Быстросъёмное снегоуборочное оборудование

Юрий Петров

(Окончание. Начало см. «ОС» № 1 и № 2, 2006 г.)

Как уже подчеркивалось, предприятия, выпускающие дорожно-коммунальное оборудование, за последнее десятилетие значительно расширили номенклатуру продукции. Подавляющее большинство этой продукции, однако, предназначено для монтажа на тракторы и грузовые автомобили, и очень мало заводов изготавливают зимнюю навеску для спецтехники и универсальных агрегатов.

Представленный в 2002 году экспериментальный МДКУ-07 производства ВНИИ Стройдормаш изначально рассчитан на работу только с коммунально-дорожным оборудованием

Мини-погрузчики

В изначальном смысле малогабаритный погрузчик – это универсальный энергетический модуль с бортовым поворотом, предназначенный для работы со сменным навесным оборудованием широкой номенклатуры. Основное оборудование – погрузочный ковш, смонтированный на грузоподъемной П-образной стреле.

В России мини-погрузчики выпускают только Курганмашзавод (МКСМ-800) и нижнетагильский Уралвагонзавод (серия «Бобр»). Больше всего производителей сосредоточено в Беларуси – «Амкодор», Гомсельмаш, МоАЗ. На Украине выпуском погрузчиков 621А мелкими сериями занимается ЗАТ «АТЕК». Ранее, в 1990-е годы, мини-погрузчики выпускали также «Интер Барс» (в составе ОАО «Кировский завод»), «Пневмостроймашина» (полный аналог нижнетагильским ПУМ-500), ОАО «ВЭКС» (Воронежский экскаваторный), МУН НПО «Мосгормаш», днепропетровский «Южмаш», и сейчас эти машины встречаются только на вторичном рынке. Все изготовители малогабаритных погрузчиков сменные рабочие органы для своих машин обычно выпускают сами, лишь в редких случаях cложные навески с гидрофицированным приводом выпускают независимые производители.

Мини-погрузчик Курганмашзавод МКСМ-800 с фрезерно-роторным оборудованием

Мини-погрузчики с бортовым поворотом характеризуются небольшими габаритными размерами (примерно 3,4х1,8х2,2 м) и короткой базой (соотношение диаметра колеса и колесной базы лежит в пределах 1:1,4...1:1,8). Трансмиссия мини-погрузчиков гидрообъемная, колеса левого и правого борта приводятся отдельными гидромоторами и могут работать в режиме противовращения. Привод колес одного борта, как правило, осуществляется цепью, хотя встречаются и иностранные модели с гидрообъемными мотор-колесами, угловые скорости которых согласовываются гидравлически.

Если при покупке мини-погрузчиков, используемых в коммунальном хозяйстве или строительстве, важное значение придается мощности и грузоподъемности на стреле, то для служб дорожного хозяйства главным условием становятся совместимость узлов крепления оборудования с навесной системой погрузчика, доступность расходных материалов для обслуживания навески и производительность.

По сравнению с мини-тракторами малогабаритные погрузчики более универсальны, поскольку имеют большую рабочую массу (2,2...3,7 т), оборудованы обогреваемой кабиной и могут использоваться на транспортно-погрузочных работах (уборка снега или перегрузка его в грузовые автомобили). Кроме того, высокая энерговооруженность позволяет монтировать активное снегоуборочное оборудование с более высокими характеристиками, нежели применяемое на тракторах тягового класса 0,6 (типа «Владимирец»). Так, например, производительность 1,9-метрового фрезерно-роторного или плужно-роторного рабочего органа составляет 80 т/ч, а дальность отброса снега – 5...10 м.

Фронтальный погрузчик «Амкодор ТО-18Б» с щеточным и фрезерно-плужным активным рабочим органом, навешенным на грузоподъемную стрелу

Навесной бункер, устанавливаемый на погрузчик, позволяет перевозить 0,4 м3 пескосоляной смеси и разбрасывать ее на 3...15 м, в том числе инертные противогололедные материалы (ПГМ).

Фронтальные погрузчики

В теории максимальная эффективность при круглогодичной эксплуатации достигается только на универсальных или многофункциональных видах спецтехники. К этому ряду относятся фронтальные погрузчики строительного типоразмера (с ковшом вместимостью 1,0...3,0 м3) с шарнирно-сочлененной рамой. Их можно использовать с разным навесным оборудованием, в том числе с активными рабочими органами для уборки снега, и долгое время производители позиционировали их именно так, поставив во главу угла многофункциональность. На практике фронтальные погрузчики не дают ожидаемого экономического эффекта. Причин тому несколько: отсутствует необходимое быстросъемное навесное оборудование, его установка затруднена (нет адаптера) либо в силу специфики деятельности эксплуатанта погрузчик не может быть занят на всех видах работ круглый год. Последнее актуально для коммунальных служб, которые летом не могут придумать иное применение для своего погрузчика, кроме как сдать его в аренду под строительный подряд.

Самое популярное навесное снегоуборочное оборудование для строительных фронтальных погрузчиков отечественного производства – ковш и поворотный отвал для снега. В 2000 г. попытку расширить комплектацию погрузчиков ТО-18Б предпринял завод «Амкодор-Ударник». Был предусмотрен плужно-фрезерный рабочий орган и поворотная дорожная щетка, но почин не имел продолжения.

Боковой грейдерный отвал КОРМЗ ОБГ позволяет увеличить зону очистки

Во-первых, для уборки слежавшегося снега службам хватает погрузчиков с штатным ковшовым рабочим органом. Во-вторых, для работ по очистке заносов на рынке много других альтернатив. В итоге шарнирно-сочлененные «Кировцы» также оборудуют плужными отвалами, фрезерно-роторными и шнекороторными рабочими органами. Энергонасыщенные тракторы типа К-700, К-701, К-703 в отличие от фронтальных погрузчиков более универсальны: их можно использовать как бульдозеры, погрузчики, грейдозеры и тягачи для буксировки прицепов и полуприцепов. В Европе машин класса «Кировец» нет, зато много погрузчиков. Этим и объясняется распространенность активных снегоуборочных органов (например, фрезерно-роторный O/veraasen UTV400 с приводом от собственного двигателя) для погрузчиков на Западе и равнодушие отечественных потребителей к этому оборудованию.

Автогрейдеры

Для дорожных служб России в зимнее время основной проблемой является своевременная уборка снега и заносов на трассах. На основных магистралях, где актуальна пропускная способность, патрульную очистку проезжей части, удаление наледи и распределение противогололедных реагентов проводят высокопроизводительными комбинированными дорожными машинами (КДМ).

Шлейф навесного оборудования для универсального шасси «Беларус» Ш-406

На второстепенных дорогах, а также в случаях, когда КДМ не может быть применена для сдвигания снега к обочине, применяют автогрейдеры. (Основные рабочие характеристики всех моделей автогрейдеров России, Беларуси и Украины приведены в «ОС» № 6, 2005 г.) Высокая рабочая масса (10...24 т), два рабочих органа (бульдозерный и грейдерный с изменяемым в плане углом установки) и сочлененная конструкция, позволяющая менять положение отвала в поперечной оси, позволяют использовать грейдер для перемещения снега толщиной до 0,5 м на обочину проезжей части. Многостоечный кирковщик в ряде случаев можно использовать для разрыхления наледи. Пневматические шины – главное достоинство автогрейдеров – позволяют применять его на дорогах общего пользования. Главный недостаток – машина изначально предназначена для дорожно-ремонтных или дорожно-восстановительных работ и показывает невысокую производительность на патрульной уборке снега в период обильных снегопадов.

Для увеличения ширины патрульной очистки и удаления снежных валов с обочин производители навесного оборудования выпускают боковые отвалы конической формы, подобные тем, что монтируют в КДМ на шасси среднетоннажных и крупнотоннажных грузовых автомобилей. При использовании бокового отвала в комплексе с передним отвалом сокращается число проходов машины. Снег от среднего отвала перемещается без образования снежного вала, и такие боковые отвалы нередко применяют на автогрейдерах.
ОАО «Сухоложский механический завод» производит только боковой отвал АО-7 с шириной захвата 2 м (при длине ножа 2745 мм).

Неоспоримое преимущество грейдеров заключается в возможностиодновременно использовать два отвала на прокладке дороги

КОРМЗ предлагает сразу два типа – боковой типа ОБА и грейдерный ОБГ. Кроме этого для уборки снежных валов за жесткими ограждениями предлагают отвал ОБГ-2, оснащенный системой безопасности касания стоек и защитой от перегрузок.

Сами производители автогрейдеров ЧСДМ, «Брянский Арсенал», Дормаш и РаМЗ (в составе «Ирмаш») также предлагают снегоочистительные отвалы (в том числе боковые), путепрокладочное оборудование (для сдвигания грунта и снега в поперечном направлении за счет вспахивающего действия).

Многофункциональные универсальные шасси

Этот вид машин, преднамеренно адаптированный для установки специализированного быстросъемного коммунального и дорожного оборудования, до сих пор остается в России экзотикой. В качестве эталона специальных шасси принято называть автомобили Unimog, Bremach и подобные им агрегаты немецкого, швейцарского и итальянского производства. В отечественной практике эти машины для потребителей не представляют большого интереса, поскольку многофункциональные шасси стоят дорого, шлейф монтируемого оборудования выпускается за рубежом и также стоит недешево, сервисная сеть или полностью отсутствует, или мало развита. Не будем забывать и о косности потребителей.

Профмаш Ш-376 с колесной формулой 4х4х4 с распределителем реагентов и установленной спереди монтажной плитой

В отечестве попытки создания универсального шасси для коммунальной техники предпринимались неоднократно, но лишь лет десять назад начались положительные сдвиги. Интерес к сегменту универсальных шасси проявил Минский тракторный завод, выпустив полноприводное транспортно-тяговое средство ШУ-356, унифицированное по агрегатной базе с тракторами «Беларус». Испытания департамента «Белавтодор», облуживающего республиканские автодороги, легли в основу следующей разработки – базового транспортера Ш-406, в конструкции которого использованы узлы тракторов «Беларус»: двигатель, муфта сцепления, коробка передач, ходоуменьшитель, передний и задний мосты, рулевое управление, задняя навесная система, гидроаппаратура и др. Шасси оснащено передней, задней и боковыми (левая или правая) монтажными площадками для крепления навесок, самосвальной грузовой платформой, передним и задним валами отбора мощности, гидросистемой для привода навесных рабочих устройств с гидровыводами впереди, сзади и по бокам.

Одобрение департамента автодорог Беларуси позволило Фанипольскому опытно-механическому заводу начать выпуск серии навесного оборудования: роторного снегоочистителя ОРС-20.01 (высота убираемого слоя снега 1,2 м; дальность выброса до 30 м; производительность 1200 м3/ч); распределителя ОРС-20.02 с бункером на 2 м3; отвала снегоочистительного ОРС-20.03 с гидроуправлением (ширина захвата 2,5 м, высота 0,7 м); комплекта оборудования ОРС-20.04 для удаления свежего и взрыхленного снега от бордюра воздушным потоком; щеточного ротора ОРС-20.0 для удаления снега и наносов в весенне-осенний период; манипулятора ОРС-20.07 с вылетом стрелы 6,2 м. На гидроманипулятор можно установить ямобур ОРС-20.06, оборудование для мойки обстановки пути ОРС-20.09, для подметания в труднодоступных местах, грузоподъемное устройство, оборудование для обслуживания пути (люльку), оборудование для забивки стоек барьерного ограждения (гидромолот) и кусторез-косилку.

Универсальное шасси Рекстром TУM-1200 в комплектации с фрезерно-роторным питателем и транспортером непрерывного действия

Аналогичную машину – энергосредство Ш-376 – выпускает ОАО «Профмаш». В оснащение машины входит: высоконапорная моечная установка для мойки дорожного полотна и элементов инженерного обустройства (опытный образец); двухсекционное плужное оборудование; щеточное оборудование задней навески; разбрасыватель антигололедных материалов STA80W Boschung вместимостью 2 м3. В скором времени предполагается создать собственную конструкцию фрезерно-роторного снегоочистителя.

Еще одна конструкция создана в 1999 г. московским ОАО «НПП «Рекстром». Полноприводный шарнирно-сочлененный ТУМ-1200 тягового класса 1,0 отличается малыми размерами (3100х1360х2060 мм) и оснащен 31,3-сильным дизелем. В комплектацию входят шнекороторный погрузчик непрерывного действия, оборудованный транспортерной лентой, плужно-фрезерный рабочий орган, зимняя щетка, снежный плуг, распределитель жидких и твердых противогололедных реагентов.

Специализированные машины для уборки снега

Для высокого темпа работы или функционирования в сложных условиях (например, на уборке 1,5-метровых снежных завалов или заносов) машину приходится проектировать с чистого листа. В ряде случаев используют шасси автомобилей или тракторов, трансмиссия которых в первую очередь адаптирована для привода рабочего органа. Под эту категорию подпадают снегопогрузчики непрерывного действия, аэродромные уборочные комплексы для сезонных работ, высокопроизводительные снегоуборочные агрегаты на шасси грузовых автомобилей, оборудованные активным рабочим органом и полностью измененной системой привода.

Севдормаш КО-605М помимо шнекороторного оборудования может комплектоваться
скоростным отвалом

Снегопогрузчики с лаповым механизмом со сменным шнекороторным рабочим органом выпускает только ОАО «Амкодор». Богатый конструкторский опыт позволил в 2002 г. по заказу мэрии Москвы создать новую модель – машину погрузочную универсальную «Амкодор 37» МПУ-1, которую можно оснащать пятью сменными рабочими органов, что позволяет использовать ее в коммунальном хозяйстве города круглый год. Ее комплектуют как длинным скребковым транспортером («Амкодор 37» и «Амкодор 37-01»), так и коротким («Амкодор 37-03» для погрузки сыпучих материалов). Для уборки собранного в валки слежавшегося снега с кусками льда применяют лаповый питатель, более рыхлый снег можно убирать с помощью шнекового питателя («Амкодор 37-01», «Амкодор 37-03»). Ширина захвата лапового питателя – 2,5 м, шнекового – 2,81 м. Гидростатическая трансмиссия позволяет плавно наращивать мощность, а полный привод – работать в тяжелых дорожных условиях и на гололедице.

Для уборки снега на аэродромах и дорогах общего пользования ОАО «Севдормаш» выпускает целый комплекс машин со шнекороторным рабочим органом, монтируемых на шасси трехосных автомобилей ЗИЛ-131Н, ЗИЛ-433422 и «Урал-43203-1211-10». Автомобильный двигатель этих машин демонтирован. Привод рабочего органа и трансмиссии ходовой части снегоочистителя осуществляется от двигателя, расположенного в задней части машины, через понижающий раздаточный редуктор и систему карданных валов. Для работы на патрульной очистке дорог Севдормаш комплектует машины скоростным плугом с шириной захвата 3 м, позволяющим вести снегоочистку на скорости 40 км/ч.

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Снегоуборочная техника
Юрий Петров Основные Средства 03'2006 21 июля 2006

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru
AEBI SCHMIDT INTERNATIONAL AG представительство в России ООО "АЕБИ-ШМИДТ РУС" +7 (495) 363-43-35/36 www.aebi-schmidt.com