковой загрузкой

Когда с большинства городских улиц исчезли ностальгические мусоровозы с ручной погрузкой, повсюду появились не очень симпатичного вида контейнерные площадки. Обычно это 5…10 стальных баков без крышек вместимостью 0,75 м2, огороженных металлическим или стальным забором, за который жители выбрасывают то, что в бачки не помещается, иными словами – негабарит. Такие контейнеры опорожняют единственно возможным способом – в мусоровозы с боковой загрузкой, точнее погрузка в кузов ведется сверху, через оборудованный крышкой люк, а сбоку находится гидравлический манипулятор с захватом для бака. В передней стенке бункера смонтировано прессующее оборудование. Подвижность гидроманипулятора  позволяет поднять с одной точки три рядом расположенных контейнера, а потому при погрузке приходится перемещать автомобиль несколько раз. Грузоподъемность манипулятора редко превышает 500…700 кг. Выгрузка осуществляется прессующей плитой через открывающийся задний борт при одновременном подъеме кузова. Ну а негабарит с таких площадок обычно вывозят самосвалами, которые водитель и грузчик загружают вручную. Развитие такой системы сбора мусора совпало с расцветом «перестройки», площадки для ТБО стали превращаться в натуральные свалки и источник пропитания для обездоленных людей и брошенных хозяевами животных. Используют их и дворники со сметом и срезанными ветками, близлежащие магазины и аптеки с коробками и ящиками. К тому же в открытые баки попадает дождь, снег, а мусор примерзает к стенкам баков зимой. Из-за общедоступности трудно поддерживать места сбора ТБО в чистоте, а санитарно-гигиенические требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний здесь выполняются только зимой.

Тем не менее в крупных городах именно этот способ сбора мусора остается основным, а спрос на модели с боковой загрузкой и их производство в России по-прежнему высокие. Такие мусоровозы незаменимы и при обслуживании домов с мусоропроводами, на крыльце которых нет пандуса. Там бак выкатывают на край крыльца, где его подхватывает боковой манипулятор.

Если компании предстоит работать по этой сложившейся технологии, об импортных кузовах-установках для сбора ТБО можно забыть. Те немногие модели с боковым расположением манипулятора, например, итальянские Fratelli Mazzocchia модель LAT-2, LAT-3, OMB модель CM-4, CMPL 7ET, Farid модель FMO и испанская ROS ROCA модель FMO на различных шасси, с нашими бачками работать не могут. Эти мусоровозы работают со стационарными контейнерами вместимостью 1800, 2400, 3200 л. И загрузка происходит не опрокидыванием бака, как на отечественных мусоровозах, а по схеме подъем-переворот. Преимущество в работе с этими мусоровозами и контейнерами – это экономия времени и средств: больший размер контейнера, отсутствие грузчика, водитель может собирать контейнеры, не выходя из кабины (контейнеры обычно стоят у обочины). Мусоровоз быстрее наполняется отходами и может больше сделать ездок на мусорный полигон. Загрузочное устройство находится за кабиной, а не сзади, как на мусоровозах с задней загрузкой, и оно легче, поэтому в мусоровоз с боковой загрузкой входит больше мусора. Мусоровоз FMO с кузовом 15, 17 м3 испанской фирмы ROS ROCA может устанавливаться на двухосное шасси, а на трехосное – 23, 25, 26 м3. Но использование этих мусоровозов в России повлечет замену контейнерного парка.

К манипулятору, как и к кантователю машин с задней загрузкой, надо подкатывать евроконтейнеры на колесах. Преимущество таких моделей мусоровозов – в компактных размерах и отсутствии большого заднего свеса при высокой степени уплотнения загружаемых материалов (до 6). К тому же машина от Farid-Moro – настоящий премиум-класс мусоровозов: кроме комфортных условий работы «ивековской» кабины работу оператора облегчают два монитора диагностики рабочих циклов и видеоконтроль процесса погрузки с четырех камер. Соответствует уровню и цена машины.

Освоенные на Казанском электромеханическом заводе мусоровозы грузоподъемностью до 10 т с боковой загрузкой марки МКА-22 на шасси КамАЗ оснащены кузовом вместимостью 22 м3. Установленный манипулятор работает со стандартными контейнерами 0,75 куб.м. К преимуществам этого мусоровоза можно отнести механизм усиленного прессования и выгрузки мусора без подъема кузова с помощью длинноходного гидроцилиндра. Еще одним достоинством машины является невысокая цена в своем классе.

В отечественной практике не принято заказывать технику на заводах «под себя», потому у нас много готовых серийных образцов, и подрядным компаниям, занятым вывозом ТБО, удобнее приобретать машины у местных дилеров предприятий, выпускающих коммунальный транспорт. Перевозчик кроме услуг снабжения запчастями и ремонта получает машины разных заводов у одного поставщика. Связываться напрямую с изготовителем оправданно лишь для организаций с большим автопарком.

Московское МРО «Техинком» и предлагает широкий выбор отечественных мусоровозов с боковой загрузкой. Основная задача, которую решают производители таких машин, – увеличение объема загружаемых ТБО для повышения производительности автомобиля, что напрямую зависит от размеров и формы бункера и коэффициента уплотнения мусора.

Большинство моделей российских мусоровозов оборудованы кузовом квадратного сечения, усиленным с внешних сторон ребрами жесткости для предотвращения его разрыва от давления изнутри. Например, машины КО-415 от «Спецтранса» или «АТЕКО», МК-20-01  производства пермского завода «Пламя» с огромными кузовами на 24 м3 на трехосных шасси КамАЗ-53215 и  -65115.

На арзамасском заводе «КОММАШ» для своих моделей серии 440 успешно применяют прямоугольные кузова со слегка закругленными стенками. Подобная же конструкция у итальянских мусоровозов Farid. Продольные профили в местах сопряжения стенок обеспечивают необходимую жесткость, а полукруглый кузов удобнее мыть. Вместимость бункера варьирует от 7,5 куб.м на шасси ГАЗ-3307, -3309, до 22 куб.м на шасси КамАЗ-53215, -65115. Всего существует более десяти модификаций, есть даже модель КО-440-5У на полноприводном шасси «Урал-4320», которую можно приобрести в компании «Автомашхолдинг» по относительно невысокой цене – чуть больше 2 млн. руб. Впрочем, оценить перспективы такой машины сложно – эксплуатационные расходы у нее выше, чем у шоссейного грузовика, да и масса перевозимого мусора из-за большей собственной массы на целую тонну меньше, чем у КО-440-5 на «камазовском» шасси с таким же кузовом. И приучать людей, которые до сих пор ходят по своим улицам в болотных сапогах, к цивилизованному сбору отходов кажется издевательством. Однако на многие провинциальные полигоны для захоронения ТБО кроме как на таком «лаптежнике 6х6» лучше вообще не соваться!

Ну а если перевозчик работает там, где с дорогами все в порядке, есть смысл обратить внимание на среднетоннажный мусоровоз КО-440-4К на шасси КамАЗ-4308, который в Арзамасе выпускают с 2006 г. По сравнению с «собратьями» по индексу «4» на ЗИЛах автомобиль имеет меньшие габаритные размеры, мусора в таком же 11-кубовом кузове перевозит на 500 кг больше, а современные 6-литровые двигатели Cummins мощностью 178 и 185 л.с. расходуют меньше топлива, тем самым сокращая ущерб, наносимый экологии города.

У большинства описанных выше мусоровозов невысокий коэффициент уплотнения ТБО: 2…3 для машин на шасси ЗИЛ и ГАЗ и до 4 для МАЗов, КамАЗов. Этот показатель лучше у кузовов оригинальной конструкции, у которых камера прессования меньших размеров, чем приемный бункер, и выполнена отдельно. Стенки камеры препятствуют обратному расширению утрамбованного мусора при возврате прессующей плиты, а на плиту можно подавать большее усилие, т. е. грузоподъемность таких машин выше без увеличения размеров кузова. Например, на Ряжском авторемонтном заводе применение системы «Эко-пресс» для модели МКМ-4605, когда уплотнение мусора происходит и во время загрузки, и на перегонах между площадками, позволило увеличить коэффициент уплотнения до 6. А использование модернизированного шасси КамАЗ-53605 позволяет перевозить до 9 т отходов. И все это в кузове вместимостью 16 кв.м и при компактных габаритах двухосника! Манипулятор г/п 700 кг оснащен сменными захватами и для евроконтейнеров, а пульт управления может располагаться и в кабине автомобиля. На практике такая машина до полной загрузки кузова опорожняет до 80 стандартных контейнеров по 0,75 м2 (по данным перевозчика – компании «Пермь ЭкоСервис»).

Мусоровозы серии КО-449 на трехосном шасси КамАЗ-53215 (-02) и двухосном МАЗ-5336 (-35) отличает необычная бочкообразная форма приемного бункера вместимостью 22 м2. Кузов такой формы спокойно выдерживает давление распирающего изнутри спрессованного мусора благодаря равномерному распределению нагрузки по всей площади корпуса. И хотя производитель указывает довольно скромный коэффициент уплотнения – до 4, на деле в такие машины загружают до сотни 0,75-кубовых баков, т. е. на 25…30% больше, чем вмещают арзамасские КО-440-5 с кузовами того же объема (по данным перевозчика – ООО «ЮКОМ»). Мценский кузов легко выгружать, мыть и у него самый симпатичный внешний вид.

Подземные контейнеры российского производства. В экономически развитых странах мира распространена система подземного сбора мусора, локально применяются подземные контейнеры и в России, поскольку у них есть ряд преимуществ по сравнению с традиционной схемой сбора и вывоза мусора. Заглубленный контейнер представляет собой стойкий к коррозии каркасный колодец, две трети которого находится под землей. Видимыми на поверхности остаются только шахты для заброса ТБО. Вертикальная конструкция экономит территорию двора, а большая вместимость позволяет сократить транспортные расходы. Шахта для заброса невысокая и удобная для детей и инвалидов. Внутри контейнера находится накопитель для мусора – прочный полипропиленовый мешок. Отходы уплотняются под собственной тяжестью, а прохлада земли замедляет деятельность бактерий и препятствует появлению запаха. Крышка контейнера предотвращает проникновение внутрь осадков и животных. Выгрузку полных контейнеров выполняет мусоровоз, оснащенный краном-манипулятором. Конструкция накопителя препятствует просыпанию мусора при выгрузке.

ЗАО «Коминвест-АКМТ» разработало и начало производство заглубленных контейнеров CityBin на 3 и 5 куб.м для сбора ТБО. Для работы с ними компания предлагает мусоровозы от эконом- до премиум-класса. Эконом-класс – это мусоровозы Ряжского завода, оборудованные на производственной площадке «Коминвест-АКМТ» специальными кожухами на загрузочном бункере и КМУ Terex-Atlas. Мусоровозы премиум-класса итальянской фирмы FARID специально разработаны для работы с заглубленными контейнерами.

Одна из внедренных разработок «Коминвест-АКМТ» – логистический комплекс SuperMatic: система двухстадийного сбора и вывоза ТБО, подразумевающая совместную работу малотоннажных мусоровозов FARID серии Micro и Minimatic с транспортными мусоровозами серии Super. Модельный ряд FARID включает пять основных направлений: мини, большегрузные, транспортные, с боковой загрузкой и специализированные. Компактные мини-мусоровозы с задней загрузкой серий Micro, Minimatic и Minipac различаются размерами, вместимостью кузова и коэффициентом уплотнения. Их конструкция дает возможность перегружать ТБО в большегрузные мусоровозы.

Большегрузные мусоровозы серии Т1 отличает уникальная конструкция кузова. Боковые стенки выполнены из цельнометаллических листов с большим запасом прочности. Сферическая нижняя часть кузова обеспечивает удобство при мойке кузова. Система уплотнения двухсторонним прессованием – прессующей и выталкивающей плитой – обеспечивает коэффициент уплотнения до 6. Транспортные мусоровозы серии Super с кузовами вместимостью до 45 куб.м и коэффициентом уплотнения до 6 устанавливают на трехосные полуприцепы и оснащают автомномными двигателями.

Мусоровозы с боковой загрузкой представлены серией FMO с коэффициентом уплотнения до 6. Манипулятор обеспечивает безопасную работу с евроконтейнерами вместимостью 770...3200 л. Мусоровоз оснащен всем необходимым для того, чтобы работу выполнял один оператор, а это 4 видеокамеры, два монитора и многое другое.

Специализированные мусоровозы  серии Т1 UG представляют собой кузова серии Т1, укомплектованные КМУ Terex-Atlas и специальным задним откидным кожухом на загрузочном бункере. Мусоровоз Т1 UG работает с заглубленными и подземными контейнерами CityBin и со стандартными евроконтейнерами на 120...1100 л.

* * *

Замена оборудования для сбора мусора – вопрос технический и решаемый, как и раздельный сбор отходов. Да и многие современные мусоровозы с боковой загрузкой уже оснащают адаптерами для разных контейнеров, их высокая производительность обеспечивается не только высокой степенью уплотнения, но и скоростью процессов погрузки-выгрузки. А недостатки таких машин – это отсутствие ручной загрузки и невозможность, даже нецелесообразность установки портального погрузчика для больших контейнеров. Также у них не предусмотрена перегрузка из одного автомобиля в другой. И единственное, в чем проигрывают «боковые» мусоровозы «задним», – это универсальность и возможность работать в единой логистической цепочке сбора, вывоза и захоронения или утилизации отходов.

Сравнительные характеристики мусоровозов с боковой загрузкой
Модель Шасси Вместимость кузова, м2 Вместимость контейнера, м2 Грузоподъемность манипулятора, кг Коэффициент уплотнения Масса загружаемого мусора, кг Объем* загружаемого мусора, м2 Полная масса, кг Габаритные размеры, мм Цена, млн. руб.
КО-415
КамАЗ-53215 (6х4)
24
0,75
600
4
9100
До 80
20 500
8800х2500х3700
н. д.
МК-20-01
КамАЗ-65115 (6х4)
24
0,75
600
4
8800
До 80
20 500
8800х2500х3700
1,9
КО-440-2,3
ГАЗ-3309,07 (4х2)
7,5…8,0
0,75
500
2…3
3100
До 20
7900
6500х2500х3200
0,78…0,878
КО-440-4Д
ЗИЛ-432932 (4х2)
11
0,75
500
2…3
4500
До 30
11 000
7000х2500х3500
0,932…1,31
КО-440-4К
КамАЗ-4308 (4х2)
11
0,75
500
2…3
4900
До 30
11 500
6700х2500х3400
1,548
КО-440-5
КамАЗ-65115 (6х4)
22
0,75
500
4
8500
До 70
20 500
8700х2500х3600
1,839…1,931; 1,778**
КО-440-5У
Урал-4320 (6х6)
22
0,75
500
4
7660
До 70
21 300
10000х2500х3930
2,238
КО-440-8
МАЗ-5337А2 (4х2)
18
0,75
500
4
7159
До 55
18 000
7600х2500х3700
1,665
КО-449-10
ЗИЛ-433362 (4х2)
10
0,75
500
2…3
4700
25
11 200
7000х2500х3460
0,905…1,148
КО-449-02
КамАЗ-53215 (6х4)
22
0,75…1,1
700
4
8700
60…80
н. д.
8680х2500х3700
1,805…1,885
КО-449-35
МАЗ-5336 (4х2)
22
0,75…1,1
700
4
8100
60…80
н. д.
8750х2500х3750
1,758…1,764
МКМ-2
ЗИЛ-433362 (4х2)
9,5
0,75
700
2,5
4350
25
11 000
7200х2500х3200
0,997…1,185 (0,373)
МКМ-17005
Ford Cargo 1824DC (4х2)
12
0,75…1,1
700
4…6
7515
40
18 000
7550х2500х3475
(От 0,829)
МКМ-17105
Ford Cargo 2524; 2530 (6х2)
16
0,75…1,1
700
4…6
12 430
50
25 000
8425х2500х3475
(От 0,849)
МКМ-17205
Ford Cargo 3530DC (6х4)
20
0,75…1,1
700
4…6
11 645
60
26 000
8700х2500х3475
(От 0,869)
МКМ-4605
КамАЗ-53605 (4х2)
16
0,75…1,1
700
4…6
8450
55
20 200
8135х2500х3685
2,059...2,08 (0,873)
МКМ-4704
КамАЗ-65115 (6х4)
20,6
0,75
700
3,5
11 120
55
22 400
8380х2500х3280
1,87…1,98 (0,588)
МКМ-4805
КамАЗ-65115 (6х4)
20
0,75…1,1
700
4…6
12 360
60
25 200
8580х2500х3410
2,166 (от 0,845)
Farid FMO
IVECO (4х2…6х2)
15…30
1,1…3,2
н. д.
До 6
н. д.
н. д.
До 26 000
н. д.
Не объявляется
Примечание. В скобках указана цена кузова с оборудованием без шасси.
*Очень неоднозначный критерий, зависящий от плотности ТБО, что сложно рассчитать; не стоит также забывать, что 100 баков это необязательно 75 кубометров.
**На шасси КамАЗ-53215.
 
 
 
 
 

HIAB поддерживает внедрение в России современной технологии использования заглубленных контейнеров для сбора твердых бытовых отходов новым мусоровозом с краном-манипулятором и представляет мусоровоз для работы с заглубленными контейнерами. Спецавтомобиль изготовлен на шасси Scania P270, оснащен компактором производства Norba и краном-манипулятором HIAB 3600XG. КМУ HIAB 3600XG смонтирован на крыше компактора на специальном подрамнике. Вылет стрелы крана составляет 6,5 м, грузоподъемность – 990 кг на максимальном вылете 5,9 м и 600 кг на вылете 3,9 м. Кран-манипулятор управляется с помощью дистанционного пульта, благодаря чему водитель мусоровоза свободно перемещается по площадке и полностью контролирует процесс опустошения контейнеров в компактор. Поскольку кран работает с контейнерами легко и бесшумно, вывоз ТБО новый мусоровоз может производить в любое время суток.

В числе преимуществ новой технологии – экономия места и чистота на площадках для сбора мусора, поскольку контейнеры хранятся большей частью под землей и плотно закрываются. Благодаря большой вместимости один контейнер заменяет собой несколько обычных мусоросборников, что позволяет экономить расходы на вывоз отходов.

Технология использования заглубленных контейнеров приобретает все большую популярность как в промышленности, так и в коммунальном хозяйстве. В целях развития данного направления рынка HIAB в ближайшее время предложит потребителям мусоровозы для работы с заглубленными контейнерами на базе отечественных шасси грузовых автомобилей МАЗ и КамАЗ с краном-манипулятором HIAB, установленным за кабиной или на крыше компактора.

компании по теме статьи
компании по теме статьи