«Мусорные» проблемы

М. Сигаева





















В Московском регионе складывается сложная ситуация с вывозом мусора. Все тяжелее работать официальным мусороперевозчикам, закрываются ближние полигоны, растут тарифы на захоронение отходов. Небольшие компании в большинстве своем уходят из этого бизнеса. И все же остаются люди, продолжающие этот тяжелый труд ради нашего здоровья. Рассказать о специфике работы перевозчиков мусора и особенностях применяемой техники мы попросили технического директора фирмы «Мехуборка» Евгения Ерёмина и генерального директора фирмы «Антимусор» Антона Дуброва.

Автомобильные предпочтения московской компании «Антимусор» сложились давно. Фирма создавалась в 1993 г. на базе одного НИИ: в транспортном отделе института стояли ненужные автомобили ЗИЛ, и было решено создать компанию по вывозу мусора. В городе Вышний Волочок автомобили ЗИЛ переделали в мусоровозы и начали работу. Сейчас в компании 15 автомобилей на шасси ЗИЛ и две машины на шасси КамАЗ. Грузовики других марок фирма покупать не хочет – ее вполне устраивают уже имеющиеся, проверенные, которые в экстремальной ситуации может отремонтировать любой водитель. Крюковые установки также делают на заводе в Вышнем Волочке.
В автомобильном парке компании «Мехуборка» выбор автомобилей больше: есть ЗИЛы, КамАЗы, МАЗы, Ford Cargo, Hyundai Porter, Mercedes-Benz Actros. Недавно фирма стала закупать китайские грузовики Foton и Dongfeng. Уверяют, что это выгодное приобретение. «Еще два года назад я был категорически против «китайцев». А сейчас наша компания впервые взяла в опытную эксплуатацию изготовленные в Китае машины. Пока нареканий к ним нет. Китайская техника отвечает основным требованиям, она удобна и экономична, – уверяет Евгений Ерёмин. – Их цена приблизительно как у КамАЗов, но их качество выше. А у КамАЗов качество невысокое». Завод начал широко использовать импортные комплектующие, но это только усугубило ситуацию. Например, устанавливая топливный насос Bosch вместо отечественного, разработчики забыли об усилении его привода, который, как показывает практика, не выдерживает возросших нагрузок. Получается, что, приобретая КамАЗ, работники фирмы «Мехуборка» вынуждены снимать дорогой насос Bosch, который стоит около 140 тыс. руб., и ставить вместо него отечественный. Еще одна проблема: раньше запчасти на всех камских грузовиках были взаимозаменяемы и не было сложностей с их приобретением, а теперь из-за перехода к более высоким экологическим стандартам Euro 3 и применения импортных комплектующих ремонт серьезно усложнился, стал дороже, как, впрочем, и сам автомобиль. Более того, некоторые запчасти купить у «камазовских» дилеров практически невозможно. Не отличаются КамАЗы и экономичностью. В этой связи по мере роста цен на топливо фирма перешла на более экономичные машины. Грузовик Ford Cargo, например, при работе в городе расходует примерно 25 л на 100 км, а камский аналог – 45 л/ 100 км. Получается, что на каждой поездке Ford экономится до 700 руб. Кроме прочего удобство его кабины невозможно сравнить с оборудованием кабин отечественных грузовиков.
Крюковые погрузчики Hyvalift, которые позволяют использовать сменные контейнеры разной емкости и работают гораздо быстрее тросовых аналогов, фирма «Мехуборка» устанавливает сама. Подобные установки делают и шведы, но там ставят много ненужной автоматики, и чинить это в Москве бывает проблематично. «Приходится компаниям, купившим шведскую технику, обращаться за помощью в ее ремонте к нам», – сказал Е. Ерёмин.
Для работы сразу с несколькими бункерами применяется установка Front Loader, которая за одну поездку собирает мусор из 7…10 бункеров вместимостью 8 куб.м, параллельно уплотняя отходы. Получается ощутимая экономия!
На рынке представлено достаточно специализированного мусороуборочного оборудования. Например, петербургский завод «Спецтранс» выпускает почти все что надо для уборки мусора. «А если чего-то не достает, мы сделаем сами, – говорит технический директор «Мехуборки». – И в этом одно из наших преимуществ. Еще «Мехуборка» самостоятельно устанавливает на небольшие грузовички типа Foton 1069 гидравлические крюки CityLift, чтобы можно было возить 8…10-кубовые бункера». Российская техника неэкономична, поэтому многие компании ищут альтернативу – других производителей. Из-за этого в Москве огромный дефицит на определенные модели грузовиков, например на Porter.
Фирма «Мехуборка» выпускает собственные компакторы – прессы для мусора. «С их помощью можно уменьшить объем вывозимого мусора в шесть раз», – рассказывает Е. Ерёмин. Первый собственный компактор разработали и изготовили по заказу фирмы «Мехуборка» на заводе «Спецтранс» в С.-Петербурге. Сейчас у компании есть свой завод Waste Systems, где производят компакторы нескольких видов для себя и на продажу. Есть пресс, совмещенный с контейнером вместимостью от 8 до 35 куб.м, другой вариант компактора – стационарный пресс и «пристегнутый» к нему так называемый «вагон» вместимостью от 35 куб.м – такой тип целесообразно использовать на особо крупных объектов, где собирается до 100 куб.м мусора в день. «Получая такое оборудование покупатель может вывозить мусор в несколько раз реже, а это означает сокращение транспортных расходов и улучшение экологической ситуации в городе», – объясняет Е. Ерёмин. Вся техника предлагается в лизинг. Регионы с удовольствием закупают эти компакторы. Уровень качества контролирует целый отдел!
Эксплуатация техники обязательно сопровождается ремонтом. У большинства крупных компаний есть своя ремонтная база; например, в «Мехуборке» в бригаде, обслуживающей технику, работают 45 человек, выполняя все необходимые работы, в том числе мойку автомобилей. Более мелкие компании ремонтируют свои автомобили на чужих автобазах, поскольку держать свою ремонтную базу им нецелесообразно: у «Антимусора» своей рембазы нет, фирма ремонтируют свои ЗИЛы на соседней автобазе. Для 17 машин этого достаточно.
Проблемы, с которыми сталкиваются обе фирмы, схожи. Прежде всего, это рост цен на захоронение отходов и на топливо. Мусороуборочные компании не успевают пересматривать свою ценовую политику, да и какому клиенту понравится, если цена будет расти по два раза в месяц? Для примера генеральный директор фирмы «Антимусор» рассказал о росте цен на захоронение отходов на полигоне Долгопрудный. В конце 2007 г. стоимость захоронения одного бункера с отходами составляла 850 руб. На начало 2008 г. она поднялась до 1200 руб., через два месяца – до 1400, потом 1700 и 1950 руб. К сентябрю ее обещали поднять вдвое! Плюс накладные расходы на офис, зарплату водителям, топливо, ремонт автомобилей и др. и набегает по 3000 руб. на машину. Итого получается: на захоронение грузовика отходов к сентябрю фирма будет тратить 7000 руб. Это нереально! В таком случае многие компании попросту откажутся от таких услуг. Будет легче платить частнику, который на своей машине отвезет мусор в ближайший лес и возьмет за свою «работу» намного меньше, чем официальный перевозчик.
Еще одна статья расходов, способная поднять стоимость услуг компании в перспективе, связана с принятым Мосгордумой законом, согласно которому с владельцев машин старше 5 лет и мощнее 100 л.с. будут взимать повышенный налог. У двигателя КамАЗа, например, мощность 260 л.с. Естественно, что увеличение ставки транспортного налога напрямую отразится на расценках перевозчиков.
В настоящее время назревает следующая проблема: полигоны закрывают, потому что они вредны для здоровья людей, однако альтернативы нет. Чтобы избавить Москву от ежедневно скапливающегося мусора, надо построить 40 мусороперерабатывающих заводов. Стоимость одного мини-завода немецкого или швейцарского производства около 20 млн. евро. На таком заводе непосредственно утилизируется 15% мусора, остальное перерабатывается. Сейчас в Москве есть два подобных завода, но полноценно функционирует лишь один: другому Ростехнадзор не выдает лицензию на право деятельности. Однако будущее за такими заводами и крупными фирмами. Несмотря на поддержку малого предпринимательства в России, малые фирмы, работающие в этой отрасли, долго не проживут.

История мусора в Германии
Тысячелетиями жители планеты выбрасывали остатки пищи и ненужные вещи, и сегодня мало что изменилось. Мы выбрасываем пришедшие в негодность или ненужные нам вещи, технику, пищевые отходы. Горы мусора растут, утилизация его становится все проблематичней, ведь в наш век и отходы стали современными: это синтетические материалы, такие как пластмасса, которые либо не разлагаются совсем, либо гораздо медленнее, чем органические материалы.
В средние века мусор попросту ссыпали на улицу или в яму на собственном земельном участке. Запах в городах из-за этого был тяжелый, но поскольку мусор состоял по большей части из органики, он разлагался. Эпидемии чумы в средние века уносили жизни населения целых городов, и люди поняли, что уберечься от смертельной болезни можно только соблюдая правила гигиены. Так появились мусорщики, которые ехали по городу с тележкой, куда люди высыпали мусор. Около 120 лет назад во многих городах Германии начали сортировать и собирать отходы по видам. Мусор отвозили на специальные полигоны или сжигали под открытым небом. Первая настоящая мусоросжигательная установка появилась в 1896 г. в Гамбурге, когда мест для сбора отходов стало не хватать. В 2001 г. экологическая организация «Гринпис» заказала исследование, в ходе которого выявили, что из труб мусоросжигательных установок вредные вещества все же попадают в атмосферу, прежде всего парниковый газ и канцерогенные диоксины. Шлак и пепел от сжигания мусора также угрожают здоровью людей.
Важным этапом борьбы за экологию стало закрытие с 1972 г. всех маленьких свалок в деревнях. Из этих свалок, недостаточно засыпанных землей, во время дождя вредные вещества попадали в землю и отравляли грунтовые воды. Сейчас, чтобы предотвратить загрязнение грунта под территорией современных свалок, основание таких свалок укрывают пластмассовой пленкой. Сточные воды со свалок проходят через специальные очистительные установки. Ведомство по охране окружающей среды даже предложило зарывать такие свалки и озеленять их, но эту идею пока не поддержали, поскольку тогда появляется риск, что со временем места над свалками станут использовать для городской застройки, а жить в таком месте – это угроза здоровью людей.
По составу 40% твердых бытовых отходов – это пищевые отбросы и садовые отходы и 25% – это бумага. Оставшаяся часть – особый мусор, его нельзя бросать в контейнеры для мусорных отходов, нельзя утилизировать на мусоросжигательных установках. Это батарейки, химикаты, ядовитые или взрывчатые материалы. Поэтому в каждом большем городе предусмотрены специальные места для сбора особого мусора. Холодильники, машинное масло, старые компьютеры или бытовые химикаты можно сдать там, часто даже за небольшое вознаграждение.

Новый подъемник мусорных бачков
Компания Dennis Eagle, Ltd., английский производитель автомобилей-мусоровозов, на выставке в Великобритании представила свою новую разработку – подъемник мусорных бачков для мусоровозов Beta 2 грузоподъемностью 500 кг. Он на 30% легче, чем большинство подобных подъемников, потому что для его установки не требуется рама-адаптер.
Также компанией был представлен новый мусоровоз на фирменном шасси Elite 2 (колесная формула 6х2) со специальной низкой кабиной и с кузовом Phoenix P2 этого же производителя. Двигатель Cummins нового мусоровоза соответствует экологическим нормам ЕВРО 5. Эти нормы подразумевают наличие на автомобиле бортовой системы диагностики, которая контролирует уровень токсичности отработавших газов двигателя, а также работу компонентов системы нейтрализации. Коробка передач — автоматическая, Allison.

 

компании по теме статьи
компании по теме статьи