Чистый город

Зимние заботы

И. Варывдин
Каждые полгода в городах России к прочим видам работ по благоустройству добавляется такой, как очистка улиц и дорог от снега. В то же время растет количество объектов, требующих содержания, пусть и не так быстро, как число транспортных средств. Сегодня мы знакомим читателей с опытом работы нескольких пермских дорожных организаций по уборке в зимний период: ведь, как говорится, готовь сани летом...
 
Bobcat S220 г/п 1 т с двигателем в 71 л.с.
Для мини-погрузчика Bobcat Т 2250 с телескопической стрелой высота кузова значения не имеет
 
Рыхлый снег хорошо подходит для роторной переброски
 
«Раритетный» Dingsheng Tiangong PY 160G
Амкодор-333В срезает утоптанный снег на стоянке и грузит его в самосвал
Машина ЭД-405А1 на трехосном шасси КамАЗ-65111 со скоростным плужным отвалом хороша для работы на длинном плече
Орловский DZ-122
Такой HOWO ZZ3257 возьмет снега раза в полтора больше, чем КамАЗ, но с лаповым снегопогрузчиком работать не сможет
Машина ЭД-244К с установкой Giletta для обработки дорог модными реагентами
Бункера для песка на этих ЗИЛах на лето заменят цистернами для воды
Одной загрузки песчаного бункера хватает на 9…10 км
КО-206 работает в составе звена с шестью самосвалами КамАЗ
Этот LiuGong 835 собирает снег с обочины и загружает его в самосвал
 
Лаповые снегопогрузчики из Новоуральска в строю уже много лет
Этот «842-й» не выдержал жестокой 3-летней эксплуатации и теперь ждет ремонта на приколе
Мини-погрузчики незаменимы при очистке парковочных карманов
МТЗ-80 поголовно используется хозяйствующими субъектами
В СМУ-34 гордятся своим Terex TG 190

Управление внешнего благоустройства администрации Перми организует работы по содержанию уличной дорожной сети. Ее 24 лота общей площадью 6,652 млн. м2 разыгрываются в тендерных торгах между десятью подрядными организациями. На оставшиеся внутриквартальные проезды и улицы секторов частной застройки приходится еще 3,943 млн. м2, тут к ним присоединяется еще несколько компаний и используется в основном мини-техника.

С октября 2008 г. с целью эффективного расходования бюджетных средств и усиления контроля за счет более тесного контакта между сторонами функции заказчика передали в ведение районных администраций: здесь Пермь последовала примеру других российских городов, уже применяющих такую схему. Сегодня администрации заключают с подрядчиками договоры на комплексное содержание, т. е. компания, выигравшая конкурс, в течение 3 лет выполняет все работы по благоустройству городских территорий, включая сбор мусора, текущий ямочный ремонт проезжей части, уход за газонами и проч. Поэтому предприятия, чтобы сохранить позиции на выгодном, особенно в последнее время, рынке муниципальных заказов, развиваются в многопрофильные структуры, нуждающиеся в машинном парке современной техники.

Но сначала о снегоборьбе. Своим опытом делятся три подрядчика: КТ «Пермская ДПМК», работающая в Индустриальном районе города, ООО СМУ-34, которое проводит уборку в центре, и ООО «Камаснаб», в чьем ведении находится отдаленный Кировский район. При составлении муниципального заказа согласовываются виды работ, применяемая техника и противогололедные реагенты в соответствии с правилами содержания уличной дорожной сети (УДС), определяются суммы затрат на их проведение и для каждой улицы составляется свой график уборки.

Сама методика очистки улиц от снега универсальна, и здесь, конечно, никто не собирается изобретать велосипед. Первый этап – сдвинуть и подмести свежевыпавший снег с крайних левых полос проезжей части к обочине, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств. Одновременно должна проводиться обработка противогололедными реагентами, главная цель которой – обеспечить безопасное движение. Ее начинают с крайней правой полосы, отдавая приоритет маршрутному транспорту. Такие циклы обработка–подметание в Перми проводят с помощью дорожных машин разных отечественных производителей, на шасси ЗИЛ и КамАЗ. Главное требование для этой техники – плужный отвал впереди, щетка в базе и оборудование для распределения реагентов в заднем свесе. Старина МТЗ хотя и не имеет свеса, также широко используется пермскими подрядчиками и на равных с КО-806 и КДМ-4528-20КСВ входит в состав звеньев механизированной очистки. Ширина подметания у них – 2,5 м. Вытянувшись по диагонали и частично перекрывая друг друга, четыре машины сдвигают снег к обочине двухполосной дороги за один проход. А работы на длинном плече в Пермской ДПМК доверяют машине ЭД-405А1 на трехосном шасси КамАЗ-65111 со скоростным плужным отвалом. На таких дорогах можно обойтись без подметания, важнее скорость очистки участка. Еще одно достоинство машины от «Меркатор Холдинг» – возможность установки в типовой самосвальный кузов различного оборудования: бункера для песка на 5 м3, системы баков для жидких реагентов (рассола) на 8,4 м3 или цистерны для воды вместимостью 8 м3. Это позволяет использовать ее круглый год. Грузоподъемность шасси 15 т позволяет брать до 9,1 т противогололедных материалов.

Эффективность сдвигания и подметания снега напрямую зависит от состояния дорожного полотна. И с этим у пермских улиц большие проблемы: проезжая часть большинства улиц давно нуждается в капитальном ремонте, но год от года ограничиваются лишь ямочным. Больше всего этим недовольны в СМУ-34: снег остается в углублениях, тает, становится дополнительным источником гололеда и разрушает асфальт. А потом к подрядчику же идут нарекания на некачественную работу. Помехой на пути дорожной техники встают, оставаясь лежать, и пресловутые «лежачие полицейские».

Правила содержания дорог требуют в первую очередь обрабатывать от гололеда спуски, подъемы, перекрестки, остановки общественного транспорта, а затем уже приступать к сплошной обработке. Для этого некоторые машины типа КДМ работают отдельно от звеньев сплошной обработки и несут круглосуточное дежурство. Одной загрузки песчаного бункера при посыпке полосы на ширину 3,5 м (больше не делают, так как частицы, разлетающиеся с высокой скоростью, могут повредить стекла близко идущих автомобилей) хватает на 9…10 км.

К противогололедным реагентам у специалистов отношение неоднозначное. Большинство считает пескосоляную смесь самой экологически безопасной. Впрочем, все говорят, что не станут возражать против применения любых других материалов, которые предложит заказчик. Подрядные организации обеспечивают заготовку и складирование реагентов на весь сезон до 15 октября.

В этом году в центре города СМУ-34 проводило обработку улиц смесью «Галлит» с помощью машины ЭД-244К с установкой Giletta, которая кроме бункера для кристаллов вместимостью 4,8 м3 включает и баки (1,1 м3) для водно-солевого раствора: смесь, таким образом, подается увлажненной. Но, по мнению сотрудников управления, этот реагент лучше использовать лишь при температурах не ниже –15 °С, иначе образуется наледь. Песок – единственный материал для борьбы с гололедом, не теряющий свойства в мороз. Не только в Перми, но и вообще в России мало кто задумывается: для чего, собственно, нужны солевые растворы и смеси? А ведь их назначение – размягчать и разрыхлять снег, чтобы облегчить его уборку, а не для растапливания снега прямо на дороге. У нас же города все больше следуют примеру Москвы, где улицы от явно чрезмерного применения реагентов превратились в настоящие снегоплавильные камеры! Отказ от песка не избавит от необходимости чистить ливневые колодцы, а немножко грязи еще никого не убивало. Гниющие машины, обувь да засоление почвы – не слишком ли высокая цена в угоду эстетике? Ну а пермские КДМ'ы пока в основном несут на себе бункера для песка, которые на лето в гаражных условиях меняют на цистерны для воды.

Следующий этап уборки снега – формирование снежного вала для последующего вывоза. С этим никто не справится лучше автогрейдера. Его нож, выходящий за пределы базы, кроме того, позволяет снимать снег с газонов, не повреждая их колесами. Но наши подрядчики борются не только со снегом, но и с нерадивыми индивидуальными автовладельцами, бросающими своих «железных коней» где попало. Организациям, работающим в отдаленных районах, проще – там вся ночь их, а вот на центральных улицах, где работает СМУ-34, жизнь кипит круглые сутки, без оглядки на всякие там кризисы. Знаки, запрещающие остановку в ночное время, мало кого смущают, и тогда приходится обращаться за помощью к ДПС, иначе кое-где работать попросту невозможно. Автопарк грейдеров пермских компаний самый разношерстный. Здесь и отечественные «дормашевские» DZ-122, и брянские «25-й» серии, среди «китайцев-нелегалов» особо примечателен бывалый Dingsheng Tiangong PY 160G – этот раритет поселился в Перми задолго до массового наплыва импорта с Востока. Из именитых иностранцев в СМУ-34 гордятся «американцем» Terex TG 190 мощностью 176 л.с. и 19 т полной массы, хорошо себя зарекомендовавшим. В Перми ценят лишь тяжелые грейдеры класса мощности 160 и выше.

Следующий этап, не самый важный с точки зрения безопасности движения, но вызывающий больше всего нареканий у граждан, это вывоз снега. Его за всю зиму на семь пермских снегосвалок вывезено 583 тыс. т. Это в среднем 58,3 тыс. машинорейсов. Основная единица для такой транспортировки – старый, добрый самосвал КамАЗ с наращенными по бокам бортами. Снег, даже спрессованный в глыбы, – материал невысокой плотности, и грузят его всегда «с шапкой». В Перми не говорят: «мы вывозим снег самосвалами», а «снег у нас вывозят КамАЗы. Впрочем, Пермская ДПМК выпускала этой зимой на снегоборьбу и новенькие Volvo FM, да и китайские грузовики у нас до кризиса успели прикупить. Вот, к примеру, красавец HOWO ZZ3257 с огромным квадратным кузовом берет раза в полтора больше снега, чем КамАЗ, но с лаповым снегопогрузчиком из-за высокого заднего борта работать не может. Кстати, все эти снегоуборочные комбайны, а в просторечии – «хапалки», – АМУРские «золотые ручки» КО-206, выпущенные если не при царе Горохе, то все равно очень давно. И закупок новых пермские дорожные организации не планируют. Причина проста: техника эта работает исключительно зимой, да и то лишь доезжает своим ходом до объекта, а при погрузке КамАЗ толкает ее задним ходом. Следствие такой щадящей эксплуатации – огромный ресурс, поэтому подрядчики надеются еще долго использовать уже имеющиеся машины. Альтернативой «хапалкам» служат фронтальные колесные погрузчики. Расчетная производительность лаповых превышает 50 т (140 м3) в час. Но на практике фронтальные исполины с ковшами на 3…4 т оказываются раза в полтора эффективнее, к тому же снегокомбайн не может работать без грейдера, заранее срезающего для того снежный вал, а это еще одна занятая единица.

Колесные погрузчики сочетают в себе и функцию бульдозера, что очень важно при предвесенней чистке стоянок и дворов от толстого, укатанного за зиму снега, да еще их применяют круглый год для разных нужд. Так что экономичность очевидна. По сравнению с лаповыми комбайнами единственный их недостаток при снегоуборке то, что создаются куда большие помехи для транспорта. Если самосвал в звене с лаповыми комбайнами загружается с заднего борта и занимает максимум одну полосу, то, работая с фронтальным погрузчиком, грузовик встает поперек дороги, заезжая на пол-кузова в подходящий проезд или на газон между деревьев.

Но финансовая сторона дела диктует свои условия, а потому везде, где это возможно, пермские подрядные организации используют для погрузки снега свои АМКОДОРЫ-332, -333, в 130 л.с., с ковшом 1,9 м3, LiuGong CLG 835 и Foton 936F с двигателем Deutz в 125 л.с. и ковшами 1,7 и 1,8 м3 соответственно, LiuGong CLG 842 с мотором Cummins в 167 л.с. и ковшом 2,3 м3. И хотя вывезли компании за пределы города огромное количество снега, больше всего замечаний они получили именно за недостаточный и несвоевременный вывоз. ГИБДД составляет предписания за снежные кучи, затрудняющие обзор, руководствуясь Административным кодексом. У мирового судьи выясняется, что дорога эта третьей категории и в ее графике предусмотрен вывоз раз в месяц, но для ДПС все улицы одинаково важны в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий. Требуется дополнительное финансирование. Казалось бы, инцидент исчерпан, и все же жители остаются недовольны, и сайт губернатора заполнен жалобами на снежные кучи в лотковых зонах. Подрядчики, работая по обращениям граждан, их вывозят, невзирая на утвержденный по осени график. И дело не в том, что, по сути, делают это бесплатно, а в том, что в общественном мнении складывается образ извечно виноватых дорожников, исправляющих свои ошибки, а не идущих навстречу пожеланиям людей.

Последний этап уборки снега с улиц – зачистка тротуаров, малых архитектурных форм и парковочных карманов, которые, к слову, лишь недавно появились в муниципальном заказе, и с ними у подрядчиков возникают серьезные трудности. Многие из них не соответствуют ГОСТу и не приспособлены для механизированной очистки. Площадки перед супермаркетами превращаются в несанкционированные круглосуточные стоянки, где отдельные машины паркуются до весны. Опять же создают проблемы вездесущие легковушки, так и норовящие протиснуться прямо под знак «Дорожные работы» и занять любое свободное место. В таких стесненных условиях лучше всего показывают себя мини-погрузчики. У этих малышей потрясающая маневренность и впечатляющая производительность при скромных размерах, а их универсальность за счет широкого выбора навесного оборудования привлекает к ним внимание дорожных компаний. Именно в такой технике они видят перспективы развития своего парка. Сегодня в Перми эксплуатируют мини-погрузчики разных марок, но по-настоящему покорить сердце пермяков удалось лишь «дикой кошке» Bobcat. И если другие автопроизводители не поторопятся, «бобкэтами» здесь начнут называть весь класс такой техники. Например, у работающей на внутридворовых проездах компании «Мегаполис» весь парк состоит исключительно из машин этой марки.

И все же потребность в мини-технике все равно остается высокой. Во дворах детсадов, школ, жилых домов, жильцы которых, в отличие от столичных жителей, по-прежнему полагают, что спасать их подъезды от снежных заносов обязана власть городская, до сих пор орудует марка «мужик с лопатой»…

Хозяйствующие субъекты Перми почти без исключений используют для содержания своих территорий тракторы МТЗ-80 с погрузчиком и щеткой, которые содержат на балансе, поскольку они удобны как для очистки больших производственных площадей от снега, так и для погрузки его в самосвалы для последующего вывоза, да и летом они без работы не остаются.

В сегодняшней неопределенной ситуации сложно говорить о перспективах отрасли. На организованном администрацией города в середине марта смотре технического арсенала пермских подрядчиков, который планируют проводить ежегодно, мэр озвучил информацию о том, что власти готовы оказать помощь в приобретении самой современной техники для благоустройства. Сами компании пока с осторожностью говорят о планах закупки новых машин, а в ООО «Камаснаб», например, в период кризиса больший акцент делают не на техническое перевооружение, а на эффективную организацию кадров, отдавая приоритет универсальным специалистам.

Производство машин для городского коммунального хозяйства, шт.
Производитель Декабрь
2008 г.
Ноябрь
2008 г.
2008 г. 2007 г. Темпы роста,
%, 2008 г. к 2007 г.
Российская Федерация всего
842
746
12 304
12 258
100,4
В том числе:          
ОАО «Коммаш», Нижегородская обл.
187
253
4141
4251
97,4
ОАО «Мценский завод Коммаш», Орловская обл.
65
53
1310
1261
103,9
ОАО «Курганмашзавод»
3
0
1070
956
111,9
ОАО «Ряжский авторемонтный завод», Рязанская обл.
99
57
959
957
100,2
ОАО «Завод КДМ им. М.И. Калинина», Смоленская обл.
115
75
835
635
131,5
ОАО «ПО «ЕлАЗ», Республика Татарстан
22
38
635
133
477,4
ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод им. В. Потрохова» АМО ЗИЛ
41
32
428
530
80,8
ОАО «Пожтехника», Тверская обл.
35
29
418
466
89,7
ОАО «ТоМеЗ», Ленинградская обл.
42
37
304
433
70,2
ОАО «Завод коммунальной энергетики», Пензенская обл.
11
14
253
376
67,3
Прочие производители
222
158
1951
2260