Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»

В «коммуналке» популярен компакт-класс

Д. Полянский















Российские города становятся чище, а коммунальные службы более вооруженными в техническом плане. Об этом мы слышим часто, причем из самых разных источников, но стоит свернуть с оживленной городской улицы в жилой квартал, и нас встречает все тот же дворник с нехитрым ручным «инструментом». Так стала ли жилищно-коммунальная реформа, в результате которой жилой фонд перешел в ведение частных управляющих компаний, толчком к развитию парка современной коммунальной техники, как мечтали российские законодатели? Продавцы спецтехники в этом сомневаются.

В целом рыночная ситуация для производителей и продавцов коммунальной техники сегодня складывается благоприятно независимо от того, о чем идет речь – об отечественном заводе или о поставщике импортных коммунальных машин. Позиции российских и белорусских производителей довольно прочные, во всяком случае в сегменте крупногабаритной коммунально-уборочной техники.
В российском парке мусоровозов, вакуумных машин и подметальной техники подавляющее преимущество за машинами на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, а также на базе универсальных колесных тракторов. Импортная техника шире представлена в относительно новом для российских производителей сегменте компактных машин, способных заменить ручной труд именно в стесненных условиях: во дворах, на парковках и внутриквартальных территориях. Некоторые виды техники на нашем рынке представлены лишь одним производителем, а значит, ни о какой конкуренции речи быть не может. Однако компании, предлагающие такую технику, заверяют, что частные управляющие компании пока не торопятся покупать их машины и отказываться от малоквалифицированного ручного труда.

Спрос и предложение
Частные управляющие компании пока слабо проявляют себя на рынке коммунальной техники, не помогают даже инициативы муниципальных органов, отвечающих за благоустройство. А они готовы помогать частным управляющим компаниям и даже предлагают им брать машины в аренду у подрядных организаций, поскольку у городских властей такая возможность есть. Тем не менее управляющие компании не готовы даже к таким затратам. Что касается активности государственных организаций на рынке закупок, то и после вступления в силу поправок в жилищный кодекс она не повысилась.

Ценовой капкан
Городские власти могут закупать технику исключительно через тендеры, таков федеральный закон. В этом же законе говорится, что власти обязаны приобрести технику у того поставщика, который предложит наиболее выгодную цену, а потому чаще покупают отечественные автомобили и тракторы. К сожалению, не всегда функциональные возможности этой техники и стоимость ее эксплуатации отвечают современным требованиям.

Корпоративная культура
Основными покупателями импортной коммунально-уборочной техники являются крупные предприятия, у которых есть собственные крупные территории, нуждающиеся в уборке. Свой парк коммунальной техники есть у заводов и фабрик, железных дорог, логистических комплексов и т. п. Эти заказчики уже обращают должное внимание и на качество техники, и на ее возможности. Фактор первоначальной цены машины для них не столь существенен. Чаще всего в качестве коммунально-уборочных машин они покупают универсальную технику – мини-погрузчики с бортовым поворотом.
Довольно активную группу потребителей составляют управляющие компании, обслуживающие крупные торговые и выставочные центры. Обычно для них техника закупается еще на стадии строительства или благоустройства территории, поскольку уже в этот период приходится вывозить много мусора. После завершения строительных работ эти машины успешно используются для обслуживания прилегающих территорий и парковок. Чаще всего для этих целей опять же покупают мини-погрузчик. Машина эта универсальная, подходит и для зимней уборки территории, и для летней. Помимо ковша для зимней уборки можно использовать шнекороторную снегоуборочную насадку, а летом вместо ковша навесить щетку, поливочное оборудование и успешно наводить порядок на небольших внутриквартальных площадках. Лужи, грязь и мелкий мусор с помощью этих насадок можно удалить в считанные секунды.
Благодаря разнообразию специализированных насадок для мини-погрузчиков спектр их применения становится широчайшим. Эти машины можно использовать при озеленении территории, ямочном ремонте, в коттеджном строительстве. В последние годы вновь повысился спрос на импортные мини-погрузчики. Раньше разница в цене российских и зарубежных машин составляла 50…100%, а сегодня цены на импортную технику эконом-класса американского или южнокорейского производства практически сравнялись с ценой отечественных машин. На продажах этой техники сказалось и то, что зарубежные производители разработали для своих машин специальные навески, позволяющие подсоединять к ним рабочее оборудование от популярного МКСМ-800.

Структура рынка
В России машины для городского и коммунального хозяйства производят несколько десятков предприятий, однако действительно крупных производителей меньше десяти, и ассортимент выпускаемого оборудования довольно однообразен. Это вакуумные машины для механизированного забора, транспортировки и выгрузки жидких бытовых отходов, илососные машины для механизированной очистки дождеприемников ливневой канализации, машины для механизированной профилактической очистки канализационных сетей и ликвидации в них аварийных засоров гидродинамическим способом, мусоровозы, комбинированные машины для содержания и уборки автодорог с оборудованием для распределения жидких реагентов, а также поливочно-моечным, щеточным, плужным, пескоразбрасывающим и прочим оборудованием в различных комбинациях. Доля импортной техники на российском рынке пока невысока. В нашей стране пользуется спросом продукция компаний Böschung, Bücher-Schоrling, Egholm, Hako, Kärcher, MFH, Pfau-Johnston, RAVO, Tennant.
Из новинок рынка надо отметить новый мусоровоз мценского завода «Коммаш» серии КО-427 – машину с задним бортом и портальным погрузчиком для контейнеров вместимостью до 8 м³. В этом году модель была доработана. Завод начал выпускать ее на шасси Hyundai HD 260, увеличив вместимость кузова с 17 до 20 м³. Также мценский «Коммаш» приступил к выпуску большегрузного мусоровоза КО-427-42 с кузовом вместимостью 20 м³ на трехосном шасси МАЗ-6303. Увеличенный объем кузова весьма актуален в современных условиях, поскольку за последние годы объем твердых бытовых отходов увеличился в несколько раз, тогда как удельный вес, наоборот, снизился.
Характерной приметой времени стала инициатива Златоустовского экскаваторного завода «ЗЛАТЭКС», который одним из первых приступил к производству навесного коммунального оборудования для китайских тракторов YTO и Foton. С конвейера завода уже сошли первые коммунальные машины МК.02 на базе Foton FT824 и МК.03 на базе YTO X804. МК.03 на базе трактора YTO X804 оснащена фронтальным погрузочным ковшом и щеточным оборудованием. Вместимость ковша погрузчика – 0,75 куб.м, высота выгрузки – 3,2 м, грузоподъемность – до 750 кг.
Что касается импортной техники, без сомнений, заслуживает внимания тот факт, что в Россию начали поставлять автомобили Hako и Multicar. Из других премьер стоит выделить субкомпактные поливочно-моечные машины Green Machines. Сегодня в этом классе наиболее популярны поливочно-моечные машины отечественного производства. Посмотрим, что смогут противопоставить зарубежные производители и готовы ли российские потребители к переходу на нетрадиционную для них и, кстати говоря, довольно дорогую компактную уборочную технику.

 

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Д. Полянский Основные Средства 10'2008 20 мая 2009

Комментарии (0)