Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)

Зима нечаянно нагрянет...

Техника для зимнего содержания дорог

Леонид Малютин
Автогрейдер ГС-18.05 «Брянского Арсенала»
Снегопогрузчики компании «Дормаш»
УДМ ДМК-40 OOO «КОРМЗ»
Заднее щеточное оборудование и распределитель жидких хлоридов ОАО «КОРМЗ»
КДМ КО-829Б Арзамасского завода «Коммаш»
КДМ КО-713Н Мценского завода «Коммаш»
КМД Арзамасского завода «Коммаш» с распределительным оборудованием и скоростным отвалом Kobit
Боковые отвалы ОБГ и ОБГ-2 ОАО «КОРМЗ» для автогрейдера
Всесезонный всепогодный универсальный трактор
УДМ Смоленского завода со  скоростным передним отвалом и боковым плугом
Коммунальная машина компании «Дормаш» (Москва) с V-образным отвалом
Навесной шнекороторный снегоочиститель СФР-2000 компании «Коминвест-АКМТ» на погрузчике В-140

Не исключено, что техника для зимнего содержания дорог скоро понадобится. Ее основные виды – это комбинированные и универсальные дорожные машины с щеточным и плужным оборудованием и распределителем противогололедных реагентов, автогрейдеры и снегопогрузчики. Для уборки дворовых территорий применяют  мини-погрузчики, на трассах – шнекороторные и фрезерно-роторные машины. Широко применяются тракторы с щеточным и плужным оборудованием, для погрузки больших объемов снега – фронтальные погрузчики.

Универсальная дорожная машина (УДМ) отличается от комбинированной (КДМ) тем, что коммунальное оборудование устанавливают не непосредственно на шасси, а в кузов самосвала. Для комбинированных машин возможны три варианта компоновки сменного оборудования – с установленной на шасси цистерной, с установленным кузовом с решеткой для пескосоляной смеси и третий вариант, когда с кузова снимают решетку и ставят в него цистерну.

Комбинированные и универсальные дорожные машины выпускают несколько предприятий – Кемеровский Опытный Ремонтно-Механический Завод (КОРМЗ), Арзамасский и Мценский заводы «Коммаш», ООО «Дорожные машины» (Смоленск), Ряжский авторемонтный завод, Курганский завод дорожных машин («Кургандормаш»).

В производственной программе Кемеровского завода универсальные машины ДМК-30, их устанавливают в кузов КамАЗ-55111, и ДМК-40 для КамАЗ-53229 с усиленной удлиненной рамой и плоским кузовом повышенной грузоподъемности, а также комбинированная машина ДМК-50 на шасси КамАЗ-53605. Комплект зимнего оборудования включает скоростные передний и боковой снежные отвалы, передний поворотный и средний отвалы, щеточное оборудование для установки в колесной базе и в задней части автомобиля, а также оборудование для распределения песка с расходом 150 г/м2 и бункером вместимостью 5...7,5 м3 в зависимости от модификации.

Кроме того, КОРМЗ выпускает взаимозаменяемые боковые отвалы ОБГ и ОБГ-2 для автогрейдеров любых марок, позволяющие расширить зону уборки, срезать и убирать снежные валы с обочин дороги, очищать откосы и срезать гребни с высоты 70 см от поверхности дороги. Для тракторов завод предлагает поворотный отвал, отвал для уборки снега под ограждениями и щеточное оборудование.

Мценский завод «Коммаш» выпускает три базовые модели КМУ – КО-713Н, КО-806, КО-823 и аэродромную комбинированную машину АКПМ-3У. Для «младшей» модели КО-713Н используют 2-осные шасси ЗИЛ, АМУР, МАЗ и КамАЗ, ее кузов рассчитан на загрузку 6150 кг пескосоляной смеси (7000 кг для шасси КамАЗ). У КО-806 на 2-осных шасси КамАЗ-43253 и МАЗ-533702 в кузов загружают по 7000 и 8500 кг смеси. У модели КО-826 на 3-осных шасси КамАЗ-53215 и 53229 кузова рассчитаны на перевозку 10 800 и 13 800 кг. Для зимней работы машину комплектуют оборудованием для распределения пескосоляной смеси плотностью 100...400 г/м2, плужным и щеточным оборудованием. Управление рабочими органами машины, раздаточной коробкой и редуктором выведено на пульт в кабине водителя. Распределение смеси регулируется изменением высоты разбрасывающего диска и скорости его вращения.

Аэродромная  машина АКПМ-3У на шасси «Урал-43206» (4х4) зимой используется для удаления снега плужным и щеточным оборудованием. В колесной базе установлена щетка большего, чем у аналогов, диаметра, спереди – поворотный плуг. По заказу машину комплектуют дополнительным скоростным неповоротным плугом.

Ряжский  авторемонтный завод предлагает несколько моделей КДМ и УДМ: комбинированные машины МКДС-1 на шасси ЗИЛ-433362, МКДС-3010 на шасси МАЗ-533702, МКДС-3110 на  шасси  МАЗ-555102, МКДС-3204  на  шасси МАЗ-533702, МКДС-4005 на шасси КамАЗ-53215, МКДС-4107 на шасси КамАЗ-53229 с оборудованием «мультилифт», а также универсальную машину ДМК-40 на базе самосвала КамАЗ-53229. Комплектация для зимнего содержания включает оборудование для распределения увлажненной пескосоляной смеси, распределения жидких реагентов, отвалы и щеточное оборудование. Оборудование для распределения пескосоляной смеси с расходом 10...30 г/кв.м оснащено ленточно-цепным конвейером новой конструкции, системой автоматического дозирования в зависимости от ширины и плотности распределения и скорости машины, разбрасывающим диском из нержавеющей стали. Распределитель жидких реагентов оснащен двухсекционным диафрагменным насосом. На два диска, расположенных один над другим, жидкость может подаваться от двух секций одновременно или только из одной секции для малой плотности распределения. Конструкция позволяет изменять высоту дисков и угол наклона. Реагент перевозят в пластиковых контейнерах, сообщающихся коллектором.

Семейство  комбинированных машин КО-829 Арзамасского завода «Коммаш» включает модели на 2-осных шасси ЗИЛ и КамАЗ и 3-осных КамАЗ. Вместимость кузова для шасси ЗИЛ составляет 3,1 м3, вместимость кузова для 2-осного шасси КамАЗ – 4,5 м3, для 3-осных – 6,1 и 7 м3. Ширина полосы при распределении пескосоляной смеси – 4...9 м, плотность распределения – 150...250 г/м2. У модели КО-829С2 с оборудованием, изготовленным  по  лицензии чешской фирмы Kobit, кузов вместимостью 7,5 м3, плотность распределения – 50...350 г/м2, ширина захвата – от 2 до 10 м. Завод также изготавливает по лицензии фирмы Kobit скоростной отвал с металлическими ножами из высокопрочной стали. Отвал обеспечивает отбрасывание снега с дорожного полотна на расстояние не менее 20 м, снабжен регулируемыми по высоте опорами на резиновых колесах.

Арзамасский завод выпускает тротуароуборочные машины КО-718 на базе тракторов Т-25А и Т-30-А80, а также ДКТ-705 на базе трактора ВТЗ-2048А. Зимой машину КО-718 оснащают щеточным оборудованием и отвалом или роторным оборудованием. Спецоборудование машины ДКТ-705 включает отвал с резиновым или металлическим лемехом, V-образное плужное оборудование, щеточное и полуприцепное оборудование для распределения сухих реагентов с электронной системой дозирования.

Курганский завод выпускает комбинированные машины МД-433, МД-532 и МД-432 для шасси ЗИЛ, АМУР, КамАЗ и «Урал», универсальную машину МД-555, оборудование которой устанавливают в кузов самосвала «Урал-55571». Комбинированные машины выпускают в нескольких модификациях в зависимости от модели шасси. В состав зимнего комплекта входит оборудование для распределения пескосоляной смеси с бункером вместимостью 3,4...7,5 м3, средний, поворотный, боковой и скоростные отвалы, а также щеточное оборудование.

ООО «Дорожные машины» (Завод КДМ им. М.И. Калинина, г. Смоленск) выпускает широкую линейку комбинированных и универсальных машин на базе ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, «Урал», Tatra, Howo. Для комплектации машин завод предлагает до 15 видов быстросъемного оборудования. Благодаря универсальной передней монтажной плите возможна установка полного перечня фронтального плужного оборудования – отвал с резиновым лемехом, скоростной отвал, комбинированный отвал. Возможно использование бокового отвала, что позволяет увеличить ширину полосы при снегоочистке до 4 м. В колесной базе устанавливают грейдерный нож, который можно использовать круглогодично, или щеточное оборудование. Привод всех рабочих органов гидравлический с управлением из кабины водителя. Помимо отечественного гидравлического оборудования возможна установка оборудования фирм Salami (Италия) и Danfoss (Дания). Для полива жидкими хлоридами используют как металлическую цистерну с антикоррозионной обработкой внутренней поверхности, так и пластиковые баки. Выбор плужного оборудования расширен продукцией Bucher Scho..rling – плугами Giletta. Передние скоростные плуги Giletta оснащены механизмом защиты при наезде на препятствия высотой до 10 см на скорости до 40 км/ч. Масса плуга снижена за счет изготовления рабочего крыла отвала из полиэтилена высокой плотности. Возможно параллельное использование двух режущих кромок. Режущие кромки изготавливают из стали, резины и вулкалана. Гидрооборудование плуга приводится от гидросистемы шасси либо от автономной гидросистемы, расположенной непосредственно на плуге.

Самая мощная в смоленской гамме – комбинированная машина БАС-10М на базе самосвала Volvo FM13. Большая грузоподъемность базового автомобиля позволяет устанавливать либо в кузов самосвала, либо вместо него распределитель Giletta HF-8050T5 c кузовом вместимостью 12 м3. Кроме того, распределители Giletta серии HF с кузовами вместимостью от 2,6 до 12 м3 устанавливают на различные модели автомобилей КамАЗ, МАЗ и Volvo. Оборудование распределителя приводится от автономного двигателя мощностью 15 кВт. Распределитель работает с чистой солью с увлажнением, с пескосоляными смесями и щебнем мелких фракций. Ширина распределения противогололедных материалов – от 2 до 12 м. Плотность распределения соли – 5...50 г/м2, пескосоляной смеси – 50...500 г/м2. Эксклюзивным дистрибьютором Смоленского завода является ООО «Меркатор Холдинг» (Москва).

Импортным  оборудованием для зимнего содержания занимается также московская компания «Коминвест-АКМТ». В ее предложении – комбинированные машины с распределителем Epoke (Дания). Машина МКДУ-1 на базе 2-осного самосвала или шасси КамАЗ-43255 оснащена распределителем Epoke Sirius S3500 с кузовом вместимостью от 3 до 7 м3 на выбор, а также фронтальным отвалом и щеточным оборудованием в колесной базе. Распределительное оборудование приводится автономным двигателем Hatz и работает с чистой солью с увлажнением и пескосоляными смесями. Дозировка соли при этом в пределах 5...40 г/ м2, песка – 30...240 г/ м2; ширина обрабатываемой полосы – от 2 до 12 м. В зависимости от вместимости кузова устанавливают парные баки для воды на 630, 915 или 1100 л. Оборудованием управляют из кабины с помощью блока EpoMaster.

Машина  МКДУ-2  на  базе 3-осного самосвала или шасси КамАЗ грузоподъемностью до 14 т оснащена оборудованием Epoke Sirius S3500, передним скоростным и средним отвалами. В состав машины МКДУ-3 на базе самосвала или шасси КамАЗ-6520 грузоподъемностью свыше 14 т входят оборудование Epoke Sirius S3500 с кузовами вместимостью 7, 8 или 9 м3, передний скоростной и средний отвалы.

Московский  завод  «Дормаш» выпускает комбинированную машину КМСД-1, распределительное оборудование которой установлено на грузовой платформе полноприводного  грузовика ЗИЛ-43272Т. Спереди монтируется V-образный снежный плуг с изменяемой геометрией, в колесной базе – щеточное оборудование. Высокая проходимость и большое тяговое усилие базовой машины позволяют работать в правом ряду при уборке снега с трассы колонной уборочных машин. Ширина полосы, обрабатываемой передним плугом, – 2,2...2,5 м. Вместимость кузова распределителя – 1,5 м3, ширина обрабатываемой полосы при распределении противогололедных реагентов – от 1,6 до 5 м3.

Наиболее известная продукция компании «Дормаш», производственная база которой находится в Тульской области на Плавском авторемонтном заводе, это современные снегопогрузчики. Лаповый снегопогрузчик СнП-17 и шнекороторный СнП-18 сконструированы так, чтобы загружать самосвал и со стороны заднего борта, и через кабину, что позволяет проводить уборочные работы по ходу движения машин. Гидравлический привод хода и рабочих органов обеспечивает плавное регулирование скорости машины и надежность. При заклинивании питателей или транспортера в результате попадания на них посторонних предметов (арматуры и т. п.) срабатывают предохранительные клапаны, исключающие механическое повреждение привода. В подобных случаях механический привод снегопогрузчиков типа КО-206 выходит из строя. Существенное отличие от устаревшей модели КО-206 состоит также в комфортабельной кабине с большой площадью остекления и отопителем. Современная эргономика рабочего места снижает утомляемость оператора, обеспечивая тем самым безопасность работ и высокую производительность машины. Максимальная производительность лапового снегопогрузчика СнП-17 – до 200 м3/ч, шнекороторного СнП-18 – до 600 м3/ч, высота погрузки – 3,8...4,5 м.

Отечественное коммунальное машиностроение сегодня предлагает дорожно-эксплуатационным службам широкий выбор техники, отвечающей современным требованиям. Развитые модельные ряды позволяют выбрать машину в соответствии с условиями эксплуатации. Привычные отечественные шасси дают не только ценовое преимущество, но и обеспечивают ремонтопригодность, хотя и в ущерб надежности. Надеемся, что государственная политика поддержки отечественного коммунального машиностроения даст ему возможность не только выжить, но и развиваться.

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Снегоуборочная техника
Леонид Малютин Основные Средства 10'2009 27 сентября 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru
AEBI SCHMIDT INTERNATIONAL AG представительство в России ООО "АЕБИ-ШМИДТ РУС" +7 (495) 363-43-35/36 www.aebi-schmidt.com