2
Ковши для землеройной техники
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи

Отечественные «универсалы» (ч. 1)

От традиций к современности

Валерий Васильев

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 4, 2007 г.)

Сразу несколько отечественных предприятий, наблюдая за развитием событий, решили попробовать силы в области создания машин многоцелевого назначения, тем более что, по данным Министерства транспорта России, только дорожным службам требуется более 5 тысяч многоцелевых автомобилей и аппетиты коммунальных служб не меньше. А есть еще аварийно-спасательные и пожарные части, военное ведомство и другие заказчики. Так что игра стоила свеч.

Короткобазное шасси ЗИЛ-43272Н

В 1990-х гг. на первых позициях в этой сфере оказался АМО ЗИЛ. В 1993 г. в экспериментальном цехе изготовили короткобазный полноприводный многоцелевой «Универсал 900», конструкция которого, как полагали, должна соединять качества автомобиля и трактора. От серийного ЗИЛ-4331 использовали кабину, капотную часть и бортовую платформу, от ЗИЛ-131 – трансмиссию, тормоза, рулевое управление, систему регулирования давления воздуха в шинах, двигатель – белорусский тракторный дизель ММЗ Д-243 мощностью 81 л.с., а шины с хорошо развитым рисунком протектора – от сельхозтехники. Спереди и сзади были навески для установки агротехнического оборудования или плужно-щеточных устройств. Гидравлическая система высокого давления была рассчитана на нескольких потребителей. «Универсал» был создан, по сути, на общественных началах и оказался вне планов работ по перспективной технике, а посему будущего не имел. И все же опыт его постройки показал, что столичному заводу по силам начать производство собственного «унимога».

ЗИЛ, задавшись целью создать изделия с иными потребительскими качествами, максимально эффективно использовал серийную агрегатную базу. Исследования велись в двух мощных проектных подразделениях, входящих в Конструкторско-экспериментальное производство (КЭП) предприятия – Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) и Отделе главного конструктора (ОГК). Каждое из них разрабатывало собственное семейство машин, различавшихся агрегатной базой, конкретными эксплуатационными условиями и областями применения.

ЗИЛ-432722 с комплектом зимнего уборочного оборудования

В 1996-м специалисты УКЭР представили опытный автомобиль ЗИЛ-5301ФА, а их коллеги из ОГК (бывшее СКБ Грачёва) под эгидой ОАО «Вездеход-ГВА» построили макетный образец ЗИЛ-390610.

ЗИЛ-5301ФА стал результатом «скрещивания» трехтонки ЗИЛ-5301 и полноприводного ЗИЛ-131. С обеих сторон уменьшенной по длине и усиленной рамы от шеститонки ЗИЛ-433360 установили два 125-литровых топливных бака. Подвеску сделали зависимой, рулевое управление снабдили гидроусилителем. ЗИЛ-5301ФА форсировал метровый брод, преодолевал подъем 30°, мог идти по песку, размокшим грунтовым дорогам, полуметровому снегу благодаря установке двух пар односкатных ведущих колес с одинаковой передней и задней колеей (1820 мм), раздаточной коробки с понижающей передачей, централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, а также дорожному просвету 330 мм и довольно короткой колесной базе – 3300 мм. Если этого оказывалось недостаточно, в дело вступала тросовая лебедка с усилием 5 т, смонтированная на переднем бампере. Скоростные возможности машины от 3 до 70 км/ч позволяли использовать ее для выполнения широкого круга технологических и транспортных операций. Возможность отбора мощности от коробки передач – до 30 л.с. и раздаточной коробки – до 60 л.с. обеспечила работу всевозможного оборудования с механическим и гидравлическим приводом.

Успешные испытания «универсала» ЗИЛ-4327 и доработка его конструкции стали заслуженной наградой столичным автостроителям. В базовой комплектации – 109-сильный дизель ММЗ Д-245.12 или вариант Д-245.9 мощностью 136 л.с. Колесная база от 3340 до 4140 мм расширяет сферу применения автомобиля. Грузоподъемность 2 или 2,4 т определяется наличием или отсутствием системы регулирования давления в шинах. Важно, что зиловские «унимоги» этой серии на 80...90% унифицированы с серийными моделями: это позволяло безболезненно перейти к их конвейерной сборке и достаточно быстро адаптироваться ремонтному персоналу в автохозяйствах.

На Смоленском автоагрегатном заводе
ЗИЛ-432729 превратили в коммунальную машину

И цена была предпочтительная по сравнению как с импортными, так и с отечественными «одноклассниками». Столичный автозавод разработал гражданские и армейские версии «унимогов»: шасси с 3-местной или двухрядной 7-местной кабиной под установку разных надстроек и специализированного оборудования, бортовые грузовики, автомобили с кузовом-фургоном для перевозки людей, грузов, монтажа оборудования, передвижных ремонтных мастерских, лабораторий, комплексов МЧС и др. Завод продолжил расширение типажа и в 2000 г. построил экспериментальный образец вахтового автобуса ЗИЛ-47874А на шасси ЗИЛ-432732 с кузовом от автобуса малого класса ЗИЛ-3250. Для удобства размещения 17 человек, включая водителя, колесную базу увеличили до 4505 мм. Надежная термоизоляция кузова, жидкостный автономный отопитель салона, предпусковой подогреватель двигателя и встроенная в его систему охлаждения «печка» кабины позволяют эксплуатировать ЗИЛ-47874А в регионах с холодным климатом.

Отечественные специализированные предприятия предложили свои варианты на базе зиловских «универсалов». Например, «Пожтехника» (г. Торжок) превратила удлиненное шасси ЗИЛ с двухрядной четырехдверной кабиной в пожарную автоцистерну АЦ-0,8-4. В распоряжении расчета из 7 человек – комплект противопожарного и спасательного оборудования: 800-литровая цистерна, пенобак вместимостью 50 л, напорные рукава, осветительные приборы, гидравлический инструмент, дыхательные приборы и проч.

Комбинат автомобильных фургонов (КАФ, г. Шумерля) для семейства ЗИЛ-4327 разработал кузов-фургон, в котором можно разместить ремонтную мастерскую, столовую, магазин, диагностическую станцию, лабораторию и т. п. КАФ на шасси ЗИЛ-432722 изготовил ремонтно-диагностическую мастерскую МРДП для проведения контрольно-диагностических и регулировочных работ, ремонта и замены узлов и агрегатов в полевых условиях. Самым колоритным элементом МРДП стал неповоротный кран-укосина грузоподъемностью 1000 кг, его установили на переднем бампере.

Длиннобазная версия ЗИЛ-43273Н
с измененной облицовкой радиатора

Московская компания «Комплексные дорожные машины» (КДМ) на базе ЗИЛ-432720 разработала и изготовила комбинированную дорожную машину ЭД-246, которая не менее эффективно, чем немецкий Unimog, выполняет круглогодичные работы на улицах и площадях городов. ЭД-246 оснащена навесными устройствами германской фирмы Schmidt – плужным снегоочистителем, разбрасывателем с увлажнителем соли, фронтальной подметальной машиной, поливочно-моечным и фронтальным моечным агрегатами, боковым отвалом.

Свой вариант передвижной ремонтной мастерской на базе ЗИЛ-432720 предлагает Козельский механический завод. Активно сотрудничает с ЗИЛом объединение «Дормаш» из Москвы: специалисты предприятия оснащают ЗИЛ-432720 устройствами для содержания дорог как зимой, так и летом, причем они не побоялись взяться и за модернизацию машины. В конце года на суд коммунальщиков представят образец со всеми ведущими и управляемыми колесами, и сзади будет стоять такой же мост, как и впереди, только его придется развернуть на 180°. В таком исполнении машина сможет успешно работать в тесных дворах, узких улочках.

Белорусское предприятие «Амкодор-НТЦ» построило образец Амкодор-4511, в основе которого базовая машина ЗИЛ-432722. В зависимости от сезона Амкодор-4511 можно оснастить разбрасывателем антигололедных материалов, поворотной щеткой, снежным отвалом, фрезерно-роторным снегоочистителем и др. Примеры по переоснащению ЗИЛ-4327 можно продолжать.

Вахтовый автобус ЗИЛ-47874А

АМО ЗИЛ сумело занять в странах СНГ ведущие позиции по выпуску многоцелевых автомобилей с полным приводом. Пусть машины серии ЗИЛ-4327 не в состоянии по комплексу показателей соперничать с германским прототипом, однако они уже завоевали симпатии множества отечественных заказчиков.

Появление в 1996 г. макетного образца ЗИЛ-390610 продемонстрировало, что не пропали даром усилия специалистов КЭП и компании «Вездеход-ГВА», которая инициировала работы и обеспечила их финансирование. Спустя всего четыре месяца после начала работ был создан многоцелевой автомобиль, взявший чемпионский титул по проходимости среди подобных. ЗИЛ-390610, несмотря на внешнее сходство со своим ровесником ЗИЛ-432720, по кабине, оперению и колесам, например, является машиной с совсем иными качествами. Чему ж тут удивляться, если «универсал» представляет собой гибрид «Бычка» с «Синей птицей» – так в поисково-спасательной службе ВВС прозвали колесные амфибии ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061, входившие в комплекс «490». Симбиоз столь непохожих, на первый взгляд, моделей оказался удачным. По оригинальности инженерных решений образец, в конструкции которого реализована целая группа изобретений, не только не уступает знаменитому немецкому «сородичу», но и в чем-то его превосходит. Что ни решение – то своя техническая изюминка. Например, трансмиссия выполнена по бортовой или Н-образной схеме. Усилие от дизеля Д-245 передается на механическую 5-ступенчатую коробку передач ЗИЛ-130, а от нее на раздаточную коробку с понижающей передачей. Далее крутящий момент продольными карданными валами подводится к бортовым редукторам и от них с помощью поперечных карданов к колесным редукторам.

Этот образец адаптирован
для мойки дорожных ограждений

В итоге колеса каждого борта имеют жесткую кинематическую связь, что исключает их раздельное буксование. При блокировании межбортового дифференциала все движители вращаются с одинаковой скоростью, создавая максимальную тягу по сцеплению. Управлять раздаточной коробкой (переключение передач, блокировка дифференциала) помогает дистанционный электропневматический привод.

Впечатляет и гидромеханическое рулевое управление, умная конструкция которого предоставляет на выбор водителю три режима работы. На бездорожье (глубокий снег, песок, влажная луговина) поворот передних и задних колес во взаимно противоположных направлениях улучшает маневренность, а также повышает проходимость и снижает энергозатраты, поскольку автомобиль прокладывает не четыре колеи, как обычно, а только две. Во время движения по шоссе с относительно высокими скоростями можно отключить привод задних колес, фиксируя их в среднем положении. В стесненных условиях, например, при парковке в городе весьма полезной окажется возможность поворота колес в одну сторону, и тогда машина может ехать боком. Хорошей плавностью хода и высокими средними скоростями на бездорожье ЗИЛ-390610 обязан независимой подвеске с поперечными вильчатыми рычагами, продольно расположенными торсионами, выполняющими роль упругих элементов, и мощными амортизаторами.

Амкодор-4511 на шасси ЗИЛ-432722

У ЗИЛ-390610 очень прочная стальная рама с высотой лонжеронов 400 мм и усиленными поперечинами. В тормозной системе применены дисковые вентилируемые тормоза с двухконтурным гидравлическим приводом, но они размещены не в ступицах колес, а на бортовых редукторах, и по этой причине величина неподрессоренных масс снизилась, конструкция привода упростилась, колесный редуктор с большим передаточным числом удалось расположить в ограниченном объеме, увеличилось и пространство для размещения элементов подвески. Рабочие тормоза задних бортовых редукторов совмещены со стояночными механизмами, которые работают от пневмопружинного привода и могут при необходимости использоваться в качестве запасных.

Собственным ноу-хау снабдили систему регулирования давления в шинах, которая заметно быстрее, чем у соперников, работает во всем диапазоне – от максимального 0,35 МПа до минимального 0,025 МПа. Широкая колея 2050 мм и низкий центр тяжести положительно сказались на поперечной устойчивости автомобиля. Величина дорожного просвета от 490 до 590 мм зависит от размерности шин (12.00-20, 14.00-20 и 16.00-20). Первые испытания показали, что вездеход может брать 45-градусный подъем, водную преграду глубиной до 1,5 м, грунтовые рвы шириной 0,7...0,8 м и уступы высотой 1 м. Короткая колесная база (2800 мм), с одной стороны, обеспечивает радиус поворота не более 5,2 м, а с другой – позволяет успешно преодолевать препятствия.
Многоступенчатая трансмиссия с десятью передачами переднего хода и двумя заднего позволяет идти со скоростью от 0,9 до 80 км/ ч. В бортовой платформе размещается не менее 2,5 т груза.

Вариант, доработанный в Дормаше, с управляемыми передними и задними колесами

Многофункциональность ЗИЛ-390610 и его модификации ЗИЛ-390611 с увеличенной до 3300 мм базой обеспечивают шесть валов, передающих 100% мощности двигателя для привода специального оборудования. Если сравнивать зиловскую машину с германским Unimog, то заезды на специальной трассе выявили полное превосходство отечественного автомобиля, который не раз вытаскивал «немца», попадавшего в ловушки, расставленные русским бездорожьем.

Вот и выходило, что главным соперником этого «универсала» является гусеничная техника, а сферой применения – аварийно-спасательные и ремонтно-восстановительные работы, нефтегазовый комплекс – словом, там, где нужна действительно высокая проходимость. Развитием упомянутых моделей стали модификации ЗИЛ-390612 и ЗИЛ-390613, имевшие некоторые не очень значительные конструктивные отличия.

(Окончание следует)

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Валерий Васильев Основные Средства 07'2007 20 февраля 2008

Комментарии (0)