Коммунальная техника в системе ЖКХ

Д. Туленков

Без эффективного парка коммунальной техники трудно представить полноценную работу всей системы ЖКХ, а значит, и нормальное функционирование городской жизни. Коммунальная техника обеспечивает бесперебойную работу дорожно-транспортной системы, систем водопровода и канализации, предотвращает в буквальном смысле этого слова «погребение» города в отходах и мусоре.

Ассенизационная машина MORO Televico

В важнейшем сегменте коммунальной техники – подметально-уборочных машин широко распространены машины, смонтированные на шасси грузовых автомобилей, а также машины прицепного типа, такие как «Магистраль» («Спецмаш», Пенза), «ЧистоГор» («РАРЗ», г. Ряжск), «ПуМа» («КоРМЗ», Кемерово). Широко известны отечественные тротуароуборочные машины ПУМ-99 (на базе ЗиЛ-433362), ПУ-93 (ГАЗ-3307), ПУМ-1 (ГАЗ-3307), ПУ-94 (ЗИЛ-433362) и достаточно качественная и надежная всасывающая подметально-уборочная машина КО-326. КО-326 массой 19,5 т, скромная по размерам (6,7х2,5х3,4 м) и с большим к.п.д. (95%), предназначена для очистки дорог с асфальтовым или цементобетонным покрытием от мусора.

С ее помощью осуществляют полный цикл уборочных и разгрузочных работ – от улиц до места утилизации отходов. В состав ее спецоборудования входят бункер-мусоросборник, система всасывания и подачи в бункер, водяная система, автономный двигатель для привода всех рабочих органов спецоборудования, гидросистема, щетка, лотковая щетка, щетка подборщика, пульт управления. Разгрузка бункера-мусоросборника самосвальная, привод рабочих органов – гидравлический. Управление рабочими органами, спецоборудованием и автономным двигателем осуществляется с пульта в кабине.

Multicar с навесной щеткой-сметкой

Незаменимы на уборке улиц бульдозеры-погрузчики на базе тракторов: их используют на уборке в большинстве российских городов, поскольку стоят они сравнительно недорого, надежны и просты в эксплуатации. Хороший пример – бульдозер-погрузчик ДЗ-133, оснащенный ковшом и отвалом. Его применяют для планировки грунта и мусора отвалом, засыпки ям и траншей, погрузки и транспортировки сыпучих материалов, подъема и перемещения штучных и тарных грузов, всесезонной очистки проезжей части.

Шнекороторные снегоочистители очищают дорожное покрытие от снега, удаляют снежные валы, образованные другими снегоочистителями, отбрасывая снег в сторону или загружая в транспорт. Фрезы для механизированной уборки очищают ото льда дороги, улицы (хорошая машина – ФЛФ-1600, скалывает лед на глубину до 100 мм, обрабатывая полосу шириной 1,6 м).

Важная роль в парке российской коммунальной уборочной техники отводится многоцелевым коммунально-строительным машинам (МКСМ), в частности, производства Курганмашзавода. Каждая вторая машина класса МКСМ, купленная в России, выпущена этим предприятием. Кроме них в номенклатуре предприятия более 60 наименований различного навесного оборудования. У популярной модели Курганмашзавода МКСМ-800 грузоподъемностью (г/п) 800 кг максимальная разгрузочная высота составляет 2410 мм. Ее габаритные размеры очень небольшие – 221532701680 мм, это обеспечивает ее широкое применение в самых разных сферах вплоть до садово-парковых хозяйств.

Небольшие универсальные автомобили очень удобны для коммунальных работ

Сравнивая отечественные и импортные подметально-уборочные машины (ПУМы), надо отметить, что в целом в основе их две принципиально разные концепции работы. Действие большинства импортных ПУМов основано на вакуумном или вихревом принципе. Вакуумный – это принцип обыкновенного бытового пылесоса, а в основе действия вихревой подметально-уборочной машины – вихревая газодинамическая система. В процессе ее работы отрыв и подъем твердых и жидких загрязнителей от поверхности и перенос их в рабочий бункер происходит за один цикл. В вихревой уборочной машине отсутствуют вращающиеся щетки, механизмы их привода. Из импортных ПУМов на российском рынке наиболее широко представлены такие бренды, как Johnston sweepers (серия V-Range, Великобритания), KROLL, Bucher Schоrling, Schwarze и Hover, Farid, MORO (Италия), Multicar Spezialfahrzeuge GmbH (ФРГ). Свои разработки в линейке коммунальной техники есть у компаний Dressta, Bomag и др.

Весьма интересны многофункциональные коммунальные машины для выполнения широчайшего спектра уборочных работ. Multicar M26 массой 4,8 т с двигателем IVECO развивает скорость до 90 км/ч, ее производят в трех базовых модификациях:

• Transline грузоподъемностью (г/п) до 2,7 т – спецверсия для перевозки грузов в самосвальном кузове или в специальном контейнере с возможностью саморазгрузки;

МКСМ со шнекороторным снегоуборочным плугом

• Ecoline – базовое шасси для установки специального навесного оборудования для стационарной работы;

• Profline – усовершенствованное шасси с трехконтурным гидрооборудованием для работы с несколькими видами навесного оборудования.

Multicar Tremo производят в двух модификациях – Tremo Carrier и Tremo Carrier S, различающихся мощностью гидравлических систем. У Multicar Fumo четыре модификации, различающиеся также мощностью гидросистемы и возможностью выполнения работ с точным маневрированием на базе модификации Multicar Fumo Сarrier H.

Менее известны, но также весьма интересны машины швейцарской фирмы Marsel Boschung AG. Delfi массой 11 т оборудована отвалом для уборки снега и шнекороторным агрегатом для его уборки, разбрасывателем песко-соляной смеси и может работать с гидравлическим краном-манипулятором, тросовой лебедкой. Delfi можно использовать для установки телефонных и осветительных столбов и мачт, уплотнения грунта и транспортировки груза с опрокидыванием кузова на три стороны. Jetbrum – более тяжелая машина (21 т) и кроме перечисленного выше оборудована установкой для скашивания травы вдоль автострад на склонах высотой до 6 м, может очищать открытые канализационные стоки вдоль дорог. При уборке снега развивает рабочую скорость до 80 км/ч.

Мусоровоз-«малютка» не повредит тротуар и газоны, «проскользнет» в любой узкий проезд

В сегменте мусоровозов лидируют разработки итальянской компании Farid и отечественные разработки разных модификаций КО. Мусоровозы с боковой и задней загрузкой Farid PN9, T1 и T1H Narrow могут базироваться и на импортных шасси, и на шасси МАЗ, КамАЗ, «Урал». Вместимость их кузовов – от 9 до 16 м3, у Farid T18C, Farid Selecto 19, Farid T19C этот параметр больше – 18...19 м3. У модификации Selecto есть возможность раздельной загрузки в кузов и загрузочный бункер. У мусоровоза Farid FMO-21 с кузовом вместимостью до 21 м3 есть возможность боковой механизированной загрузки. Самые крупные мусоровозы марки Farid – FMO-30 и T30A с кузовом на 30 м3. Время подъемного цикла этих мусоровозов – 35...40 с.

Из отечественных разработок этого вида техники широко применяется модель КО-427 для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО). Этот тип мусоровоза позволяет загружать приемный бункер вручную с помощью небольших емкостей. Прессующий механизм из двух стальных плит приводится в действие четырьмя гидроцилиндрами. Выгрузка отходов из кузова осуществляется выталкивающей плитой. Управляют процессами захвата, выгрузки и прессования с пульта на левой боковине заднего борта.

На мусоровозе КО-449-02 на шасси КамАЗ с прессующей плитой выгрузка производится самосвальным способом. Управление рабочими процессами осуществляется из кабины и дублируется с пульта в правой задней части кузова. На мусоровозе предусмотрена регулировка частоты вращения двигателя, что позволяет вести работу манипулятора на холостом ходу и производить прессование на повышенных оборотах.

Автомобили со сменными кузовами очень удобны
для коммунальных работ

Мусоровоз с боковой загрузкой КО-449 со сходными параметрами отличается новым исполнением кузова. Для улучшения условий обслуживания мусоровоза при эксплуатации трубопроводы гидросистемы вынесены из межлонжеронного пространства, а гидрораспределитель помещен на правую сторону надрамника, что обеспечивает свободный доступ к элементам гидрооборудования независимо от положения кузова. У манипулятора теперь новая конструкция захвата за переднюю стенку: так называемый «укороченный прижим».

Портальные и контейнерные мусоровозы также представлены на российском рынке модификациями КО, а наиболее интересные из них – КО-450 и КО-452. Контейнерный мусоровоз КО-450 для сбора ТБО и крупногабаритного строительного мусора, его транспортировки и разгрузки базируется на шасси ЗИЛ, АМУР или МАЗ. В состав спецоборудования входят следующие основные узлы: надрамник, стрела, контейнер, аутригеры, гидросистема, система трубопроводов, электрооборудование. Съемный открытого типа контейнер может фиксироваться в любом промежуточном положении. На контейнер можно крепить тент. Разгрузка осуществляется самосвальным способом.
Мусоровоз КО-452 может работать с контейнерами как открытого, так и закрытого типа. Работает он в двух режимах:

• погрузочно-разгрузочное устройство, приводимое в действие гидросистемой, обеспечивает подъем контейнера с площадки и установку его на надрамник шасси, а также перемещает контейнер в обратном направлении;

Мусоровоз FARID

• погрузочно-разгрузочное устройство может модифицироваться и разгружается самосвальным способом через задний борт.

Одна из самых «деликатных» сфер работы коммунальной техники – это ассенизационные работы, осуществляемые вакуумными машинами. Для этих целей широко используются популярные иностранные машины марки MORO и отечественные модификации КО, в частности хорошая и безотказная машина КО-529 на шасси ЗИЛ, АМУР и ГАЗ. В состав ее спецоборудования входят цистерна на 3,75 м3, вакуумный насос с приводом, сигнально-предохранительное устройство, приемный люк с всасывающим шлангом, краны управления с трубопроводом, площадки обслуживания. Цистерна заполняется жидкими отходами за счет разрежения. При заполнении цистерны сигнально-предохранительное устройство срабатывает и отключает подачу жидкости. Опорожнение производится как самотеком, так и под давлением. Близкородственный сектор к этим установкам – илососные и каналопромывочные машины.

Важная часть коммунальной техники – сменное (навесное) оборудование. Это разного рода заглушки для временного герметичного перекрытия внутренней полости трубопроводов при ремонтно-восстановительных и аварийных работах, водораспределительные краны (как правило, четырехходовые) для управления каналопромывочными насадками; собственно насадок донный каналопромывочный для прочистки коллекторов и канализационных трубопроводов; насадок реверсивный для жировых отложений (можно использовать в качестве реверсивного) для эффективной очистки труб от жировых отложений благодаря наличию поперечных сопел, создающих закрученные по стенкам трубы водяные струи; насадок двухрежимный каналопромывочный; насадок проходной каналопромывочный для профилактической очистки трубопроводов диаметром до 600 мм; эжекторные насосы, способные облегчить работу каналопромывочных и комбинированных машин, позволяющие выполнять технологические операции по откачке воды из колодцев и отстойников; мойки высокого давления. Наконец, важнейшее навесное оборудование – это, конечно, щетки дисковые и лотковые, а также щеточные диски. Правильно подобранные качественные щетки – залог эффективной работы любой коммунальной техники, задействованной на уборке территорий.

Самосвальная разгрузка бункера мусоровоза

Для такой северной страны, как Россия, важнейшим навесным оборудованием является предназначенное для борьбы со снежными заносами – им оснащают шнекороторные, фрезерно-роторные, плужно-роторные и лаповые снегоочистители. Лаповые снегопогрузчики на базе, как правило, двухосного полноприводного спецшасси применяют в условиях большого города, когда нет возможности далеко отбрасывать собранный снег. Его рабочим органом является скребковая лопата с лаповыми захватами и стреловидный транспортер. Обычно каждый производитель сменного оборудования для коммунальной техники имеет свою оригинальную номенклатуру и свои эксклюзивные разработки.

Весьма интересен список оборудования производства Смоленского автоагрегатного завода и ОАО «Комплексные дорожные машины» (Смоленск), Ряжского авторемонтного завода. Среди других производителей можно выделить Северодвинский завод дорожных машин, Тосненский механический завод, Кемеровский опытно-ремонтный завод, белорусский «Амкодор», ОАО «Коммаш» (Арзамас), Дмитровский экскаваторный завод, ООО «Спецдормаш» (г. Миасс), «Башсельмаш» (г. Нефтекамск), Уральский автомоторный завод (Новоуральск).

Д. Туленков Основные Средства 11'2007 10 апреля 2008

Комментарии (0)