1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Критерии выбора лесных машин
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования

Отечественные «универсалы» (ч. 2)

От традиций к современности

Валерий Васильев

(Окончание. Начало см. «ОС» № 4, 7, 2007 г.)

В 2001 г., используя предыдущий опыт, компания «Вездеход-ГВА» совместно с Правдинским заводом радиорелейной аппаратуры (ПЗРА, Нижегородская обл.), куда с АМО ЗИЛ передали производство автомобилей повышенной проходимости, выпустили первую машину серии ГВА-3848 (АСМ-4703), созданную в соответствии с проектом «Бизон». Образец был изготовлен по договору с МЧС России и предназначался для аварийно-спасательных работ в условиях полного бездорожья, лесной, болотистой и сильно пересеченной местности.

Аварийно-спасательный автомобиль ГВА-3848

Конкретным заказчиком автомобиля выступил НПЦ «Средства спасения». Колесная база этого шасси, равная 4800 мм, позволила разместить двухрядную 7-местную кабину и достаточно вместительный оригинальный кузов-фургон. Для удобного доступа к аварийно-спасательному оборудованию, размещенному в специальных отсеках и полках, имеются шесть боковых дверей шторного типа и две задние распашные, а сверху расположена трехсекционная раздвижная лестница. Предполагалось, что в семейство войдут грузовики с бортовой платформой, грузопассажирские автомобили с кузовом-фургоном и пассажирские аварийно-спасательные машины (АСМ). Были построены модели с колесной базой 3300, 3800, 4300 и 4800 мм под комплектацию их 3- или 7-местными кабинами. В качестве энергетической установки использовался минский 109-сильный дизель Д-245.12 или его форсированная до 136 л.с. версия Д-245.9. Запас хода автомобилей составлял не менее 600 км.

Логическим завершением усилий специалистов ПЗРА стал специальный автомобиль ГВА-3848.1, главные функции которого – обеспечение деятельности оперативного штаба при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), доставка оперативной группы к месту ЧС, развертывание и работа пункта управления при проведении аварийно-спасательных мероприятий.

Опытный ГАЗ-8017

Конструктивно машина представляет собой шасси ГВА-3848.51 с колесной базой 4800 мм, на котором смонтирован кузов автобуса ЗИЛ-3205, а спереди установлена тросовая лебедка. Согласно требованиям заказчика все модели семейства ГВА-3848 можно перевозить любыми видами транспорта, в том числе авиационным. Автомобили с маркой ГВА оказались по крайней мере вдвое дешевле своих «одноклассников» – немецких Unimog.

Интересные конструкции разработаны другими отечественными предприятиями. И пусть далеко не все они стали серийными, это не умаляет заслуги их создателей. Так, на Горьковском автозаводе лет десять назад появился опытный образец ГАЗ-8017, построенный с использованием агрегатов и узлов серийных заводских машин, в том числе бронетранспортеров. Машина получилась компактной и приземистой. Кабина почти вся располагалась в переднем свесе, позади нее – бортовая платформа. Имелись устройства для навески разнообразных орудий и устройства (механические и гидравлические) для их привода. Эту тему нижегородские автостроители развивать не стали.

Довольно любопытные модели универсалов изготовила столичная фирма «Севар». Ее специалисты использовали агрегатную базу «газовских» изделий. Машины (4х4) капотной компоновки для улучшения проходимости оснащали передними и задними управляемыми колесами, краном-манипулятором, гидравлическими и механическими устройствами для привода сменного оборудования. Москвичи выпустили небольшую партию многофункциональных транспортных средств.

Многоцелевой «Севар-3835» с кабиной от среднетоннажного ГАЗа

Одной из самых интересных разработок, созданных в последнее период, является универсальная многофункциональная машина Ш-406 – детище столичного объединения «Профмаш» и Минского тракторного завода (МТЗ). Эту модель создавали несколько лет. Можно смело утверждать, что сегодня на отечественном рынке появился серьезный конкурент современным машинам аналогичного назначения из Европы. Теперь специалисты дорожно-коммунальных служб могли убедиться, что силы, средства и время не потрачены даром. Машина обеспечивает использование всех сменных устройств как отечественного, так и зарубежного производства, причем компоновочная схема позволяет монтировать их спереди, сбоку, сзади и сверху. Важно отметить, что грузоподъемность, равная 4 т, выше, чем любого сопоставимого специализированного шасси. Позаботились проектировщики о дизайне и эргономике. Хороший обзор обеспечивает вынесенная вперед кабина с круговым остеклением.

К услугам водителя гидроусилитель рулевого управления, информативная панель приборов, продуманное расположение органов управления, сиденье на подвеске с регулировками положения подушки и спинки, большой вентиляционный люк в крыше. Вход-выход из кабины, которая, как и оперенье, выполнена из стеклопластика, не вызывает затруднений. Мощность наружных осветительных приборов позволяет эффективно работать в темное время суток. Двигатель Минского моторного завода Д-245.9 мощностью 136 л.с. для снижения вибраций и шума, а также лучшей развесовки по осям находится позади кабины.

Универсал Ш-406, созданный усилиями объединения «Профмаш» и МТЗ

Максимально адаптировать шасси для движения в любом рабочем режиме позволяют механическая коробка передач с ходоуменьшителем, обеспечивающая 14 передач переднего хода и 4 заднего, а также ведущие мосты, оснащенные колесными редукторами. В результате автомобиль может ползти, как черепаха, со скоростью 0,2...0,5 км/ ч или перемещаться от одного объекта к другому со скоростью до 50 км/ч. Тяговое усилие шасси составляет не менее 2 т. Колесная база 2684 мм дает возможность разместить бортовую платформу, цистерну, разбрасыватель антигололедных реагентов, специализированный кузов. Передний неразрезной мост имеет подвеску из листовых рессор, которая может блокироваться, задний мост крепится жестко.

Дорожный просвет 350 мм, привод на все колеса и блокировка дифференциалов позволяют двигаться не только по шоссе, но и преодолевать бездорожье. Грузоподъемность переднего и боковых навесных устройств, выполненных в соответствии с европейским стандартом DIN, – 1200 и 500 кг соответственно. Нагрузка, которую может выдержать заднее навесное устройство тракторного типа, достигает 1150 кг. Для привода навесного оборудования существуют передний и задний валы отбора мощности, а для присоединения гидроагрегатов предусмотрена дюжина быстроразъемных гидромуфт. Снаряженная масса машины не превышает 6,2 т. Современная российская разработка, не уступающая импортной технике, стоит самое малое в 2...2,5 раза дешевле иноземных соперников. Не лишним будет сказать, что целый ряд технических решений в конструкции данной машины защищен патентами.

для навески съемных орудий ШУ-406

Между тем конструкторские бюро «Профмаша» и МТЗ уже создали более компактную машину Ш-376 для применения в условиях плотной жилищной застройки. Ее главным достоинством является использование гидрообъемной трансмиссии и управляемых передних и задних колес. Работу трансмиссии с регулируемым аксиально-поршневым насосом и двумя гидромоторами, каждый из которых передает крутящий момент на колеса своего моста, контролирует электроника.

В свою очередь управляемые передние и задние колеса не только заметно сокращают радиус поворота, но и позволяют машине передвигаться боком при выполнении работ в узких проездах, тесных городских дворах и т. п. Дизель ММЗ Д-245.9 установлен в пределах колесной базы между лонжеронами рамы и смещен вниз, чтобы не затруднять монтаж кузовов и специального оборудования в грузовом отсеке. На шасси Ш-376 создана вакуумная подметально-уборочная машина с применением щеточного и пневмовакуумного оборудования. Конструкция универсала дает возможность использовать его со следующими видами навесных устройств: трансформируемым плугом, дорожной щеткой увеличенного до 630 мм диаметра, оборудованием для распределения противогололедных материалов с увлажнением, устройством для мойки дорожного полотна и инженерных сооружений. Вместимость бункера достигает 4 м3, вместимость водяного бака – 750 л. Скорость уборки – 6 км/ч, ширина полосы уборки – 2,7 м.

Вакуумная подметально-уборочная машина на шасси Ш-376

Минский тракторный завод, опираясь на собственную конструкторско-производственную базу, в течение ряда лет выпускает в небольших объемах многоцелевые модели серии ШУ. Сначала это были ШУ-356, а теперь ШУ-406. В их конструкции широко используются многие элементы от тракторов «Беларус». Образцы из Белоруссии неплохо справляются с выполнением разнообразных городских дорожно-коммунальных задач.

Для этого на них можно навешивать необходимое оборудование и оснастку, как отечественную, так и импортную. Кроме того, минские «унимоги» способны работать в лесном хозяйстве, в ремонтно-восстановительных и аварийно-спасательных службах.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Валерий Васильев Основные Средства 08'2007 27 февраля 2008

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com