Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Критерии выбора лесных машин
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт

Быстросъёмное снегоуборочное оборудование

Юрий Петров

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 1, 2006 г.)

Коммунальная техника на базе грузовых автомобилей с высокими рабочими скоростями мало приспособлена для уборки небольших улиц с низкой интенсивностью движения, пешеходных зон, парков и дворов. Относительно малые объемы работ в ограниченном пространстве для маневрирования требуют применять базовые машины небольших размеров с достаточным запасом мощности для привода спецоборудования, способные работать на низких скоростях. К тому же для эксплуатационных предприятий приоритетными пунктами в трепетном вопросе выбора техники всегда будут стоять цена и себестоимость эксплуатации. Еще один немаловажный аспект – базовая техника должна быть универсальной, и чем шире спектр ее применения, тем лучше. Современные тракторы пусть и не идеально, но все же отвечают этим требованиям.

Плужный отвал «Бабочка» позволяет смещать свежевыпавший снег как на правую сторону, так и на левую или на обе стороны одновременно

Мини-тракторы класса 0,2...0,4

Спектр малогабаритных тракторов, используемых в коммунальной сфере, достаточно широк – это «Беларус-082БС», -112Т (МТЗ-012), -132Н; Гомсельмаш АМЖК-8; КМЗ Т-012; ЧТЗ «Уралец»; ХТЗ-1210 и -1410 (тяговый класс 0,2); ЗИМ МТ-3 харьковского ХКБМ; КрВЗ МТ-14Д; ХТЗ-1610 и -1611 (тяговый класс 0,3), а также КрВЗ МТ-18Д тягового класса 0,4, выпускаемый по китайской лицензии. Из общего ряда мини-тракторов стоит выделить два семейства: ЧТЗ «Уралец» (модели Т-0,2.03.2 и Т-0,2.03.3) и ЗИМ МТ-3.

Особенность конструкции «Уральца» – механизм бортового поворота, как на мини-погрузчиках, что позволяет использовать колесно-гусеничный ход. На пневматические шины для улучшения проходимости или сцепных качеств можно надеть гусеницы – резинотросовые ленты с башмаками и гребнями. Харьковский МТ-3 сделан по шарнирно-сочлененной схеме и имеет два исполнения: с короткой колесной базой (малогабаритный трактор) и увеличенной до 1,4 м. В последнем случае транспортер оснащают самосвальным кузовом с разгрузкой на три стороны. Мини-тракторы «Беларус» производства Сморгонского агрегатного завода также построены по шарнирно-сочлененной схеме.

Все мини-тракторы комплектуют примерно одинаковым шлейфом навесного оборудования – спереди поворотный плужный отвал или бульдозерное оборудование, а сзади навешивается подметальная щетка (роторная метла). В общем правиле есть исключения. Курганмашзавод свой трактор Т-012 также комплектует двухвальным, весьма простым плужно-роторным снегоочистителем с зоной захвата 1070 мм. Питатель имеет заглубление в центральной части, где находится один или два ротора-метателя с ножами, которые измельчают снег и подают его в раструб. Некогда аналогичное оборудование под маркой ДКТ-501 предлагал Арзамасский завод «КОММАШ».

Прицепное оборудование, полагающееся мини-тракторам, ограничивается только пескоразбрасывателями (например, РМ-02 Сморгонского завода). Обычно шлейф навесного оборудования можно заказать через самих производителей мини-тракторов.

Малогабаритные тракторы в коммунальном хозяйстве используют редко и не всегда охотно. Причин тому несколько: при небольших объемах работ хватает дворника (производительность мини-трактора 2000...6000 м2/ч), при больших объемах работ можно нанять более производительную уборочную машину на шасси трактора или мини-погрузчика.

Отвал КОРМЗ ОТ-2 для очистки снега под дорожными ограждениями

Однако в ряде ситуаций мини-трактор не испытывает конкуренции со стороны более тяжелой техники – уборка снега и посыпка парковых аллей в элитных зонах отдыха, работа на спортивных площадках, очистка тротуаров с деликатным покрытием, пешеходных дорожек и др. Небольшие размеры, короткая колесная база и практически нулевые свесы облегчают маневрирование даже в крохотных двориках и на узких дорожках в парке, что и делает мини-трактор востребованным на рынке, несмотря на миниатюрность и скромные параметры производительности.

Колёсные тракторы класса 0,6...1,4

Наиболее распространены на сегодняшний день в коммунальных службах тракторы тяговых классов 0,6...1,4 т Владимирского, Липецкого, Елабужского, Минского тракторных заводов и Ногинского завода топливной аппаратуры, выпускающего тракторы Ташкентского завода. Тракторы ЮМЗ и ЗТМ, увы, оказались в арьегарде.

Отсутствие на российском рынке доступной по цене снегоуборочной техники делает классический трактор вне конкуренции. Его применение обусловлено в первую очередь универсальностью в разных сферах, простотой конструкции, отсутствием проблем с поиском запчастей и ремонтом. Эксплуатация не требует дополнительного обучения водителя, а сервисные работы под силу слесарю средней квалификации.

Трансмиссия с реверсом и пониженные рабочие скорости дают возможность безопасно работать в пешеходных зонах, парках и местах, где затруднено деление дороги на проезжую часть и тротуар. Задняя система навески и переднего подрамника в качестве штатного оборудования исключает доработку шасси для установки навесного оборудования. Наконец, собственная гидросистема и валы отбора мощности (ВОМ) решают проблему привода навесного оборудования.

Самая распространенная схема коммунального трактора – бульдозерный

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Снегоуборочная техника
Юрий Петров Основные Средства 02'2006 17 мая 2006

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru